Вернуться на главную

четверг, 29 сентября 2022 г.

Часть 2. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и святой Иоанн Златоуст. Священное дерзновение и нечестивое раболепие.

Часть 1 см. здесь


5. Пример для св. Иоанна Златоуста — священномученик епископ Антиохийский Вавила (238–250)

Запрещая императрице Евдоксии входить в храм Святой Софии, Златоуст несомненно имел в качестве образца для подражания священномученика Вавилу, епископа Антиохии — города, где он сам родился и вырос и в котором в течение 5–6 лет он служил в сане диакона (381-386) и 12 лет в сане пресвитера (386-397), пока не взошел на Константинопольский патриарший престол. Сегодня, когда мы хотим упомянуть о смелых епископов, которые дерзнули запретить царям входить в храмы, и подчеркнуть независимость Церкви от государства, мы справедливо ссылаемся на святое и богоугодное деяние святого Амвросия (374-397), епископа Медиолана (нынешний Милан в Италии), который запретил благочестивому и святому императору Феодосию Великому (379-395) входить в Миланский собор в 390 году за то, что по его приказу на городском ипподроме было истреблено семь тысяч фессалоникийцев — в качестве возмездия за убийство нескольких офицеров во время народного восстания. Святитель Амвросий наложил на императора епитимью (отлучение на восемь месяцев от Таинства Причастия), которую тот соблюдал и в течение всего этого времени не носил императорских украшений [18].

Кроме того, он запретил императору находиться внутри алтаря и причащаться вместе с духовенством во время Божественной литургии и учил, что царская порфира, то есть символ власти монарха, обозначает право выполнять обязанности царя, но не священника: «Порфира сообщает лишь царское, а не священническое достоинство» [19]. В письме 20 (пар. 19) он пишет, что «императору принадлежат дворцы, священнослужителю — церкви».

В последовании праздника святого Амвросия (7 декабря) есть хвалебные упоминания об этом его мужественном поступке. В житии говорится: «И перед царем Феодосием, осквернившим себя кровопролитием в Фессалониках и прибывшим в город Медиолан, он заградил божественные врата церковные, и в напоминание о содеянном осмелился ему показать, сколь велика разница между духовным лицом и мирянином-царем, и советовал ему воздержаться от грубого и дерзкого нарушения божественных установлений, чтобы в старости доброй закончить свою жизнь».