Содержание
ДВЕ ВЕЛИКИЕ ЗАПОВЕДИ, где содержатся все наши обязанности
1. Первая заповедь
2. Вторая заповедь
ДВЕ ВЕЛИКИЕ ЗАПОВЕДИ, КОТОРЫЕ ДОПОЛНИЛ ХРИСТОС
3. Дополнение первой и великой заповеди
4. Любовь к ближнему по закону Моисееву
5. Как Христос дополнил вторую заповедь Своими словами
6. Как Христос дополнил вторую заповедь и Своим личным примером
7. Любовь и послушание Богу должны быть предпочтительнее любой другой любви и послушания
8. Только любовь к Богу может удовлетворить бесконечные желания и устремления человека
9. Только любовь к Богу делает человека счастливым
10. Любя Бога, христианин любит самого себя
11. Христианин, проявляя любовь к другим, тем самым проявляет любовь и к себе
12. Насколько вредит себе тот, кто не любит Бога и ближнего
+++
Архимандрит Евсевий Матфопулос
Отрывок из книги «Предназначение человека»
ДВЕ ВЕЛИКИЕ ЗАПОВЕДИ,
где содержатся все
наши обязанности
Чтобы христианин понимал, к чему он должен стремиться,
и мог развиваться в соответствии с Божественным замыслом о нем, он должен четко
знать, какие обязанности он должен выполнять в своей жизни.
В целом, обязанности христианина делятся на три вида:
обязанности перед Богом, обязанности перед ближними и обязанности перед самим
собой.
Как учил Господь Иисус Христос, все наши обязанности
перед Богом и людьми сводятся к двум главным заповедям любви, которые провозгласил
Он Сам:
«Слушай, Израиль: Господь Бог наш есть Господь
единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и
всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Это первая и великая заповедь.
Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух
заповедях утверждается весь закон и пророки» (Втор.6:4, Мк.12:29, Мф.22:38-40).
Все обязанности христианина содержатся в этих двух
великих заповедях, если понимать их в том смысле, как их дополнил Христос.
Но прежде, чем говорить о наших обязанностях, мы
должны сначала получить общее представление об этих двух великих заповедях.
Затем мы рассмотрим, как их дополнил Христос, после чего более конкретно укажем
обязанности, проистекающие из этих заповедей.
1. Первая
заповедь
Какова первая заповедь? «Возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим... и всею крепостию твоею».
Словами «возлюби Господа Бога твоего» Бог заповедует человеку
любить своего Творца, Господа Бога.
Словами «всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и
всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» Он заповедует, чтобы мы любили
Его не теплохладно, не вяло и не кое-как, но всем своим существом — всеми
внутренними силами души и всей своей физической силой.
Под «сердцем» эта заповедь подразумевает
внутреннюю силу души, в которой находится средоточие наших чувств и с помощью
которой мы любим.
Под «душой» подразумевается воля.
Под «разумом» подразумевается ум, с помощью
которого мы мыслим.
Под «силой» подразумеваются все силы человека, внутренние
и внешние, то есть силы души и тела.
Всем этим Он хочет сказать: все твои духовные устремления
должны исходить из глубокого желания единения с Богом, Который является Наивысшим
Благом. Пусть сердце жаждет Его присутствия. Пусть ум размышляет о Нем, научаясь
и просвещаясь от Его слов. А воля, используя все силы, душевные и телесные, пусть
исполняет волю Его, стремясь к совершенному единению с Ним.
Это единение является конечной целью и смыслом любви.
Любви, которая никогда не прекратится, но будет вечной, наполняя человека
бесконечной радостью, потому что Бог является совершенным и нескончаемым Благом.
И душа, объятая любовью к Нему, будет пребывать в вечной радости, наслаждаясь полнотой
всякого блага и не нуждаясь ни в чем ином.
Поэтому Бог словами «всем сердцем, и всею душою, и
всем разумением, и всею крепостию», требует, чтобы наша любовь к Нему не
была ущербной, неполной. Бог желает, чтобы наша душа не увлекалась мірскими делами и похотями міра сего, потому что Он хочет, чтобы в нашем духе, в нашей душе царствовал только Он Один.
