На фото: Архимандрит Адриан (Кирсанов) с чадами
+++
Однажды приехали мы с сыном на Великий пост в Псково-Печерский монастырь и сняли там комнату у вдовца-эстонца. Отношения с хозяином были чудесные. Смущало лишь вот что — на фронтоне дома по прибалтийскому обычаю красовался змей, а на барельефах резных кроватей, на вензелях буфета, на керамической посуде и даже на дверцах печи кокетливо изгибали хвосты те самые рогатые обитатели преисподней, которых в народе зовут нечистыми.
Интерьер в стиле ада, разумеется, не был новостью. В те советские
времена мы еще не ездили отдыхать в Турцию. Нашей Турцией была Прибалтика —
страна почти заграничных свобод. И то, что в омуте свободы черти водятся, знал
отлично любой отпускник.
Найти другое жилье не получалось, а сон в интерьере свободы
пропал. Ну, каково это проснуться ночью и увидеть столько рогатых рож? И
однажды, с трудом дождавшись рассвета, мы отправились за билетами на вокзал,
отослав со знакомыми записку старцу, что, мол, вынуждены уезжать.
Ответ от старца пришел быстро. И едва мы вернулись с вокзала, как за нами приехал на машине будущий священник отец Игорь, а тогда еще просто Игорь, и сказал, что батюшка благословил перевезти нас в его дом, а билеты велел сдать. Так мы поселились в доме Игоря, состоявшем из двух половин с отдельными входами. В меньшей половине жил Игорь с семьей, а большую половину, состоявшую из двух просторных залов, хозяева предоставили нам, отказавшись взять хоть копейку. Это были именно залы, в которых прежний владелец дома, немец, говорят, устраивал «ассамблеи» и музыкальные вечера. Специально обращаю внимание на просторы дарованного нам жилья, ибо с ними-то и связана следующая история. Попросила я архимандрита Адриана, еще игумена в ту пору, дать мне послушание, а старец с неожиданной горячностью сказал: «Вот тебе послушание на Великий пост — никого не пускай к себе. Христом Богом умоляю, умри, а не пускай!».
Не послушание, а недоразумение — хозяева к нам не заглядывали, на
постой не просился никто. Так, в блаженном уединении среди лесов проходил тот
Великий пост. Дом Игоря был расположен в очень красивом месте — на опушке
величественного соснового бора и уже за пределами Печор. Дальше шла речка, а
через речку мост, за которым начиналась Эстония. Граница тогда существовала
лишь на бумаге, и эстонцев забавляла чисто советская манера охранять эту
мифическую границу. То есть у моста стоял милиционер и лузгал семечки. Перед
Пасхой к нему присоединились двое автоматчиков в камуфляже, и теперь они грызли
семечки уже втроем. А к шести вечера то ли семечки кончались, то ли рабочий
день, но они садились в машину и уезжали.
К концу Великого поста уединение уже приелось, тем более, что за
стеной у Игоря шла молодая и бурная православная жизнь. Приезжали с ночевкой
паломники с Афона, из Петербурга, Киева, и молодежь дискутировала о зилотах, об
униатах, о... впрочем, о чем они дискутировали, не знаю. Меня туда не
приглашали, и я тупо несла послушание собаки на сене, охраняя пустынные залы,
куда не велено никого пускать.
К сожалению, это не преувеличение — о собаке на сене. Перед
Страстной неделей в монастырь хлынул народ. У Игоря ночевало теперь столько
паломников, что пол был буквально устлан матрасами, и от постоя свободен был
лишь потолок. Более того, перед Вербным воскресеньем знакомая учительница привезла
к Игорю полкласса «подвижников». То есть очень подвижных детей, тут же
влетевших на мою половину с жизнерадостным воплем:
– О, какие пампасы! Отцы, впишемся!
