среда, 7 февраля 2024 г.

Поборник мира, святитель Григорий Богослов

«Любезный мир, вожделенный делом и именем». Так называет мир в одном из своих творений святитель Григорий Богослов: любезный, что означает возлюбленный, дорогой. И он продолжает: «Любезный мир — мой труд и моя похвала». Таким образом он не только указывает на то, как дорог для него мир, но и считает его делом чести и предметом своих попечений.

И действительно, святитель Григорий был не только великим богословом, но и горячим поборником мира. Будучи особенно чутким и чувствительным человеком, он очень страдал от раздоров, которые потрясали в то время тело Церкви, независимо от того, происходили они от еретиков или единомышленников! Поэтому он написал три превосходные «Слова о мире», которые являются настоящей жемчужиной как по своему прекрасному языку, так и по глубокому богословскому содержанию. Этот в высшей степени кроткий и милосердный отец всеми силами боролся за восстановление нарушенного церковного единства и мира, жертвуя своим личным спокойствием и применяя на практике свое изречение: «Деяние есть восхождение к созерцанию», которое означает, что через деятельное исполнение добродетелей мы постепенно восходим к созерцанию Бога.[1]

А поскольку наш Бог является «Богом мира», мы, будучи Его детьми, созданными по образу Божию, должны быть чадами света и мира, чтобы стать похожими на Отца и уподобиться Ему. Как говорил Аристотель, мы становимся добрыми, делая добрые поступки. А значит, совершая дела, способствующие установлению мира, мы и сами становимся мирными и стяжеваем душевный мир. Таким образом, становясь миротворцами, мы приближаемся к Тому, Кто есть «мир наш», — к Самому Богу.

Но поскольку ненавистник добра и враг всякого мира, диавол, позавидовал «по естеству» мирным людям и довел их до изгнания из Рая, где они пребывали в мире и любви с Богом, их падение породило страдания, раздоры, ненависть, убийства друг друга, стихийные бедствия, болезни, недуги и в конечном итоге смерть.

Вот как святитель Григорий Богослов представляет болезненные последствия отшествия мира из жизни человека и последствия этого для всего человечества:

«Отеческие грады ниспровергнуты, тысячи людей падают, земля обременена пролитой кровью и множеством падших».

А причиной тому является не что иное, как «наши пороки и распространившееся нечестие против Святой Троицы».

И все же есть нечто намного худшее всех перечисленных бедствий:

«Изгнан мир, похищено благолепие Церкви, унижено древнее достоинство и низвергнут порядок».

Как похожи ситуации, описанные святым Григорием Богословом в его эпоху, на сегодняшнюю действительность, где снова утрачен мир как во внешнем міре, так и в Церкви!

Святитель Григорий Богослов продолжает свое печальное наблюдение: «Когда восставали на нас враги веры, мы были укрепляемы и теснее соединяемы гонениями; а когда совокупились воедино, тогда ослабели!». Все это говорит о том, что человеку «удобнее переносить злополучие, нежели сохранять благополучие».

И он снова выражает тревогу, когда понимает, что враги заключают мир ради зла. «Но у нас нет согласия и союза; никогда не можем сойтись в одном, не видим даже и способа излечить такую болезнь». Таким словом как «болезнь» святитель Григорий обозначает раздор в самом теле Церкви. Он печалится, что «много мы трудимся над тем, чтобы поджигать раздор; о единомыслии же мало заботимся или не заботимся вовсе».

«И что этому причиной?», — снова спрашивает святитель. «Любоначалие или корыстолюбие, или зависть, или ненависть, или высокомерие, или другая какая страсть, которых не видим и в самих безбожниках».

Почему же «мы чтители любви так ненавидим и сами ненавидимы? Почему мы чтители мира немилосердно и непримиримо враждуем? Почему мы основанные на камне зыблемся, утвержденные на краеугольном камне распадаемся, призванные во свете омрачаемся? Почему мы служители Слова довели себя до такого молчания или бессловесия, или оцепенения, или... не знаю, как назвать еще», — снова с печалью и сокрушением вопрошает святитель Григорий.

Так неистова наша страсть ко злу («ревнование о зле»), так дика наша радость от разрушения («радуемся своему истощению»), что ни слово, ни друг, ни соратник, ни врач, ни ангел заступник, ни Сам Бог не может отвратить нас от них и мы сами себе заграждаем человеколюбие Божие.

Однако, поскольку слову Господню не подобает быть в поношении из-за нас, верующих, смиренный Григорий спешит стать «примирителем» и призывает всех к возвращению на путь истины, причем как можно скорее, ведь и Сам наш Господь является Миротворцем и благословляет миротворцев (Мф. 5, 9), да и апостол Павел, в свою очередь, призывал к единению духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

Мы должны прекратить «внутреннюю в нас борьбу» и «почтить дар Примирителя Бога, то есть мир, — дар, который, отходя отсюда, оставил Он нам».

«Будем знать одну только брань — брань с супротивной силой», — призывает святитель Григорий. «Простим меньшее, чтобы приобрести большее, то есть единомыслие. Предоставим над собой победу, чтобы и нам победить». Как борцы, — говорит святитель Григорий, — притворяясь падающими, обманывают своего противника и в конце концов побеждают его, так и мы будем делать небольшие уступки и прощать ближнего, согрешающего не против веры, а виновного против нас, чтобы сподобиться милости от великого Судии!

Пусть это пламенное желание великого поборника мира Григория Богослова станет и нашим сегодняшним устремлением, братья мои. Примиримся сначала с Богом, а затем «с самими собой и друг с другом», чтобы с Божьей помощью и при нашем соработничестве с Ним рассеять ту ненависть и разделения, от которых страдает как тело Церкви, чему не подобало бы быть, так и все человечество, которое, отвращаясь от покаяния, изнуряется и поражается врагами мира и любви. Пора пробудиться и подвизаться, наконец, чтобы обрести человеколюбивый мир во славу Дародателя Бога и в честь поборника мира, святого Григория.

София Бекри, богослов и филолог

 

Источник: https://aktines.blogspot.com/2023/01/blog-post_921.html



[1] В греческом языке слово созерцание (θεωρία) состоит из двух слов: Θεός (Бог) и ρ (зреть, видеть).


@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

  1. Отец наш Боже помоги мне грешному воспринять и положить на сердце сии слова высказанные в этой статье святителем Григорием Богословом. Верую в чистоту сказанного и в действие Святаго Духа через эти благословенные Слова от Григория Богослова.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!