О. Даниил Сысоев: Добрый день. Сегодня мы собрались
поговорить об одной из современных мифологем, которая разъедает наше общество. Эта
мифологема о том, что существуют так называемые «традиционные религии», которые
якобы вместе строили Россию, и что Россия представляет собой пример мирного
тысячелетнего сосуществования ислама и христианства. Наша задача состоит в том,
чтобы рассмотреть эту концепцию: насколько она соответствует реальности,
насколько она правдива? Или это всё выдумки либеральной мифологии?
Этот вопрос действительно является одним из важнейших, и
рассмотреть его мне помогут Дмитрий Михайлович Володихин, кандидат
исторических наук, доцент, писатель, и Юрий Владимирович Максимов,
религиовед, преподаватель религиоведения Московской духовной академии,
писатель, миссионер.
Тема нашего сегодняшнего разговора — Православие и ислам в истории России. Мы с вами знаем, что одна из самых распространенных идей современной пропаганды, распространенной как в либеральных средствах массовой информации, так и в патриотических СМИ — это миф. Мифологема о том, что Россия является блестящим примером мирного сосуществования христианства и ислама в течение всей своей истории. Отсюда вырастает совершенно особое, новое представление о том, что мы не должны обращать в христианство мусульман, а мусульмане не должны обращать в ислам христиан. Потому что якобы так никогда не было прежде, и наше сосуществование требует «джентельменского» отношения друг к другу…
Это представление, конечно же, требует внимательной
оценки, анализа. Даже на первый взгляд оно для христиан неприемлемо. Неприемлемо,
во-первых, по богословским причинам, потому что отказ от проповеди мусульманам является
проявлением ненависти к ним. Это то же самое, что обречь их на вечное мучение —
без Господа Иисуса Христа, без веры в Него, без Святого Крещения, без Святого Причастия,
человек не может получить вечной жизни, спасения. Об этом прямо говорит Святое
Евангелие. И христианин, который отказался от этой миссии, не является
христианином просто по определению.
Человека, который не верит в Евангелие,
можно назвать христианином лишь приблизительно, к реальному христианству он
вообще не имеет отношения. Когда же говорится о том, что Россия должна признавать
наравне ислам и христианство, это несправедливо по отношению к нашей стране,
потому что Россия создана все-таки не исламом. Говорить же обратное было бы, по
меньшей мере, очень странно.
У России есть большой опыт сосуществования с миром ислама. Это сосуществование:
1. в состоянии войны;
2. в относительном мире;
3. под властью ислама.
Все эти три формы сосуществования христианской России и ислама
или даже антихристианской России, Советского Союза, и ислама, в нашей истории были
опробованы. Россия может дать пример самых разных моделей отношений между христианством
и исламом и показать слабые и сильные стороны каждой из этих моделей. Но
утверждать, что у нас все было мирно и безоблачно — это, конечно же, очень
странное утверждение, которое требует отказа от знания истории вообще, даже в
объеме обычной средней общеобразовательной школы.
На фото (слева направо): Володихин Д.
М., о. Даниил Сысоев, Максимов Ю. В.
И сегодня Дмитрий Михайлович Володихин, кандидат
исторических наук, доцент, Юрий Владимирович Максимов, преподаватель Московской
духовной академии и я, мы будем говорить с вами о том, каким образом в
России взаимодействуют Православие и ислам, какие можно выделить модели их
взаимоотношений, чем это обернулось для русского народа и для других народов,
входящих в состав Российской империи и российского государства в наши дни. И, наконец,
какие уроки мы можем извлечь на будущее из этого совместного существования.
Существовать нам вместе и дальше, нам никуда не деться (если
мы, конечно же, не обратим в христианство всех мусульман, к чему мы очень
хотели бы стремиться). Как нам выстраивать наши отношения, к чему это может
привести — мы должны всё это знать.
Итак, по поводу «традиционных конфессий». Это первое и
самое важное понятие, которое мы должны изъять из своей головы. Дело в том, что,
когда говорят, что есть традиционные конфессии и нетрадиционные, причем традиционные
— хорошие, нетрадиционные — плохие, надо помнить,
что это утверждение не имеет никакой основы в Священном Писании. Священное Писание
знает о двух традициях: традиции Бога и традиции человеческой. Традиция
человеческая называется греховной, как говорил Апостол Павел: «Смотрите,
братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию
человеческому, по стихиям мира, а не по Христу, ибо в Нём обитает вся полнота
Божества телесно» (Кол.2:8-9). И, если мы говорим о традиции, то есть о предании
человеческом, то в этом смысле Православие не является традиционной конфессией.
Оно, безусловно, чуждо всякой традиционности, оно является совершенно
нетрадиционной для этого мира религией. Это Откровение Бога из запредельного
мира пришедшее, которое продолжает соединять нас с этим запредельным миром Бога,
и потому оно, конечно, не традиционно ни для какой страны мира. Как сказал Христос:
«Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я
избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). В этом смысле,
конечно же, можно сказать, что ислам традиционен, а Православие — нет. Ислам — из
этого мира, Православие — из другого мира. И, конечно же, при таком подходе мы
не сможем свести и то, и другое к одинаковой традиции.
Если же мы с вами скажем, что Православие и ислам
традиционны, в том смысле что они — древние, надо
понимать, что для христиан «древность» вообще не является критерием, ни
положительным, ни отрицательным. Как говорил св. мученик Карп, не дóлжно
хвалить религию за то, что она древняя. И не дóлжно отвергать новые учения,
потому что они — новые. Ибо не все, что древнее является истиной, и не все
новое является ложью.
Ведь и христианство тоже во II веке было абсолютно новой конфессией,
да? Для языческого мира. И оно было новым для России 988 года. Даже если
христианство и было известно в России до того, то оно никаким образом не влияло
на устройство общества…
Утверждение, что старое — хорошо, а новое — плохо свойственно традиционному языческому сознанию. Об
этом же говорил и Господь: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас
молодого, ибо говорит: старое лучше» (Мф.9:17). Но древность — это не
гарантия истинности. Например, св. Карп говорил, что злоба — древняя, но она не
заслуживает уважения. Люди убивают уже друг друга более семи тысяч с половиной
лет, вспомним Каина. Но убийство никак добродетелью считаться не может. Хотя
это одна из самых древних форм взаимодействия между людьми, согласитесь. Точно
так же и древность ислама не гарантирует его истинности.
И вообще я думаю, что в вопросе о религии, ставить вопрос
о традиционности или нетрадиционности — несправедливо. Религия — это связь,
связь с реальным миром духов. Конечно же, утверждение о том, что ислам
хорош, потому что он стар или потому что некоторые народы России исповедуют его
уже тысячу лет и больше — это ни о чем не говорит. Язычество исповедовали наши
предки куда больше времени, чем христианство и ислам. Я не думаю, что будет
очень умным тот человек, который под лозунгом возрождения старины начнет
кланяться деревяшкам-идолам или начнет приносить человеческие жертвы в честь
бога-солнца, как это делали наши предки.
