воскресенье, 7 января 2024 г.

Он пришел как Спаситель, как Просветитель, как Искупитель, пришел «Тот, Который есть и был и грядет, Вседержитель»

 


Почему Христос пришел в мір?

 

Пишет д-р Харалампий М. Бусьяс, великий гимнограф Александрийской Церкви

 

Верно слово и всякаго приятия достойно,

яко Христос Иисус прииде в мір грешники спасти,

от нихже первый есмь аз (1 Тим. 1, 15)

 

Наш Христос по непостижимой доброте и любви покинул лоно Отца и принял человеческую плоть, имея целью спасение всех нас и обожение. Господь пришел в мір не для того, чтобы спасти праведников. Он пришел, чтобы спасти грешников. Он Сам говорит нам: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Он есть Бог, спасающий грешных, мытарей, блудниц, разбойников, блудных. Он общался с ними, невзирая на мнение и осуждение міра. Он, как Бог, знал, что человеческая природа склонна ко греху, и хотел очистить ее и показать ей путь покаяния и спасения. Показать всем нам путь, ведущий к Богу Отцу.

Мой Бог — пришелец в земле чужой (Афанасий Папафанасиу)

 


Мой Бог — пришелец в земле чужой

Христос — Сын Божий, и Он также истинный Бог — сходит с Небес на землю, которая есть место изгнанничества. И на этой чужой земле Ему предстоит много дел, от рождения в яслях до распятия, воскресения и т. д. В продолжение всей Своей земной жизни Он все время был странником: будучи зачат Пресвятой Девой от Духа Святаго в Назарете, Он был рожден в Вифлееме, претерпел бегство в Египет, был воспитан в Назарете; Он жил в постоянном перемещении (Мф. 2, 1-23; Лк. 2, 1-5; Деян. 10, 38-39). И Он Сам говорит нам об этом: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8, 20).

И вот на этого Младенца-странника нацелился убийца Ирод. Вам это ничего не напоминает? В наши дни происходит нечто подобное, только Ирод оставил свой старомодный меч и взял в руки свастику. Кого в наши дни можно назвать словом «странник»? Это беженец, иммигрант. Пакистанец в Англии? Грек в Германии? Албанец в Греции?.. Мелкие людишки в чужой стране, скажете вы. Но смотрите, наш удивительный Бог отождествил Себя с ними: «Был странником, и вы приняли Меня [...] Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (см. Мф. 25, 31-46).

Мой Бог выбирает не честь, а бесчестие

Все могло бы быть по-другому. Рождение, например, во дворце, в замке, в особняке, на яхте и т. д. Конечно же, всемогущий Бог мог устроить все именно так. Но тогда бы Он не был Богом в наше спасение. Христос выбрал убогие ясли именно потому, что Он бесконечно и трепетно возлюбил… только не Свою власть, а человека. И если сегодняшние общественные системы питаются и питают в человеке внешнюю благопристойность, заключая его в непроницаемый саван престижа, власти и разобщенности, мой Бог, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2,7), «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).

Мой Бог нарушает мирские устои

Христос пришел не для того, чтобы насладиться красотами земли. Он пришел не для того, чтобы благословить тление, смерть и угнетение. Благодаря Его Рождеству «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16). Он Сам говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, возвестить наступление времени, в которое Господь принесет спасение народу Своему» (ср. Лк. 4, 18-19).

С Его рождением Любовь вошла в историю во плоти, и с тех пор Он стремится привить ее всем. Любовь не имеет ничего общего со слащавостью, с уходом от ответственности, с безразличием и терпимостью ко греху. Это единственный подлинный образ жизни, который предполагает разрыв с любым греховным порядком вещей. Таким образом, в глазах власть имущих христиане являются «всесветными возмутителями» (Деян. 17, 6).

Он «мой», потому что Он «наш»

У меня было много братьев и сестер, так как я родился в большой многодетной семье. Разве не было бы неразумно и глупо, если бы кто-то из моих братьев и сестер начал думать, что наш отец — только его? Точно так же и мы, обращаясь к Богу, говорим Ему не «Отче мой», а «Отче наш», то есть Отец всех нас. А раз он «Отец наш», значит все мы — братья и сестры, сделанные из одного и того же «теста». Как сказал апостол Павел в своем послании к Галатам: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса… Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 26-28). Мой Бог является моим Отцом именно потому, что Он — Отец каждого человека, приходящего в мир.

Рождество Христово означает, что впервые в истории Бог и человек соединились воедино. Сын Божий воплотился, принял человеческую природу (взял реальное человеческое тело и душу). Это Тело, которое мы впервые видим в яслях, — первое человеческое тело, которое, привившись к животворящему Божеству, достигло наконец воскресения, победило тление и смерть. Все это не является прошлым. Таинство Евхаристии, совершаемое в каждой церкви, если вдуматься, говорит нам о том, что Христос не удалился от земли, но оставил нам Тело Свое, чтобы каждый человек мог стать членом Его, «сотелесником» богочеловеческого Тела Христова.

Поздравляю вас с Рождеством, дорогие братья и сестры, и прошу вас, давайте не будем забывать: если бы Христос не воплотился даже для самого последнего бродяги и «бомжа» (так наши современники, к сожалению, называют тех, кого презирают), то Он не воплотился бы ни для кого из нас.

Афанасий Папафанасиу

 

[1] Архим. Иустин Попович, Человек и Богочеловек, изд-во Астир, Афины, 1974, с. 147.

 

Перевод выполнен в сокращении, источник: https://wra9.blogspot.com/2022/12/blog-post_440.html?m=1

@«Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.