Он желает, чтобы только Он имел власть над нами и был Господом нашим.
Если мы оставляем в нашем духе место для чего-то
другого, неугодного Ему, мы становимся Его врагами: «Кто хочет быть другом міру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4), говорит св. апостол Иаков. Это
означает, что если человек стремится быть в близком общении с теми, кто далек
от Духа Божия, пребывая с ними в одном духе и разделяя их образ жизни, он
не может быть другом Богу. Он будет Богу врагом, потому что его
сердце, вместо того, чтобы прилепляться к Богу, будет отдано міру.
Христос говорит об этой заповеди: «Это первая и
великая заповедь». Она является «первой», поскольку занимает первое место
среди всех других заповедей. Она является венцом
и обобщением всех остальных. Она «велика», потому что в ней по смыслу содержатся все
остальные заповеди. И это потому, что все обязанности человека без исключения
проистекают из первой заповеди. Во-вторых, соблюдение всех остальных заповедей косвенно
связаны с соблюдением первой. По-настоящему Бога любит лишь Тот, кто соблюдает
заповеди Его. «Ибо это есть любовь к Богу, — говорит св. евангелист
Иоанн, — чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Ин.5:3). Эти слова согласны
со словами Спасителя: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня»
(Ин.14:21).
2. Вторая заповедь
О второй заповеди Христос говорит: «Вторая же
подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Эта заповедь вторая, потому что первая относится
непосредственно к Богу, а эта относится к человеку. Она также вторая, потому
что является следствием первой заповеди, как говорит св. евангелист Иоанн: «Всякий,
любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (1Ин.5:1). То есть каждый,
кто любит Бога, Который возродил человека верой в Своего Сына и святым
Крещением, любит и возрожденных Им христиан.
Вторая заповедь подобна первой, поскольку Бог
требует любви в первой; требует Он любви и во второй. Вторая заповедь подобна
первой еще и тем, что, как первой заповедью предписаны все наши обязанности по
отношению к Богу, так и второй устанавливаются все наши обязанности по
отношению к людям.
Словами «возлюби ближнего своего, как самого себя»
Бог заповедует нам: ты обязан любить ближнего точно так же, как ты любишь себя.
Но в чем заключается любовь человека к ближнему такая
же, как и к самому себе? «Как себя» указывает на меру любви к ближнему и
означает: все хорошее, благое, полезное — как духовное, так и материальное, — чего человек
желает для себя, он обязан стремиться воздать и своему ближнему. А все плохое —
в духовном и материальном смысле, — чего он не желает для себя, он обязан
удалить и от него. Это
справедливо, потому что каждый человек желает именно этого. Именно это он
считает справедливым по отношению к себе со стороны других людей. То есть он
желает, чтобы другие любили его так же, как они любят себя.
Христианин сможет точно и в совершенстве соблюдать эту
вторую заповедь, если будет иметь в виду слова Спасителя: «Все, что вы
хотите, чтобы люди делали вам, так и вы делайте им. Ибо в этом заключается
закон и пророки» (Мф.7:12). Эти слова Спасителя относятся к воле духовного
человека, который стремится к полезному и спасительному для души. Они не
относятся к вожделениям человека плотского, который желает того, что вредит его
душе и является губительным…
После того как Христос упомянул две великие заповеди,
записанные в Моисеевом законе, он сказал: «На сих двух заповедях утверждается
весь закон и пророки». То есть весь Ветхий Завет, его нравственный закон и
учение основываются, зависят и проистекают из этих двух заповедей, из любви к
Богу и любви к ближнему.
И св. апостол Павел, говоря о любви к ближнему и
понимая ее не только в духе Моисеева закона, но и в духе Евангелия, говорит: «Не
оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого
исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не
лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби
ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь
есть исполнение закона» (Рим.13:8-10).