Здесь возникает вопрос: как можно эмпирически проверить
истинность и ложность христианства и ислама? Христос сказал: «По плодам их
узнаете их» (Мф.7:16). Так вот, плоды взаимодействия христианства и ислама в
истории России очень ярко иллюстрируют, какие силы стоят за этими двумя
религиями.
Напомню, что слово «религия» — это «восстановление связи»
(от лат. religare). Вопрос: с какой духовной силой установлена
эта связь? Это самый важный вопрос, потому что без учета духовной составляющей,
без учета тех духовных существ, с которыми реально общаются люди, мы понять
никакой религии не можем. Я считаю неуважением по отношению к мусульманам
утверждать, что они ни с кем не общаются. Неуважением, да и неправдой, на самом
деле. Они действительно общаются с некоторыми существами, вопрос: с какими? И
ответ на этот вопрос дает нам история. Вот об этом хотелось бы поговорить
сегодня. Юрий Владимирович, даю вам слово…
Максимов Ю.В.: Когда вы говорили об этом, мне как
раз вспомнилось, что наши русские Святые Отцы говорили на эти темы. Прежде
всего, хочется сказать, что православным христианам, в том числе и русским
православным христианам, с древности всегда было свойственно милосердное и
дружелюбное отношение по отношению к человеку любой национальности и любой
веры, которой проживает в его стране. Тысячу лет назад прп. Феодосий Печерский
сказал об этом замечательные слова:
«Если ты увидишь иудея или мусульманина, или
последователя любой другой религии нагого, голодного или в беду попавшего,
остановись, помоги ему и не лишен будешь награды за это от Отца твоего Небесного,
Который в этом веке свои милости изливает и на неверных также».
Таково нормативное отношение всех православных христиан к
людям других вер.
Но наши предки и наши святые были свободны от того
заблуждения, которое сейчас насаждается нам. Нас пытаются убедить, что
человек и то, что он исповедует — это одно и то же. И поэтому, если мы хотим
хорошо относиться к человеку, то мы должны хорошо относиться и ко всему, что он
думает, и ко всему, во что он верит и т. д., а это не так. Если мы оказываем
уважение и любовь, помощь, милосердие к нашему ближнему другой веры — это не
значит, что мы разделяем или сочувствуем его взглядам, его вере.
Мы ни в коем случае не должны ненавидеть представителей
других религий, включая и мусульман. Но это не значит, что мы должны лгать на
свою историю: мы должны честно смотреть на то негативное, что у нас было, чтобы
понять почему это произошло и что нужно сделать для того, чтобы это не
повторялось.
О. Даниил Сысоев: Действительно, мы с вами знаем, что
для нас история — это не набор просто фактов из текстов, из учебников или из
летописей. Для нас это не история экономических взаимодействий разных людей и
классов. Эту глупость марксистов, я думаю, нам надо давно забыть. История —
это история взаимоотношений Бога и людей. И здесь надо помнить, что Священное
Писание, Святые Отцы говорят, что сама по себе история — история человечества,
история мира, — она имеет как бы два уровня. Есть уровень общечеловеческий —
Бог правит всеми людьми. Бог управляет и верными, и неверными. И всеми живыми
существами вселенной Он управляет по законам Своей справедливости и милосердия.
Если какие-то люди особо злодействуют, если совершают особо нечистые грехи, то отмщение
совершается как норма, то Господь такой народ просто уничтожает и все. И это принцип,
который будет действовать среди языческих народов.
Но среди множества различных народов земли существует два
народа, которые находятся в исключении из этого общего правила. Кроме всех
обычных народов земли существует народ иудеев, народ Завета, который разорвал
завет с Создателем, и потому его существование описано последними главами Второзакония
(28, 29, 30, 31) и всякий желающий может увидеть, как точно сбываются слова
пророков. И как Господь сказал, что, «если вы захотите стать как другие народы,
у вас это не получится. У вас ничего не выйдет».
И есть новый народ Бога, народ православных христиан,
который включает в себя все народы земли, обратившиеся к православному
христианству, принявший веру в Троицу и принявший святое Крещение, который
управляется Богом, как нечто иное, чем этот весь мир.
Наша страна Россия, ее главная часть, вошла в этот народ Божий
в девятьсот восемьдесят восьмом году… И, следовательно, история России — это, в
некотором смысле, часть священной истории. Как частью священной истории
является история народа Божия среди других народов. Так, например, история
православных в Америке будет частью священной истории. История православных в восточной
Римской империи или в западной Римской империи — это тоже часть священной истории:
как народ Божий исполняет волю Бога сквозь все исторические события.
И здесь надо помнить, что с тех людей, которые заключили
завет с Богом, новый завет ценой Крови Христа, — с них спрос больше. И наши
предки всегда осмысляли те же самые нашествия мусульман, все страшные бедствия,
которые падали на нашу страну… не с той точки зрения, которая сейчас популярна:
пришли злые басурмане, всех порубили, ой какие они нехорошие… Но христиане
знали, что происходило это грехов ради наших, как всегда у нас говорили.
Вот странная нынешняя позиция, что виноваты мусульмане,
масоны, евреи и так далее. Она, конечно, не свойственна была Священному Писанию,
не свойственна православным Святым Отцам. Так, например, Тихон, святой Патриарх
Московский, не говорил, что виноваты все вокруг, но что это наши грехи привели
к таким вещам.
Однажды я говорил с Дмитрием Михайловичем по телефону, и мы
посчитали что у нас только один век не было военных столкновений с исламом. Да
и то потому, что Россия тогда была оккупирована мусульманами. Войны не было, были
отдельные набеги. Как говорят евразийцы, способ перераспределения неправильно нажитых
доходов. Мне эта фраза Льва Гумилева очень понравилась. Когда он говорил, что
кочевники имели право грабить земледельцев, потому что «хитрые земледельцы их обворовывали».
Ну это так, ремарочка. Здесь мы должны понимать, что вся причина, почему такое
с нами происходит, заключается в том, что мы отступаем от Бога и Бог нам посылает
бич. Так считали наши предки, и считали они правильно. То есть так же нынешние беды
приходят именно потому, что, когда мы отступаем от Бога, приходит тот, о ком
говорил Бог в древности. Мы с вами знаем, что существование ислама было
предсказано пророками задолго до его возникновения, как и очень многое другое.
В частности, про ислам было сказано ещё Авраамом, праотцом.
