Вернуться на главную

суббота, 27 февраля 2021 г.

Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис): Притча о блудном сыне — наш портрет.

«Отче, согреших на небо и пред Тобою» (Лк. 15, 21).

Жил, дорогие мои, один отец, добрый отец. Другого такого отца не было на всем свете. Он нежно любил своих двух сыновей и заботился, чтобы они ни в чем не нуждались. Жили они дружно и счастливо. Многие люди завидовали их благополучию. Какие счастливые дети! Не знают ни хлопот, ни забот.

Но однажды к младшему сыну подошел незнакомец. Лицо его было мрачно от зависти, а взгляд коварен и лукав. А ну-ка, прочь от него, проклятый! Я прямо слышу, как он шепчет юноше своим вкрадчивым голосом:

- Друг мой, неужели ты думаешь, что будешь счастливым, если останешься жить в доме отца? Ты ошибаешься. Я объездил весь мир и знаю одну далёкую страну, где люди живут так весело и счастливо, что тебе даже не снилось. Вы живете в узком и ограниченном мирке, не видя ничего интересного. А там ты будешь свободен. Никто не будет стоять у тебя над головой. Ты будешь делать все, что захочешь, все будет тебе доступно. Послушай моего совета: уезжай из отчего дома, и перед тобой откроется весь мир…

Этими словами лукавый прельстил младшего сына. Жизнь в родительском доме начала тяготить его. Всё стало казаться ему унылым и мрачным. Он смотрит на своего доброго отца как на врага. А на родной дом — как на тюрьму. Уехать, уехать как можно скорее! Это желание не покидает его ни днем, ни ночью.

- Я уеду, — говорит он отцу, — и поеду за границу. Мое решение окончательное и бесповоротное. Не удерживай меня, это не поможет. Раздели свое имущество и выдели мне мою часть.

Отец очень огорчился, тяжело воздохнул, на глазах у него показались слезы. Но все уговоры были напрасны. Сын и слышать ничего не хотел. Добрый отец не стал удерживать его насильно. Он вручил сыну его долю наследства и отпустил его. Сын с тяжелой сумой на плече, полной золотых червонцев, садится на коня, хлещет его кнутом и несётся вдаль. Скачет навстречу раю земному…

И вот он приехал в далёкую страну. Но она не показалась ему раем. Скорее была похожа на ад. Юноша был неопытным, не умел разбираться в людях, поэтому скоро связался с плохой компанией и стал жить распутно. Лакомые яства, вино, женщины, веселье всю ночь напролет. Такова была его жизнь на чужбине. Но это не могло длиться вечно. Скоро все деньги у него закончились. Его друзья и продажные женщины, которые прилепились к нему, как пиявки, увидели, что он обеднел и немедленно оставили его. Разве им нужен нищий приятель? Они ведь любили не его, а его кошелёк. А когда все деньги были растрачены, вороньё сразу улетело, чтобы найти себе другую кормушку, какого-нибудь нового глупца.

Юноша остался без средств. Его мучал голод. Никто не давал ему даже корочки хлеба. Он нанялся на работу, и хозяин послал его пасти свиней. Кто становится свинопасом? Юноша из благородной семьи, который жил в отеческом доме, не нуждаясь ни в чем, словно царский сын. Тот, у кого было множество слуг, готовых выполнить любую его просьбу, теперь сам становится жалким слугой. Тот, кто был одет в чистую и красивую одежду, облачён в грязные тряпки. Тот, кто ел вкуснейшие и изысканные блюда, теперь ждет удобный момент, чтобы достать из свиного корыта рожки для свиней! Тот, кто был любим своим добрым отцом, подчиняется грубому хозяину, который жесток и безжалостен к нему.

Бедный, бедный мой мальчик! Зачем ты ушел из отчего дома? Зачем послушал наветы лукавого?