В другом месте тот же апостол говорит: «Служите
друг другу любовью. Ибо весь закон исполняется в одном слове: «Возлюби ближнего
твоего, как самого себя» (Гал.5:13-14). То есть вы, христиане, должны иметь
любовь и, побуждаемые ею, делать добро и служить друг другу. Ибо весь закон
Божий, определяющий обязанности каждого человека по отношению к другим,
заключается в одном предписании: вы обязаны любить ближнего своего, как самого
себя.
Из этих слов святого Павла становится очевидным, что
каждая заповедь и каждая обязанность по отношению к ближнему, определяются второй
заповедью «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и входят в нее.
ДВЕ ВЕЛИКИЕ ЗАПОВЕДИ,
КОТОРЫЕ ДОПОЛНИЛ ХРИСТОС
3. Дополнение первой
и великой заповеди
Христос, изъяснив и дополнив закон Моисеев, дополнил и
две великие заповеди, от которых зависит весь закон и пророки.
Как же Он их дополнил?
Первую и великую заповедь: «Слушай, Израиль:
Господь, Бог наш, Господь един; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем
твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею»,
Он дополнил Своим словом и учением, открыв и Сам, и через Своих Апостолов, что Единый
Бог, о котором провозглашает Ветхий Завет, является триипостасным, это Пресвятая
Троица: Отец, Сын и Святой Дух.
Если кто-то верит в Бога Отца, но не верит и не оказывает
послушание Сыну, этот человек не имеет Бога. Нет ему пользы от того, что он считает
себя верующим (Ин.3:36, 15:23, 1Ин.2:23, 2Ин.9).
Объяснив и дополнив таким образом первую заповедь
откровением о трех ипостасях Единого Божества, Христос учил и одновременно в
совершенстве проявлял любовь к Богу, в точности соблюдая каждый закон и каждое
повеление Бога Отца на протяжении всей Своей земной жизни.
Он проявлял любовь к Богу через совершенное
самоотречение, через совершенную преданность своему Отцу. Он проявлял ее с
огромным желанием, ревностью и учил ей людей на Своем собственном примере, чтобы
они могли прославлять имя Небесного Отца, называя Его Богом Отцом и познавая
благость Божию.
И наконец, Христос проявил и показал Свою любовь к
Богу Отцу, оказав Ему послушание даже до смерти, причем смерти на кресте,
которая была самой позорной и страшной.
Всеми этими действиями Христос научил и показал, как
следует любить и почитать Бога. Таким образом, Он на деле показал нам, как мы
должны понимать и применять на практике первую и великую заповедь.
4. Любовь к ближнему по
закону Моисееву
Христос установил и вторую заповедь любви к ближнему, дополнив
ее Своими словами и подтвердил это Своим личным примером.
Однако, чтобы понять дополнение Христа, необходимо
понимать степень и пределы любви, которые определял закон Моисеев во второй
заповеди.
Там любовь к ближнему по своей широте относилась
только к тем, кто имел ту же религию и принадлежал к тому же народу. К тем, кто
исповедовал другую религию и принадлежал к другому народу, кроме иудейского,
предписывалось отвращение, поскольку Бог желал защитить иудеев от влияния
идолопоклонства, которое представляло для них серьезную угрозу, поскольку они
были склонны к нему.
В Моисеевом законе можно увидеть и глубину предписываемой
любви к ближнему. Любовь ограничивалась главным образом тем, чтобы иудей ни в
чем не обижал своего ближнего, не был жесток и безжалостен по отношению к нуждающимся
и бедным. Он советовал, например, не собирать при жатве оставшиеся колоски, а
оставлять их для бедных (Лев.19:9). Также и во время сбора винограда — не
возвращаться и не собирать оставшиеся грозди (Лев.19:10). Запрещалось удерживать
у себя одежду бедняка, отданную в залог, после захода солнца, поскольку эта
одежда служила ему единственной защитой от холода во время сна (Исх.22:26).
Такую любовь предписывал закон Моисея.
5. Как Христос
дополнил вторую заповедь Своими словами
Христос дополнил вторую заповедь как по широте, так и
по глубине.
