воскресенье, 19 октября 2025 г.

«Храм Бога Живаго» (архимандрит Афанасий Митилинеос)

Беседа состоялась в св. монастыре Комнинио г. Лариса, 30.09.2001

***

«Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.6:16 – 7:1).

***

В сегодняшнем апостольском чтении, дорогие мои, Церковь нам открывает одну очень важную истину, часто ускользающую от нашего внимания или неизвестную многим христианам: «Вы храм Бога Живаго» (2Кор.6:16). Следует особенно подчеркнуть: речь идет обо всем верующем человеке, о его душе и теле в неразрывном единстве. Я уже обращал ваше внимание на важность телесной составляющей. Наше тело не является чем-то незначительным и маловажным. Оно тоже войдет в Царство Божие после воскресения мертвых.

Поводом для этих слов св. апостола Павла послужили некоторые коринфяне, которые, хотя и были крещены, но продолжали поклоняться идолам и сохранять идолопоклоннические обычаи. Апостол их обличает и задает ряд вопросов, чтобы показать им, что верующий не должен иметь никакого отношения к идолам. А все это потому, что за идолами, как говорит нам об этом и Ветхий Завет, скрывается сатана. Мы неоднократно убеждаемся в этом, читая жития святых, когда один из святых мог сказать, обратившись к языческой статуе: «Кто ты?». После этого статуя падала и разбивалась. Каждый верующий является храмом и жилищем Бога Живого. Апостол задает нам вопрос: «Какая совместность храма Божия с идолами?» (2Кор.6:16). И поясняет, что под храмом имеется в виду не что иное, как человек: «Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16).

Этот вопрос очень многогранен, дорогие мои. Сегодня мы остановимся лишь на одной важной истине и ограничимся ею, потому что этот отрывок содержит глубокие смыслы, которые невозможно охватить одной проповедью. Я ограничусь тематикой тела. А точнее тем, что тело человека, весь его душевно-телесный состав, является обителью Божией.

Человек крещеный, дорогие мои, является храмом Бога Живого. Это утверждение редко можно услышать. Об этом мало знали и в ветхозаветное время. Хотя эти слова апостола Павла, которые мы читаем во Втором послании к Коринфянам, заимствованы из Ветхого Завета. Именно так. И все же, возможно, в то время это важное утверждение осталось незамеченным. В одном из древнегреческих стихотворений говорилось, что люди принадлежат роду Божию (греч. «τοῦ γὰρ Θεοῦ καὶ γένος ἐσμέν»). Апостол Павел также использовал это выражение в своей проповеди в Афинах: «Ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: Мы Его и род» (Деян.17:28)[1].

В первом случае словами о нашем сродстве с Богом древнегреческие философы приписывали так называемым «богам» человеческие качества, страсти и немощи. А во втором случае, говоря, что «мы в Нем живем, движемся и существуем», язычники понимали наши отношения с Богом в пантеистическом смысле, когда Бог пронизывает всё существующее в мире и человек находится как бы «внутри Бога». Однако это не так. Бог находится вне и выше всего воспринимаемого при помощи чувств. Он Сам делает человека Своим жилищем, дорогие мои, храмом Божиим.

Это утверждение звучит в высшей степени удивительно. Неужели Бог может прийти и поселиться во мне, в моей душе и в моем теле? «И в моем теле», подчеркиваю еще раз. Подобное является следствием Его любви к человеку. Так хочет Сам Бог.