четверг, 18 декабря 2025 г.

«Точное изложение Православной веры», прп. Иоанн Дамаскин

 

Священная митрополия Китирская и Антикитирская

Китира, 1 декабря 2025 г.

№ прот.: 457

«Точное изложение православной веры»

Преподобный Иоанн Дамаскин

Для христоименитой полноты нашей священной митрополии

В восьмом веке после Рождества Христова, когда бушевала и процветала опасная ересь иконоборчества, преподобный Иоанн Дамаскин, выдающийся догматический богослов нашей Святой Церкви, в своей трилогии «Источник знания» собрал и свои труды, посвященные борьбе с ересями и догматическому богословию. Это «История ересей», где он опроверг сто три ереси, и «Точное изложение Православной веры». Последнее сочинение по праву считается «наиболее надежным руководством для каждого христианина по догматическим вопросам и памятником христианского предания»*. Обличая многообразные ереси и возвещая «царский и небошественный путь святого догмата», преподобный Иоанн просиял в борьбе против еретиков-иконоборцев. Он просветил стадо Христово, оградив его от губительного нашествия ересей, еретиков и заблуждений.

В наше неспокойное и сложное время, пронизанное веяниями и течениями «новой эпохи», экуменизма, глобализации и пантеизма, необходимо новое издание «Точного изложения Православной веры». Оно должно помогать различить, что является православным, а что нет; что является церковным, а что нет; что является священно-каноническим, а что нет; что является православной традицией и преданием, а что нет, и, наконец, что является «здравым учением», а что является ересью, злославием и учением чуждым.

I.

Ответы на эти вопросы мы найдем, во-первых, в Священном Символе нашей Православной веры (Никео-Цареградском), где содержится краткое изложение богоданной веры Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви. Во-вторых, эти ответы содержатся в исповедании веры, которое произносится кандидатом в епископы перед рукоположением в архиерейский сан, сразу после чтения нашего священного Символа веры «Верую во Единаго Бога…», где также кратко излагается суть святой и непорочной веры православных.

«К тому же, — исповедует посвящаемый в епископа, — я почитаю и принимаю то, что было принято и утверждено семью Святыми Вселенскими Соборами, а также Поместными, стоявшими на страже догматов Православной Церкви. Исповедую и принимаю все, изложенные ими — под водительством просвещающей благодати Всесвятого Духа — определения (оросы) Правыя Веры и Священные Каноны, которые блаженные оные, для украшения Святой Церкви Христовой и для благопристойности нравов, согласно Апостольским Преданиям и духу Евангельского Божественного Учения, составили и передали Церкви, и, в соответствии с ними, буду стараться нести вверенное мне по Божественной воле служение и учить мою духовную паству: вверенный мне священный клир и народ Божий.

Прежде всего, я обещаю хранить единство веры в союзе мира; все, что Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь Православных приемлет и исповедует, я также исповедую и приемлю, ничего не прибавляя, ничего не убавляя, ничего не изменяя ни в догматах, ни в преданиях, но обязуюсь придерживаться их и преподавать, и проповедовать их со страхом Божиим и доброю совестью, и все, что Она осуждает как чуждое Ей учение, я также осуждаю и навсегда отвергаю... и буду стараться, прилагая все усилия, право править[1] слово истины во славу Отца и Сына и Святаго Духа, Троицы Единосущной и Нераздельной, Единого и Единственного Истинного Бога, и для спасения верующих».**

Итак, все, что не составляет «здравое учение» по Святому Евангелию и вообще по Священному Писанию; все, что противоречит учению, соборным постановлениям, церковным преданиям и священным канонам Вселенских Соборов и утвержденных ими Поместных (Соборов); все, что касается единства веры в союзе мира и проповедуется Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Православных, епископ в первую очередь, но также и священный клир вместе с монашескими братствами и верным народом Божиим, должны принимать, а все, что осуждается ею как еретическое учение, соответственно, отвергать.

II.

