
Отрывок из книги протопресвитера Георгия Металлиноса «Исповедую Едино Крещение…»
Правило 7 Второго Вселенского Собора
(Константинополь, 381 г.)
О том, как следует
принимать еретиков
Присоединяющихся
к Православию, и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению
и обычаю. Ариан, македониан, савватиан, и новатиан, именующих себя чистыми и
лучшими, четыренадесятидневников, или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают
рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия
кафолическая и апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть, помазуя святым
миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом:
печать дара Духа Святаго.
Евномиан же, единократным
погружением крещающихся и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан,
держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих
еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из галатския страны), всех,
которые из них желают присоединены быти к Православию, приемлем, якоже язычников.
В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем
их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем
пребывати в церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их.
Пояснение к правилу
По мнению отцов-колливадов,
правило 7 Второго Вселенского Собора дает прямой ответ на вопрос: «Как нужно
принимать еретиков, которые обращаются в Православие?». Каноническим основанием
для верного истолкования этого правила служат: Апостольские правила 46, 47, 50 и
63; правило 1 Карфагенского Поместного Собора (III в.); правила 6 и 7 Лаодикийского
Поместного Собора; правила 8 и 9 Первого Вселенского Собора; правила 1, 5, 20 и
47 свт. Василия; правило 95 Пято-Шестого Собора; а также правило 80 Карфагенского
Собора (V в.). Кроме того, это правило следует изучать вместе с правилом 95 Пято-Шестого
Вселенского Собора, которое является ничем иным, как его подтверждением.
Однако объяснить это правило далеко не просто, поскольку при его буквальном прочтении оно явно противоречит церковной практике, описанной сщмч. Киприаном и другими отцами (напр., свт. Василием) [1]. А как мы уже видели, наши богословы считают эту практику берущей свое начало в Древней Церкви, находящейся в согласии с Апостольскими правилами и, следовательно, единственно канонической и неоспоримой. Поэтому не без основания прп. Никодим задает закономерный вопрос: почему Второй Вселенский Собор «не отверг крещения всех без исключения еретиков в соответствии с Апостольскими правилами, с решением поместного cобора под председательством сщмч. Киприана и мнением других великих и богоносных отцов, а признал действительным крещение одних еретиков и недействительным — крещение других?».