
1. Авва Агафон сказал, что гневливый и
вспыльчивый человек, даже если и мертвого воскресит, не будет угоден Богу, доколе
не преодолеет страсть гнева.
2. Авва Пимин учил, что не может считаться
монахом человек злопамятный, мстительный. Не является монахом и человек гневливый.
Одержимые страстью гнева и действующие под влиянием ее, не являются монахами,
даже если считают себя таковыми.
3. Один монах почувствовал, как в нем разгорается гнев на другого собрата. Но он сделал усилие, чтобы сдержаться, помолился, простил брата и таким образом претерпел искушение без вреда для души. Тогда он увидел, как из его уст выходит дым!
4. Авва Иперихий говорил: «Тот, кто не
может сдержать свой язык во время гнева, не возможет побороть ни одну из своих
страстей».
5. Авва Аммон вспоминал: «Я прожил в
скиту четырнадцать лет, день и ночь моля Бога даровать мне Свою благодать,
чтобы я победил гнев».
6. Одного старца спросили: что такое
гнев? И он ответил: любовь к спорам, ложь и невежество.
7. Один старец сказал: «Если ты в гневе
обменяешься с кем-то грубыми словами, и этот брат впоследствии откажется от
своих слов, не раздражай его, настаивая на обвинении: «Нет, ты так говорил». Ибо брат может снова разгневаться и ответить: «Да, говорил и правильно сделал!»
И тогда ссора разгорится пуще прежнего. Лучше промолчи, не спорь с ним. И тогда
восстановится мир.
8. Авва Исаия советовал: «Брат, если
кто-то тебя огорчил и ты видишь, что нужно сказать ему об этом, но ты еще находишься
под влиянием гнева и неспокоен душой, ни в коем случае не начинай разговор, чтобы
не прийти в еще большее раздражение. Но когда ты увидишь, что вы оба спокойны, тогда
можешь приступить к разговору. Говори не с обличением и укором, а как будто
напоминаешь ему о том, что правильно. И делай это с большим смирением».
9. Святой Максим объясняет нам суть
духовной брани: «Чем чаще мы питаем желательную часть души, тем сильнее в ней
укореняется несокрушимая тяга к плотским удовольствиям. Гнев — если человек
постоянно поддается ему — делает душу его боязливой и лишенной мужества. Эти
две страсти лечатся следующим образом: тяга к плотским удовольствиям — усердной
молитвой, бдением и строгим постом. А гнев — милосердием, добрым отношением к ближним,
состраданием и любовью».
10. Гнев усмиряется долготерпением. Любовь
и сочувствие к ближним уменьшают его.
11. Мы должны вооружаться гневом только
против демонов, которые борются с нами через мыслительную часть души и питают гнев
против нас.
12. Тот, кто воздерживается от пищи и
пития, но разжигается гневом, принимая лукавые помыслы, подобен кораблю, который
плывет по морю и управляется бесом, стоящим у руля. Посему будем осторожны с гневом,
с этим сторожевым псом, и научим его нападать только на волков, то есть на бесов,
но быть кротким со всеми людьми.
13. Рассеянность ума останавливается чтением, бодрствованием и молитвой. Воспламенение похоти угашается постом, телесным трудом и удалением от людей. Неистовство гнева усмиряется пением псалмов, долготерпением и милостыней.

Источник: «Гнев, ярость и исцеление от
них» // Ο θυμός, η οργή και η θεραπεία τους, εκδ. «ΕΤΟΙΜΑΣΙΑ» Καρέας 2008.
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!