пятница, 21 ноября 2025 г.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных


Фреска в Ватопедском монастыре, Св. Гора Афон


Бог есть Свет присносущный[1] — единственный истинный и вечный Свет, невещественный, бесконечный и совершенно непостижимый. Его природа пребывает сокрытой в недоступной нам тайне, но три Его Лица: Отец, Сын и Святой Дух — соединены невыразимым общением любви. Господь благ и является источником всякой благости и всякой любви. Вот почему Он не удовольствовался созерцанием Самого Себя, но, в преизбытке Своей благости, возжелал, чтобы и другие приобщились Его Свету, и для этого привел мир из небытия в бытие.

Перед созданием видимого мира Бог привел в бытие ангельскую природу Своим Словом и усовершенствовал в святости Своим Святым Духом, творя Небесные и Безплотные Силы Своими служителями, ревностными и пламенными, как невещественный огнь. Они суть вторые светы[2], которые по благодати Святого Духа приемлют просвещение от первого и безначального Света и приобщаются Его бессмертию. Ангелы, будучи верными образами Божественной сущности, наделены духовной природой. Они лишены тяжести тела, всегда пребывают в движении, свободны и разумны. Они созерцают Бога, насколько это для них возможно, и обретают в Его созерцании пищу, неколебимость и самый смысл своего существования.

Хотя Ангелы свободны от всякой телесной страсти, однако они не бесстрастны, как Бог, ибо созданы посредством изменения — перехода из небытия в бытие. Поэтому они неудобопреклонны ко злу, но не вовсе непреклонны. Таким образом, находясь под угрозой быть необратимо вовлеченными во зло и отдалиться от Бога, Ангелы пользуются дарованной Богом свободой, чтобы укрепляться в добре и преуспевать в созерцании Божественных тайн. Кроме того, они не могут, как человек, рассчитывать на покаяние, поскольку лишены тела.

Не имеющие тела Ангелы, тем не менее, не полностью невещественны: в действительности только Бог поистине невеществен и бестелесен, ибо бесстрастен и превосходит всякое движение. Они же ограничены во времени и пространстве. Когда Ангелы находятся на Небе, их нет на земле, а когда Бог посылает их на землю, не остаются на Небесах. Когда Бог посылает их к людям, тогда для выполнения миссии Небесные посланники принимают телесную оболочку, чтобы мы могли их увидеть. Их тонкая природа позволяет им преодолевать препятствия, каковыми для нас являются стены, врата и печати. Невесомость Ангелов и присущая их природе быстрота позволяют им пересекать пространства почти мгновенно и постигать мысли людей, отчего нам кажется, что они наделены Божественным всеведением. Но, будучи сотворенными, они не обладают всеведением и не способны находиться одновременно в двух местах. Если они пророчествуют, то лишь по повелению Божию, а не по причине их собственной добродетели.