суббота, 22 февраля 2025 г.

«Вселенские родительские субботы» (Стергиос Саккос)

В связи с особым попечением об усопших Святая Православная Церковь установила специальный день недели для их поминовения.

Как воскресенье является днем ​​Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, еженедельной Пасхой, так суббота является днем почивших, дабы мы поминали их и имели общение с ними через молитву. В каждой молитве, особенно в субботних молитвах, верующий поминает свою семью, родственников и всех дорогих сердцу его, и даже врагов своих, которые покинули этот мир, испрашивая за них молитвы Церкви.

В записках на молебны за здравие и за упокой, которые мы приносим вместе с просфорой для Божественной литургии, записываются имена живых и поминающихся усопших.

Каждый год Церковь посвящает две субботы своим усопшим. Это Великие родительские субботы: одна — перед Неделей о Страшном Суде, а другая — перед Неделей Пятидесятницы.

Родительская суббота перед Неделей о Страшном Суде имеет исключительный характер: следующий день — воскресенье — посвящен Второму Пришествию Господа, тому страшному дню, когда все мы предстанем перед Престолом Великого Судии. Поэтому через поминовение усопших мы просим Господа  быть милосердным и показать нам Свое сострадание и долготерпение, и не только нам, но и прежде почившим братьям нашим, и всех нас поместить среди сынов Своего Небесного Царства.

Второй родительской  субботой утверждается наша вера в соборность Церкви, чье основание и утверждение на земле празднуют во время Пятидесятницы. Единая Святая Соборная  и Апостольская Церковь включает в себя воинствующую Церковь земную и торжествующую Церковь небесную.

В родительские субботы Церковь призывает нас к вселенскому поминовению «всех от века усопших православных христиан». Таким образом, поминают:

* Всех  скончавшихся «внезапной смертью» на чужбине, на суше и на море.

* Погибших от эпидемии, войны, мороза, от землетрясений и стихийных бедствий.

* Сгоревших или безвозвратно пропавших.

* Всех бедных и одиноких, за которых некому отслужить погребальную службу и панихиды.

Бог не ограничен временем и местом. Ему известны и пред Ним обретается не только то, что мы воспринимаем в настоящем, но и прошлое, и будущее. Это нам являет одна лирическая молитва из  Последования ко Святому Причащению, авторство которой относят к святому Иоанну Дамаскину или преподобному Симеону Новому Богослову:

«Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть».

Бог записывает в книге Своей любви все: и дела, которые будут совершены в будущем, и молитвы, которые мы произносим сейчас за людей, живших в прошлом. Как вечный и вездесущий, наш всеблагий Господь Иисус Христос охватывает Своим Божественным Промыслом всю вселенную и все времена. Его любовь заботится обо всех людях, которые жили, живут и будут жить, «ибо любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. 5:14).

С этой верой мы предаем любви и благости Божией «себя и друг друга», как живых, так и почивших. 

Стергиос Н. Саккос, почетный профессор Фессалоникийского Университета им. Аристотеля. Из книги «Οι νεκροί μας δεν χάθηκαν»σελ. 149 152-Θεσσαλονίκη 2005).

https://aktines.blogspot.com/2011/02/blog-post_7247.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.