вторник, 17 декабря 2024 г.

Что такое поклонение? (Преподобный Иоанн Дамаскин)

 

(Отрывок из «Третьего слова в защиту иконопочитания», - прим. ред.)

Поклонение есть знак подчинения, то есть умаления и смирения; видов же поклонения весьма много.

Первый вид поклонения есть поклонение служебное, которое совершаем единому по естеству поклоняемому Богу. И оно имеет различные виды: во-первых, рабское поклонение, ибо все творения поклоняются ему, как рабы — господину, «яко всяческая,— говорит,— работна Тебе» (Пс. 118, 91); и одни — добровольно, другие же — невольно. Одни поклоняются сознательно и добровольно, каковы благочестивые; знающие же о Боге и не желающие — поклоняются Ему невольно, каковы демоны; другие же, не зная Бога по естеству, невольно поклоняются Тому, Которого не знают.

Второй вид — поклонение из удивления и любви, которым мы поклоняемся Богу ради естественной славы Его. Ибо Он — Единственный Славный, Имеющий славу не от кого-нибудь, но Сам Виновник всякой славы и всякого блага: Непостижимый Свет, Несравненная Сладость, Неизъяснимая Красота, Бездна Благости, Неисследимая Мудрость, Беспредельная Сила, Единый Достойный Сам по себе удивления, поклонения, прославления и любви.

Третий вид — поклонение благодарения за оказанные нам благодеяния, ибо все существующее должно благодарить Бога и совершать беспрестанно поклонение, потому что все имеет от Него бытие и содержится в Нем, и всем подаются обильно и без просьбы Его дары. И Он желает, чтобы все спаслись и имели участие в Его благости: долго терпит, когда мы согрешаем, и заставляет солнце всходить над праведными и неправедными, и дождит на злых и на благих. Должно, наконец, благодарить Бога за то, что Сын Божий ради нас стал подобным нам и сделал нас общниками божественного естества; за то, что мы «подобии Ему будем» (1 Ин. 3, 2).

Четвертый вид — поклонение при нужде (в благах) и в надежде на благодеяния. В этом случае, признавая, что без Него мы не можем делать ничего или иметь какое-либо благо, мы поклоняемся, прося от Него то, в чем каждый чувствует нужду и что любит: или освобождения от зла, или о получении блага.

Пятый вид — поклонение покаяния и исповедания, ибо, согрешая, мы поклоняемся и припадаем к Богу, умоляя, подобно благоразумным рабам, простить нам проступки. И этот вид — троякий, ибо каждый печалится или из любви, или из страха лишиться благодеяний Божиих, или из страха наказаний. И первый вид происходит из благородства и любви к самому Богу и из сыновнего расположения; второй — наемнический; третий же — рабский.

 

Что мы находим на основании Писания достойным поклонения и какими способами совершаем поклонение творениям?

Во-первых, мы поклоняемся тем, в которых почивает Бог, Единый Святой и во святых Почивающий, как, например, во святой Богородице, и всех святых. Эти, насколько возможно, уподобились Богу, благодаря своему произволению и вселению и содействию Бога. Они по справедливости называются и «богами» — не по естеству, но по положению, подобно тому, как раскаленное железо называют огнем — не по природе, но по положению и по участию в огне; ибо говорит: «Святи будете, яко Аз свят есмь» (Лев. 19, 2). Это — произвольное.

Затем, всякому, избирающему добро, Бог содействует в достижении добра: «Вселюсь,— говорит,— в них и похожду» (2 Кор. 6,16; Лев. 26,12); и: «Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3,16). Далее: «Дате им власть на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг и всяку болезнь» (Мф. 10, 1); и: «Яже Аз творю, и той сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12).

Потом: «Живу Аз, говорит Господь, зане токмо прославляющыя Мя прославлю» (1 Цар. 2, 30); и: «Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся» (Рим. 8, 17). Также: «Бог ста в сонм богов, посреде же боги рассудит» (Пс. 81, 1).

И поскольку они — боги не по естеству, но причастники Того, который есть Бог по естеству, то и поклонения они заслуживают не по естеству, но потому, что имеют в себе Поклоняемого по естеству; подобно тому как раскаленное железо не по естеству недоступно прикосновению и жгуче, но по участию в том, что жгуче по естеству. Итак, им совершается поклонение как прославленным Богом, как тем, которые стали при помощи Божией страшными врагам и благодетелями приступающим с верою — но не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и служителям Божиим, за любовь к Нему получившим дерзновение.

