«Марфо, Марфо, печешися и
молвиши о мнозе:
едино же есть на потребу,
Мария же благую часть
избра,
яже не отымется от нея»
(Лк. 10, 41-42).
Сегодня — большой праздник, мои возлюбленные, праздник
Пресвятой Богородицы. Наша Церковь прославляет Матерь Божию не один раз в год,
как других святых, но многократно. А Её праздники называются Богородичными
праздниками. Наиболее важными являются четыре из них: Рождество Пресвятой
Богородицы (8/21 сентября), Введение во Храм (21 ноября/4 декабря),
Благовещение (25 марта/7 апреля) и Успение (15/28 августа). Сегодня
мы отмечаем Введение Пресвятой Богородицы во Храм.
Ни одна другая жена из миллиардов дев и жён, которые жили на нашей планете, не удостоилась такой чести, как Пресвятая Богородица. Прославляя Её имя и заслуженно оказывая Ей величайшее почтение, Православная Церковь именует Её Приснодевой (греч. Αειπαρθένα). Это значит, что Она пребывала Девой до, во время и после Рождества Христова и сохраняла целомудрие и чистоту — как душевную, так и телесную — в течение всей Своей жизни. В этот день во время Божественной литургии читается прекрасный отрывок из Евангелия от Луки. О чём там идёт речь?
* * *
В Вифании
жила одна благочестивая семья, которую особенно любил Христос. Это была семья
Лазаря (в дальнейшем Христос воскресит его из мертвых). У Лазаря было две
сестры: Марфа и Мария. Однажды Спаситель зашел к ним в домой — благословен тот день
и час, когда Христос посещает каждого из нас!
Когда Он вошел в их скромное жилище, обе сестры были очень Ему рады. Но они проявили свою радость по-разному. Марфа немедленно побежала на кухню и начала готовить вкусные блюда, думая, что таким образом она угодит Господу. А Мария села у ног Христовых и не отрываясь слушала Его, чтобы не пропустить ни единого слова из Его проповеди, которая была для неё «слаще, нежели мед» (Пс. 18, 11). Время шло, а Марфа никак не могла закончить приготовления к трапезе, потому что она готовила одна. И тогда она подходит ко Христу и говорит: «Господи, неужели Тебе не жалко меня? Скажи моей сестре, чтобы она пришла и помогла мне...». А Христос ей ответил: «Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 41-42). Что означают эти слова? Они имеют большое значение.
* * *
Дорогие мои,
человек нуждается в разных вещах. Многие из них важны и приносят человеку пользу,
но без них можно обойтись, а другие являются жизненно необходимыми и незаменимыми.
К важным вещам относится, например, еда, питье и одежда. Может ли обходиться
без них человек? Какое-то время да, но, конечно, недолго. Вот почему мы должны
благодарить Бога за ежедневную пищу, «хлеб наш насущный» (Мф. 6, 11),
за солнечный свет, дождь, пшеницу и хлопок, из которого делают ткань, а также за многое другое, что Всещедрый Господь дарует нам. Но есть и такие
важные вещи, без которых человек жить не может, например, воздух. Все мы каждую
минуту вдыхаем живительный кислород. Если его не станет хотя бы на пять минут, не
останется в живых ни одного человека, все мы умрем.
Здесь следует
отметить, что многие наши потребности часто бывают относительными. Например, если
человек болен, страдает от рака, то самое дорогое для него — это не деньги, или
дома, или поля, или другие материальные блага. Больше всего он нуждается в лекарстве,
которое исцелило бы его от болезни. Какая была бы радость, если бы однажды нам сообщили
о том, что лекарство от рака уже найдено! Другому такое лекарство не нужно, он
совершенно здоров, но у него — своя печаль: огромный денежный долг, который нужно
погасить, выплатить срочно. Больше всего ему нужен человек или банк, который бы
выделил ему средства, чтобы рассчитаться с этим долгом. Третий находится в
тюрьме, приговорен к смертной казни, и его беспокоит совершенно иное… Нужны ли
ему какие-то кредиты? Нет... Все его мысли о том, чтобы подписали указ о помиловании,
который избавит его от скорой гибели.
Таким
образом, мы пользуемся множеством материальных благ, которые имеют различную ценность для нашей телесной жизни на Земле. Но когда Христос
говорит: «А одно только нужно», то Он учит нас тому, что есть ещё нечто
более важное и более необходимое, чем те блага, которые мы видим телесными
очами, потому что это имеет отношение к нашей вечной жизни. Что же это такое? Это
— слово Божие или, вернее, это Сам Господь наш Иисус Христос.
Чтобы хотя бы
отчасти осознать, насколько важен Христос для нашей жизни, в этом веке и в
будущем, нужно со вниманием прочитать те характеристики, которые даёт Христос Самому
Себе. Так, в Евангелии от Иоанна Он называет Себя «Светом миру» (Ин. 8, 12).
И действительно, Он есть «Солнце Правды», как поется в тропаре Рождества
Христова, в тех строках, где мы вспоминаем о волхвах: «В нем бо звездам
служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды». Может ли продолжаться
без Солнца жизнь на земле? Конечно же, нет. И если для нашей материальной жизни
необходим свет физического Солнца (на котором имеются тёмные пятна и которое,
как утверждает наука, однажды погаснет), то насколько же больше мы нуждаемся в
духовном Солнце — Христе, которое не погаснет никогда, но будет просвещать
человечество во век?
Христос
называет Себя «Хлебом жизни» (Ин. 6, 35), что означает самую необходимую
духовную пищу для нашей души. Христос именуется в Евангелии «Водой жизни», как
Он открыл это самарянке, беседуя с ней у колодца: «Всякий, пьющий воду сию,
возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать
вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в
жизнь вечную» (Ин. 4, 13-14). Христос есть «Лоза истинная» (Ин. 15, 1),
ибо только во Христе может произрасти нечто по-настоящему прекрасное и доброе.
Вот почему человек нуждается во Христе больше всего на свете. К сожалению, многие люди этого не понимают. Можно отнести к каждому из нас, да, пожалуй, и ко всему миру те слова, которые сказал тогда Марфе Христос: «Грешный мире, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». Что же нужно нашей стране? Ей нужно только одно, а вернее — только Один… чтобы в ней был Христос! Чтобы Он присутствовал везде, в каждом доме. Как тогда Он посетил дом Своего друга Лазаря, так и теперь — чтобы Он пришел в каждый дом и напитал нас всех Своим небесным учением…
(†) Митрополит
Флоринский Августин (Кантиотис)
Отрывок из проповеди, которая состоялась в Покровском храме г. Птолемаиды (Греция) на праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм в 1993 г.
http://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=84563#more-84563
@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации
Благодарю
ОтветитьУдалить