Все мы, православные христиане, должны знать, что священство — это одно из священных Таинств нашей Святой Православной Церкви, посредством которого рукополагаемый во время канонического рукоположения тáинственно наделяется священнической, духовной и пастырской властью для исполнения своих священнических и пастырских обязанностей.
Священство — это непреходящее
и вечное служение, дарованное Самим Богом для передачи освящающей
благодати верным внутри Православной Церкви и вспомоществования им на пути ко
спасению. Священнослужители поставляются на служение Всесвятым Духом, Который управляет
Православной Церковью, для продолжения миссии, данной Господом нашим, Богочеловеком
Иисусом Христом, святым апостолам.
Тот, кто присоединился к священному
клиру через каноническое и действительное рукоположение и через епископа получил
благодать священства от Самого Всесвятого Духа, теперь обязан — как он добровольно и по своей свободной воле обещал
во время рукоположения — оставаться священником до самой смерти. Следовательно,
нет места отказу от священства. Только в
случае канонического преступления,
которое, согласно священным канонам, препятствует архиерейскому или иерейскому
служению, священнослужитель любого ранга — епископ, пресвитер или диакон — низводится
путем извержения из сана либо в сословие мирян, либо в сословие монахов (см. Троянос–Пулис,
Право, стр. 242).
Исходя из вышесказанного, самовольный уход из рядов высшего или низшего духовенства и добровольный отказ от священства с целью возвращения в ряды мирян являются тяжелейшим каноническим преступлением: добровольным отступничеством от священства (apostasia a clericatu vel ab ordine — отступничество от церковного сана). Этот священнослужитель называется отступником, таковой совершил самоизвержение из сана (Панайотакос, Система церковного права, стр. 240). А всё это потому, что, как объясняет Вальсамон, «к извержению он сам себя приговорил, прежде осуждения сложив с себя священную одежду и соделавшись мирянином» (Вальсамон, Ралли-Потли, т. 2, стр. 233). Другими словами, он сам предпочел быть низложенным, прежде чем его осудил церковный суд, сняв с себя священное иерейское облачение и добровольно став мирянином.
В наши дни Православная
Греция потрясена фактом добровольного отказа от сана бывшего священнослужителя архимандрита
Андрея Конаноса. Этот человек самовольно покинул ряды священного духовенства, сбросив
священническую рясу, чтобы вернуться в ряды мирян, и таким образом стал отступником
и самоизверженным. «Отличавшийся быстротой разум погиб так мгновенно! Человек с обширным умом
учинил многосложный грех! Получавшие пользу от его учения понесли вред от его греха.
А слушавшие с горячим усердием его беседы и проповеди, заградили себе уши, чтобы
не знать о его погибели» (см. Св. Василий Вел., письмо 44, Courtonne
I (1957), стр. 110).
Наша Святая Церковь определяет
предавать анафеме тех, кто добровольно слагает с тебя священный сан.
В частности, 7-е правило Четвертого
Вселенского Собора провозглашает следующее: «Учиненным единожды в клир, и монахам, определили мы не вступать ни в
воинскую службу, ни в мирской чин, а дерзнувших на сие и не возвращающихся с
раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме» (Ралли-Потли,
Синтагма, т. 2, стр.
Необходимо понять, что
Церковь использует такое серьёзное наказание как предание анафеме («анафема:
отверженное Богом и обреченное на уничтожение»), потому что добровольно отказавшийся от своего священного
сана предал любовь Божию к нему и пренебрег благодатью Святого Духа.
Также важно подчеркнуть, что
св. Никифор Исповедник запрещает даже
приветствовать или принимать в своем доме и совместно обедать с тем, кто либо
по причинам неверия, либо по религиозным или социальным причинам добровольно
отказался от священного сана: «Того,
кто попрал священническое достоинство и не исправляется, даже если таковой Православие
хранит, не подобает вводить к себе в дом, ни разделять с ним трапезу, ни
приветствовать его» (Ралли-Потли, Синтагма, т. 4, стр. 431).
По вышеуказанным причинам
г-н Конанос подпадает под наказание анафемой, а следовательно, он полностью отсечен
от Православной Церкви. По словам cв. Иоанна Златоуста, «он теперь пуст и лишен прежней красоты и
благолепия, потерял божественное и несказанное украшение, и лишился всякой
безопасности и охраны» (SC 117, стр. 82).
Если г-н Конанос захочет раскаяться в
своем кощунственном поступке, он, безусловно, будет принят Церковью, однако он
останется в сословии мирян, не имея больше возможности совершать священническое
служение.
Г-н Андрей Конанос должен осознать это и
не вести людей к попранию священных канонов и церковного учения. А люди должны
принять истинное положение дел с точки зрения Церкви: до тех пор, пока Андрей
Конанос пребывает в нечестии и хуле на Святого Духа, в которую он впал, он отсечен
от Тела Церкви и проклят.
Помолимся же, чтобы он искренне покаялся в
содеянном и не отправился на муку вечную в ад.
Братья мои, клирики и миряне, «станем добре, станем со страхом, вонмем» перед великим Таинством Священства, вызывающим благоговейный трепет и изумление.
Архимандрит Кирилл Костопулос,
проповедник Патрской митрополии, доктор богословия
23 сентября 2020 г.
Источник:
https://tasthyras.wordpress.com/2020/09/23/η-ιερωσύνη-και-ο-κονάνος/
а как быть с книгой "когда Христос станет для тебя всем", уничтожить? ведь там материал, который верстался до анафимы.. очень достойная книга, читала с упоением, с выделением мудрых мыслей
ОтветитьУдалитьО. Андрей не получал анафему на Соборе, он еще может покаяться, так что хорошими материалами можно пользоваться, конечно. Эта статья написана для тех, кто его "поздравляет" со снятием сана, чтобы были поосторожнее. Даруй нам, Господи, всем покаяние!
ОтветитьУдалитьК этой статье могу добавить только: Аминь!
ОтветитьУдалить