четверг, 23 октября 2025 г.

Скала в пустыне Маон (архимандрит Даниил Гувалис)

(1Цар.23:24-28)

Это символ Божественной любви и заботы о каждом несправедливо гонимом праведнике; о каждом благочестивом человеке, возлагающем упование на своего Небесного Отца; о каждом верующем, который, подобно Давиду, находит убежище в Господе.

Архим. Даниил Гувалис

(1940-2009)

Давайте мысленно перенесемся в те годы, когда в Израиле царствовал Саул, примерно за тысячу двадцать лет до Рождества Христова. Не тот добрый Саул, который исполнял волю Господню и повиновался человеку Божию, то есть Самуилу. Но Саул, который сбился с пути и стал орудием демонов, порабощенный страстью соперничества и зависти к Давиду, которого он с яростью пытался уничтожить.

Он собрал самых лучших и опытных бойцов не столько для обороны страны от филистимлян, сколько для охоты на Давида. Множество отборных воинов во главе с прославленным полководцем Авениром сопровождали Саула в этой безжалостной погоне. Чтобы обеспечить успех этой операции, были задействованы как доносчики и шпионы, так и лица с сомнительной репутацией, готовые к предательству.

Засушливая пустыня Южной Иудеи, с ее ущельями, холмами, горами, пещерами и труднопроходимыми районами, служила надежным убежищем для Давида, спасавшегося от погони. Он был не один. Его сопровождала группа из четырехсот верных соратников, которые верили, что однажды увидят его на царском престоле. Однако, в этой же местности, на равнине, находился небольшой городок под названием Зиф, населенный весьма низменными людьми. Стоило им узнать о присутствии Давида, как они тут же предали его, уведомив Саула о его местонахождении: «Вот, Давид скрывается у нас в неприступных местах, в лесу, на холме Гахила» (1Цар.23:19).

У благочестивого читателя Библии слово «зифеи» вызывает отвращение. Оно напоминает других иуд и предателей. Однако же для царя Саула жители Зифа были благословенными, любимыми. «Благословенны вы у Господа», — говорит он (1Цар.23:21). Мы еще вернемся к зифеям позднее.

К юго-западу от Вифлеема, недалеко от Хеврона, почти на границе с филистимлянами, находился город Кеиль. Он был известен как место захоронения пророка Аввакума. Он находился в стратегически важном месте, поэтому был обнесен стенами с мощными воротами и засовами (1Цар.23:7).

Город подвергся нападению филистимлян и оказался в большой опасности. Однако Давид со своим небольшим отрядом сумел спасти город, нанеся иноземцам тяжелое поражение. Узнав, что Давид находится в Кеиле, Саул с огромным войском выступил против него. Чтобы спасти свой отряд и местных жителей от неистового гнева царя, Давид, собрав своих четыреста воинов, поспешно удалился из города.

После этого он провел какое-то время в пустыне, расположенной вблизи города Зиф, в Южной Иудее. Эта местность, описанная в Писании как «земля сухая», отличалась крайне засушливым климатом. И в псалмах Давида мы встречаем фразы «в земли пусте и непроходне, и безводне» (Пс.62:2). В псалме 54 мы читаем: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни» (Пс.54:8). Безводная, сухая и каменистая местность, где не было городов, деревень и людей, представляла собой место, наиболее подходящее для преследуемых. Поэтому-то Давид и выбрал его. Однако, добывать воду и пищу там было крайне сложно. Сначала с Давидом было четыреста человек, но вскоре их стало шестьсот.

Иногда после дождей местность на короткое время покрывалась зеленью, и тогда там появлялись пастухи со своими овцами и козами. У них он мог приобрести провизию для своего небольшого отряда.

В этой пустыне его постоянно преследовал Саул, но Господь Своим Божественным Промыслом защищал его от врагов.

В пустыне Зиф Давиду довелось столкнуться со многими трудностями и страданиями. Сколько раз он ложился спать и не мог уснуть от сильного беспокойства. «Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч» (Пс.56:5). Стоило ему заметить, что на противоположном склоне или соседнем хребте заняли позиции отборные воины Саула, как он чувствовал себя загнанным в ловушку, окруженным хищниками, подобно тому, как если бы он оказался «среди львов».

В этот трудный период единственным утешением, так называемым «оазисом в пустыне», стала для него некая встреча. Один из самых дорогих ему людей приехал в эти суровые, безжизненные края, принеся в его душу радость и свет. Это был Ионафан, его преданный друг, один из героев Писания, достойных самой искренней симпатии и любви. Это неожиданное посещение друга очень сильно укрепило его.

«Дорогой мой Давид, — сказал Ионафан, — не бойся. Будь мужественен. Бог на твоей стороне. Мой отец не схватит тебя и не предаст тебя смерти. Ты будешь царствовать над Израилем, такова воля Господня. А я буду вторым по тебе; и Саул, мой отец, знает это. Не бойся».

