суббота, 13 декабря 2025 г.

Лицемерие (митрополит Августин Кантиотис)

 

«Лицемер» (Лк.13:15)

Неделя 26-я по Пятидесятнице

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк.13:10-17).

* * *

Не существует, дорогие мои, такого народа, который не имел бы религии. И, конечно, у каждой религии есть свое особенное место для молитв. Мусульмане идут в мечеть, иудеи — в синагогу, а христиане — в церковь. Кроме того, каждая религия имеет свой установленный день для богослужений: у мусульман это пятница, у евреев — суббота, а у нас — воскресенье.

К чему же мы говорим об этом? — спросите вы. А к тому, что сегодняшнее Евангелие упоминает «синагогу» (Лк.13:10) — место, где евреи до сих пор собираются каждую субботу. Так что же там произошло?

* * *

Среди толпы, собравшейся в синагоге, — повествует Евангелие, — была одна женщина. Она была инвалидом. Ее позвоночник был так сильно искривлен, что голова почти касалась земли. Она была такая согбенная, что издалека можно было принять ее за четвероногое животное, а не за человека.

Есть одна деталь, которая имеет большое значение. Евангелие говорит, что болезнь этой женщины была вызвана не физиологическими причинами, например болезнью костей и суставов, а воздействием диавола (Лк.13:11). Мы должны знать, дорогие мои, что диавол — это не вымышленный или мифический персонаж, а реальная темная сила, сеющая хаос в мире. И он мог бы причинить огромное зло, если бы Бог не сдерживал его. Поэтому Христос научил нас молиться: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Мф.6:13).

Эта женщина вызывает восхищение, и вот почему. Ее состояние было весьма тяжелым и могло бы стать хорошим оправданием, чтобы не ходить в синагогу. Она действительно была очень больна. Кроме того, она передвигалась таким образом, что могла бы стать объектом насмешек и травли со стороны злых детей, которые издеваются над такими людьми. Никто бы не осудил ее за отсутствие.

И сегодня мое сердце сжимается, когда я вижу в церкви человека, прикованного к инвалидной коляске. Другие имеют такие сильные ноги, что легко могут подняться на гору, но в церковь они не приходят. У людей есть ноги для диавола, но не для Бога.

Эта женщина, несмотря на свою болезнь, была постоянной прихожанкой синагоги. Она приходила туда снова и снова. И что же она обрела? Вы, возможно, скажете: «Каждый раз она входила калекой и выходила калекой». Но взгляните теперь: в этот раз она вышла совершенно здоровой! Как это стало возможным? В синагоге произошло настоящее чудо.

В этот раз в синагогу пришел Сам Христос! Известно, что Господь регулярно посещал как синагогу, так и храм Соломона. Пусть задумаются об этом сектанты, которые призывают к отказу от церквей. Синагогу и храм посещал Сам Христос, подавая пример всем верующим.

И что Он там делал? Он учил слову Божию. Эта женщина, сидевшая рядом, не отводила от Него глаз, впитывала каждое Его слово. В отличие от нас, чьи мысли часто рассеяны даже во время богослужений, она внимательно слушала Его божественные слова.

Взгляд Христа, исполненный глубокого сострадания, остановился на ней, и Он произнес: «Женщина, ты освобождаешься от недуга своего» (Лк.13:12). И тогда произошло чудо… Ее кости сразу же затрещали, позвоночник выпрямился, и та, которая была согнута вдвое, теперь стала стройной, как кипарис!

Все видели и восхищались этим чудом. Но не все были рады. Был и тот, кто был огорчен. Кто, скажите на милость? Когда происходит что-то хорошее, то грустит один только сатана и слуги его. И здесь, подобно сатане, был опечален начальник синагоги. Он очень расстроился. Вместо того, чтобы радоваться и прославлять Всемогущего Бога за исцеление, совершенное Христом, он, движимый завистью и неприязнью, открыл уста и изрек горькие слова. «Что за безобразие! — сказал он. — Сегодня суббота, работать нельзя, для чего было исцелять ее сегодня?»… Он приравнивал чудо к работе, однако чудо — это не труд!

В ответ на слова начальника синагоги, Христос обратился к нему: «Лицемер»! (Лк.13:15). Одно слово — как гром и молния. «Подойди-ка сюда. Разве у тебя нет осла? Разве ты не отвязываешь его от яслей в субботу, чтобы напоить его? Если ты отвязываешь осла и ведешь его на водопой, неужели Я не должен был освободить эту женщину, которую связал сатана и 18 лет держал в своих узах?». Почему Христос назвал его лицемером? В его сердце было одно, а говорил он другое. Он притворялся богобоязненным, но на самом деле не был таковым; в его сердце таилась ненависть и зависть ко Христу.

