Как вы
знаете, в третье воскресенье Постной Триоди Церковью определено чтение той
части святого Евангелия, где говорится о Страшном Суде, который свершится во
время Второго Пришествия Христова.
Первое
Пришествие Христа на землю было тихим. Таким тихим, как это бывает в часы
рассвета, когда на деревьях, на листьях, на машинах появляется утренняя роса.
Эта роса, эта влага совершенно незаметна, в отличие от дождя. Так же тихо, как
приходит эта роса, произошло и первое Пришествие нашего Господа. Он пришел как
смиренный младенец, не имевший «где главы подклонити» (Мф. 8:20). Он
пришел на землю как человек, чтобы принести спасение нам, несчастным и
осужденным людям.
Он дал
нам святой пример, оставил нам заповеди, повеления и наставления ко спасению,
чтобы мы подражали Ему и спаслись, потому что здесь на земле все временно,
мимолетно и эфемерно. «Не приидох бо,
да сужду
мирови,
но да
спасу мир»
(Ин. 12:47). То есть Христос говорит: «Я пришел не судить, но пришел миловать,
простить и, в конечном счете, спасти человека».
Однако в определенное время Господь придет вновь, как говорят нам Писания и как говорит Он Сам в Своем святом Евангелии, но на этот раз для того, чтобы судить мир. Это Второе Пришествие нашего Христа на землю будет очень страшным. О нем сказал Сам Господь в Евангелии от Матфея: «Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ» (Мф. 25:31-32). И соберутся пред Ним все народы, все миллиарды людей, и наш Христос, как Судия во славе, разделит всю эту великую массу людскую, все это великое собрание на два стана, поставив их по правую и по левую руку от Себя.
Тогда Он обратится к тем, кто справа, и скажет им: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне. Тогда отвещают Ему праведницы, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, и напитахом? Или жаждуща, и напоихом? Когда же Тя видехом странна, и введохом? Или нага, и одеяхом? Когда же Тя видехом боляща, или в темнице, и приидохом к Тебе? И отвещав Царь речет им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе» (Мф. 25:34-40).
Владыка
и Господь напомнит им эту преизобильную милостыню, которую они сотворили через
деятельную любовь к бедным, нагим, заключенным и т. д., потому что в лице всех
этих немощных они видели Его. И Он, как Праведный Судия, скажет им: «Поскольку
вы явили Мне эту великую любовь посредством вашей богатой милостыни, Я должен
вас отблагодарить. Я должен отдать вам воздаяние. Все, что вы отправили на Небеса
вашими делами, все это Я сохранил, это было в Моем банке, и теперь Я оплачиваю
ваш чек». Естественно, мы не должны думать, когда оказываем милостыню, что Бог
становится должником человека! Он справедлив и исполняет то, что обещал.
Праведных людей, которые когда-то согрешили, но очистились покаянием, исповедью, добрыми делами, делами света, мученичеством и Кровию Агнца, Он изберет и поставит по правую сторону, приблизит их к Себе, наполнив славой и честью. Лик Христов воссияет словно десятки тысяч солнц — так вся эта слава отразится на лицах праведников, и они сами станут как солнце. Каждый из них просияет, как Христос. Лицо Христа будет источать Свой Божественный свет всем тем, кто будет по правую сторону, и они будут сиять, как светила. Все они будут озарены и освещены светом Христовым. И как солнечный свет сияет и отражается от Луны словно ее собственный (поскольку Луна не имеет своего света, но освещается Солнцем, а от Луны ночью освещается Земля), так и сияние лиц праведников не будет отличаться от сияния Лика Христова. Подумайте об оной славе, об оной красоте! Это то, что мы не в состоянии постичь нашим разумом!