Возлюбленные о
Господе братья и сестры!
Как повествует
Евангелие от Иоанна[1],
во время прощальной беседы в Сионской горнице Господь наш Иисус Христос,
обращаясь к Своим ученикам и излагая им высокое учение о нравственности, которое
удивительным образом сочетается с богооткровенными догматами нашей веры, пророчески
рассказал им о нашем будущем. Все эти слова и пророческие изречения Господа
имеют силу и остаются действительными во все времена.
Во время этой беседы Господь предрекает Своим ученикам, что многие люди міра сего, считающие себя верующими христианами и номинально признающие учение Христово, в то же самое время будут принимать и иные учения и жизненные установки — ложные и измышленные самими людьми, и что как гнали Его, так будут гнать и Его учеников; люди дойдут до такой степени заблуждения и нечестия, что, убивая их, они будут думать, что таким образом они служат Богу! «Аще Мене изгнаша, и вас изженут... приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу»[2]. И мы, братья мои, знаем — из Деяний святых апостолов, из житий святых и из истории вообще, — что сие пророчество Господа исполнилось слово в слово не только в отношении святых апостолов, претерпевших различные мучения и принявших мученическую кончину, но и по отношению ко всем святым, от первых веков христианства до наших дней, которые становились и продолжают становиться в наше время славными мучениками и исповедниками веры Христовой по всей вселенной!
Таким славным
мучеником, претерпевшим великие страдания во время гонений в первые века
христианства, стал известный и горячо любимый народом великомученик Димитрий Солунский
Мироточивый, уроженец города Фессалоник и «вселенныя похвало», память которого
мы празднуем сегодня... Этот всечудный святой сохранил до конца неугасимое
пламя веры в истинного Бога, Единого по существу и Троичного в Лицах, явившего
нам Себя «в лице Иисуса Христа»; он неукоснительно соблюдал заповедь Христову о
непреложной любви к Богу и ближнему – те добродетели, которые
побудили его к распространению веры Христовой среди своих неверующих
соотечественников ради спасения их души и, наконец, привели его к мученической
кончине, которая совершилась по слову Господню.
Но, давайте
вкратце остановимся на житии, мученичестве и хотя бы некоторых чудесах (которых
было неисчислимое множество) духовного устроителя сегодняшнего праздника.
Родиной святого Димитрия, прославленного и возлюбленного
мученика Христова, был знаменитый город Фессалоники, где он родился примерно в
конце ΙΙΙ века от Р. Х. Будучи отпрыском одного из самых знатных
семейств Македонии, он вызывал всеобщее восхищение не столько своим благородным
происхождением, сколько великими и многочисленными добродетелями, украшавшими
его душу. Благодаря его опыту в военном деле и разуму император восточной части
Римской империи Галерий Максимиан, невзирая на его молодость, назначил Димитрия
начальником войск Фессалии и проконсулом провинции Греции. Однако никакие почести
и слава міра сего не лишили его горячей любви к Богу и веры Христовой. Бóльшую
часть времени он проводил, обучая слову Божию и стремясь привести к свету
познания истинного Бога своих собратьев, которые были погружены во тьму
идолопоклонства. И благодаря его добродетельной жизни, милосердию и
справедливости при исполнении административных обязанностей он действительно
многих привел к вере Христовой, несмотря на волну гонений, которую обрушил
тогда на христиан на Востоке император Диоклетиан с упомянутым выше императором
Галерием (первый соответствующий указ был издан 23 февраля 303 года).
Возвращаясь
после большой победы в войне со скифами, Галерий сделал остановку в
Фессалониках, чтобы совершить триумфальные церемонии и принести благодарственные
жертвы идолам. Тогда некоторые нераскаявшиеся фессалоникийские язычники,
завидовавшие святому Димитрию из-за его славы, добродетели и миссионерской
деятельности, нашли для себя «удобный случай» и донесли Галерию, что Димитрий —
христианин. Гнев императора, когда он удостоверился в правдивости доноса, да и
вообще когда он узнал, что Димитрий с дерзновением проповедует свою веру,
приводя многих язычников ко Христу, был неудержим. Он повелел привести к нему святого,
который мужественно исповедал свою веру в присутствии всех. Тиран тут же отдал
приказ, чтобы его, бесчестия ради, заперли в старой бане, находившейся в
подвале близ дворца, куда сливались нечистоты, чтобы наказать его после
окончания торжеств. Находясь в заключении, святой Димитрий терпел постоянное
нахождение во мраке и сырости, одиночество, зловоние и поношения, благодаря
Господа, ожидая мученической кончины и всей душой желая её. И Бог, исполняющий
богоугодные желания боящихся и любящих Его, воздал ему по желанию его сердца следующим
образом.