Этот начальник синагоги был лицемером. Лицемерами были и книжники и фарисеи — политические и религиозные лидеры иудейского народа. К ним Христос, как мы слышим в Великий вторник, обратился с грозными словами «горе вам»: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры...» (Мф. 23:13 и далее). Господь в лице книжников и фарисеев обличил ту социальную болезнь, недостаток и страсть, которые встречаются во всем мире; и эта страсть, дорогие мои, — лицемерие.

* * *

Лицемерие — это ужасная страсть, всепроникающее зло. Мы встречаем его и в семье, и в повседневной жизни, и в образовании, и в общественной деятельности, и на международной арене, и даже в церкви. Покажу вам несколько типов лицемеров нашего времени, которые очень похожи на того, кого мы сегодня увидели в Евангелии.

- Перед нами мужчина, который является чьим-то мужем. Посмотри на него. Он дал обет верности своей жене, обещал быть вместе с ней вместе и в радости, и в горе. Разве это незначительное обещание? Стоя в храме — пред Богом, ангелами и людьми, — он поклялся в вечной любви и верности только ей. Но его поступки говорят об обратном: он заводит связи на стороне, нарушая данное слово. Такой человек, обманывающий свою жену, — истинный лицемер. Но и жена, давшая такую же клятву — оставаться верной святым узам брака, но нарушившая ее, изменяя своему мужу, также совершает величайшее лицемерие. Это пример лицемерия в доме.

- Другой человек проявляет к вам дружеское участие, выражает симпатию, и вы полагаете, что он искренен. Однако наступает момент, когда вам нужна помощь, и тогда он вас покидает; оказывается, что он лицемер.

- Лицемер — это тот, кто притворяется патриотом и говорит громкие слова о любви к родине. Однако наступает момент, когда становится ясно, что родина ему безразлична; он любит только свой кошелек, свою материальную выгоду.

- Лицемерие проникает и в международные отношения. Если сегодня мир пребывает в опасности, это происходит именно из-за лицемерия. В ООН постоянно говорят о мире, и протоколы Организации Объединенных Наций пестрят словом «мир»; тем не менее, они ведут себя лицемерно. На устах у них мир, а в сердце — война. Крупные государства усиленно готовятся к третьей мировой войне, которая станет тем самым «Армагеддоном» из Откровения (16:16).

- Лицемеры встречаются и в сфере религии. Кто эти люди, чьи уста источают мед, но сердца полны яда? Это «свидетели Иеговы», сектанты. Их язык произносит имя Божие «Иегова», но в сердцах у них диавол.

Повсюду, увы, царит лицемерие. Лицемер похож на рептилию, которую называют хамелеоном. На изумрудном лугу он сливается с зеленью, среди золотых колосьев желтеет, становится белым посреди лилий и приобретает красный цвет на маковом поле. Он принимает любые оттенки, чтобы слиться с окружением. Так же и лицемер, он постоянно маскируется. Грустно осознавать, что все мы носим маски. Кто осмелится показать свое истинное лицо? К сожалению, наши внешние проявления не соответствуют нашей внутренней сути.

* * *

Пожалуйста, дорогие мои, давайте постараемся снять маску лицемерия. Чтобы мы не выглядели благочестивыми, а на самом деле были таковыми; не притворялись верными в нашей семье, а действительно были верны.

Христос ненавидит лицемерие больше, чем любое другое зло. Так давайте же будем искренними. «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф.5:37). Такими желает нас видеть Господь.

Если мы будем так устраивать свою жизнь, то будем настоящими христианами и получим благословение Христа, Который ничего так не осуждал, как лицемерие. Поэтому сегодня мы слышим, как он произносит ужасное слово «лицемер»! И есть опасение, что мы услышим это слово в страшный день Суда. Не приведи, Господи, чтобы это случилось.

† Митрополит Флоринский Августин

Проповедь была произнесена в храме Святой Троицы в Птолемаиде 4 декабря 1977 года

Источник: https://katanixi.gr/episkopos-aygoystinos-kantiotis-i-ypokrisia/

 @Перевод «Трость Скорописца», 2025.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.