Ему было сказано про Измаила, прародителя Мухаммада: «Он будет как дикий осел,
руки всех на него и руки его на всех. Он будет жить перед братьями своими»
(Быт.16:12). Эти слова из книги Бытия, они действительно точно описывают реалии
ислама. Измаил и измаильтяне, как их тогда называла Церковь и до сих пор
называют богослужение, они живут перед братьями своими, то есть перед христианами
и перед наследниками веры Авраама, и они как некий бич, как Дамоклов меч висят…
Как только мы решим жить по-своему, в свое удовольствие, приходят басурмане,
как говорили на Руси. Будешь плохо себя вести — басурманин заберет. Так до сих
пор в деревнях пугают детей. И это действительно так: человек плохо себя ведет
— приходит бич Божий. Но не надо только бич Божий называть великим благодеянием.
Нет, это, конечно, благодеяние, данное для нашего исправления и для того, чтобы
мы жили по заповедям Божиим. Но не благодеяние само по себе.
Убийство не вредит убиваемому, но очень сильно вредит
убивающему. Убийца подпадает страшной беде за убийство свое. И вот эти вещи надо
знать, когда мы будем говорить о взаимоотношениях православных христиан и мусульман
в истории России.
Конечно же, в принципе, можно сказать, что Россия имела
столкновение с исламом и до крещения Руси. Мы с вами знаем, что князь Олег, по сообщениям
арабских источников, воевал, например, в Иране. Были войны и с булгарами, но
это были обычные вещи, межъязыческие столкновения, которых было много и с
другими.
Но именно характер религиозной войны взаимоотношения
христианства и ислама принимают уже после крещения Руси. Наверное, первая война
между христианством и исламом — это была война святого равноапостольного князя Владимира,
который воевал с волжскими булгарами, принявшими ислам.
Надо помнить, что очень многие наши праздники, которые мы
почитаем, напрямую стали связаны с военным столкновением с басурманами. Например,
все праздники в честь Владимирской иконы Божией Матери с этим связаны. И
множество других праздников в честь икон Божьей Матери, тоже связаны с победой
над исламом. Даже первого августа, праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы
посвящен памяти двух величайших побед над исламом в XII веке, когда в один день император Мануил
и святой Андрей Боголюбский разгромили мусульман, один в Малайзии, другой рядом
с Казанью. И в обоих случаях Господь являл свою милость через чудотворные иконы
Христа Спасителя и Пречистой Богородицы. И, таким образом, мы видим, что
история ислама, взаимоотношение ислама и христианства — это, во многом, продолжение
священной истории, библейской истории, в которую мы входим и которая до сих пор
продолжается, как мы с вами знаем. История спасения не закончена и мы ее
активные участники. Такую небольшую ремарку я хотел сделать перед выступлением Дмитрия
Михайловича.
Володихин Д.М.: Прежде всего, я должен согласиться с
оценкой, которую дал отец Даниил. Утверждение о том, что у России есть опыт блестящего
мирного межконфессионального сосуществования христианства и ислама — это, мягко
говоря, большое преувеличение, не соответствующее истине. Главный период столкновений
христианства и ислама по границам Руси и впоследствии России начинается со времен
ордынского владычества на Руси.
Все вы знаете, еще из школьного курса то, что ордынское
иго было установлено в середине XIII века. Но, однако, из публицистической литературы, из научно-популярной,
да и из некоторых специальных научных изданий, некоторые могли узнать, что
вроде бы в этот момент отношения ордынцев к Православию было терпимым, что они
покровительствовали Русской Православной Церкви. Это не совсем так. Я не буду
касаться тех сложностей, которые были во взаимоотношениях между язычниками, завоевателями
и христианами. Для вас достаточным примером будет мученическая смерть князя Михаила
Черниговского, который не захотел соблюдать языческие обряды, прибыв в орду и
за это положил свою жизнь.
Я хотел бы обратить внимание на тот аспект столкновений,
который связан с противостоянием христианства и ислама. Многие авторы обращают
внимание на то, что осложнения отношений между Русью и ордой относится к
середине XIV века, когда орда в подавляющем своем
большинстве принимает ислам. Но, однако, эти столкновения начались гораздо раньше.
Одно из них, достаточно серьезное, относится к 1262 году
— видите насколько раньше. Дело в том, что ордынцы ни в коей мере не запрещали
ту миссию, которую мир ислама пытался вести на территории Руси еще до того, как
он был официально принят ордой. И, в частности, в начале 60-х годов XIII века на Руси действовали откупщики
налогов, магометане, по всей видимости, из Средней Азии, из Бухары, из Хорезма,
которые также пытались переводить христиан в мусульманство. Вот здесь, передо
мной, лежит Лаврентьевская летопись, знаменитый источник, первый том полного
собрания русских летописей. Рукопись была создана в 1377 году, и она
зафиксировала летописный свод, созданный более чем семью десятилетиями раньше. Я
позволю себе прочитать, это будет неполная цитата, прошу меня извинить, относящаяся
к событиям 1262 года в северо-восточной Руси.
«Избавил Бог от лютого томленья басурманского людей
Ростовской земли: вложил ярость в сердца христианам; не стерпев насилия
поганых, собрали вече и выгнали из городов: из Ростова, из Владимира, из
Суздаля, из Ярославля откупщиков окаянных, басурман дани».
Поясню, слово «басурмане» или «бесермены» как-раз относилось
в тот период к магометанам. Тут далее идет более очевидное свидетельство этого.
«Окаянные басурмане великую пагубу
творили людям… Бог послушал молитвы Матерни, избави люди Своя от великия беды.
В то же лето убили преступника Изосиму.
Он был образом своим монахом, но стал сосудом сатаны, потому что был пьяницей, празднословцем,
кощунником, и, наконец, отверг Христа и стал басурманином, предавшись прелести
ложного пророка Махмеда. Тогда же от царя татарского приехал посол именем Кутлубий,
зол сын басурманин (магометанин). Он творил христианам великую досаду, кресту и
святым церквам поругания. Люди воздвиглись на басурман и изгнали их, а иных
избили, того беззаконного Зосиму убили в городе Ярославле и отдали его тело
псом и воронам на съедение».
Как видите, это масштабный социальный взрыв, который имел
под свой основой, главным образом, религиозную подоплёку, а именно
противостояние христианства и ислама.
Во время знаменитого восстания в Твери 1327 года, в этом
городе стоял с войском ордынский посол Шифкал или иначе Щелкан. Некоторые
летописи сохранили сведения о том, что во время этого посещения татарами
Твери были оскорблены и духовные лица, и более того, предпринимались
попытки перевести христиан в ислам. Закончилось все это, разумеется,
уничтожением самого отряда ордынского и впоследствии страшной карательной ратью
из пяти туменов, которая обрушилась на Тверь.
Таким образом, этот период, вроде бы, по мнению многих
людей, относительно благополучный в отношениях между Православием и исламом, Русью
и ордой, таковым на самом деле не был.
Что говорить о более поздних временах? Освобождение Руси
от ордынского ига шло под знаменем Православия и никак иначе. Все вы, очевидно,
знаете о том благословении, которое давал преподобный Сергий Радонежский на
выступление против войска Мамая. И,
действительно, при Дмитрии Донском, именно тогда, когда это благословение
было получено, ордынцам было нанесено два серьезных поражения на Волжье и на
поле Куликовом.