Что касается широты любви, Христос говорит, что мы
должны любить не только тех, кто принадлежит к тому же народу, что и мы, к той
же расе и той же религии, но без исключения каждого человека, любой религии,
расы и национальности. Мы должны любить искренней и неподдельной любовью
даже наших врагов. Мы должны благословлять
проклинающих нас и проявлять заботу о них. Делать добро ненавидящим и молиться о
причиняющих нам вред и преследующих нас, чтобы таким образом стать чадами
нашего Небесного Отца.
Бог, будучи добрым, милосердным и человеколюбивым, дарует
солнечный свет не только для добрых и праведных, но и для злых и лукавых, и
изливает дождь не только на праведников, но и на грешников.
Вот слова Господа: «А Я говорю вам: люби́те врагов
ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь
за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он
повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на
праведных и неправедных» (Мф.5:44-45).
Что же касается глубины и степени, в соответствии с
которой христианин обязан любить других, вот что Он говорит Апостолам накануне
Своих честных страданий: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я
возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей
своих» (Ин.15:12-13).
То есть «заповедь, которую Я вам даю, такова: любите
друг друга так же сильно, как Я возлюбил вас. Нет большей любви, чем отдать
свою жизнь за ближних своих. Я же проявляю высшую любовь, потому что жертвую Собой
и умираю за вас, чтобы вы спаслись и унаследовали вечную жизнь и блаженство.
Поэтому Я призываю вас иметь такую любовь, чтобы каждый из вас, в случае
необходимости, был готов умереть за других».
Эта степень любви в другом месте называется «новой
заповедью». Христос называет ее «новой» с той точки зрения, что эта степень
совершенной любви была прежде неизвестна иудеям. То есть мы должны любить
ближнего своего так, как Он возлюбил нас: «Заповедь новую даю вам, да
любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.
13:34).
Итак, мы, христиане, имеем заповедь от Господа
проявлять гораздо большую и более совершенную любовь, чем та, которую имели
иудеи. Только с такой любовью мы можем быть истинными христианами и народом
Его, чадами Его Небесного Отца. Христос даже указывает на эту любовь как на
главный признак истинного христианина: «По тому, — говорит Он, — узнают
все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).
Св. евангелист Иоанн считает любовь к ближним
доказательством нашего возрождения во Христе. Он утверждает, что только тот,
кто обладает этой любовью, знает Бога. А знает он Его потому, что Христос есть
любовь, и это Его отличительная черта. И тому, кто имеет любовь, Бог открывает
Себя через Святого Духа.
Вот слова св. апостола Иоанна: «Возлюбленные! будем
любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и
знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»
(1Ин.4:7-8).
Таким образом, согласно богодухновенным словам, даже
если кто-то имеет глубокие знания в области богословия, антропологии, физики, астрономии,
но не имеет любви, он не знает Бога. Если же он имеет любовь, то, даже не
обладая всеми этими знаниями, он знает Бога.
Следовательно, он не только более выдающийся, но и
более мудрый человек, чем все незнающие Бога, кем бы они ни были.
Близость к Богу и знание о Нем, которым обладает
верующий человек, несравнимо выше всякого другого знания. Новая, дополненная и
усовершенствованная заповедь любви, данная Христом, является, по словам
евангелиста Иоанна, истинным признаком возрождения от Бога. Без нее
никто не может, как сказал Христос Никодиму, войти в Царство Божие. В то же самое
время это и отличительная черта истинных христиан, которых Христос признает Своими.
И поскольку эта любовь является средством для духовного
восхождения и соединения с Богом, Христос не только заповедал и настоятельно
призывал нас любить, но еще и просил Своего Отца во время Своей
первосвященнической молитвы, чтобы Он даровал ее Апостолам и всем, кто
уверует в Него.
Вот Его молитва: «Не о них же только молю, но и о
верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в
Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня»
(Ин.17:20-21).
