Архимандрит Кирилл Костопулос,
проповедник Патрской митрополии, доктор богословия
Для чего существует душа?
Этот
вопрос занимал и по сей день продолжает занимать богословов и философов. Человек
— не просто одно из творений, составляющих мир, но особое создание Триединого
Бога.
В Ветхом
Завете мы читаем о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из
праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею
живою» (Быт. 2, 7).
Никакое
другое существо не было создано Богом таким образом. Слово «нефеш» в еврейском
и «ψυχή (душа)»
в греческом тексте обозначают способ, с помощью которого проявляется жизнь в человеке.
Оба термина относятся не к части человеческого «существа», а ко всему человеку.
На
утверждение материалистов, что в человеке нет духовного начала, отвечаем
следующее: тело само по себе не может быть отождествлено с сущностью или
природой человека. И это потому, что свойства человека не исчерпываются его
телесностью. Его существование определяется не только биологическим организмом.
Например,
человек, отказывающийся от еды, сам себя ведет к смерти, потому что не желает питаться.
Это доказывает, что душевный мир определяет свое существование через волю, а
не через биологические механизмы. Следовательно, человек — это не материально-физическое
существо, но душевно-телесное. Эту истину невозможно опровергнуть.
Святитель
Иоанн Златоуст ясно говорит об этом: «Это живое существо, т. е. человек,
двойственно: он состоит из двух естеств, материального (видимого) и духовного (невидимого),
т. е. из души и тела, и имеет сродство как с Небом, так и с землей. Духовным
естеством своим он имеет общение с высшими силами, а материальным соприкасается
с земными предметами, являя собой некоторую тесную связь между тем и другим
творением» (ср. PG 56, 182).
По
этой причине человек должен прославлять своего Бога-Творца не только душой, но
и телом. Апостол Павел провозглашает эту истину, когда пишет к Коринфянам: «Посему
прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1
Кор. 6, 20).
Душа человека не просто обитает в теле, но выражает себя через тело. Душа и тело составляют вместе единое человеческое существо.
Святые
Отцы нашей Православной Церкви, толкуя Священное Писание, с величайшим
уважением относились к понятию «душа» и старались толковать его так, чтобы выразить
его истинную сущность. А она заключается в том, что душа дана Богом Своему
творению, человеку, чтобы он мог таинственно соединяться со своим Богом-Творцом
через молитву, святые Таинства Православной Церкви и вообще свою жизнь во
Христе.
Мы
должны осознать и признать, что тело и особенно душа раскрывают и проявляют то,
чем является человек — творением Триединого Бога, которое
следует к своему Творцу. Признание этой истины позволит нам упорядочить свое «бытие»
и выровнять свои стези в этой жизни, направляя их ко спасению и к вечности.
Источник: https://tasthyras.wordpress.com/2021/11/11/άνθρωπος-yλική-ή-πνευματική-οντότητα/
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.