Отрывок из проповеди архимандрита Афанасия Митилинеоса на Рождество Пресвятой Богородицы. Монастырь Комнинио, город Лариса, 1987 год.
***
Пресвятая Богородица, дорогие мои, это Та, о которой
говорится в книге «Притч Соломона», в
девятой главе: «Премудрость
построила себе дом» (Притч. 9:1). Что это за Премудрость? Речь идет о Втором Лице Святой
Троицы, Ипостасной Премудрости. Это предвечный Бог Слово до Своего явления во плоти.
Под «построенным домом» подразумевается Пречистая Дева, потому что в этот дом,
в эту человеческую природу, пришел и вселился Бог Слово. В силу того, что
именно через Пресвятую Богородицу совершилось воплощение Сына Божия, Ее
рождение стало источником радости и великого благословения для всего творения.
Известно, что в ветхозаветные времена имя давалось
детям, особенно мальчикам, в день обрезания, на восьмой день. Богородице было
дано имя Мария. Это имя несет в
себе множество смыслов. Не углубляясь в его этимологию, я хотел бы подчеркнуть,
что отцы нашей Церкви, толкуя имя Пресвятой Богородицы, разделяют его на
буквы для составления акростиха. Подобно тому, как из отдельных
частей складывается целое, строки акростиха раскрывают смысл главного слова.
МАРИЯ (греч. ΜΑΡΙΑ). Каждая буква этого имени соответствует
первой букве имен пяти женщин, живших в Ветхом Завете, чьи добродетели и
дарования присущи Пресвятой Богородице.
М — Мариам (греч. Μαριάμ), сестра Моисея
и Аарона.
А — Авигея (греч.
Αβιγαία), жена царя и пророка Давида.
Р — Рахиль (греч.
Ραχήλ), жена патриарха Иакова.
Ι — Иудифь (греч.
Ιουδήθ).
А — Анна (греч. Άννα), мать пророка Самуила, жена Элканы.
Давайте обратим внимание на этих пятерых женщин. Что можно сказать о Мариам, сестре Моисея и Аарона?
Когда Мариам услышала, как ее брат сочинил хвалебную песнь после перехода через Чермное (Красное) море и прославил Бога, тогда она собрала всех женщин, возглавила хор и они спели ту же песнь, которую пели мужчины во главе с Моисеем о спасении от египтян и переходе через Чермное море. Слова песни Моисея были пророческими. Хотя Мариам не произносила своих собственных пророчеств, она повторила пророчество Моисея и за это стала именоваться пророчицей.
Подобная ситуация была и при встрече св. Симеона
Богоприимца с новорожденным Спасителем. Приветствуя Господа, праведный Симеон
сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего,
Владыко» (Лк.2:29). «Теперь,
Господи, я могу умереть. Ибо глаза мои видели спасение Твое, т. е. Спасителя міра, Который есть свет во откровение народов». Находившаяся в храме праведная Анна
подтвердила слова св. Симеона. И она тоже получила именование пророчицы в
Священном Писании.
Ветхозаветная пророчица Мариам была девой. Это два ее
качества — пророчество и девство — были присущи и Пресвятой Богородице. О том, что Она была пророчицей, свидетельствуют Ее
собственные слова: «Се бо отныне ублажат Мя
вси роди» (Лк.1:48). Праведная Елисавета, мать Иоанна Крестителя, при встрече
с Богородицей восклицает: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится
сказанное Ей от Господа» («И блаженна Веровавшая, яко будет
совершение глаголанным Ей от Господа»
(Лк.1:45)). Праведная Елисавета ублажает
Пресвятую Деву, потому что Та поверила в Божественное откровение, переданное Ей
через Архангела Гавриила. В ответ на это Богородица возвещает, что Ее будут
прославлять и благословлять все поколения, потому что через Нее в мір пришел
Мессия, Христос. Таким образом, Пресвятая Богородица — величайшая пророчица и,
одновременно, Дева. Она, подобно ветхозаветной
Мариам, сестре Моисея, обладает этими двумя важными качествами.
Кем была Авигея? Авигея — выдающаяся женщина, чья
история, к сожалению, слишком длинна, чтобы рассказать ее сейчас. Она была замужем за грубым и эгоистичным
человеком, который не дал хлеба и еды Давиду и его людям, когда они сражались в
горах (1Цар., гл. 25). В отличие от своего мужа, Авагея верила, что Давид — помазанник Божий и почитала его. Она
принесла ему дары и взяла всю вину за случившееся на себя. А все это потому,
что она была очень смиренной. После того, как муж Авигеи умер от
сердечного приступа, Давид взял ее в жены. Эта женщина достойна восхищения, и я
очень сожалею, что у меня нет времени и возможности для более подробного
рассказ о ней. Ключевой чертой Авигеи было смирение
— качество, которое в высшей степени присуще Пресвятой Богородице.