Ввиду поступающих от верующих вопросов, а также выражаемых ими сомнений и опасений, касающихся тем, обсуждавшихся на встрече в Никее Вифинийской по случаю 1700-летия Первого Вселенского Собора (325 г.), и на торжествах в Константинополе, приуроченных к престольному празднику и чествованию святой памяти апостола Андрея Первозванного, Основателя Церкви Царьграда (30.11.2025), мы считаем своим пастырским долгом и обязанностью отметить следующее:

1. Празднование 1700-летия Первого Вселенского Собора, собравшего в Никее 318 святых и богоносных отцов, — это великое историческое событие для воинствующей земной Церкви. Однако это событие не отмечалось должным образом. На празднествах такого масштаба и ранга следовало ожидать Всеправославного Собрания с участием Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей. Вместо этого, лишь два из четырнадцати предстоятелей приняли в нем участие. По всей видимости, это произошло из-за присутствия и участия в празднествах Папы Римского, который является иноверцем и поэтому, согласно Священным Канонам, он не может быть принят в церковное общение (см. Апост. правила 10, 11, 12 и 13, Антиох. 2 и 6, Карфаг. 9, Лаодик. 33).

2. Шестьдесят лет назад, Вселенский Патриарх и Папа Римский того времени «отменили» взаимные анафемы 1054 года, возникшие в результате отпадения латинян. Однако, это произошло без предварительного согласования вероучительных вопросов и без отречения от еретических ложных учений и нововведений папизма. К сожалению, это решение подорвало действие церковных запретов на общение с отлученными, еретиками, сектантами и раскольниками, закрепленных в Священных Канонах (перечисленных в параграфе выше). В результате, стали наблюдаться совместные молитвы с представителями других христианских конфессий и даже религий, якобы «во имя любви». Именно по этой причине, несмотря на упомянутые Священные Каноны, Папа Римский был принят «в Церкви (Православного) народа» во время официальной церемонии, устроенной в его честь[2], а также во время Патриаршей Божественной Литургии в память святого апостола Андрея (престольный праздник Фанара).

3. Вселенский Патриарх и Папа Римский подписали совместную декларацию, в которой они заявляют, что «мы продолжаем идти с твердой решимостью по пути диалога, «истинствующе в любви» (Еф.4:15), с надеждой на восстановление полного общения между нашими братскими Церквами».

Дай Бог, чтобы слова апостола Павла «истинствующе в любви» были применены должным образом. Для этого следовало бы упразднить так называемую «унию» и отказаться от всех отклонений в вопросах Православной веры и предания. Это также означает отторжение ересей и заблуждений, возникших после отпадения папистов от Церкви в 1054 году, и утверждение спасительной Евангельской Истины, открывшейся во Христе Иисусе. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32), заповедует наш Божественный Учитель, Иисус Христос.

4. Официальные представители признают, что богословские переговоры между православными и римо-католиками, проводимые Международной смешанной комиссией, не приносят ожидаемых результатов. Никакой прогресс невозможен, если не будут отвергнуты так называемые «теория ветвей» и «теория двух легких». Также должны быть пересмотрены, с учетом православных критериев, решения этой Комиссии, принятые в Торонто («Торонтская декларация» 1950 года, которая трактует понятие «Церковь» как нечто более всеобъемлющее, чем отдельные конфессиональные общины, и, следовательно, более широкое, чем Православие) и в Порту-Алегре («Каждая церковь [член ВСЦ, православные, протестанты, монофизиты] является соборной, но не полной. Каждая церковь достигает своей соборности, когда находится в общении с другими церквами [членами ВСЦ, православными, протестантами, монофизитами]. «Один без другого мы обречены»). Все эти заявления совершенно неправославны и противоречат Преданию. Православная полнота не ожидает ничего полезного от всех этих диалогов, поскольку они представляют собой попытку разрушить незыблемый догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

5. В совместном заявлении Вселенского Патриарха и Папы отмечается следующее:

«Мы убеждены, что празднование этой знаменательной годовщины может дать толчок новым и смелым шагам на пути к единству. Первый Никейский Собор , в числе своих важнейших решений, предоставил критерии для определения даты Пасхи, общей для всех христиан... Осознавая преграды, мешающие восстановлению полного общения между всеми христианами, мы должны признать, что нас объединяет именно вера, выраженная в Никейском Символе веры».

Первый Вселенский Собор в Никее, по мнению выдающихся канонистов Зонары и Вальсамона, «состоялся… против Ария, бывшего пресвитера Александрийской Церкви, который богохульствовал на Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, говоря, что Он не единосущен Богу Отцу, а сотворен; и что было время, когда Его не было; которого Святой Собор осудил и проклял вместе с его единомышленниками; провозгласив Сына единосущным Отцу, истинным Богом, Господом, Владыкой и Создателем всего сотворенного; но не творением и не произведением».