К сожалению, тогда не было достигнуто полного поражения Орды
и в 1382 году ордынцы во главе с ханом Тохтамышем сожгли Москву.
Москва была книжным городом, исполненном мудрости, с
великими библиотеками, с огромным количеством духовной литературы, и летописи
сохранили свидетельства о том, что в храмах книги стояли аж под самые своды. Все
это богатство тогда погибло.
В 1395 году один из величайших завоевателей, порожденных миром
ислама, Тамерлан оказался на Руси, спалил город Елец и двигался на север. Собственно
вмешательство Божией Матери, а именно Ее икона, была привезена из Владимира в Москву
и спасла тогда Русь. Тамерлан безо всяких видимых причин отступил с Русской
земли.
Конец XIV века, середина XV века — время ослабления, распада Орды
на несколько самостоятельных государств и усиления Руси. И это же время
одновременно характеризуется современниками и потомками, как время величайшего благочестия
на Руси; время образования множества новых монашеских обителей; время, когда
возникла «Северная Фиваида», то есть ожерелье замечательных монастырей на
востоке и севере Руси.
И если бы не величайшая роль Православия, если бы не то,
что оно вдохновляло жителей Руси на борьбу против иноверцев, пытавшихся
восстановить влияние ислама на Руси, если бы не это, может быть и не видать Руси
никакого освобождения.
В 1408 году ордынский хан Едигей побывал под Москвой, принес
Руси страшное разорение, пожары, грабежи и, пожалуй, на долгое время, на
несколько десятилетий, разорительные набеги ордынцев на территории Руси ослабли,
но они никогда не прекращались.
Учебники, популярные издания очень редко говорят о том,
что южные и восточные границы Руси, впоследствии Московского государства, никогда
не были спокойными и стабильными. Они буквально кипели постоянными стычками,
отражением больших ордынских набегов и ответными экспедициями с территории Руси.
Это была великая огненная дуга, на которой бой не фактически
прекращался. Что касается середины XV века, эта борьба дошла до того, что сам государь московский
Василий II оказался в плену и пришлось его
выкупать.
При Иоанне III на месте разрозненного крошева русских княжеств возникло
огромное московское государство и произошло освобождение от ордынского ига. Произошло
также и освобождение от угрозы возврата ислама на территорию Православия.
Однако от одного Бог позволяет избавиться, но посылает и другие
испытания. Ведь именно в конце XV века
Крымское ханство, недолгое время бывшее верным союзником Москвы, попало в остальную
зависимость от Турции, с этого момента стала злейшим врагом московского государства.
Мне не так давно пришлось читать разряды, то есть документы о воинской организации
Руси в XV, XVI, XVII веках. Так вот, из года в год Руси
приходилось высылать войска «на берег», то есть на так называемую «Укрáину от
поля». И до завоевания Казани приходилось также высылать полки каждый год на
так называемую «Казанскую Укрáину».
Что же такое была эта «Казанская Укрáина» и где стояли эти полки? Да дело в
том, что целым армиям приходилось стоять в таких опорных пунктах, как Муром и Владимир,
то есть это сердце Русской земли и именно там стояли армии и удерживали постоянный
натиск казанцев, постоянные их набеги. Что касается «Укрáины от поля» — это защита
от набегов нагаев и Крымского ханства, а не кого-бы то ни было еще.
Можно, конечно, сказать, что это противостояние носило чисто
государственный характер. Что несколько молодых хищников сцепились в какой-то
страшной схватке друг с другом, кто-то должен был из них проиграть. Но это не
совсем так. Мы не знаем по источникам такого явления как рабовладение на Руси.
В XVI, XVII веке не существует толп татарских пленников, которые
здесь, где-нибудь на землях, исполняют роль подневольных хлебопашцев. Но
прекрасно знаем о том, что в XV, XVI, XVII, XVIII веках с территории Руси угонялись в Казань,
в Крым и в другие земли, ставшие независимым государством
после распада Орды, сотни тысяч, а может быть и миллионы христиан.
Здесь дело касается не только северо-восточной Руси, не только
Московского государства. Все вы знаете, что значительная часть русских земель оказалась
под властью великих князей литовских и на протяжении нескольких столетий
пребывала именно под их властью. Так вот организовать отпор на южной границе
литовские князья не могли. То есть не были в состоянии так же хорошо защищать
русские земли, как это делала Москва. И в результате источники сообщают о том, что
набеги крымцев достигали не то чтобы территории Украины, они достигали нынешней
территории северной Белоруссии, можете себе это представить?
И один из этих набегов, например, закончился тем, что на
территорию Крымского ханства было уведено за раз сто тысяч человек, можете себе
и это представить…
Освобождение пленников-христиан в Казани в 1552 году
обнаружило то, что в городе томилось несколько десятков тысяч христиан. И
достигнуть этого удалось только после упорнейшей борьбы, после множества
походов, не одного, не двух, не трех, а гораздо большего их количества, после
упорной страшной борьбы, в ходе которой страдали восточные земли Руси и страдали
страшно. Многие люди угонялись тогда, и каждый год можно было ждать этой беды.
Теперь представьте себе, что происходило с этими
пленниками дальше. Кто-то остался в Казани, кто-то в Астрахани, кто-то в Крыму,
но большинство их отправлялось в рабство, потому что на территории Крыма
существовали настоящие рынки для рабовладельцев. Вы все слышали по телевизору,
читали в книгах, слышали радио, видели в сети информацию о том, что в
американском обществе считается правильным говорить об исторической вине и об историческом
долге перед темнокожим населением, поскольку значительная его часть прибыла в Америку
в рабском состоянии, была отправлена туда насильственным путем, верно?
Но исторический долг Северной Африки по отношению к
русским землям, к миру Православия просто огромен, потому что на территорию Средиземноморья,
на территорию той же Северной Африки было отправлено чудовищное, не поддающееся
исчислению количество рабов с нашей земли. Это факт.
Угроза с юга не уменьшалась ни в XVI, ни в XVII веках. Угроза с юга привела к тому, что в 1571 году
государство оказалось на грани распада, крымцы оказались у Москвы. Город в силу
несчастливого стечения обстоятельств был ими сожжен, в нем погибла целая армия.
Население пострадало страшно. Представьте себе пожар, в котором за несколько
часов выгорел весь великий город, рухнули церкви, попадали с колоколен колокола,
взорвались пороховые погреба. Люди, которые прятались в подвалах каменных
зданий, погибли от страшного жара и духоты. И те, кто пытался спрятаться от
этого зноя в Москве реке, не мог вынырнуть и вдохнуть воздух, потому что жар
был столь силен, что их лица моментально обгорали. Можете себе представить, что
это такое.
