Иеродиакон и священноучитель
Калинник Пантократорский в своих «сохранившихся аскетических писаниях»[1]
приводит житие преподобного нашего отца Исаака Сирина так:
«Преподобный отец наш Исаак[2], великий и дивный в добродетели, небожительный сей человек и земной ангел, чудесного оного Авраама не [просто] сын, но истинный потомок, родом был Сириянин, родился же, согласно некоторым, в Ниневии Месопотамской, а согласно другим, родился, воспитался и вырос в неком селении недалеко от Эдессы, града Сирийского. Кто же были родители сего блаженного мужа, и какого они были устроения, и как нарекались — то неизвестно. Ведаем, однако, что божественный сей муж, в самом расцвете возраста своего, отрекшись от мiра и яже в мiре (ср. 1 Ин. 2: 15), пришёл с родным братом своим в некое общежитие края того, называемое именем святого мученика Матфея, в коем тогда и многие другие, быв в теле, подвизались ангельским житием; и там, облекшись в великую схиму, в нрав её и житие, и поупражнявшись в подвижнической борьбе и трудах, и насытившись млеком деятельных добродетелей, через которые довольно усыпил бесчинные плотские страсти и плоть подчинил духу, возжелал он твёрдой пищи глубокого духовного созерцания. И вот, отлучившись от упомянутой киновии и всей тамошней священной братии, бежав притёк он, словно жаждущий олень к источникам водным, в место пустынное, далёкое от мiра и сношений со многими, вселившись в уединённой келии, с единым Богом и с душой своей имея одно лишь попечение.
Родной же брат его, по
прошествии немногого времени, восприяв игуменство оного общежития, многократно
писал к нему, прося и моля его, дабы возвратился он к первому месту покаяния своего;
но божественный Исаак, усладившись сладостью созерцания Духа, поучениями в
божественных мыслях и умной молитвой, совсем не внимал просьбам брата своего, и
никак не соглашался оставить безпопечительное и свободное от смятения
безмолвническое житие. Однако ж, чего не смогли достичь уговоры и просьбы брата
его, то возмогло позднее исполнить Божественное откровение, которое свыше
призвало его на архиерейскую должность Церкви Ниневийской. И если прежде явился
преслушником брату своему, то ныне со смирением преклонил он выю к
божественному гласу. Так, нехотя и против воли своей оставляет Исаак пустыню и
безмолвие, кои так возлюбил, и великого града Ниневии рукополагается епископом.
Ибо не должно светильнику находиться под спудом пустыни затаённым, но поставленным
быть на пастырском подсвечнике, дабы всех, далеко от пустыни находящихся, просвещал
он светом учения и добродетели. Но и это лишь ненадолго продлилось, и
настолько, что лишь взошёл и явился оный свет на горизонте Церкви, как вдруг снова
зашёл и скрылся, поскольку преподобного сего отца постигло то же, что и
божественного Григория Богослова, который, как только избран был епископом
Сасимским, тотчас же удалился оттуда. Причина же такого немедленного оставления
епископской кафедры отца Исаака была следующая.
В оный день рукоположения преподобного
во епископы, находился он в епископском доме, когда представили пред ним двух
христиан: один — заимодавец, другой — должник; и вот первый требовал долга, а
другой, хотя и исповедововал обязательство своё, но не имея к настоящему
времени возможности возвратить, просил некоторое число дней срока. Но
немилосердный тот заимодавец говорил: «Если днесь не возвратит он мне долга, то
непременно предам его в руки судьи». Преподобный же отец Исаак возразил ему: «Чадо,
если ради заповеди евангельской не должно тебе требовать и того, что насильно
отнимается от тебя, насколько более подобает тебе потерпеть несколько дней
того, кто просит тебя». Но немилостивый тот заимодавец, дерзко сказав: «Оставь уж
теперь Евангелие!», удалился оттуда. Услышав это, преподобный Исаак помыслил в
себе: «Если они не слушаются повелений даже святого Евангелия, то что остаётся
мне здесь сделать?». Сказав так, тотчас возвратился он назад в пустыню, и
пришедши туда, водворился в прежней своей келии, где мужественно и терпеливо
пребывал он до самой смерти.
Какие же подвиги подъял сей
блаженный отец супротив демонов и плоти, каков он был в деятельной и
созерцательной добродетели, к какому совершенству души возвысился, каких
дарований сподобился от Бога, ещё живя на земле, всё сие излишне для
повествования, ибо легко всякому уразумевается из собственных его слов,
содержащихся в книге сей, из которой явным становится, что всё написанное
божественным сим отцом сперва им лично было усвоено, как в двадцать шестом
слове говорится: «Долгое время искушаемый в десных и шуих вещах, многократно
испытав себя двумя этими способами, приняв на себя бесчисленные удары
сопротивника и сподобившись великих сокровенных вспоможений, в продолжение
многих лет обрёл я опытность и по благодати Божией опытно дознал…», а в
пятнадцатом слове говорит: «Это к памятованию себе и всякому, читающему
сочинение это, написал я, как постиг из разумения Писаний и из правдивых уст, а
немногое из собственного опыта…»; но и какой благодати сподобился от Бога, о
которой не возмог умолчать, что и во многих других словах прикровенно явствует,
особенно же в слове тридцать восьмом, где открыто исповедует он, говоря: «Многократно,
когда писал я это, персты мои оставались на хартии, и не мог я выносить
наслаждения, западавшего в сердце моё и заставлявшего умолкать чувства». Но и ничуть
не меньше подобает восхищаться добродетелью божественного отца ещё в том, что хотя
находился он вдали от людей, разгорался он к ним любовию, как он и сам свидетельствует
о себе в этом же слове, говоря: «Поскольку соделался я юродивым, то не терплю
сохранить тайну в молчании, но делаюсь безумным для пользы братии моей. Ибо
такова есть истинная любовь, что она не может утерпеть, держа что-либо в тайне
от возлюбленных своих». Так, находясь и в пустыне, обильно напоял он живоносным
источником поучений своих души братий.
Жил же сей святой в начале
седьмого тысячелетия от сотворения мiра,
что заключается из следующего места в тридцать третьем слове, где говорит он о
демонах так: «Ибо ты вводишь себя [в брань] прекословить с теми (демонами),
кому уже шесть тысяч лет», из чего явным становится, что когда писал он сие
слово, завершилось уже от сотворения мiра
шестое тысячелетие.
[1] Καλλίνικος 1871, σ. ιι’-ιδ’.
[2] Служба преподобного Исаака Сирина, память которого отмечается 28 сентября, была написана прп. Герасимом Микраяннанитом, а издана блаженным старцем Исааком Ливийским, совместно с его братией (Святая Гора Афон, Калива Воскресения, Капсала). Служба святого отца доступна по адресу: https://www.scribd.com/document/26099724/isaak-syrian
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!