
«Лицемер»
(Лк.13:15)
Неделя 26-я по Пятидесятнице
«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк.13:10-17).
* * *
Не существует, дорогие мои, такого народа, который не имел
бы религии. И, конечно, у каждой религии есть свое особенное место для молитв.
Мусульмане идут в мечеть, иудеи — в синагогу, а христиане — в церковь. Кроме
того, каждая религия
имеет свой установленный день для богослужений: у мусульман это пятница, у
евреев — суббота, а у нас — воскресенье.
К чему же мы говорим об этом? — спросите вы. А к тому, что сегодняшнее Евангелие упоминает «синагогу» (Лк.13:10) — место, где евреи до сих пор собираются каждую субботу. Так что же там произошло?
* * *
Среди толпы, собравшейся в
синагоге, — повествует Евангелие, — была одна женщина. Она была инвалидом. Ее
позвоночник был так сильно искривлен, что голова почти касалась земли.
Она была такая согбенная, что издалека можно было принять
ее за четвероногое животное, а не за человека.
Есть одна деталь, которая имеет
большое значение. Евангелие говорит, что болезнь этой женщины была вызвана не
физиологическими причинами, например
болезнью костей и суставов, а воздействием диавола (Лк.13:11). Мы должны
знать, дорогие мои, что диавол — это не вымышленный или мифический персонаж, а
реальная темная сила, сеющая хаос в мире. И он мог бы причинить огромное зло,
если бы Бог не сдерживал его. Поэтому Христос научил нас молиться: «И не введи
нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Мф.6:13).
Эта женщина вызывает
восхищение, и вот почему. Ее состояние было весьма тяжелым и могло бы стать
хорошим оправданием, чтобы не ходить в синагогу. Она действительно была очень
больна. Кроме того, она передвигалась таким образом, что могла бы стать
объектом насмешек и травли со стороны злых детей, которые издеваются над такими
людьми. Никто бы не осудил ее за отсутствие.
И сегодня мое сердце
сжимается, когда я вижу в церкви человека, прикованного к инвалидной коляске. Другие
имеют такие сильные ноги, что легко могут подняться на гору, но в церковь они не
приходят. У людей есть ноги для диавола, но не для Бога.
Эта женщина, несмотря на
свою болезнь, была постоянной прихожанкой синагоги. Она приходила туда снова и
снова. И что же она обрела? Вы, возможно, скажете: «Каждый раз она входила
калекой и выходила калекой». Но взгляните теперь: в этот раз она вышла
совершенно здоровой! Как это стало возможным? В синагоге произошло настоящее
чудо.
В этот раз в синагогу
пришел Сам Христос! Известно, что Господь регулярно посещал как синагогу, так и
храм Соломона. Пусть задумаются об этом сектанты, которые призывают к отказу от
церквей. Синагогу и храм посещал Сам Христос, подавая пример всем верующим.
И что Он там делал? Он учил
слову Божию. Эта женщина, сидевшая рядом, не отводила от Него глаз, впитывала
каждое Его слово. В отличие от нас, чьи мысли часто рассеяны даже во время богослужений,
она внимательно слушала Его божественные слова.
Взгляд Христа, исполненный
глубокого сострадания, остановился на ней, и Он произнес: «Женщина, ты освобождаешься
от недуга своего» (Лк.13:12). И тогда произошло чудо… Ее кости
сразу же затрещали, позвоночник выпрямился, и та, которая была согнута вдвое,
теперь стала стройной, как кипарис!
Все видели и восхищались
этим чудом. Но не все были рады. Был и тот, кто был огорчен. Кто, скажите на
милость? Когда происходит что-то хорошее, то грустит один только сатана и слуги
его. И здесь, подобно сатане, был опечален начальник синагоги. Он очень расстроился.
Вместо того, чтобы радоваться и прославлять Всемогущего Бога за исцеление,
совершенное Христом, он, движимый завистью и неприязнью, открыл уста и изрек
горькие слова. «Что за безобразие! — сказал он. — Сегодня суббота, работать
нельзя, для чего было исцелять ее сегодня?»… Он приравнивал чудо к работе, однако
чудо — это не труд!
В ответ на слова начальника
синагоги, Христос обратился к нему: «Лицемер»! (Лк.13:15). Одно слово —
как гром и молния. «Подойди-ка сюда. Разве у тебя нет осла? Разве ты не отвязываешь
его от яслей в субботу, чтобы напоить его? Если ты отвязываешь осла и ведешь
его на водопой, неужели Я не должен был освободить эту женщину, которую связал
сатана и 18 лет держал в своих узах?». Почему Христос назвал его лицемером? В
его сердце было одно, а говорил он другое. Он притворялся богобоязненным,
но на самом деле не был таковым; в его сердце таилась ненависть и зависть ко
Христу.
