
Беседа состоялась в св. монастыре
Комнинио г. Лариса, 30.09.2001
***
«Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и
буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите
из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я
прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит
Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя
от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.6:16 – 7:1).
***
В сегодняшнем апостольском
чтении, дорогие мои, Церковь нам открывает одну очень важную истину, часто ускользающую от
нашего внимания или неизвестную многим христианам: «Вы храм Бога Живаго» (2Кор.6:16). Следует особенно подчеркнуть: речь идет обо всем верующем человеке, о его душе и
теле в неразрывном единстве. Я уже обращал ваше внимание на важность телесной
составляющей. Наше тело не является чем-то незначительным и маловажным.
Оно тоже войдет в Царство Божие после воскресения мертвых.
Поводом для этих слов св.
апостола Павла послужили некоторые коринфяне, которые, хотя и были крещены, но
продолжали поклоняться идолам и сохранять идолопоклоннические обычаи. Апостол их
обличает и задает ряд вопросов, чтобы показать им, что верующий не должен иметь
никакого отношения к идолам. А все это потому, что за идолами, как говорит нам
об этом и Ветхий Завет, скрывается сатана. Мы неоднократно убеждаемся в этом,
читая жития святых, когда один из святых мог сказать, обратившись к языческой статуе:
«Кто ты?». После этого статуя падала и разбивалась. Каждый верующий является
храмом и жилищем Бога Живого. Апостол задает нам вопрос: «Какая
совместность храма Божия с идолами?» (2Кор.6:16). И поясняет, что под
храмом имеется в виду не что иное, как человек: «Ибо вы храм Бога Живаго,
как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут
Моим народом» (2Кор.6:16).
Этот вопрос очень многогранен,
дорогие мои. Сегодня мы остановимся лишь на одной важной истине и ограничимся
ею, потому что этот отрывок содержит глубокие смыслы, которые невозможно
охватить одной проповедью. Я ограничусь тематикой тела. А точнее тем, что тело
человека, весь его душевно-телесный состав, является обителью Божией.
Человек крещеный,
дорогие мои, является храмом Бога Живого. Это утверждение редко можно услышать.
Об этом мало знали и в ветхозаветное время. Хотя эти слова апостола Павла, которые
мы читаем во Втором послании к Коринфянам, заимствованы из Ветхого Завета. Именно
так. И все же, возможно, в то время это важное утверждение осталось незамеченным.
В одном из древнегреческих стихотворений говорилось, что люди принадлежат
роду Божию (греч. «τοῦ γὰρ Θεοῦ καὶ γένος ἐσμέν»). Апостол Павел также использовал
это выражение в своей проповеди в Афинах: «Ибо мы Им живём и движемся и
существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “Мы Его и род”» (Деян.17:28)[1].
В первом случае словами
о нашем сродстве с Богом древнегреческие философы приписывали так называемым «богам»
человеческие качества, страсти и немощи. А во втором случае, говоря, что «мы
в Нем живем, движемся и существуем», язычники понимали наши отношения с Богом в
пантеистическом смысле, когда Бог пронизывает всё существующее в мире и человек
находится как бы «внутри Бога». Однако это не так. Бог находится вне и выше
всего воспринимаемого при помощи чувств. Он Сам делает человека Своим
жилищем, дорогие мои, храмом Божиим.
Это утверждение звучит в высшей степени удивительно. Неужели Бог может прийти и поселиться во мне, в моей душе и в моем теле? «И в моем теле», подчеркиваю еще раз. Подобное является следствием Его любви к человеку. Так хочет Сам Бог.