Через 10 лет иностранцы, то есть свидетели
беспристрастные, видели, что Москва до сих пор не отстроилась и до сих пор на
ее территории огромные страшные язвы от этих пожаров времен 1571 года. В следующем
году Господь дал нам чудо, то есть вышла рать, сравнительно небольшая, уступавшая
крымцам в силе, тяжело сражалась с ними на протяжении нескольких дней и
все-таки отбила их, в то время, как сами крымцы уже планировали раздавать своим
вельможам различные русские земли под улусы.
В 1569 году, за два года до этого, произошло первое
серьёзное столкновение Руси и османов. Турецкое войско двигалась к Астрахани и
опять же счастливое стечение обстоятельств, не столько воинская сила Московского
государства, сколько скорее заступничество Господне избавило от большого набега
и страшного вреда, который могла нанести эта армия России.
В XVII веке было очень мало крупных, на
уровне целой армии, предприятий, которые угрожали Руси с юга. Но, между тем,
набеги эти шли постоянно, и вся русская окраина должна была защищаться засечными
чертами, должна была постоянно ставить укрепленные пункты, постоянно держать полки
в боевой готовности.
А после смуты государство было разорено… Знаете, исторические
документы доносят страшные обстоятельства того времени. Представьте себе, что
древняя церковь, чтимая народом и прославленная, выжигается, ее покидает
священник и диакон, покидает население, потому что пустеют деревни вокруг нее и
храм, как говорили в документах того времени, стоит «пуст без пения».
После этого туда нужно было не только вернуть священника,
но и привезти из Москвы церковное имущество, богослужебные книги и поставить
воинскую охрану, потому что это место продолжает быть под угрозой нападения. Так
вот, в тот момент, когда смута на Руси уничтожила силы государства по защите
южных окраин, они подверглись страшным нападением со стороны крымцев. Они
подверглись ужасному разорению и, впоследствии, эти набеги продолжались.
Они продолжались при Алексее Михайловиче, они
продолжались в XVII веке при Российской
империи, они никуда не делись, все это продолжалось. Собственно во второй
половине XVII века Россия уже непосредственно
сталкивается с турками-османами на Украине, ведутся долгие и тяжелые бои под Чигирином.
Ну вот представьте себе, что до времен Российской империи,
во времена Святой Руси и во времена Московского государства, повторяю, все наши
рубежи на юге, а значительное время и на востоке, были настоящей огненной
дугой. Мир ислама и мир христианства именно в этом месте сталкивались наиболее
жестоко.
Что можно сказать о взаимоотношениях мусульман и христиан
в тот период, если несколько спуститься с государственного уровня? Дело в том,
что значительная часть ордынской знати перешла на службу московским государям. Некоторым
из них было позволено жить небольшими анклавами внутри Московского государства,
сохраняя свою веру.
Но, я хотел бы подчеркнуть следующий факт. Во-первых,
когда присоединялись земли, находившиеся в состоянии контроля со стороны
мусульман, то также предпринимались меры по их христианизации. Казань на
протяжении многих десятилетий упорно и достаточно энергично христианизировалась
из Москвы по благословению наших митрополитов, а потом и патриархов. Там строились
церкви, там селились христиане. Что касается значительной части мусульманской
знати, то она всё-таки была крещена. Часть осталась в своем вероисповедании,
часть осталась мусульманами, но, повторяю, в XVI веке уже неоднократно сталкиваемся со случаями, когда
мусульманская аристократия крестится и женится на представительницах
аристократии христианской, московской.
Существуют документы, которые это подтверждают. Существует
даже, как тогда говорили, «свадебные разряды», которые сообщают о том, что
некий татарский царевич, принявший Православие, заводит жену среди старомосковского
боярского рода.
Что касается Российской империи более позднего периода, я
не буду говорить подробно, поскольку не могу считать себя специалистом по этому
периоду. Но я хотел бы обратить ваше внимание на два факта.
Первый из этих фактов: с каким государством на протяжении всего огромного периода от государя Петра Алексеевича до святого мученика-государя Николая II, с каким государством Россия больше всего воевала? Может быть она воевала больше всего со Швецией? Может быть она воевала больше всего с Польшей или с Францией? Нет. Больше всего Российская империя воевала с Турецкой Османской державой.
«Бой за Шипку» / „Бой за Шипка“. Художник
Димитър Гюдженов (1891–1979), Болгария
Около 10 раз. Но это, так сказать, большие войны. Если
посчитать и конфликты немножко меньшего масштаба, получится больше. Помимо
этого, на границе христианства и ислама шли кровопролитные войны в Средней Азии.
Все вы знаете, что в XIX веке началась страшная война на Кавказе, в значительной
степени инспирированная именно исламским фактором и также войны с Ираном. Опять-таки
знаменитый факт, который мне хотелось бы напомнить, что именно в Иране от толпы
фанатиков погиб видный русский драматург и дипломат Грибоедов. Еще один факт,
на который мне хотелось бы обратить внимание, очень важный факт. Опять-таки нельзя
объяснять все эти войны схваткой государств, поскольку конфессиональный фактор,
фактор вероисповедания, играл в этом очень значительную роль.
Так, например, знаменитая Крымская война началась с
боевого столкновения Российской империи и Турции, но поводом к ней, очень
важным поводом — в значительной степени, может быть, и причиной — стал спор
из-за ключей в Иерусалимском храме Гроба Господня. Спор, собственно, который
касается непосредственно вероисповедания и прав православных на хранение этих
ключей.
Что же касается войны 1877-1878 года (войны, на
протяжении которой русские войска оказались на Балканах), то вся она прошла под
лозунгами освобождения балканских славян от мусульманского ига. Вся она имела
очень четко выраженное вероисповедное значение.
Поэтому я хотел бы заключить свое краткое выступление
следующими словами: на протяжении столетий сосуществования христианской России
и мусульманских государств, которые граничили с нею, у нас был не только опыт межконфессионального
мира, у нас был огромный опыт, прежде всего, столкновения двух этих миров, которые
принципиально несоединимы. И за нами была Истина, а за ними ее не было.
Вот, собственно, и все.
О. Даниил Сысоев: Я хотел несколько слов добавить уже к
самому анализу этой исторической картинки. Дело в том, что почему-то в нашем православном
сознании, патриотическом сознании, часто есть такое представление, что древним
врагом России всегда были Запад, страны Европы, это будто бы вещи с нами
никогда несоединимые, а вот друзей надо искать на Востоке. Как говорит одна
известная книжка одного митрополита, ислам якобы на Россию особенно никогда не
покушался, ну разве что пограбить и поубивать немножко. Но на самом деле это не
так. Вспомните знаменитую Куликовскую битву.