«В учении александрийского пресвитера Ария, опровергающем Божество Иисуса Христа, содержится более системное проявление антитринитарной теории» (приснопамятный Амилкас Аливизатос, профессор канонического права в Национальном Афинском Университете им. Каподистрии). Таким образом, Первый Вселенский Собор в Никее утвердил ничто иное, как главный догмат о единосущности и нераздельности Святой Троицы, который подвергался нападкам в то время. Подвергается он нападкам и в наше время, теперь уже со стороны римо-католиков, посредством введенного ими догмата об исхождении Святого Духа якобы «и от Сына» (Filioque). Хотя Папа Римский и не провозгласил эту ересь в Никее, вопрос Filioque по-прежнему является частью догматического учения папизма, которое подлежит пересмотру и доскональной переработке.

Что касается празднования Пасхи, Первый Вселенский Собор в Никее определил время ее совершения и запретил совместное празднование Пасхи с иудеями, а также, по аналогии, с представителями иных конфессий, еретиками и иноверцами.

Прошлым летом во время Божественной Литургии в нашем митрополичьем храме в Хоре (о. Китира) произошел неприятный инцидент. Одна молодая женщина, по вероисповеданию католичка, из другой европейской страны, под влиянием идеи общей Пасхи, которая широко распространялась в то время, подошла во время Причастия к Чаше и с энтузиазмом воскликнула: «Теперь мы братья!». Вы понимаете, какая эксплуатация Общей Пасхалии происходит сейчас в миру, если люди иных вероисповеданий думают, что могут приступать к Общей Чаше без каких-то предварительных условий!

6. «Восстановление полного общения между всеми христианами», согласно этому общему заявлению, помимо «признания препятствий, которые ему мешают», непременно предполагает признание и принятие во всех отношениях Евангельской Истины и всего Священного Писания, а также многовекового Священного Предания Церкви (богослужение, Святые Таинства, апостольское и святоотеческое предание, богодухновенные догматы, Божественные и Священные каноны).

На Западе, например, католики и протестанты «благословляют» «браки» между лицами одного пола. Более того, последние (протестанты), у которых имеется «архиепископ»-женщина, еще и «рукополагают» женщин во священники, совершают «браки» не только между лицами одного пола, но и между четырьмя («полигамия»!).

На фоне столь явного морального разложения, извращения и разрушения нравственных и духовных ценностей, которое превосходит даже содомитские оргии прошлого, возникает вопрос: насколько реалистично говорить о «восстановлении полного общения между всеми христианами»?

И последнее.

7. События в церковной сфере (Никея и Константинополь) в последние три дня ноября сего года вызвали неоднозначную реакцию у верующих. Одна часть наших собратьев, которая рассматривала это движение с так называемых «позиций гуманизма», была ими довольна; другая же и бóльшая часть, обладающая духовной чуткостью по Бозе и ведущая последовательную христианскую жизнь, выразила недовольство и обеспокоенность. Ключ к разрешению этой проблемы лежит в правильном толковании слов апостола Павла «истинствующе в любви». Речь идет о неразрывной связи евангельской Истины и любви во Христе. Только такое понимание этих слов позволит найти выход из сложившейся ситуации.

Совместная декларация говорит о важности мира и согласия между народами, подчеркивая, что «подлинный межрелигиозный диалог должен быть далек от того, чтобы становиться причиной синкретизма и смешения». Все это, безусловно, хорошо и нужно. Но есть и другой мир — мир Христов; мир, который царит в Церкви и в сердце каждого верующего. Этот мир является даром от Бога и плодом действия Святого Духа. Именно к такому миру должно стремиться христианское общество и каждый сознательный христианин.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа да будут со всеми нами, братья и сестры. Аминь».

†Митрополит Китирский и Антикитирский Серафим


[1] Правильно излагать

[2] В греч. тексте δοξολογία благодарственный молебен

Νέος Συναξαριστής τῆς Ὀρθοδόξου ἘκκλησίαςΤόμος Δ , ΔεκέμβριοςἐκδἼνδικτοςἈθῆναι 2005, σελ. 47-48.

** Ἀρχιερατικόνἔκδοσις ποστολικῆςΔιακονίαςἈθῆναι 1999, Τάξις γινομένη πί Χειροτονίᾳ πισκόπουσελ. 111-112.


Источник: https://makkavaios.blogspot.com/2025/12/blog-post_392.html#more

 @Перевод «Трость Скорописца», 2025.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.