пятница, 11 октября 2024 г.

Житие преподобного отца нашего Исаака Сирина

 

Иеродиакон и священноучитель Калинник Пантократорский в своих «сохранившихся аскетических писаниях»[1] приводит житие преподобного нашего отца Исаака Сирина так:

«Преподобный отец наш Исаак[2], великий и дивный в добродетели, небожительный сей человек и земной ангел, чудесного оного Авраама не [просто] сын, но истинный потомок, родом был Сириянин, родился же, согласно некоторым, в Ниневии Месопотамской, а согласно другим, родился, воспитался и вырос в неком селении недалеко от Эдессы, града Сирийского. Кто же были родители сего блаженного мужа, и какого они были устроения, и как нарекались — то неизвестно. Ведаем, однако, что божественный сей муж, в самом расцвете возраста своего, отрекшись от мiра и яже в мiре (ср. 1 Ин. 2: 15), пришёл с родным братом своим в некое общежитие края того, называемое именем святого мученика Матфея, в коем тогда и многие другие, быв в теле, подвизались ангельским житием; и там, облекшись в великую схиму, в нрав её и житие, и поупражнявшись в подвижнической борьбе и трудах, и насытившись млеком деятельных добродетелей, через которые довольно усыпил бесчинные плотские страсти и плоть подчинил духу, возжелал он твёрдой пищи глубокого духовного созерцания. И вот, отлучившись от упомянутой киновии и всей тамошней священной братии, бежав притёк он, словно жаждущий олень к источникам водным, в место пустынное, далёкое от мiра и сношений со многими, вселившись в уединённой келии, с единым Богом и с душой своей имея одно лишь попечение.

Родной же брат его, по прошествии немногого времени, восприяв игуменство оного общежития, многократно писал к нему, прося и моля его, дабы возвратился он к первому месту покаяния своего; но божественный Исаак, усладившись сладостью созерцания Духа, поучениями в божественных мыслях и умной молитвой, совсем не внимал просьбам брата своего, и никак не соглашался оставить безпопечительное и свободное от смятения безмолвническое житие. Однако ж, чего не смогли достичь уговоры и просьбы брата его, то возмогло позднее исполнить Божественное откровение, которое свыше призвало его на архиерейскую должность Церкви Ниневийской. И если прежде явился преслушником брату своему, то ныне со смирением преклонил он выю к божественному гласу. Так, нехотя и против воли своей оставляет Исаак пустыню и безмолвие, кои так возлюбил, и великого града Ниневии рукополагается епископом. Ибо не должно светильнику находиться под спудом пустыни затаённым, но поставленным быть на пастырском подсвечнике, дабы всех, далеко от пустыни находящихся, просвещал он светом учения и добродетели. Но и это лишь ненадолго продлилось, и настолько, что лишь взошёл и явился оный свет на горизонте Церкви, как вдруг снова зашёл и скрылся, поскольку преподобного сего отца постигло то же, что и божественного Григория Богослова, который, как только избран был епископом Сасимским, тотчас же удалился оттуда. Причина же такого немедленного оставления епископской кафедры отца Исаака была следующая.

В оный день рукоположения преподобного во епископы, находился он в епископском доме, когда представили пред ним двух христиан: один — заимодавец, другой — должник; и вот первый требовал долга, а другой, хотя и исповедововал обязательство своё, но не имея к настоящему времени возможности возвратить, просил некоторое число дней срока. Но немилосердный тот заимодавец говорил: «Если днесь не возвратит он мне долга, то непременно предам его в руки судьи». Преподобный же отец Исаак возразил ему: «Чадо, если ради заповеди евангельской не должно тебе требовать и того, что насильно отнимается от тебя, насколько более подобает тебе потерпеть несколько дней того, кто просит тебя». Но немилостивый тот заимодавец, дерзко сказав: «Оставь уж теперь Евангелие!», удалился оттуда. Услышав это, преподобный Исаак помыслил в себе: «Если они не слушаются повелений даже святого Евангелия, то что остаётся мне здесь сделать?». Сказав так, тотчас возвратился он назад в пустыню, и пришедши туда, водворился в прежней своей келии, где мужественно и терпеливо пребывал он до самой смерти.

Какие же подвиги подъял сей блаженный отец супротив демонов и плоти, каков он был в деятельной и созерцательной добродетели, к какому совершенству души возвысился, каких дарований сподобился от Бога, ещё живя на земле, всё сие излишне для повествования, ибо легко всякому уразумевается из собственных его слов, содержащихся в книге сей, из которой явным становится, что всё написанное божественным сим отцом сперва им лично было усвоено, как в двадцать шестом слове говорится: «Долгое время искушаемый в десных и шуих вещах, многократно испытав себя двумя этими способами, приняв на себя бесчисленные удары сопротивника и сподобившись великих сокровенных вспоможений, в продолжение многих лет обрёл я опытность и по благодати Божией опытно дознал…», а в пятнадцатом слове говорит: «Это к памятованию себе и всякому, читающему сочинение это, написал я, как постиг из разумения Писаний и из правдивых уст, а немногое из собственного опыта…»; но и какой благодати сподобился от Бога, о которой не возмог умолчать, что и во многих других словах прикровенно явствует, особенно же в слове тридцать восьмом, где открыто исповедует он, говоря: «Многократно, когда писал я это, персты мои оставались на хартии, и не мог я выносить наслаждения, западавшего в сердце моё и заставлявшего умолкать чувства». Но и ничуть не меньше подобает восхищаться добродетелью божественного отца ещё в том, что хотя находился он вдали от людей, разгорался он к ним любовию, как он и сам свидетельствует о себе в этом же слове, говоря: «Поскольку соделался я юродивым, то не терплю сохранить тайну в молчании, но делаюсь безумным для пользы братии моей. Ибо такова есть истинная любовь, что она не может утерпеть, держа что-либо в тайне от возлюбленных своих». Так, находясь и в пустыне, обильно напоял он живоносным источником поучений своих души братий.

Жил же сей святой в начале седьмого тысячелетия от сотворения мiра, что заключается из следующего места в тридцать третьем слове, где говорит он о демонах так: «Ибо ты вводишь себя [в брань] прекословить с теми (демонами), кому уже шесть тысяч лет», из чего явным становится, что когда писал он сие слово, завершилось уже от сотворения мiра шестое тысячелетие.


[1] Καλλίνικος 1871, σ. ιι’-ιδ’.

[2] Служба преподобного Исаака Сирина, память которого отмечается 28 сентября, была написана прп. Герасимом Микраяннанитом, а издана блаженным старцем Исааком Ливийским, совместно с его братией (Святая Гора Афон, Калива Воскресения, Капсала). Служба святого отца доступна по адресу: https://www.scribd.com/document/26099724/isaak-syrian


@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!