понедельник, 22 мая 2023 г.

На суде Христа и Европы (святитель Николай Сербский)

 

«Христос удалился из Европы, как некогда из страны Гадаринской — по требованию её жителей. Но стоило Ему покинуть этот континент, как нагрянула война, пришла беда: ужас, разрушение, уничтожение» (св. Николай Сербский)

***

Какое современное название можно было бы дать Ветхому Завету? Это судебный протокол процесса между Богом и народом — народом, в ту пору избранным. Пророки ясно говорили, как Господь судится с израильским народом (Ис. 3:13-14; Мих. 6:2; Мал. 3:5). В наше время опубликованы тайные протоколы так называемых Сионских мудрецов; это еврейская программа, направленная на покорение всего мира. В этих протоколах нет ни Бога, ни пророческого слова, ни завета, ни небесной святости; словом — нет небесной печати. И потому выходит, что это пустой журналистский документ. Эти современные иудейские протоколы насчитывают около сотни страниц. А протоколы суда между Богом и еврейским народом составляют порядка тысячи страниц. Эти древние протоколы — Ветхий Завет — каждый из нас читает с глубоким сугубым чувством. Первое ощущение таково: изумляемся мы Божией верности и долготерпению; а второе — охватывает нас чувство стыда за неверие избранного народа Господу, своему Благодетелю, — за такое неверие, которое можно приравнять лишь к прелюбодейству; а также за богопротивление, объясняемое одной сатанинской злобой; и ещё за непослушание Богу, которое никогда не могло проявиться даже у мулов и ослов, и у прочего тяглового скота в отношении своего хозяина и кормильца.

Впрочем, живём мы в XX веке, то есть в эпоху Нового, а не Ветхого Завета. Какая разница? Огромная. В Ветхом Завете Бог беседовал с людьми через посредство пророков и Ангелов, а в Новом Завете Он, явившись во плоти как человек, говорит с нами лично и непосредственно. Что же скажем мы о тех, кто в свете Нового Завета убегает в египетский мрак и — с тем же самым еврейским упорством, что и во времена Ветхого Завета  пытается судиться с Богом? Можем сказать лишь то, что христиане, ведущие тяжбу с Богом, отрекающиеся от Христа, проявляющие злобу и непослушание к Богу явленному, — гораздо более тяжкие безумцы и грешники, нежели иудеи ветхозаветные, не желавшие слушать Божиих Ангелов, и пророков, и праведников. Ведь те выказывали дерзость рабам Домовладыки, а сии оказались таковыми пред Самим Домовладыкой.

Если бы захотели мы дать общее название периоду в три столетия, с XVIII по XX век, то самым подходящим было бы: протокол суда между Европой и Христом. Ведь за последние триста лет в Европе не произошло ничего такого, что не имело бы существенной связи с Христом Богом.

На суде Христа и Европы и в самом деле имеет место следующее.

Христос напоминает Европе, что она крещена в Его имя и должна остаться верной Ему и Его Евангелию.

На это обвиняемая Европа отвечает:

– Все веры одинаковы. Об этом нам поведали французские энциклопедисты. И никого нельзя заставлять верить так или иначе. Европа — исходя из своих империалистических интересов — проявляет терпимость (толерантность) ко всем вероисповеданиям как народным предрассудкам, но сама не относит себя ни к одной конфессии. Достигнув своих политических целей, она быстро расправится с этими народными суевериями.

Услышав это, Христос, печально спрашивает:

– Как можете вы, люди, жить лишь имперскими, то есть материальными, интересами? В частности — лишь животными инстинктами, понукающими к насыщению плоти? Я хотел соделать вас богами и Божиими сынами, однако вы противоборствуете сему и жадно стремитесь уравняться с упряжными животными.

На это Европа возражает:

– Ты устарел. Вместо Твоего Евангелия мы изобрели зоологию и биологию. И теперь знаем, что потомки мы не Твои и не Твоего Небесного Отца, а орангутангов и горилл, то есть обезьян. Сейчас мы совершенствуемся, чтобы стать богами. Ибо не признаём других богов, кроме нас самих.

На это Христос говорит:

– Вы упрямее древних иудеев. Я поднял вас из варварского мрака в небесный свет, а вы хотите опять сойти во тьму, как буйвол в грязь. Я дал за вас Свою кровь. Свою любовь явил Я вам тогда, когда все Ангелы воротили от вас голову в сторону, будучи не в состоянии выносить вашего адского смрада. Итак, когда вы были мраком и смрадом, Я единственный встал за вас, чтобы осветить вас и очистить. А посему не будьте теперь неверными Мне, чтобы снова не возвратиться в ту невыносимую тьму и зловоние.

На это Европа с усмешкой восклицает:

– Уходи от нас. Мы Тебя не знаем. Мы приверженцы эллинской философии и римской культуры. Мы хотим свободы. У них есть университеты. Наша путеводная звезда — наука. Наш лозунг — «Свобода, равенство, братство». Наш разум — бог богов. Ты азиат. Мы от тебя отрекаемся. Ты лишь старинная легенда наших бабушек и дедушек.

На это Христос со слезами в глазах отвечает:

– Вот, Я уйду — и вы это увидите. Свернули вы с Божией дороги и отправились по пути сатанинскому. Благословение и счастье взяты от вас. В Моей руке ваша жизнь и ваша смерть, ибо ради вас отдал Я Себя на распятие. И всё-таки бить и карать буду вас не Я, а сами грехи ваши и ваше отпадение от Меня, вашего Спасителя. Проявил Я отеческую любовь ко всем людям и любовью хотел всех вас спасти.

Европа удивлённо молвит:

– Какая любовь? Здоровая и мужественная ненависть ко всем, кто с нами не согласен, — вот наша программа. Твоя любовь — не более чем басня. Вместо неё мы выдвинули национализм, интернационализм, этатизм, веру в прогресс, в эволюцию, в науку и культуру. В этом наше спасение, а Ты — прочь от нас!

Братья мои, это судебное разбирательство в наше время окончилось. Христос удалился из Европы, как некогда из страны Гадаринской — по требованию её жителей. Но стоило Ему покинуть этот континент, как нагрянула война, пришла беда: ужас, разрушение, уничтожение. Сторицей вернулось в Европу дохристианское варварство: аварское, гуннское, лангобардское, африканское — только стократ более зверское. Христос же, взяв Свой Крест и забрав благословение, удалился. Остался мрак и смрад. А вы теперь решайте, с кем пойдёте далее: с омрачённой и смердящей Европой или со Христом. Аминь.

***

Источник: Святитель Николай Сербский (Велимирович), «Сквозь тюремное окно». Эту книгу владыка Николай написал в фашистском концлагере Дахау с 15 сентября 1944 по 8 мая 1945 гг.