У нас сейчас, начиная с Вадима Валериановича Кожаного,
все время подчеркивают зловещую роль генуэзцев. Да, конечно, генуэзцы
финансировали Мамая. Да, мы с вами знаем, что действительно интересы
генуэзцев были в мамайском движении. Но, во-первых, надо помнить, что генуэзцы
на тот момент не были представителями Запада, хотя бы потому, что они поддерживали
антипапу. Запад был в тот момент расколот Великим расколом Пап, и генуэзцы были
на стороне раскольников, а не на стороне основного западного течения. И второе,
самое главное, генуэзцы поставили, насколько я помню, только один отряд.
Володихин Д.М.: Ну, скажем так, они не были преобладающей
силой в войске, это точно.
О. Даниил Сысоев: Да. Но у Мамая было главным «программное
выступление». Он говорил, что мы пойдем на Русь, поставим вместо князей своих
улусников и все храмы обратим в мечети. Это была чистая программа исламизации
страны… И в то же самое время это годы умирания Восточной Римской империи и Византии.
Так вот, именно эта программа реализовывалась турками-османами, именно по этой
самой классической схеме: захватываем страну, ставим своих улусников и храмы
превращаем в мечети. Кто не верит, съездите в Турцию и посмотрите. Самые красивые
мечети — это старые православные храмы, остальное — это жалкое подражание. И
так, на самом деле, не только в Турции, но и в Сирии, в общем, на всем Ближнем Востоке.
Володихин Д.М.: Храм Святой Софии в Константинополе.
О. Даниил Сысоев: Да, величайший храм православный Святой
Софии, трапезундские храмы; храм Святого Иоанна Крестителя в Дамаске, где
хранилась голова Иоанна Крестителя. Все эти храмы были превращены в мечети… И
программа Мамая была вполне реалистична. Собственно, именно после того как об
этой программе услышал преподобный Сергий, он дал благословение Пересвету
и Осляби на сражение, и дал благословение св. Димитрию Донскому. А все потому,
что шла речь именно об исламизации всей страны... Давайте будем помнить,
что начиная с 1314 года и до 1480 года юридически Россия входила в исламский
мир, потому что она считалась вассальной территорией, входящей в мир ислама.
Володихин Д.М.: На Руси довольно долго не изготовляли
собственные монеты. Приблизительно в начале XI века их закончили изготавливать и в где-то середине XIV века опять начали. На монетах второй
половины XIV века, помимо имен собственно русских
князей, при дворах которых эти монеты изготавливали, также на другой стороне
шла арабская надпись, в которой четко читается имя ордынского владыки и, кроме
того, там могло читаться имя Аллаха. Вот пример, который доказывает, что
действительно долгое время мы на государственных юридических основах
принадлежали миру ислама. […]
О. Даниил Сысоев: С точки зрения классического ислама, религию и политику отделить, в принципе,
невозможно. Религию и политику можно отделить в христианстве, Господь сам
отделил ее, сказав: «Отдавайте кесарево кесарю, Божие — Богу», и поэтому мы
можем существовать и в исламской стране, и в коммунистической, и в православной
стране, вопрос только, где лучше и где хуже. Вот исламе это гораздо сложнее,
потому что ислам всегда требует каких-то земных интересов. И вот, когда,
например, мы оцениваем с вами Куликовскую битву, мы должны понять, что шла речь
о некоем глобальном проекте, глобальной исламской цивилизации, исламизации еще
одной части света, потому что, как известно, у мусульман была и до сих пор
остается цель обращения в ислам всей планеты. Обращение при помощи
проповеди и при помощи меча, как это началось у Мухаммада, так сейчас и продолжается.
И когда мы говорим, например, о крымских набегах, это же не просто набег был:
захотелось крымскому хану пограбить и все. У него не было, во-первых, своей
самостоятельной политики, он был просто подданным турецкого султана, как,
кстати говоря, и казанский хан, начиная с конца XV века был фактически ставленником Турции. Там были наши
храмы, которые нами строились, но к моменту освобождения Казани в 1552 году там
был просто прямой ставленник турецко-османского
султана.
Володихин Д.М.: Крым был в отношениях вассалитета по отношению
к Стамбулу и, соответственно, когда представить крымской ханской династии
оказывался в Казани, то он, естественно, также становился проводником политики османов.
Так оно и бывало. Достаточно долго московское государство пыталось просто ставить
ханов, которые были бы сторонниками Москвы и, таким образом, без крупных
военных операций решать вопрос мирного существования на границе между Русью и
Казанью. Страшный все-таки урон наносили походы. Но, упорное нежелание другой
стороны идти на компромисс, упорное желание исламской Турции сохранить влияние в
этих местах, привело к тому, что присоединением Казани к московскому государству
стало вопросом жизненной необходимости для нас.
О. Даниил Сысоев: Часто, когда мы изучаем историю, мы изучаем
ее узко. Например, те же самые войны XVI века — это часть единой глобальной экспансии, которая
начинается с Сибири, экспансии ислама. Сибирь, Казань, Астрахань, Крым, все Балканы
— огромный натиск мира ислама на север. Одновременно
идет натиск на юг, в это же время идет натиск на Эфиопию, попытка захвата Эфиопии.
И как покупали, вернее воровали рабов у России, так же воровали рабов и,
например, в Центральной Африке — это единая программа, которая в рабовладельчестве
считается нормой. Война, военная добыча считается там предпочтительным делом. Это
просто такой менталитет, и этот менталитет имеет целью завоевание планеты. Такое
же отношение было и к Европе, которая с этим сталкивалась еще раньше. Да, еще
при православной Европе во времена Карла Мартеля было такое же столкновение с
исламом, когда исламские орды чуть не взяли Париж. Такой натиск идет сквозь
века, и это не какая-то случайность, это особенность политики. Мировоззрение решать
конфликты именно таким путем сохранилось и до сих пор. К счастью, благодаря
гибели халифата в 1917 году, он может координироваться менее резко, чем тогда,
но это именно такой процесс.
Нужно сказать несколько слов и о внутренним сосуществовании
ислама и христианства в России, в самой же империи.
Здесь надо привести, конечно же, и пример положительного
сосуществования. Было бы несправедливо сказать, что конфликт был всегда. Были,
что называется, и «домашние басурмане», как их тогда называли, то есть
мусульмане, которые честно служили белому царю, приняли присягу — это и башкиры,
это и многие татары Казани. Они действительно поддерживали и нашу страну, и
поддерживали православного царя, даже сражались на его стороне. Касимовские
татары действительно были щитом для нас, для нашей страны… Как мы с вами знаем,
человек всегда больше, чем его заблуждение. Человек может иметь благородство
и может быть хорошим другом, несмотря на свои заблуждения. Есть главный принцип
у христиан — люби человека, ненавидь грех. […]
Максимов Ю.В.: Мне кажется, стоит напомнить такой
момент, что эти войны были неизбежностью. Эти войны происходили не потому, что
наши предки их хотели. История зафиксировала неоднократные попытки договориться,
установить перемирие, установить мир с нашими мусульманскими соседями. Но все эти
перемирия, к сожалению, нарушались, и шла борьба не на жизнь, а на смерть, в результате
которой решалась, будет ли существовать Русь и русские православные христиане
или нет. И заслуга наших предков и великая милость Божия в том, что Россия не
только выжила, но и смогла распространить свое влияние в мире для того, чтобы
освободить и других православных, и не только православных христиан от
мусульманского владения. Русские цари прямо декларировали свою обязанность защищать
своих христианских единоверцев во всем мире в мусульманских странах, и этим
были вызваны многие войны, с Турцией в том числе.