Но… слава Богу, что-то в нем изменилось! Его совесть, которая прежде спала беспробудным сном, начинает пробуждаться. Юноша видит, до чего он дошёл. Не в рай, а в ад привело его безрассудство. Он осознаёт, как сильно он огорчил своего доброго отца и какой страшный вред он нанёс своей душе. Сердце его смутилось, на глаза навернулись слезы. Он живо представил перед собой свой уютный дом. Как хорошо жилось ему прежде, а теперь он все потерял! Но еще осталась надежда. Надежда, что его добрый отец, несмотря на все зло, которое он совершил, не перестал любить его. Он хватается за эту надежду как за соломинку и принимает решение: «Я вернусь к своему отцу. Упаду ему в ноги и скажу: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Отец, прости меня, грешного»...

И он отправляется в путь…

А его отец? О, если бы вы знали, что это был за отец! Он ждет возвращения сына, не теряя надежды. И как только он видит его издалека, то бежит к нему навстречу, целует и заключает его в свои объятия.

- Сын мой!

- Здравствуй, отец!

Все очень рады возвращению юноши. И только один человек огорчен. Представьте себе, это его старший брат! Он предпочел бы, чтобы заблудший умер на чужбине, забытый всеми, и никогда не вернулся домой. Какая зависть, какая чёрная злоба!

***

Только что, дорогие мои, я рассказал вам с некоторыми добавлениями притчу о блудном сыне, которую читают во вторую неделю Постной Триоди во всех православных церквах. Эта притча — самое настоящее зеркало, в котором мы видим самих себя. Тот, кто прочтет эту притчу со внимание и со смирением, глядя на образ блудного сына, которого так живо описал Сам Христос, легко узнает в нем самого себя и воскликнет: «Христе мой, да это же я!».

Да, мои возлюбленные. Каждый человек — это блудный сын по отношению к Богу. Все мы совершаем грехи, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Мы согрешаем помыслами. Мы согрешаем языком: сплетничаем, лжем, клевещем, празднословим, сквернословим, лжесвидетельствуем, говорим матные слова и хулим имя Божие. Мы согрешаем глазами. Мы согрешаем ушами. Мы согрешаем руками, ногами и всем нашим телом… Мы грешим днем и грешим ночью. Грешим в домах, на площадях и на улицах. Мы, к сожалению, грешим даже в храме, куда мы ходим молиться. Кто может исчислить все наши грехи? Их так много, словно песка на море. «Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; Душеспасче Спасе мой?». Те, кто говорят, что у них нет грехов, подобны больному, все внутренности которого поражены раком, и который думает, что совершенно здоров.

***

Все мы согрешаем. И что же нам делать? Впасть ли в отчаяние? Конечно же, нет. Притча о блудном сыне вселяет в нас надежду на то, что, какими бы большими и ужасными не были грехи человека, Небесный Отец всегда готов простить его. Грешнику достаточно сказать «согреших», подобно блудному сыну (только не лицемерно, а искренно). Св. Иоанн Златоуст называл грехи «огнем пожигающим». Но любой огонь, как сильно бы он не разгорелся, непременно потухнет, если мы бросим его, вместе со всем воспламенившимся веществом, на глубину морскую. Точно так же происходит и здесь!

Собратья мои по греху, такие же грешники, как я! Христос год за годом ждет, что мы скажем Ему «согреших», принесём покаяние блудного сына. Наши грехи это горящие угли. Если мы бросим пламенеющий уголь в море, то он потухнет, лишится огня. Точно так же и грехи. Словно горящие угли, возьми все свои грехи и брось их в бескрайнее море милости Божией. Море побеждает огонь, а милосердие Бога побеждает любые грехи, какими бы великими и тяжелыми они не были. 

Из книги: Митрополит Августин (Кантиотис) «Краткие проповеди на евангельские зачала». Издание православного миссионерского братства «Ставрос». https://www.orp.gr/wordpress/?p=20132

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!