Мы поклоняемся им, так как Царю приятно видеть, что совершается поклонение его любимому слуге — не как царю, но как верному служителю и расположенному другу. Приступающие к ним с верою получают и просимое, так как или слуга просит этого у Царя, или Царь усвояет себе почтение и веру ищущего у его слуги — ибо ради него он просил. Так исцелялись приступающие чрез апостолов; так тень, платки и полотенца апостолов источали исцеления. Те же, которые, как мятежники и отступники, желают, чтобы им поклонялись как богам, недостойны поклонения, но достойны вечного огня. И те, которые презрительно и по надменности ума не поклоняются слугам Божиим, осуждаются, как гордые и высокомерные, как оскорбляющие Бога. И свидетельством этого являются дети, дерзко поносившие Елисея и ставшие пищею для медведей.

Второй вид, — когда мы поклоняемся сотворенным вещам, чрез которые и в которых Бог совершил наше спасение или до пришествия Господа, или после Его домостроительства во плоти, как, например, гора Синай, Назарет, Вифлеемские ясли, пещера, святая Голгофа, древо-креста, гвозди, губка, трость, священное и спасительное копье, одежда, хитон, плащаница, пелены, святой гроб — источник нашего воскресения, камень гробный, святая гора Сион, затем гора масличная, овчие ворота, блаженный Гефсиманский сад; это и подобное чту и поклоняюсь; чту и всякий святой храм Божий и всякое место, в котором произносится имя Божие,— не ради их естества, конечно, но потому, что они вместилище божественного действования и чрез них в них благоволил Бог совершать наше спасение.

Ибо я почитаю и поклоняюсь ангелам, и людям, и всякой материи, участвующей в божественном действовании и послужившей моему спасению ради божественного действования. Я не поклоняюсь иудеям, потому что они не участники божественного действования и не для цели моего спасения распяли Господа славы, Бога моего, скорее же — побуждаемые завистью и ненавистью к Богу и Благодетелю. «Господи,— говорит Давид,— возлюбил еси благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея»; и: «Поклонимся на месте, идеже стоясе нозе Его» (Пс. 131, 7); также: «Поклоняйтеся в горе святой Его» (Пс. 98, 9). Святая одушевленная гора Божия есть святая Богородица. Разумные горы Божий — апостолы. «Горы взыграшася, яко овни; и холми, яко агнцы овчии» (Пс. 113, 4).

Третий вид бывает, когда мы поклоняемся тому, что посвящено Богу; разумею святые Евангелия и остальные книги: «Писана же быша в научение наше: в них же концы век достигоша» (1 Кор. 1, 11); также блюда, чаши, кадильницы, светильники и трапезы, потому что известно, что все это предметы, достойные почтения, ибо смотри, как Бог разрушил царство Валтасара, когда он приказал народу пользоваться священной утварью.

Четвертый вид — когда поклоняются образам, виденным пророками,— ибо они в образах видели Бога — и образам будущего, как жезл Ааронов, изображающий тайну Девы, и стамна и трапеза. И Иаков поклонился на верх жезла, который был образом Спасителя. Образы же прошедшего существуют в напоминание. Самая же скиния есть образ всего мира; ибо смотри, говорит (Бог) Моисею, образ, показанный тебе на горе; и золотые херувимы — изваянные, и херувимы на завесе — тканые. Также поклоняемся честному образу креста, подобию телесной фигуры Бога моего и Родившей Его по плоти и всех Его рабов.

Пятый вид — когда поклоняемся друг другу, как имеющим удел в Боге и созданным по образу Божию,— поклоняемся друг другу, смиряясь и исполняя закон любви.

Шестой вид — поклонение началам и властям. Ибо (Писание) говорит: «Воздадите убо всем должная: емуже честь, честь» (Рим. 13, 7), подобно тому, как Иаков поклонился Исаву как первородному брату, а фараону как поставленному Богом начальнику.

Седьмой вид — когда рабы поклоняются господам и благодетелям, а нуждающиеся — тем, в которых они нуждались, как Авраам поклонился сынам Еммора, когда купил двойную пещеру.

И просто сказать, поклонение есть знак страха и почтения, подчинения и смирения. Но никому не должно поклоняться как Богу, кроме единого Бога по естеству; должно же всем воздавать должное ради Господа. Смотрите, какая крепость и какая божественная сила дается приступающим к иконам святых с верою и чистою совестию.

Посему, братия, станем на скале веры и на церковном предании, не изменяя пределов, которые положили святые Отцы наши, не давая места желающим вводить новое и разрушать строение святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией; ибо если дать свободу всякому желающему, то понемногу будет разрушено все тело Церкви.

