пятница, 11 июля 2025 г.

Явление свв. Бессребреников Кира и Иоанна в наше время


На фото: Геронда Ефрем Филофейский (Аризонский) и старица Макрина (1921–1995), игумения монастыря в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в г. Волос

+++

В середине 1988 года у Матушки диагностировали рак кишечника. Перед операцией она с великим благоговением и верой съездила на Крит, в селение Рустика неподалеку от Ретимно, чтобы приложиться к частице Честного Древа Креста Господня, которая хранилась у отца Ставроса Цангаракиса. Матушка Макрина ощутила сильнейшее чудотворное действие Честного Креста и облегчение от болезни. После этого она отправилась в Лондон на операцию. Ее сопровождали старец Ефрем Филофейский, сестра Ефремия и сестра Макрина, ранее занимавшая ответственный пост в больнице «Евангелизмос». Матушка взяла с собой икону святых Бессребреников, благословение старца Иосифа Исихаста.

По правилам больницы в вечернее время посещения были запрещены. Поскольку старица не знала английского языка и сама не могла общаться с персоналом, она просила Богородицу просветить медсестер и посылать их, когда она будет нуждаться в их помощи после наркоза. В ночь после операции старицу посетили святые Бессребреники Кир и Иоанн. Одеты они были как врачи, в белых халатах. Они были смуглыми и разговаривали друг с другом на арабском языке. В руках они держали белые платочки, которыми обтирали матушке уста и помогали ей убирать мокроту. Герондисса сначала не поняла, кто были эти врачи, и попросила старца и сестер найти их, чтобы поблагодарить, дать им какой-нибудь подарок на благословение за всю оказанную ими помощь. Но как оказалось, в больнице не оказалось врачей, которые подходили бы под данное старицей описание. Тогда все поняли, что это было чудо святых Бессребреников Кира и Иоанна, память которых почиталась в тот день.

Ниже приводится перевод благодарственной речи старицы Макрины, которую она произнесла сестрам по возвращении из больницы в монастырь.

Благодарю вас от всей души! У меня не хватает слов, чтобы выразить вам свою благодарность! Спаси вас Господи! Да сподобит всех нас Господь доброго исхода и вечной радости на Небесах.

Еще до операции, некоторые братья приносили мне в больницу просфоры, другие служили за меня Литургию, а иные совершали бдения.

Когда я лежала в больнице «Евангелизмос»[1], господин К. принес с собой святые мощи и сказал мне: «Старица, не переживай, святые мощи явят чудо. Они всю ночь благоухали: такое невыразимое благоухание я вижу впервые». И когда он открыл их, вся палата наполнилась ароматом цветов. Фиалки, гиацинты, лилии ― просто благодать! Я сделала перед ними поклоны, приложилась к ним, а потом геронда осенил меня Честным Крестом.

Потом, когда я уже приехала в Лондон, то сказала врачам: «Что бы там ни было, скажите как есть. Я не боюсь». Как оказалось, операция на кишечнике была серьезной, хотя и говорили, что это пустяки. Много пришлось терпеть и было очень больно. Никогда до этого я не испытывала такой боли. Мне пришлось претерпеть настоящие муки. Когда я пришла в себя после операции, которая длилась четыре часа, врач сообщил мне, что эта раковая опухоль новая, раньше ее не было. Но сейчас, продолжил он, ничего не осталось, никаких метастазов. И в конце он добавил, что скорее имеется вероятность умереть от какой-нибудь другой болезни, чем от рака кишечника. Шов от операции у меня идет от желудка и до самого низа. Они все вынимали наружу.

До моей поездки в Лондон я ездила на Крит к отцу Ставросу[2]. У него есть часть Честного Креста Господня, и он меня им перекрестил. Честной Крест приостановил развитие рака. В больнице я постоянно видела его перед собой. Этот Честной Крест как-то подарила его матери одна родственница отцу Ставроса. В детстве он случайно упал с террасы и разбился насмерть. В их селе уже звонили колокола, извещающие о трагедии, когда вдруг его мать вспомнила об этом Кресте и приложила его к ребенку, после чего он чудесным образом вернулся к жизни. Сегодня отец Ставрос прикладывает этот Крест к людям и происходят неисчислимые чудеса, потому что это святое Древо пропитано Кровью нашего Владыки. Когда у человека есть какой-нибудь недуг, Крест прилепляется к этому месту. В те дни, когда я была у них, от Креста исходило такое сильное благоухание, что даже ночью я не могла уснуть.

Во время моей операции все ваши молитвы, молитвы всех верующих и святых ― все они предстали пред моими глазами. Настоящее чудо! Не могу описать вам этого. Я видела всех вас, как вы на коленях молитесь за меня. А после операции я ощущала некую прохладу, похожую на веяние тихого ветра, которая освежала меня и придавала мне сил. Врачи и медсестры все были англичане. По правилам в больнице запрещается, чтобы вечером рядом с больным оставался посетитель. Но узнали мы об этом уже на месте. Поэтому с вечера и до утра я была совсем одна ― иностранка без знания языка. Мне было очень тяжело. После наркоза у меня отходила мокрота, ночью мне нужна была чья-то помощь. И когда я просила Божию Матерь послать мне медсестер оказать мне поддержку, ко мне пришли небесные гости. Это трудно описать. Я видела рядом с собой двух стройных темнокожих врачей; у них были блестяще белые зубы и они разговаривали между собой на арабском языке. Они смотрели на меня, как будто хотели спросить, что мне нужно. На шее у них были подвешены пакетики, из которых они доставали платки и давали их мне, помогая мне собирать мокроту. На следующий день я спросила: «Может быть в ночную смену приходили темнокожие врачи?» Сестра Макрина спросила на английском, и ей ответили, что у них в больнице нет темнокожих врачей. Тогда геронда сказал, что этими темнокожими врачами были святые Бессребреники. В этот день была память святых Бессребреников Кира и Иоанна. Они посещали меня приблизительно три-четыре ночи, до тех пор, пока я не отошла от наркоза. У меня была с собой иконка святых Бессребреников ― благословение дедушки Иосифа.