То есть: Прошу Тебя, Небесный Отец, не только за этих
моих учеников, но и за всех тех, кто уверует в Меня через их учение и
проповедь. Прошу Тебя, дай им быть едиными в совершенной любви в одном
духовном теле, без каких-либо разногласий, но чтобы между ними была совершенная
любовь и совершенный мир. Как Ты, Небесный Отец, соединен со Мной
совершенной любовью, и Я также соединен с Тобой той же совершенной любовью, так
и они, когда они соединены с нами совершенной верой и любовью, да будут
соединены в одном духовном теле между собой. Таким образом, каждый христианин
должен жить не только для себя, но и для другого. Не в меньшей, а даже в большей
степени. Мир, видя и наблюдая их совершенную любовь, которая является
величайшим чудом, должен понять божественное происхождение и Мою миссию,
поверить, что Ты послал Меня, чтобы Я передал эту любовь и спас человечество.
И тогда мір действительно уверует в божественное
происхождение и миссию Христа, потому что поймет, что такая любовь по своей
природе не может исходить от земли, от людей, если в ней не участвует Бог. Это является
еще одним доказательством того, что Христос является Богом.
6. Как Христос дополнил
вторую заповедь и Своим личным примером
Христос дополнил заповедь о любви Моисеева закона и Сам
в полной мере исполнил ее, придав ей намного большую глубину, потому что Он любил
не только каждого иудея, но всех людей без исключения, каждого народа, каждого места, каждой расы, каждой религии, каждого языка — Он любил их всех истинной и настоящей
любовью. Он любил даже Своих самых ярых врагов, которые безжалостно
мучили Его и казнили крестной смертью. Он любил всех с самоотречением на
протяжении всей Своей жизни на земле, и в конце, после того как претерпел
ужасные и унизительные страдания, умер за спасение всех на древе Креста, между
двумя злодеями-разбойниками.
Любовь Небесного Отца. После того как мы говорили о
совершенной любви Христа, которую Он проявил к нам на деле, не следует забывать
и о любви Бога Отца, которая тоже проявилась во всем, причем в совершенной
степени.
Как Он ее проявил? Он предал за нас на позорную и
мучительную смерть на кресте Своего Сына, Единосущного Ему и рожденного прежде
всех веков, Которого Он любит бесконечной и совершенной любовью. Он также
дарует нам Своего Духа, которым Он нас возрождает и обогащает Своими дарами.
Кроме того, Он обещает нам, что дарует нам небесные и вечные блага Своего
Царствия.
Подтверждая это, св. апостол Павел говорит: «Тот,
Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует
нам и всего?» (Рим.8:32). То есть Бог, Который из-за Своей любви к нам, не
остановился перед тем, чтобы увидеть распятым на древе Креста Своего
Единородного Сына, но предал Его позорной и мучительной смерти для спасения
всех нас, как же Он не дарует нам, вместе с Ним, и все Его вечные блага?
Таким образом, мы видим, что исполнение второй
заповеди, любви к ближнему, которую Христос дал нам в качестве новой заповеди,
не только Он Сам как Человек применил в Своей земной жизни, но и Сам Бог Отец
показал и показывает нам ее в совершенной степени.
Новую заповедь любви исполняют все истинные
последователи Христа. Новую заповедь любви, которой учил Христос, применяли и
выполняли апостолы и первые христиане, как мы видим в Деяниях Апостолов. Ее
исполняли и все святые люди. Потому что они отказались от своей воли, приняли
волю Господню, посвятили себя служению Богу и трудились изо всех своих сил, до
самой смерти, чтобы принести пользу другим.
7. Любовь и
послушание Богу должны быть
предпочтительнее любой другой любви и послушания
Мы видели, какую любовь Бог требует от нас в
первой и великой заповеди, и какую любовь к ближнему – во второй. Мы увидели,
как Христос исполнил эти две заповеди и как Он передал нам в качестве новой
заповеди любовь к ближнему.
Однако в жизни христианина часто возникает
противоречие между обязанностями перед Богом и перед ближним. Например, пятая
заповедь требует от нас почитать, уважать и слушаться родителей. Однако
родители могут приказать или даже силой заставить ребенка совершить что-то
противозаконное, например, кражу, лжесвидетельство или что-то еще, что
запрещено божественным законом.