Братия, христолюбивые чада Церкви, не позорьте мать вашу, не уничтожайте ее украшения, примите ее, говорящую мною. Научитесь, что говорит о ней Бог: «Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе» (Песн. 4, 7).

Поклонимся и послужим одному только Творцу и Создателю мира Богу, как Поклоняемому по естеству. Поклонимся и святой Богородице — не как Богу, но как Матери Бога по плоти. Затем поклонимся и святым как избранным друзьям Божиим и получившим дерзновение к Нему. Ибо если люди поклоняются царям (часто развращенным, нечестивым и грешным) и поставленным ими начальникам и их изображениям, по божественному изречению апостола: «Начальствующим и владеющим покоряйтеся» (Тит. 3, 1); и: «Воздадите убо всем должная: емуже честь, честь; и емуже страх, страх» (Рим. 13, 7); и потом: «Воздадите кесарева кесареви,— как говорят Господь,— Божия Богови» (Мф. 22,21); то насколько же более нужно поклоняться Царю царствующих, как Единому по естеству Господствующему, и рабам, и друзьям Его, как воцарившимся над страстями и поставленными начальниками над всею землею, как говорит Давид: «Поставиши я князи по всей земли» (Пс. 44, 17), получившим власть над демонами и болезнями, совоцарившимся со Христом в царстве нетленном и несокрушимом, одна тень которых прогоняла болезни и демонов?

Не будем считать икону слабее и ниже тени, ибо она воистину живописует первообраз.

 

Источник: https://greekdownloads3.wordpress.com/wp-content/uploads/2014/08/orationes-de-imaginibus-tres.pdf

 

5 комментариев:

  1. Эти, насколько возможно, уподобились Богу, благодаря своему произволению и вселению и содействию Бога?
    А не Бог ли Своим произволением уподобил их Себе, разве обожение от человеков?Таково ли истинное Православное учение?Не ересь ли это Пелагия и иже с ним?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читая материалы на этом сайте надо быть осторожным! Наряду с приемлемой информацией может быть и сомнительного характера.

      Удалить
    2. Это преподобный Иоанн Дамаскин, отрывок из "Трех слов в защиту иконопочитания"
      Только немного другой перевод. Но он незначительно отличается от перевода А. А. Бронзова на сайте "Азбука"
      https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/

      Удалить
    3. Если точнее: это отрывок из «Третьего слова в защиту иконопочитания» прп. Иоанна Дамаскина

      Удалить
    4. Благодарим Вас за такую духовную чуткость и внимательность к духовой жизни и к выражениям в переводе. Преподобный Иоанн Дамаскин употребляет здесь выражение «уподобились Богу», с уточнением «благодаря своему произволению и вселению и содействию Бога», чтобы обратить внимание на добровольный выбор человека осуществлять в своей жизни заповеди Божии, повеления Божии. Прп. Иоанн Дамаскин никогда не подразумевал, что человек это делает сам, без Бога... помощь Божия всегда готова, всегда действует, но нужно и произволение человека, поэтому выражение «уподобились Богу» ни в коем случае не подразумевает, что они делали это сами, но имеется в виду, что их освятил Бог, потому что Господь всегда распростирает Свою помощь на всех, но Он ждёт и ответа от человека. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Вы не волнуйтесь, здесь нет никакой ереси. Подобное писали и многие другие святые.

      Так св. Игнатий (Брянчанинов) объясняет, в чём выражается наше благое произволение ко спасению, принимаемое Богом спасающим: «Докажем искренность желания получить бесценный дар нашим собственным усилием к стяжанию его. Уклонимся от зла, и сотворим благо [Пс.33:14; 36:27; 1Пет.3:11]. С насилием отторгнем наше сердце от греха и с насилием усвоим ему добродетель».

      Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «В деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободное произволение наше... Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так однако, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. … Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет спасение наше… всюду производит все - возбуждая, содействуя и утверждая, - но без нарушения данной Им же свободы».

      Св. Феодор Едесский: «Никто из нас собственными силами не может избежать обходов и козней лукавого; но — только непобедимою силою Христовою. Потому опасно заблуждаться, мечтая силою воли своею упразднить грех, упраздняемый одною благодатию Божией. И опять никакой не будет пользы от помощи свыше, если не будет собственного усилия».

      Св. Иоанн Тобольский говорит, что для спасения помощь Божия и желание человека должны совпадать: «Никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческого желания (воли) не принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши все на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил все вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно: от всего, что может вредить нам, Бог отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждает нас и помогает нам».

      Удалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!