Но мне бы хотелось сейчас напомнить ещё один аспект. Как
не было у наших предков смешения человека с его заблуждением, так же не было и отождествления национальности
и религии. Подавляющее
большинство казанских татар в то время исповедовало ислам и подавляющее
большинство булгар исповедовало ислам, и это несло очень много горя для русских
христиан. Тем не менее, они никогда не переносили это на отношение к
национальности. Я хотел бы привести пример двух святых, входящих в Собор Всех русских
святых.
Первый— это святой Аврамий Булгарский, который в
начале XIII века был мусульманином, булгарином,
жил в Великом Булгаре, был купцом, был добродетельным человеком, как
свидетельствует его житие. И Господь, Который каждому человеку, который искренне
стремится к Нему, стремится к добру, стремится к истине, дает возможность
познать эту истину. Так же дал Он возможность и Авраамию узнать ее. Через своих
коллег, русских купцов, он узнал о Православии. Будучи мусульманином, он узнал
истину и принял решение креститься втайне от своих друзей. В то время в его стране
это было весьма затруднительно и грозило ему смертью. Некоторое время он был тайным
христианином, но затем не выдержал и, скорбя о заблуждении своих ближних, принялся
открыто проповедовать Христа и за это поплатился жизнью, то есть его убили. Убили
очень жестоко, он принял мученическую смерть за Христа. Потом, несколько лет спустя,
его друзья, русские купцы, договорились с булгарами о возможности перенесения
его останков, его честных мощей на Русь. И вот, когда делегация с его честными мощами
подходила к русскому городу, то князь вышел за много вёрст от города вместе с
народом, вместе с митрополитом, и они встречали этого булгарина. То есть
представителя той нации, с которой у русских была вражда и которая принесла
много горя, но они встречали его как святого.
Другой пример. Преподобный Серапион Кожеезерский жил в XVI веке. Он был татарином, был
воспитан в исламе. После падения Казани он был перевезен в Москву. В Москве он узнал
о Православии, принял Святое Крещение, а затем ушел на север в Архангельскую область, где стал монахом. Вместе со своим учителем основал Кожеезерский монастырь и в этом монастыре воспитал для Русской Православной Церкви семь святых. Семь
его учеников прославлены в лике святых! Некоторые из них основали потом другие
монастыри. Его очень почитали и уважали; его принимали впоследствии и цари, опять
же, татарина — представителя той нации, с которой в то время у наших предков было
очень много проблем. Но человека, который принимал Святое Крещение и становился
христианином, сразу же воспринимали как брата во Христе.
Другой пример — это монахи Зосима и Корнилий.
Два монаха, которые были русскими людьми, но обратились в ислам, предали и свое
Крещение, и веру, и монашеские обеты. И при этом они также ходили как исламизаторы,
то есть проповедники ислама по русским селам. И вот эти люди были анфематствованы
Русской Церковью, и эти анфематизмы читались на протяжении столетий поименно. Эти
монахи были русскими людьми линчеваны, казнены. Хотя они были по национальности
совершенно единокровны, но, отвергнув Христа, они стали врагами.
Володихин Д.М.: Все вы знаете о благословении, которое
дал преподобный Сергий Радонежский на отпор Мамаю, но не столь уж многие
помнят и о другом факте благословения, которое дала Православная Церковь: на
отпор через сто лет, в 1480 году, когда орды хана Ахмата устремились на Русь для
того, чтобы восстановить контроль над нею со стороны орды. Тогда сам государь
Иоанн Великий, величайший политик в истории России, может быть величайший из
всех, усомнился, надо ли ему уходить с войском, надо ли ему давать отпор. Он
сомневался, нет ли в этом преступления против веры. Ведь для него ордынский хан
был повелителем и представителем власти, которая стояла над ним. Но тем не
менее, именно тогда Церковь увещевала его и сказала, что в нынешней ситуации его
христианский долг — выступить с войском и победить. Только после настойчивых,
упорных призывов со стороны иерархов Русской Православной Церкви этот долг был
выполнен. И в 1480 году действительно на Угре ордынцы потерпели поражение и
отступили.
О. Даниил Сысоев: Я хотел бы сказать несколько слов о рядовых
мусульманах, которые жили в составе империи. По отзыву миссионеров XIX века, мусульманские подданные империи
считались крайне неблагонадежными. Их считала таковыми и полиция, и особенно
миссионеры. Дело в том, что почти во всех татарских домах не было ни портрета
государя, ни каких-то знаков российского подданства; там
всегда висел портрет султана. Они считали себя подданными султана в первую
очередь, потому что султан являлся халифом, то есть повелителем всех
правоверных. И это явление было не случайным. Не случайно — об этом сейчас мало
говорят, но тем не менее, — в течение всей имперской и доимперской России места
проживания мусульман были местами постоянной напряженности и восстаний.
Они участвовали во всех христианских войнах, но известны
и отдельные восстания: башкирские восстания и татарские. Известно, что, например,
на границе веков, в 1901 году мусульмане убили и закопали под землю целый
крестный ход. В деревнях под Казанью. Было потом полицейское расследование
страшное… Мне про это дело рассказывал отец Андрей Хвыля-Олинтер, полковник внутренних
дел, который, собственно, этим делом занимался в свое время.
Это явление не случайное. Дело в том, что по исламскому шариату
человек, живущий среди неверных, должен, в первую очередь, почитать себя
поданным ислама и исламского государства. И он должен, насколько может,
помогать распространению ислама всяким путем.
Здесь еще нужно сказать, что исламский фактор сыграл свою
огромную отрицательную роль в том числе и в падении исторической России. Мы
забываем, что во время революции тысяча шестьсот пятого года были опять-таки исламские
бунты. Мы с вами забываем страшную роль, которую сыграло восстание во время гражданской
войны, когда мусульмане ударили в спину белой армии во время наступления на Москву;
когда чеченцы ударили в спину и выступили на стороне большевиков, и когда они
устроили страшную резню двадцать шестого года.
Мы забываем, что ещё в 1916 году было киргизское восстание в Средней Азии, когда
мусульмане тоже в тылу воюющей армии подняли восстание при поддержке противников.
Как известно, сепаратизм во многих странах Кавказа был связан с исламом — хотя бы
потому, что Турция тоже воевала против России в первой мировой войне.
