
Фреска в
Ватопедском монастыре, Св. Гора Афон
Бог
есть Свет присносущный[1] — единственный
истинный и вечный Свет, невещественный, бесконечный и совершенно непостижимый.
Его природа пребывает сокрытой в недоступной нам тайне, но три Его Лица: Отец,
Сын и Святой Дух — соединены невыразимым общением любви. Господь благ и
является источником всякой благости и всякой любви. Вот почему Он не
удовольствовался созерцанием Самого Себя, но, в преизбытке Своей благости,
возжелал, чтобы и другие приобщились Его Свету, и для этого привел мир из
небытия в бытие.
Перед
созданием видимого мира Бог привел в бытие ангельскую природу Своим Словом и
усовершенствовал в святости Своим Святым Духом, творя Небесные и Безплотные
Силы Своими служителями, ревностными и пламенными, как невещественный огнь. Они
суть вторые светы[2],
которые по благодати Святого Духа приемлют просвещение от первого и
безначального Света и приобщаются Его бессмертию. Ангелы, будучи верными
образами Божественной сущности, наделены духовной природой. Они лишены тяжести
тела, всегда пребывают в движении, свободны и разумны. Они созерцают Бога,
насколько это для них возможно, и обретают в Его созерцании пищу, неколебимость
и самый смысл своего существования.
Хотя
Ангелы свободны от всякой телесной страсти, однако они не бесстрастны, как Бог,
ибо созданы посредством изменения — перехода из небытия в бытие. Поэтому они
неудобопреклонны ко злу, но не вовсе непреклонны. Таким образом, находясь под
угрозой быть необратимо вовлеченными во зло и отдалиться от Бога, Ангелы
пользуются дарованной Богом свободой, чтобы укрепляться в добре и преуспевать в
созерцании Божественных тайн. Кроме того, они не могут, как человек,
рассчитывать на покаяние, поскольку лишены тела.
Не имеющие тела Ангелы, тем не менее, не полностью невещественны: в действительности только Бог поистине невеществен и бестелесен, ибо бесстрастен и превосходит всякое движение. Они же ограничены во времени и пространстве. Когда Ангелы находятся на Небе, их нет на земле, а когда Бог посылает их на землю, не остаются на Небесах. Когда Бог посылает их к людям, тогда для выполнения миссии Небесные посланники принимают телесную оболочку, чтобы мы могли их увидеть. Их тонкая природа позволяет им преодолевать препятствия, каковыми для нас являются стены, врата и печати. Невесомость Ангелов и присущая их природе быстрота позволяют им пересекать пространства почти мгновенно и постигать мысли людей, отчего нам кажется, что они наделены Божественным всеведением. Но, будучи сотворенными, они не обладают всеведением и не способны находиться одновременно в двух местах. Если они пророчествуют, то лишь по повелению Божию, а не по причине их собственной добродетели.