Свв. Бессребреники Кир и Иоанн 

Еще ко мне ночью, держась за руки, приходили две молодые девушки в белых платочках, одетые во все белое. Они стояли у изголовья моей кровати, с большой любовью смотрели на меня и ухаживали за мной. Когда мне было что-нибудь нужно, например, смочить губы водой (ибо ночью никого не было), они с теплой улыбкой подходили ко мне, подавали мне воду и сильно утешали меня. Я недоумевала, кто они такие, ведь все медсестры в этой больнице носили синюю форму. Но потом Господь известил меня, что это были мой Ангел Хранитель и ангел великой схимы. Именно тогда мой Ангел Хранитель сообщил мне, что я умру не сейчас, но через 7 лет (это извещение в точности исполнилось, - прим. пер.).

Не могу выразить словами, какие небесные состояния посещали меня все те ночи. Я чувствовала в душе такое неописуемое милосердие Божие, что говорила геронде: что за чудо эта любовь Божия! В моем сердце постоянно звучали слова: «Кто Бог велий, яко Бог наш?»[3].

С каким нетерпением каждое утро я ждала прихода геронды и сестер! Каждый раз, когда они уходили вечером, я просила их обязательно прийти на следующий день как можно раньше. В семь часов утра геронда служил заупокойную литию и потом говорил сестрам: «Пойдемте чада мои, едем в больницу». Наш геронда ― это больше, чем отец, больше чем брат, больше чем ангел и архангел, ― я просто не знаю, как это сказать! Он был со мной с утра до вечера, совсем не покидал меня. Он как ангел с золотыми крылами находился рядом у моей головы. Каждый день он посещал меня и оказывал мне по-настоящему материнскую заботу, любовь и утешение в моих страданиях. Когда после анестезии стала приходить боль, от которой из моих глаз невольно текли слезы, он вытирал их. Он оказывал мне столько внимания и так воодушевлял меня, что просто нет слов! Наш геронда ― золотой человек, нам нужно очень ценить его. Он очень много молится и помог стольким людям! По ночам я видела его в епитрахили. Только я смыкала глаза, он возникал передо мной вместе с ангелами.

Все, кто молился за меня, каждый вечер проходили передо мной как некое воинство. Вы не выходили из моей памяти ни на секунду. То один человек, то другой ― я постоянно видела вас рядом. Мне просто нечем отблагодарить вас за ту любовь, которую вы проявили ко мне, за ваши молитвы и слезы. Я видела также, как мимо меня проходили разные монахи и мiряне. В иной раз я видела, что вся моя палата украшена иконами, а у головы висит большая икона Божией Матери ― Одигитрия. Я видела сестер, как они, молясь, входят и выходят, и недоумевала, где они нашли столько икон, чтобы так украсить палату. Благодарю за все бдения и Литургии, совершенные разными людьми за меня, и за все коленопреклоненные молитвы. Я чувствовала, как все ваши молитвы подают моей душе огромную поддержку. Никогда в жизни этого не забуду.

Любовь и самопожертвование людей многому меня научили. Одна медсестра, иностранка, очень хорошая девушка, была со мной рядом как ангел. А сестры приходили с утра и сидели со мной до 8:30 вечера. Мы нашли в Лондоне очень хороших людей. Они много позаботились о нас: возили ко мне сестер два раза в день, целый час езды в одну сторону. Ради любви Христовой они явили такое великое самопожертвование, помогая сестрам в разных делах и оказывая им гостеприимство целых сорок дней! Киприоты ― очень добрые люди; они прощались с нами со слезами на глазах.

Желаю вам, чтобы благодать Святого Духа покрывала вас, чтобы она вас защищала. Не нахожу слов, чтобы возблагодарить Бога, геронду, сестер, наших духовных братьев. Чтобы воздать вам за вашу доброту, мне следовало бы теперь затвориться в келии и денно-нощно без остановки тянуть за вас четку.

Все происшедшее со мной есть один большой урок. И страдание очень важная вещь, ибо оно приближает человека к обожению и к спасению. Душу посещают такие духовные состояния, которые ум человеческий не в силах постичь ― они уразумеваются только сердцем. Пережитая боль принесла мне огромную пользу, я сильно ощутила это всей своей душой. Было очень тяжело, ужасно больно, но приходили и великие благословения.


[1] В Греции.

[2] Почил в 2018 году.

[3] Пс. 76, 14.


Отрывок из книги «Старица Макрина (Вассопулу; 1921-1995), игуменья. Слова сердца. – Святая Гора Афон: 2025. - С. 348-353.

2 комментария:

  1. ПОТРЯСАЕТ ЛИЧНО ПРОЯВЛЕННОЕ МИЛОСЕРДНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРЦА ЕФРЕМА К БОЛЬНОЙ ИГУМЕНИИ!!! КАЖЕТСЯ, СЕЙЧАС ЭТО НЕВОЗМОЖНО!!! НАУЧИ НАС, СТАРЕЦ ЕФРЕМ, ЭТОМУ!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Где сегодня часть Честнаго креста отца Ставроса с Крита? Спасибо

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!