Среди различных состязаний, которые проводились
в то время в амфитеатре Фессалоник, были и бои гладиаторов. Галерий, чтобы снискать
себе славу, привез с собой гигантского вандала по имени Лий, наделенного незаурядной
физической силой. Благодаря своей сверхъестественной силе и большому мастерству,
он всегда побеждал в боях и убивал очень многих. Поэтому, когда Лий начал поносить
христианского Бога и глумиться над христианами, никто не осмелился выйти на
арену и вступить с ним в бой. Видя это, молодой христианин Нестор, памятуя о
блестящей победе Давида над Голиафом, возжелал сразиться с Лием и воззвал ко благодати Господа нашего Иисуса Христа, прося Его лишить силы великана и посрамить
императора, возгордившегося силой смертного человека и почитавшего идолов с такой
жестокостью и нечестием. Затем он побежал к окошку темницы, где был заточен святой
Димитрий, и попросил, чтобы тот укрепил его своими молитвами в предстоящей
битве. Святой начертал на челе и сердце юноши знак непобедимого оружия — Честного
Креста Господня, и предсказал ему грядущую победу и мученичество: «В добрый
путь, чадо! С помощью Божией ты одержишь победу над Лием и претерпишь мученичество
за Христа». Воодушевленный благословением Димитрия, Нестор поспешно
вернулся на стадион в тот самый момент, когда глашатаи призывали людей
сразиться с непобедимым Лием. Сбросив с себя тунику, Нестор воскликнул: «Боже
Димитрия, помоги мне!» и вступил в бой с великаном-варваром. Первый же удар ножом
от руки юного Нестора пронзил сердце этого нечестивца и стал для него
смертельным! Все были поражены неожиданным исходом поединка. А император,
которого при виде гибели его любимца охватила скорбь и неудержимый гнев,
немедленно приказал схватить Нестора, после чего ему отрубили голову за пределами
города. Поскольку же император услышал, что юноша призывал на помощь Бога Димитрия,
то он заподозрил соучастие святого в победе над Лием и приказал своим воинам
идти в темницу и пронзить Димитрия копьями, что и было незамедлительно сделано.
Говорят, что святой, увидев их и предчувствуя свою близкую кончину, поднял
правую руку, и они пронзили его в правый бок, подобно тому, как был пронзён
копием в правый бок и его Учитель Христос, распятый на Древе Креста.
Таким образом, святой Димитрий последовал
за Господом не только своими страданиями и смертью, но и тем, что стал причастником
вечного блаженства. И Господь, «прославляяй славящих Его», прославил Своего
блаженного раба, возлюбившего Его даже до смерти, и на небе, и на земле, дав
ему величайшую благодать чудотворений и соделав имя его известным по всему міру.
Вот уже более 1600 лет он является покровителем христолюбивого города Фессалоники
и не перестает наделять его своей безмерной защитой и благословением. Множество
раз он отгонял орды варваров, таких как авары и славяне, которые неоднократно
окружали и осаждали его. Кроме того, по его заступничеству совершилось освобождение
Фессалоник от турецкого ига в 1912 году: греческие войска вошли в город в день
его памяти. Невозможно перечислить те чудеса, которые совершал и совершает поныне
святой Димитрий, освобождая пленников и исцеляя многоразличные недуги святым
миром, обильно истекающим от его гроба на протяжении многих веков. Поэтому он заслуженно
получил прозвище Мироточец. В его знаменитой базилике в Фессалониках, которая
первоначально была перестроена в V веке префектом Иллирии Леонтием, получившим
чудесное исцеление от недуга, среди прочего, сохранилось и место его мученичества,
и его могила. В 1978–1980 годах сюда из Италии была привезена значительная
часть его святых останков, похищенных западными завоевателями в прошлом. Они
продолжают источать святое миро и по сегодняшний день!
Празднование памяти святых, возлюбленные о Господе братья и сестры, совершается не только для того, чтобы по долгу славить их священными песнопениями и гимнами и таким образом прославлять прославляемого ими Господа. Наша главная цель — брать с них пример, чтобы и мы, споспешествуемые их богоприятными молитвами, подвизались и подражали их образу жизни, насколько возможно. Вот почему наша святая Церковь представляет их жизнь в священных гимнах, которые поются на богослужении; вот почему в дни их памяти мы читаем их житие и рассказываем о событиях их жизни, об их духовных подвигах и о том, как они просияли в божественных добродетелях. И великий угодник Христов доблестный Димитрий может многому нас научить, стать для нас образцом. Полагаю, что основополагающей и занимающей главное место в его боголюбивой жизни была вершина всех добродетелей — богоименитая любовь. Она заставила его пренебречь славой, почестями, положением в обществе и сей временной жизнью; она привела его к мученичеству за Христа и сподобила положить душу за ближних; она возвысила его до мученичества кровию, на которое он пошел по своей собственной воле и к которому он так стремился. Об этой любви будем молиться и мы, убогие христиане последних времен, чтобы она вселилась в грешные сердца наши по благоприятным молитвам святого Димитрия ко Господу, перед Которым он обрел дерзновение своими подвигами и мученической кончиной. И, вместе с тем, будем просить его о помощи в трудные дни, которые мы переживаем ныне, со смирением говоря: «Прииди, мучениче Христов, к нам, молящимся о твоем милостивном посещении, и избави нас, угнетенных, от мучительных угроз… Смилуйся убо, всехвальный, и даруй нам облегчение, прекрати бурю и угаси негодование на нас, моля Бога, подающего мiру великую милость[3]. Аминь!
Архимандрит Фотий (Иоаким)
[3] Полный текст на церковно-славянском, стихира на хвалитех, глас 5: Прииди, мучениче Христов, к нам, твоего требующим милостивнаго посещения, и избави озлобленны мучительскими прещении и лютаго неистовства еретическаго. От нихже, яко пленницы и нази, гоними есмы, от места на место часто преходяще, и заблуждающе в вертепех и горах. Ущедри убо, прехвальне, и даждь нам ослабу, утоли бурю и угаси, еже на ны, негодование, Бога моля, подающаго мiру велию милость».
Источник: https://immorfou.org.cy/ὁμιλία-εἰς-τὴν-μνήμην-τοῦ-ἁγίου-ἐνδ/
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Святой великомученик Димитрий моли Бога о нас !
ОтветитьУдалить