(Отрывок из «Третьего слова в защиту иконопочитания», - прим. ред.)
Поклонение есть знак подчинения, то есть умаления и
смирения; видов же поклонения весьма много.
Первый вид
поклонения есть поклонение служебное, которое совершаем единому по естеству
поклоняемому Богу. И оно имеет различные виды: во-первых, рабское поклонение,
ибо все творения поклоняются ему, как рабы — господину, «яко всяческая,—
говорит,— работна Тебе» (Пс. 118, 91); и одни — добровольно, другие же —
невольно. Одни поклоняются сознательно и добровольно, каковы благочестивые;
знающие же о Боге и не желающие — поклоняются Ему невольно, каковы демоны;
другие же, не зная Бога по естеству, невольно поклоняются Тому, Которого не
знают.
Второй вид —
поклонение из удивления и любви, которым мы поклоняемся Богу ради естественной
славы Его. Ибо Он — Единственный Славный, Имеющий славу не от кого-нибудь, но
Сам Виновник всякой славы и всякого блага: Непостижимый Свет, Несравненная
Сладость, Неизъяснимая Красота, Бездна Благости, Неисследимая Мудрость,
Беспредельная Сила, Единый Достойный Сам по себе удивления, поклонения,
прославления и любви.
Третий вид — поклонение благодарения за оказанные нам благодеяния, ибо все существующее должно благодарить Бога и совершать беспрестанно поклонение, потому что все имеет от Него бытие и содержится в Нем, и всем подаются обильно и без просьбы Его дары. И Он желает, чтобы все спаслись и имели участие в Его благости: долго терпит, когда мы согрешаем, и заставляет солнце всходить над праведными и неправедными, и дождит на злых и на благих. Должно, наконец, благодарить Бога за то, что Сын Божий ради нас стал подобным нам и сделал нас общниками божественного естества; за то, что мы «подобии Ему будем» (1 Ин. 3, 2).