Мы
слышали сегодня в Святом Евангелии следующее: «Не скрывайте себе сокровищ на
земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут: скрывайте же
себе сокровище на небеси… идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше»
(Мф. 6, 19-21).
Не
побуждает ли нас ветхий человек, который имеется внутри каждого из нас, забыть
о сокровище небесном, которое есть Сам Бог, как говорим мы и в молитве? «Царю
Небесный... сокровище благих». Ведь когда у нас нет Небесного сокровища — чтобы
любить Его, чтобы отдавать Ему всего себя без остатка и надеяться на Него — мы
пытаемся держаться за временные и суетные сокровища и возлагать всю свою
надежду на них, и именно в них находить себе утешение и вместе с ними проживать
всю свою жизнь.
Такие
сокровища — это не только деньги. Для некоторых, конечно, — это деньги и большое
имущество, которые они используют эгоистично, для личной корысти, а не для
общего блага. Однако «сокровищем» может быть и вообще все временное, суетное,
кажущееся блестящим, — то, чем соблазняется человек, чему он отдает свое сердце
и из-за этого забывает о Боге. Это может быть наука, это может быть слава от людей,
это могут быть плотские удовольствия или все, что приносит плотское или
материальное удовлетворение. А вместо того, чтобы придавать относительное
значение всем этим удовольствиям и использовать их во славу Божию, человек придает
им абсолютное значение, их обожествляет, и это приводит к тому, что его жизнь
превращается в идолопоклонство.
Это
то, от чего мы, люди, часто страдаем, и что может происходить на протяжении
всей нашей жизни; и тогда мы проводим свою жизнь, зациклившись на суетном и
земном сокровище. И вполне может случиться так, что наше сердце никогда не
оторвется от мирской суеты и не будет предано Богу. Мы особенно страдаем от
этого в такие эпохи, как наша, которая отличается в высшей степени материалистическим
характером и увлекает нас всех кажущимся внешним блеском вещей к тому, что мы прилепляемся
к ним и забываем своего Создателя и Творца. Так и проходит наша жизнь, словно не
существует вечного сокровища, которое на самом деле достойно того, чтобы
человек отдал ему свое сердце и получил истинное утешение в своей жизни.
Но
и для нас — монахов, которые милостью Божией оставили мирское и пришли сюда, в
монастырь, потому что мы возжелали обрести сокровище истинное, — все равно существует
опасность. Конечно, у нас нет опасности, проистекающей из владения личным имуществом,
или других очевидных и грубых искушений, таких как у наших братьев в миру. Но и
здесь не обходится без брани. Всякая монашеская брань и страсти восстающие на
монахов, имеют обычно более тонкий и неуловимый характер по сравнению с теми, которые
борют живущих в миру. Точно так же и здесь те сокровища, к которым монах может
приложить свое сердце и потерять Бога, могут быть весьма тонкими и невидимыми,
и монах может их не различить, не обратить на это внимания; в результате, он
думает, что у него все хорошо, хотя на самом деле это не так. Вот почему нам
всем нужно быть очень внимательными и с великим страхом Божиим просить Господа
и нашего старца помогать нам всякий раз распознавать
расположение нашего сердца, чтобы не оказалось, что, живя в монастыре, мы не
отдаем свое сердце, в большей или меньшей степени, тому истинному сокровищу,
ради которого мы оставили мир, но пытаемся утешиться тем, что не есть Бог, и
таким образом теряем Самого Бога.
Когда
я слушал эту фразу нашего Господа в Святом Евангелии: «идеже бо есть сокровище
ваше, ту будет и сердце ваше», мне казалось, что Господь тем самым как бы
указывает нам и на умную молитву. Потому что, когда монах поймет, по благодати
Божией, что его сокровище есть Христос, тогда и сердце его будет стремиться к
Нему и он захочет размышлять с великой любовью о том, что для него дорого, то
есть о Христе, и хранить в своем сердце это сокровище — Христа; он захочет, чтобы
его ум был всегда во Христе и непрестанно «взывал к Нему в сердце»[1],
как говорят наши Святые Отцы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». А
когда ум его уходит оттуда и сердце не хранит сладчайшего имени Господа Иисуса
Христа, то это значит, что враг нашего спасения похищает наш ум и наше сердце и
стремится утешить нас иными сокровищами, но не сокровищем истинным, которое есть
Христос. Посему, отцы, «со страхом и трепетом свое спасение содевающе» (ср. Флп.
2, 12), как говорит божественный Апостол, будем просить о даровании нам
Божественной благодати, чтобы в нашей ежедневной монашеской брани нашим
сокровищем был только Христос; чтобы наше сердце стремилось только к сему
сокровищу истинному; чтобы его никогда не обольстил лукавый и чтобы мы никогда не
забывали, что наше истинное сокровище — это Христос.
Но и наши братья в миру, несмотря на то, что они должны прилагать множество усилий и забот о жизненных потребностях, и, конечно, не могут уделять духовному так много времени, как мы, тем не менее, пусть они тоже стараются, насколько будет в их силах, среди многих попечений и хлопот, не забывать о небесном сокровище, которое есть Христос, и не прилепляться к мирскому. Но проходить, если можно сказать, как путники, через все, что предлагает людям эта временная жизнь, имея в виду, что конечная станция, окончание их пути и его главная цель заключается не в этом — все это лишь преходящее, — а в единении с Богом. Пусть именно там вы обрящете окончательное упокоение, мои возлюбленные братья, с которыми мы собрались сегодня вместе и вместе празднуем этот святой день, канун Святой и Великой Четыредесятницы. Всегда помните, что конечной целью всего является Святой Бог и соединение с Ним во Христе Иисусе, Господе нашем.
[1] См.: «Тебе
надлежит терпеливо оставаться в положении сидящего по следующему замечанию
Писания: «В молитве терпите» (Кол. 4, 2). Не следует быстро вставать по
нерадению из-за болезненной печали, мысленного вопля и непрерывной
неподвижности… но, поникши вниз головой и ум собрав в сердце,
если, конечно, оно открыто, призывай на помощь Господа Иисуса». Прп. Григорий
Синаит «О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве...».
Добротолюбие, изд-во «Астра», Ал. и Ев. Пападимитриу, Афины 1076, т. IV, с. 80).
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
Как говориться: у гроба нет кармана.
ОтветитьУдалитьСвойства гроба и кармана одинаковые...положить...до времени.
Удалить