«Любезный мир, вожделенный делом и именем». Так называет мир в одном из
своих творений святитель Григорий Богослов: любезный, что означает возлюбленный,
дорогой. И он продолжает: «Любезный мир — мой труд и моя похвала». Таким
образом он не только указывает на то, как дорог для него мир, но и считает его делом
чести и предметом своих попечений.
И действительно, святитель Григорий был не только великим богословом, но и
горячим поборником мира. Будучи особенно чутким и чувствительным человеком, он очень
страдал от раздоров, которые потрясали в то время тело Церкви, независимо от
того, происходили они от еретиков или единомышленников! Поэтому он написал три
превосходные «Слова о мире», которые являются настоящей жемчужиной как по
своему прекрасному языку, так и по глубокому богословскому содержанию. Этот в
высшей степени кроткий и милосердный отец всеми силами боролся за
восстановление нарушенного церковного единства и мира, жертвуя своим личным
спокойствием и применяя на практике свое изречение: «Деяние есть восхождение к
созерцанию», которое означает, что через деятельное исполнение
добродетелей мы постепенно восходим к созерцанию Бога.[1]
А поскольку наш Бог является «Богом мира», мы, будучи Его детьми,
созданными по образу Божию, должны быть чадами света и мира, чтобы стать похожими
на Отца и уподобиться Ему. Как говорил Аристотель, мы становимся добрыми, делая
добрые поступки. А значит, совершая дела, способствующие установлению мира, мы и
сами становимся мирными и стяжеваем душевный мир. Таким образом, становясь
миротворцами, мы приближаемся к Тому, Кто есть «мир наш», — к Самому Богу.
Но поскольку ненавистник добра и враг всякого мира, диавол, позавидовал «по
естеству» мирным людям и довел их до изгнания из Рая, где они пребывали в мире
и любви с Богом, их падение породило страдания, раздоры, ненависть, убийства
друг друга, стихийные бедствия, болезни, недуги и в конечном итоге смерть.
Вот как святитель Григорий Богослов представляет болезненные последствия отшествия
мира из жизни человека и последствия этого для всего человечества:
«Отеческие грады ниспровергнуты, тысячи людей падают, земля обременена пролитой кровью и множеством падших».
А
причиной тому является не что иное, как «наши пороки и распространившееся
нечестие против Святой Троицы».
И все же есть нечто намного худшее всех перечисленных бедствий:
«Изгнан мир, похищено благолепие Церкви,
унижено древнее достоинство и низвергнут порядок».
Как похожи ситуации, описанные святым Григорием Богословом в его эпоху,
на сегодняшнюю действительность, где снова утрачен мир как во внешнем міре, так и в Церкви!
Святитель Григорий Богослов продолжает свое печальное наблюдение: «Когда восставали на нас враги веры, мы были
укрепляемы и теснее соединяемы гонениями; а когда совокупились воедино, тогда
ослабели!». Все это говорит о том, что человеку «удобнее переносить злополучие, нежели
сохранять благополучие».
И он снова выражает тревогу, когда понимает, что враги заключают мир ради
зла. «Но у нас нет согласия и союза; никогда
не можем сойтись в одном, не видим даже и способа излечить такую болезнь». Таким
словом как «болезнь» святитель Григорий обозначает раздор
в самом теле Церкви. Он печалится, что «много мы трудимся над тем, чтобы
поджигать раздор; о единомыслии же мало заботимся или не заботимся вовсе».
«И что этому причиной?», — снова спрашивает святитель. «Любоначалие или корыстолюбие, или зависть, или ненависть, или высокомерие,
или другая какая страсть, которых не видим и в самих безбожниках».
Почему же «мы — чтители любви так ненавидим и сами
ненавидимы? Почему мы — чтители мира немилосердно и
непримиримо враждуем? Почему мы — основанные на камне — зыблемся, утвержденные на
краеугольном камне — распадаемся, призванные во свете — омрачаемся? Почему мы — служители Слова довели себя до такого
молчания или бессловесия, или оцепенения, или... не знаю, как назвать еще», — снова с печалью и сокрушением
вопрошает святитель Григорий.
Так неистова наша страсть ко злу («ревнование о зле»), так дика наша радость
от разрушения («радуемся своему истощению»), что ни слово, ни друг, ни соратник,
ни врач, ни ангел заступник, ни Сам Бог не может отвратить нас от них и мы сами
себе заграждаем человеколюбие Божие.
Однако, поскольку слову Господню не подобает быть в поношении из-за нас,
верующих, смиренный Григорий спешит стать «примирителем» и призывает всех к возвращению
на путь истины, причем как можно скорее, ведь и Сам наш Господь является Миротворцем
и благословляет миротворцев (Мф. 5, 9), да и апостол Павел, в свою очередь,
призывал к единению духа в союзе мира (Еф. 4, 3).
Мы должны прекратить «внутреннюю в нас борьбу» и «почтить дар Примирителя Бога, то есть
мир, — дар, который, отходя отсюда, оставил Он нам».
«Будем знать одну только
брань — брань с супротивной силой», — призывает святитель
Григорий. «Простим меньшее, чтобы
приобрести большее, то есть единомыслие.
Предоставим над собой победу, чтобы и нам победить». Как борцы, — говорит святитель Григорий,
— притворяясь падающими, обманывают своего противника и в конце концов
побеждают его, так и мы будем делать небольшие уступки и прощать ближнего, согрешающего
не против веры, а виновного против нас, чтобы сподобиться милости от великого Судии!
Пусть это пламенное желание великого поборника мира Григория Богослова станет
и нашим сегодняшним устремлением, братья мои. Примиримся сначала с Богом, а
затем «с самими собой и друг с другом», чтобы с Божьей помощью и при нашем соработничестве
с Ним рассеять ту ненависть и разделения, от которых страдает как тело Церкви, чему
не подобало бы быть, так и все человечество, которое, отвращаясь от покаяния,
изнуряется и поражается врагами мира и любви. Пора пробудиться и подвизаться,
наконец, чтобы обрести человеколюбивый мир во славу Дародателя Бога и в честь поборника
мира, святого Григория.
София Бекри, богослов и филолог
Источник: https://aktines.blogspot.com/2023/01/blog-post_921.html
[1] В греческом
языке слово созерцание (θεωρία) состоит из двух слов: Θεός
(Бог) и ὁρῶ (зреть,
видеть).
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Отец наш Боже помоги мне грешному воспринять и положить на сердце сии слова высказанные в этой статье святителем Григорием Богословом. Верую в чистоту сказанного и в действие Святаго Духа через эти благословенные Слова от Григория Богослова.
ОтветитьУдалить