В этом случае противоречия, что должен сделать
ребенок? Ребенок должен не выполнять неправомерные требования родителей, а
соблюдать заповеди и волю Бога. И это потому, что первая и великая заповедь,
как и все Священное Писание, учит нас, что любовь и послушание Богу превыше
всего другого. Она превосходит любовь к родителям, родственникам, друзьям и
любому другому предмету любви и земному увлечению.
Поэтому христианин должен всегда и везде
предпочитать любовь к Богу, жертвуя любой другой любовью. То есть ради
послушания и любви к Богу христианин должен жертвовать любовью к себе, к
родителям, своему супругу или супруге, своим детям, своим родственникам,
друзьям, родине и народу, и в целом любовью ко всему мірскому, но, разумеется, только в том случае, когда эта
любовь вступает в конфликт с любовью к Богу, когда она противоречит Его воле.
И справедливо, вполне справедливо приносить в жертву
любую другую любовь ради любви к Богу, потому что Бог бесконечно превосходит
все. Он выше не только міра людей, но и всего творения, видимого и невидимого. Он несравненно выше
всего во Вселенной, поскольку Он бесконечен и во всех отношениях
совершенен. Ему обязаны все творения не только своим рождением и
существованием, но и поддержанием своего существования. Разумные же существа
обязаны Ему и своим воскрешением, которое состоится в жизни будущего века.
Пожертвовать любой другой любовью ради любви к Богу —
это более, чем справедливая жертва, потому что Бог, будучи бесконечным, возлюбил,
как мы уже говорили, человека высшей и совершенной любовью, пожертвовав для его
спасения Своего Единородного Сына, чтобы сделать вечно счастливым и блаженным
человека, впадшего в грех.
Поскольку же высота Божия и Его превосходство над
людьми и остальными творениями не сравнимы ни с чем и поскольку Бог возлюбил
человека совершенной любовью и безгранично благословил его, поэтому и любовь к
Богу должна преобладать и занимать первое место в душе христианина по отношению
к любой другой любви. Она должна наполнять все его сердце и душу, в
соответствии с первой и великой заповедью. Всякая другая любовь христианина
должна проистекать из любви к Богу. И она проистекает от Бога, когда не
противоречит ни одной Его заповеди, но согласуется с Его законом и волей.
8. Только любовь к
Богу может удовлетворить бесконечные желания и устремления человека
Когда человек предпочитает любовь к Богу какой-то любой
другой любви, он получает максимальную выгоду, потому что таким образом его
бесконечные стремления и желания будут удовлетворены.
Как это происходит?
Поскольку человек был сотворен Богом, чтобы стать
чадом Его, возвыситься до совершенства, стать счастливым и блаженным, он был
наделен благородными устремлениями и бесконечными желаниями, соразмерными
высоте, которой он предназначен достичь.
Такими благородными устремлениями и желаниями
являются, например, стремление к знанию — чтобы человек познал
все тайны устроения міра; желание славы — чтобы быть прославленным всеми; желание жизни и
радости, то есть чтобы вечно жить в радости и
совершенном блаженстве.
Эти желания, дарованные Богом человеку, — которые, когда они удовлетворяются, делают его
счастливым, — по своей природе таковы, что невозможно исполнить не
только их все, вместе взятые, но и даже только одно из них. Их не может до
конца удовлетворить ни мір со всеми его удовольствиями, ни почтение и слава от
всех людей, ни вся совокупность человеческого знания и мудрости, ни приобретение
всех сокровищ и богатств земли.
Почему все это не может быть достигнуто? Причина
очевидна. Потому что все это имеет конец, а упомянутые желания бесконечны.
Невозможно, чтобы то, что является относительным, ограниченным, наполнило
бесконечное, то есть данные Богом желания.
И что же имеет силу их исполнить? Только то, что
является бесконечным. Однако бесконечным во всем и совершенным является только
Бог, Который имеет не только силу, но и необходимую волю, чтобы исполнить все желания
человека. Именно Бог наделил человека этими устремлениями — чтобы сделать его
счастливым и блаженным рядом с Собой. И Он дал человеку закон Свой и заповеди,
чтобы он был осторожен и не отдавал свою душу и сердце ничему тварному. И чтобы
его душа не привязывалась любовью ни к какому лицу или вещи этого міра, но чтобы он отдал все свое сердце, всю свою душу,
весь свой разум и всю свою силу только Ему.
