суббота, 13 декабря 2025 г.

Об «удобствах» Святых Апостолов

«Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками» (1Кор.4:11-12)

***

Много раз, дорогие братья и сестры, мы рассказывали вам на проповеди о деяниях и трудах Святых Апостолов. Много раз мы обсуждали их повседневную жизнь, то есть их питание и быт в целом, а также те преследования, заключения и мученичество, которое они перенесли во славу Господа. Мы также много раз беседовали о том, что эти ученики Божественного Учителя отправлялись на проповедь, несмотря на опасности, угрозы и гонения, и с непоколебимой решимостью и верой несли слово Божие, как им заповедал Христос. Многие видят этих святых учеников Спасителя почитаемыми и прославленными, но при этом не всегда понимают, что все это является следствием их поистине мученической жизни и наградой за их безмерные подвиги и страдания.

В своем втором послании к Коринфянам святой апостол Павел уделяет особое внимание описанию того, что он перенес, проповедуя Слово Божие, и дает нам понять, какие трудности и лишения сопутствовали жизни и остальных апостолов Христовых. «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:24-27). Действительно, если мы обратимся к житиям всех святых апостолов, то обнаружим, что подобные злоключения, мучения и трудности, — а зачастую и… даже превосходящие их! — являются отличительной чертой их жизни и служения.

Лицемерие (митрополит Августин Кантиотис)

 

«Лицемер» (Лк.13:15)

Неделя 26-я по Пятидесятнице

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк.13:10-17).

* * *

Не существует, дорогие мои, такого народа, который не имел бы религии. И, конечно, у каждой религии есть свое особенное место для молитв. Мусульмане идут в мечеть, иудеи — в синагогу, а христиане — в церковь. Кроме того, каждая религия имеет свой установленный день для богослужений: у мусульман это пятница, у евреев — суббота, а у нас — воскресенье.

К чему же мы говорим об этом? — спросите вы. А к тому, что сегодняшнее Евангелие упоминает «синагогу» (Лк.13:10) — место, где евреи до сих пор собираются каждую субботу. Так что же там произошло?