Слова Ионафана глубоко проникли в сердце Давида и он воспрял духом. Друзья заключили между собою завет перед лицом Господа.

В тех местах была область, называемая Иесимон, страшная пустыня. Справа от нее находился холм Гахила. Дальше простиралась другая пустыня, Маон. В этих местах произошла очень драматичная, но в равной степени удивительная и трогательная история.

Давид и его люди разместились на холме Гахила. Некоторые зифеи следили за его передвижениями и обо всем доносили Саулу. Они не только выдали Давида, но и указали царю на местность, идеально подходящую для окружения. Они посоветовали Саулу собрать максимальное количество лучших воинов. Это был уникальный момент, когда его можно было схватить, как мышь в мышеловке. Пути к спасению были отрезаны. Зифеи, предвкушая награду, злорадно потирая руки. То же делал и царь.

Существуют не только добрая, но и греховная радость. Саул был тронут действиями зифеев. Он отверз уста и сказал:

— Да благословит вас Господь. Вы проявили большое сострадание ко мне. Я не нахожу слов, чтобы поблагодарить вас.

И продолжил:

— Однако не медлите. Вернитесь и посмотрите, где именно находится мой неприятель. Обратите внимание, не переместился ли он. Он хитер и может прибегнуть к какой-то уловке. Идите вперед, а я последую за вами.

Зифеи побежали и увидели, что Давид направился к пустыне Маон. Было уже после полудня. Зифеи шли впереди, а Саул следом за ними. Узнав об этом, Давид спустился в большое ущелье, примерно в тринадцати километрах от пустыни Маон, к северо-востоку от нее. Это было особо труднопроходимое место. Сегодня оно называется «Вади-Малаки», и там можно увидеть две скалы. Давид находился у подножия одной из этих скал.

Сзади наступала армия Саула. Если бы не каменные глыбы, два противника могли бы видеть друг друга. До поры до времени Давид был в укрытии. Его закрывала большая скала. Но как долго он мог оставаться незамеченным? Едва он достиг бы поворота, как из засады появились бы его преследователи. И, конечно же, противостоять такой отборной и хорошо вооруженной армии было бы для него непосильной задачей.

Момент был критический. Давид, который столько раз уходил от погони, на этот раз оказался в окружении. Ему было некуда деться. Не было никакой возможности для побега. Зифеи начали ликовать. Давид и его люди попали в ловушку.

Среди всех драматических эпизодов Библии история у скалы в пустыне Маон занимает особое место.

В критический момент, когда столкновение двух армий казалось неизбежным, произошло нечто, полностью изменившее ход событий.

Филистимляне, несомненно, располагали разведкой. Они знали, что царь Израиля с отборными воинами преследует Давида в Южной Иудее. Эта ситуация их радовала, ведь Давид был их заклятым врагом. Радовало их и то, что лучшие силы Израиля были отвлечены. Теперь, когда враг ослабил оборону, они могли беспрепятственно вторгнуться в его земли.

И действительно, пока Саул уходил в пустыню Маон, филистимляне начали вторжение в Израиль. Задыхаясь от бега, гонец мчался, чтобы предупредить царя о нападении. В тот самый момент, когда Давид подходил к краю скалы и вот-вот оказался бы в руках у своих недругов, вестник догнал Саула и закричал что было сил:

— Бегите быстрее, спешите! Чужеземцы напали на нашу землю!

Измученный вид гонца, его тревога, крик, скорбная весть поразили Саула как гром среди ясного неба. Он немедленно принимает решение вернуться и приказывает войску спешить туда, куда призывает необходимость.

Таким образом, как мы видим, Давид и его люди были спасены от верной гибели.

Скала в пустыне Маон стала безмолвным свидетелем того, как две армии, которые должны были сойтись в смертельном бою, внезапно разошлись в разные стороны. Поэтому она была названа «Села-Гаммахлекоф», что означает «скала разделений».

С тех пор эта скала в пустыне Маон стала известной. Она заняла важное место в истории Израиля. Это был не только географический объект, место на карте. «Камень разделений» стал духовной вехой в жизни богоизбранного народа; это символ Божественной любви и заботы о каждом несправедливо гонимом праведнике; о каждом благочестивом человеке, возлагающем упование на своего Небесного Отца; о каждом верующем, который, подобно Давиду, находит убежище в Господе: «Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя» (Пс.31:7). «И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех» (Пс.9:10).

Те, кто искренне верует и знает по опыту, что Бог помогает призывающим Его, с каждым разом всё глубже проникаются любовью к своему великому Заступнику. И произносят те же слова, который царь Давид воспел на закате своей жизни:

«Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя.

Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель Moй,

Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него,

Защититель мой, и рог спасения моего,

и Заступник мой».

(Пс.17:2-4). 

Из книги: «Прогулки по Священному Писанию»

http://fdanihl.blogspot.com/2017/04/blog-post_4.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!