9. Только любовь к
Богу делает человека счастливым
Более подробно, чтобы прояснить вышесказанное,
говорим, что первой и главной заповедью Бог дал человеку закон, который
является не только лишь повелением, но и советом о том, как он может стать
счастливым и блаженным. Этим законом Он говорит нам:
Человек, которого Я сотворил по Своему образу и
подобию, наделенный разумом и свободой, которого Я предназначил стать подобным
Мне, то есть самостоятельно желать, как и Я, творить добро и таким образом
стать Моим любимым чадом, наслаждающимся вечной славой и радостью Моей;
человек, которого Я наделил бесконечными, полезными и необходимыми желаниями и
устремлениями, чтобы ты достиг своего высокого предназначения, ты должен хорошо
знать, что бесконечные желания и устремления, которые Я вложил в душу твою и
которые, когда они будут исполнены, сделают тебя счастливым и блаженным, не
могут быть удовлетворены никаким творением и никаким средством, кроме как Мной.
Поэтому приложи все возможные усилия, чтобы
привязаться всей своей любовью, душой и разумом только ко Мне. Ибо, если ты
прилепишься к чему-то другому, к лицу, вещи или ко всему міру, и полюбишь
что-либо из этого больше, чем Меня или волю Мою, ты сделаешь себя совершенно
несчастным. Потому что то, что ты полюбишь, что бы это ни было, является
ограниченным и имеет свои пределы. Оно не может ни в коей мере удовлетворить не
только все, но даже одно из твоих бесконечных желаний. Только Я, Который вложил
их в тебя искони, только Я, Всемогущий, могу удовлетворить их.
Если же ты желаешь исполнить свои бесконечные желания
и насытиться вовек, не страдая и не скорбя от голода и жажды духовной, которые
происходят от пустоты твоих неисполненных желаний и устремлений, прилепись ко
Мне всей душой и совершенной любовью. Я прошу тебя об этой привязанности,
потому что будет естественно и справедливо удовлетворить твои бесконечные
желания посредством твоей преданности Мне. Потому что, если бы Я поступил
иначе, то есть удовлетворил твои бесконечные желания, то тогда ты бы прилепился
своей душой и сердцем к творению и любил бы его больше всего и предпочитал бы
его Мне; тем самым Я совершил бы несправедливый поступок, что совершенно
противоречит Моей справедливости.
Поэтому знай, что только твоя совершенная любовь ко Мне
удовлетворяет бесконечные желания и делает тебя счастливым и блаженным.
Эти смыслы содержатся в словах первой и великой
заповеди, и на это указывает и советует нам Бог.
10. Любя Бога,
христианин любит самого себя
Когда христианин любит Бога всем своим сердцем, всей
своей душой и всем своим разумом, в соответствии с первой и великой заповедью,
он любит и приносит пользу самому себе. Вот как это происходит:
Бог является абсолютным и бесконечным благом. То есть
Бог сосредоточивает в Себе всемогущество, мудрость, доброту и любовь. Он
сосредоточивает в себе всю добродетель, святость и все хорошее и доброе в
бесконечной степени. Обладая в бесконечной степени всем добром и благом,
бесконечным счастьем, блаженством и благостью, Он имеет намерение и желание,
будучи бесконечно благим, сделать человека причастным Своему блаженству.
Однако Бог требует от человека доказать, что он желает
и хочет всей своей душой добра, добродетели и святости. Человек проявляет это
свое желание на деле, когда любит Бога всем своим сердцем, в соответствии с
первой и великой заповедью. И таким образом, это намерение человека
подтверждается на деле, потому что, любя Бога, человек не любит ничего другого,
кроме добра, благости, добродетели и святости, которые являются свойствами
Божиими.