Если говорить про взаимоотношения православной России и ислама,
то нужно вспомнить, конечно, о том великом подвиге, который совершила Россия,
оказав помощь христианам во время страшной резни, которую устроили мусульмане в
XIX-XX веках, и какая страшная резня шла в 1870-х годах в Болгарии
и в Сербии, эта страшная резня на Балканах… Об этом хорошо написано у Достоевского.
Подобные страшные вещи были во время великого геноцида
1915 года, когда Россия, по-моему, помогла спасти армян, введя войска в Карс. Тогда
помощь России заключалась просто в том, чтобы спасти христиан от физического
уничтожения. Потому что, к сожалению, Россия часто вынуждена просто спасать
людей или от рабства, или от физического уничтожения. Ну, а женщин от насилия, потому
что, как известно, по Корану, подчеркиваю, по Корану, любая невольница
потенциально является наложницей… И здесь идет речь просто о защите. Любое
государство обязано защищать своих граждан, просто физически. Если государство
не защищает своих граждан от насилия, убийств и ограблений, то что это за государство
такое?
И говорится о том, что Русь агрессивно вела войну, — да,
безусловно, вела. Безусловно захватывала территории, которые этого не хотели. И
слава Богу. Я напомню, что утверждение о справедливости только оборонительной
войны не основано ни на Священном Писании, ни на Святых Отцах. Война в защиту
своих братьев очень хороша и оправдана. Но, опять-таки, не с целью
присоединения территорий, а просто с целью защиты, освобождения и поддержки
людей. И для защиты своих поданных от набегов элементарно. То, что происходило в
1990 годах, я думаю, в комментариях особо не нуждается. Потому что и
столкновение в Ферганской долине, и война в Карабахе, и Сумгаит, все эти войны спровоцированы
миром ислама... Это и Чеченская первая и вторая война, и множество других
страшных преступлений, которые происходят под лозунгами ислама, к сожалению.
Максимов Ю.В.: …По всему миру, где существует
значительная часть мусульманского населения, — Индия, Филиппины, Африка, Балканы,
Россия, — мы везде видим эти столкновения. Сравнительно недавно они были зафиксированы
и в Австралии, хотя, может быть, в менее значительной форме, и в США. То есть
везде, где появляются мусульмане и где значительная часть именно мусульманского
населения, независимо от его национальной принадлежности, везде возникает
напряженность между ним и остальными соседями, независимо от их национальности и
религии.
О. Даниил Сысоев: Когда у Мухаммада спрашивали, почему ты
не совершаешь чудес, он отвечал: «Все пророки были посланы с чудесами, и их не
послушали. А мне Аллах вручил меч». Эти слова, возможно, многое объясняют.
Ну, а теперь возникает вопрос: как же нам жить вместе?
Часто люди говорят — давайте всех бить. Это неправильно, битьем ничего не
решишь. Зло не лечится злом — у него есть такая особенность. Зло невозможно
вылечить каким-то таким способом, зло можно только ограничить военным путем.
Государство должно, конечно, защищать всех граждан и должно придерживаться
жесткого порядка. Лучше, чтобы государство было православным, тогда оно сможет иметь
критерии по тому, как себя вести со странами ислама. Что касается дальнейшего
замирения — это возможно. Мусульмане принимали христианство в России, принимали
христианство целыми народами, Осетия тому блестящий пример. Сейчас мы видим,
как исчезает ислам в Аджарии, например. Это тоже обломок Российской империи, но
и там благодаря деятельности Грузинской Православной Церкви ислам практически исчезает.
Когда Церковь Божия будет активно проповедовать Евангелие мусульманам, будет
самый главный плод, то есть спасенные души мусульман, потому что они тоже нуждаются
во спасении.
Сейчас мы часто грешим тем, что говорим: «Ой, какие
мусульмане плохие». Но надо помнить, что наши предки вели себя не лучше. До
принятия христианства русские были точно такими же. Ни капельки не лучше. Те «подвиги»,
что русские делали у стен Константинополя с распятием на крестах, с сожжением
храмов, с пытками пленников… то, что мы знаем из истории праздника Положения ризы
Пресвятой Богородицы или Покрова Пресвятой Богородицы… Это замечательные
праздники, установленные в честь победы над русскими, нашими русскими предками,
которые были идолопоклонниками и служили врагу. А когда человек служит врагу, в
нем действуют вражии силы.
Сегодня мы читали на Литургии Евангелие. Помните про бесноватого,
которого бес гнал в пустыню? Человека несло, он из городов убегал. И действительно,
так происходит с людьми, которые не служат Богу, а служат иным силам. Они под
властью врага, под тенью смерти находятся. Они — несчастные люди, которые заблудились
и в рабстве пребывают. Если мы будем молиться об их обращении, если мы будем
говорить им про Святое Евангелие, то сила Святого Духа может победить это все.
Люди часто мне говорят: это невозможно, там политическая
обстановка другая. Мусульмане якобы необращаемы. Это, собственно говоря,
является мифом, они вполне обращаемы, как и любой другой человек. На это ответ очень
простой — человеку это невозможно, но все возможно Богу. А Церковь живет только
Божией помощью, понимаете? Церковь не живет человеческими силами. Если бы Церковь
жила человеческими силами, она бы рухнула давным-давно, сами знаете, так ведь? Церковь,
слава Богу, благодати Духа Святого не потеряла, огненные языки Пятидесятницы в нас
живут, так? Бог — наш Отец до сих пор, и рука у Него не сократилась, чтобы действовать;
и мышцы у Него не ослабли, чтобы спасать. «Но ваши грехи отдаляют вас от меня»,
— говорит Господь Бог в книге пророка Исаии.
Поэтому, если мы хотим мирного сосуществования с
мусульманами, воспринимайте мусульман как людей, которые нуждаются в спасении,
не давайте им злодействовать, а к Христу приводите, ибо в этом единственная
возможность решить проблемы. Только во Христе. Вот и весь рецепт наступления мира. Не
будет Христа, не будет и мира между людьми, никогда. Это подтверждает
история; даже то немногое, что мы рассказали сегодня. Благодарю вас за внимание,
спаси вас Господь, милости Божией всем вам желаю.
Я рад, что эта тема вызвала достаточно живой интерес. Действительно,
я думаю, для многих будет важно разобраться в том, как в истории России действуют
христианство и ислам, какова история взаимоотношений этих религий и что существует
только один-единственный способ мирного сосуществования христианства и ислама в
России, реальный, который обеспечит вечный мир — это обращение народов ислама
в Православие. Я надеюсь, что Бог даст, чтобы как можно больше людей из мира
ислама пришли в Святую Православную Церковь, получили вечную жизнь от Бога. Мы
об этом молимся, пускай Господь услышит наши молитвы.
2008 год.
Московское Подворье Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=16l2MXPdPus&ab_channel=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F1
@Расшифровка и редакция «Трость Скорописца», 2025 г.