Рахиль, вторая жена
Иакова, была им безмерно любима и отличалась как внешней, так и внутренней
красотой. Ее сестра Лия не обладала столь яркой внешностью и
имела слабое зрение. Эти образы несут в себе глубокий символический смысл; не
стоит судить о них внешне, поверхностно.
Рахиль занимала особое место в сердце Иакова. Она
родила лишь двух из его двенадцати сыновей, Иосифа и Вениамина. После того, как
Рахиль умерла при родах Вениамина, Иаков горячо оплакивал ее. Богородица,
превосходя Рахиль, в неизмеримо большей степени обладает этими двумя качествами:
красотой тела и духа. В первую очередь,
невыразимой красотой души.
Кто такая Иудифь? Она была вдовой, обладавшей
удивительной красотой. Истинной вдовой, скорбящей о своём муже. Когда
ассирийский полководец Олоферн осадил ее город, находящийся на высоте и
окружённый стенами, вся Иудея и Израиль оказались под угрозой. Лагерь Олоферна
располагался в некотором расстоянии от города, так как его войска не могли
разместиться на возвышенном месте. В то время, когда старейшины уже готовы
сдать город врагу, Иудифь приходит в голову план спасения. Она снимает траурные
одежды, надевает наряды, намащается драгоценным миром и просит старейшин
выпустить ее из города (Иудиф.
10:9). В сопровождении своей служанки, она отправляется в лагерь к
Олоферну. Стражи потрясены её красотой. Но Иудифь горячо молится Богу, чтобы
Он защитил ее не только от зла, но и от потери чести, чтобы она не потерпела
никакого вреда для души.
Ее история поразительна (я не буду рассказывать ее
подробно). Она провела в стане врага несколько дней, пообещав Олоферну раскрыть
военную тайну. В разговоре с полководцем Иудифь попросила у него разрешения выходить
на ночную молитву из стана (Иудиф. 12:6). Очарованный Олоферн отдает
распоряжение, чтобы ее выпускали и впускали обратно.
Три дня спустя Иудифь оказалась наедине с Олоферном в
его шатре. Он испытывал к ней животную страсть, но Бог не позволил ему повредить
ей. Олоферн выпил много вина и
уснул, Воспользовавшись моментом, Иудифь сняла меч, который висел у него
над кроватью, и отрубила ему голову! Она поместила ее в корзину,
предназначенную для сбора смокв, и вместе со служанкой прошла мимо ничего не
подозревающих стражей, которые позволили ей выйти, поскольку знали, что она
часто ходит на молитву. Подойдя к городской стене, она воскликнула: «Отворите,
отворите ворота!» (Иудиф. 13:11). После того как ей открыли, она вошла в
город, достала голову Олоферна из корзины и показала её всем: «Вот Олоферн!».
Ее подвиг вызвал всеобщее изумление, и ее провозгласили судьей. Ее смелость
принесла спасение не только городу, но и всей стране! Подобно Иудифи, Богородица
— это Та, Которая сокрушила врага рода человеческого, мысленного Олоферна, то
есть диавола. Она буквально растоптала его!
Последней в этом ряду стоит Анна, вторая супруга Елканы. Женщина,
чье тело было бесплодным, а душа обладала чудесными дарованиями. В своих
неустанных молитвах, днем и ночью, она просила Бога о чаде. И Бог услышал ее,
подарив ей сына — настоящего льва, знаменитого пророка и последнего судию
Израиля, Самуила. После этого чуда, Анна вознесла Богу хвалебную песнь. Так
одна из девяти песней Священного Писания принадлежит удивительной Анне.
Кто была это Анна? Неплодная.
Может ли неплодная женщина родить? Обычно нет. Но Анна родила. Точно так же и
девство несовместимо с рождением. И все же, Богородица родила, будучи Девой. Неплодная
родила, получив благодать Божию. И родила Дева, по Божественной благодати. Но
если Анна родила пророка, то Дева стала Матерью Искупителя міра и Спасителя всего сущего. Неба и земли. И ангелов, и человеков.
Все эти смыслы, дорогие мои, выражает имя Пресвятой
Богородицы, чье Рождество мы празднуем сегодня.
.jpg)
Источник: https://www.impantokratoros.gr/77997350.el.aspx
@Перевод «Трость Скорописца», 2025.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!