Этот начальник синагоги был
лицемером. Лицемерами были и книжники и фарисеи — политические и религиозные
лидеры иудейского народа. К ним Христос, как мы слышим в Великий вторник, обратился
с грозными словами «горе вам»: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры...» (Мф.
23:13 и далее). Господь в лице книжников и фарисеев обличил ту социальную
болезнь, недостаток и страсть, которые встречаются во всем мире; и эта страсть,
дорогие мои, — лицемерие.
* * *
Лицемерие — это ужасная страсть,
всепроникающее зло. Мы встречаем его и в семье, и в повседневной жизни, и в
образовании, и в общественной деятельности, и на международной арене, и даже в
церкви. Покажу вам несколько типов лицемеров нашего времени, которые очень
похожи на того, кого мы сегодня увидели в Евангелии.
- Перед нами мужчина, который
является чьим-то мужем. Посмотри на него. Он дал обет верности своей жене,
обещал быть вместе с ней вместе и в радости, и в горе. Разве это незначительное
обещание? Стоя в храме — пред Богом, ангелами и людьми, — он поклялся в вечной
любви и верности только ей. Но его поступки говорят об обратном: он заводит
связи на стороне, нарушая данное слово. Такой человек, обманывающий свою жену, —
истинный лицемер. Но и жена, давшая такую же клятву — оставаться верной святым
узам брака, но нарушившая ее, изменяя своему мужу, также совершает величайшее лицемерие.
Это пример лицемерия в доме.
- Другой человек проявляет
к вам дружеское участие, выражает симпатию, и вы полагаете, что он искренен.
Однако наступает момент, когда вам нужна помощь, и тогда он вас покидает;
оказывается, что он лицемер.
- Лицемер — это тот, кто
притворяется патриотом и говорит громкие слова о любви к родине. Однако
наступает момент, когда становится ясно, что родина ему безразлична; он любит
только свой кошелек, свою материальную выгоду.
- Лицемерие проникает и в
международные отношения. Если сегодня мир пребывает в опасности, это происходит
именно из-за лицемерия. В ООН постоянно говорят о мире, и протоколы Организации
Объединенных Наций пестрят словом «мир»; тем не менее, они ведут себя
лицемерно. На устах у них мир, а в сердце — война. Крупные государства усиленно
готовятся к третьей мировой войне, которая станет тем самым «Армагеддоном» из
Откровения (16:16).
- Лицемеры встречаются и в сфере религии. Кто эти люди, чьи
уста источают мед, но сердца полны яда? Это «свидетели Иеговы», сектанты. Их
язык произносит имя Божие «Иегова», но в сердцах у них диавол.
Повсюду, увы, царит лицемерие.
Лицемер похож на рептилию, которую называют хамелеоном. На изумрудном лугу он
сливается с зеленью, среди золотых колосьев желтеет, становится белым посреди лилий и приобретает красный цвет
на маковом поле. Он принимает любые оттенки, чтобы слиться с окружением. Так же
и лицемер, он постоянно маскируется. Грустно осознавать, что все мы носим
маски. Кто осмелится показать свое истинное лицо? К сожалению, наши внешние
проявления не соответствуют нашей внутренней сути.
* * *
Пожалуйста, дорогие мои,
давайте постараемся снять маску лицемерия. Чтобы мы не выглядели
благочестивыми, а на самом деле были таковыми; не притворялись верными в нашей
семье, а действительно были верны.
Христос ненавидит лицемерие
больше, чем любое другое зло. Так давайте же будем искренними. «Да будет
слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф.5:37). Такими желает нас видеть Господь.
Если мы будем так
устраивать свою жизнь, то будем настоящими христианами и получим благословение
Христа, Который ничего так не осуждал, как лицемерие. Поэтому сегодня мы
слышим, как он произносит ужасное слово «лицемер»! И есть опасение, что мы
услышим это слово в страшный день Суда. Не приведи, Господи, чтобы это случилось.
† Митрополит Флоринский Августин
Проповедь была произнесена в храме Святой Троицы в Птолемаиде 4 декабря 1977 года

Источник: https://katanixi.gr/episkopos-aygoystinos-kantiotis-i-ypokrisia/
@Перевод «Трость Скорописца», 2025.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.