Когда человек любит Бога всем своим сердцем, душой,
разумом и силой, он естественным образом стремится к своему духовному развитию
и совершенствованию. Эта глубокая любовь к Богу порождает любовь к собственному
блаженству и счастью. Таким образом, человек, движимый любовью к Богу, приносит
пользу себе и обретает вечное счастье и блаженство.
11. Христианин,
проявляя любовь к другим, тем самым проявляет любовь и к себе
Однако, когда христианин любит других больше, чем
себя, и когда он предпочитает их благо и интересы своим собственным, пусть он
знает с уверенностью, что в таком случае он гораздо больше любит себя, чем
других, и приносит гораздо больше пользы себе, чем тем, кого он любит. И это
потому, что он следует словам Евангелия и поступает по волей Божией.
Если это именно так, что будет дальше? Он подражает
Христу, Который пришел в мір, как Он Сам говорит, не для того, чтобы
люди служили Ему, но чтобы Он послужил и пожертвовал Своей жизнью за нас.
Подражая Христу и повинуясь воле Божией, человек
возвысится, получит великую славу рядом с Ним, станет великим в Царстве
Небесном. Настолько великим, насколько велики были в этом мире его участие и
любовь к другим.
Эту истину подтверждает Сам Христос: «Кто хочет
быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между
вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему
служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:43-45).
То есть, кто из вас, ученики Мои, хочет стать великим
и славным, тот должен быть слугой остальных, трудясь ради них. И кто из вас
хочет быть первым и выше всех, тот должен быть слугой для всех, проявляя
глубокое смирение и работая с любовью и самоотречением на благо других. Ибо и
Я, Сын Божий, Который стал совершенным Человеком, пришел не для того, чтобы
люди служили Мне, но чтобы стать слугой других, и пожертвовал Своей жизнью,
чтобы спасти от вечной смерти многих, то есть тех, кто желает, и даровать им
жизнь вечную. Таким образом, доброта и справедливость Бога вознаграждают все
добродетели, а в особенности — любовь.
Поэтому мы говорили, что когда христианин любит своего
ближнего, то есть других людей, когда заботится о них и делает им добро, он
приносит больше пользы себе. Пользу не малой, но великой, не поддающейся измерению
и пребывающей вовек.
12. Насколько вредит
себе тот, кто не любит Бога и ближнего
Однако тот, кто не любит Бога, поступает
противоположным образом, то есть ненавидит лютой ненавистью и себя самого,
согласно первой и великой заповеди. Потому что, не любя Бога, он причиняет себе
неисчислимый и нескончаемый вред, оставаясь вечно вдали от Бога, в бедности,
нужде и печали.
Человек также ненавидит себя, когда не любит ближнего
своего, согласно второй заповеди и учению Евангелия.
В целом, каждый, кто совершает зло и грех, испытывает
глубокую ненависть к себе, поскольку обрекает себя на вечную гибель и
осуждение. Это подтверждает и Святой Дух через пророка Давида: «Любяй же неправду
ненавидит свою душу» (Пс.10:5).
Таким образом, безусловно доказано, что, насколько
христианин приносит пользу себе, любя Бога и ближнего, согласно двум великим
заповедям, настолько же и вредит себе, когда не любит Бога и ближнего своего.
Итак, мы видим, что любовь, как и каждое доброе дело и
каждая жертва христианина, когда она совершается в соответствии с Евангелием,
во славу Божию и на благо ближнему, приносит гораздо больше пользы тому, кто
творит добро и совершает благое дело, чем тому, кто получает благодеяние и
наслаждается его плодами.
В этой истине мы убеждаемся из Евангелия, которое всегда связывает исполнение долга с вознаграждением, обещая стократную и тысячекратную награду тому, кто проявляет любовь, выполняет свой долг и в целом занимается деланием добродетелей.

Источник: Αρχιμ. Ευσέβιος Ματθοπούλου. «Ο προορισμός του ανθρώπου». Ἔκδοσις Ἀδελφότητος Θεολόγων «ἡ ΖΩΗ», 1999. – Стр. 83-97.
@Перевод «Трость Скорописца», 2025.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!