«Подвижников» Игорь выдворил на сеновал, благо, что жарко было
по-летнему. А в ночь под Вербное воскресенье ударил мороз, и у школьников
волосы примерзли к сену. Игорь даже заглянул ко мне с вопросом: «Может, пустите
деток погреться?» Но тут же решительно сказал: «Нет, нельзя, раз батюшка
запретил».
На Вербное воскресенье шел дождь со снегом, и из монастыря все
вернулись озябшими. У Игоря загрипповали дети. Школьники кашляли. А я маялась
от одиночества в жарко натопленных залах и кляла свое послушание собаки на
сене: места полно, а никого не пускай? Бред! Нелепость! Театр абсурда! Душа уже
пала и, уготовляя падение, искала лишь повода для него. И повод нашелся.
Крайне смущенный Игорь привел ко мне чернявую женщину в куртке и
двух промокших под дождем малышей, почему-то одетых не по погоде — в летние
маечки и сандалики на босу ногу. Мальчику было где-то два годика, а девочке
чуть больше, и она с трогательной заботливостью опекунши держала братика за
руку.
Войдя в дом, детки перекрестились и молча стали возле икон —
большеглазые, тихие маленькие христиане с серебряными крестиками на груди. Не
знаю, что особенного было в этих детях, но меня вдруг пронзила такая
ошеломляющая любовь к ним, что я почти не слушала чернявую женщину и Игоря,
наперебой говоривших каждый свое. Чернявая тараторила что-то про брата, который
приедет за ними вечером на машине. А Игорь, начав с просьбы приютить ненадолго
мать с малышами, поскольку из-за гриппа он не вправе взять их к себе, стал
вдруг, отчаянно краснея, говорить о послушании с рассуждением. Да о чем тут
рассуждать, недоумевала я, когда все ясно? Малышей, конечно же, надо приютить,
а главное — немедленно переодеть в сухое. Девочке дам свитер — сойдет за
платье, а малыша укутаю в пушистое полотенце и сразу же под одеяло в постель. В
мыслях я уже блаженно баюкала младенца, а душа вдруг похолодела от непонятной
опасности — смерть где-то рядом, и голос батюшки Адриана кричал: «Умри, а не
пускай!» Трудно поверить, но я умирала в тот миг — глаза застилала красная
пелена, а дыхание пресеклось от удушья. Я хотела сказать чернявой:
«Располагайтесь», но, задохнувшись, каркнула хрипло: «Вон отсюда! Немедленно
вон!» Помню побледневшее лицо Игоря и голос школьника, сказавшего тихо:
«Тетенька, но мы ж христиане». Потом они молча вышли из комнаты.
За окном шел дождь со снегом, и в окно было видно, как устало
бредут по дороге беззащитные малыши. Девочка сняла с себя косынку, укрывая
братика, а женщина в куртке шла под зонтом. Да каким же надо быть треклятым
чудовищем, чтобы выгнать из дома озябших малышей? Все свершилось страшно и
странно, будто действовала вовсе не я.
Это, действительно, была не я. Это молился о погибающих похищенных
детях старец Адриан, и рядом плакали навзрыд уже черные от горя родители. О
похитителях было известно немногое — то, что они уехали на машине с каким-то
эстонским номером. И под видом бездельников, лузгающих семечки, их ждала у
моста в Эстонию группа захвата. Преступники действительно примчались сюда, но,
увидев остановленные для досмотра машины, незаметно скрылись, сговорившись так:
похитительница с детьми пока спрячется в городе, а они будут ждать ее в машине
по ту сторону реки.
К сожалению, мне неизвестны детали преступления. Знаю только, что
под видом богомолки с детьми преступница укрывалась сначала в гостеприимном
доме. А на Вербное воскресенье к хозяйке дома пришла в гости паломница-литовка
и, отозвав ее на кухню, сказала: «Я знаю эту женщину. Она из литовского клуба
ведьм. Говорят, они похищают детей для жертвоприношения или еще для чего. Давай
проверим, чьи это дети — ее собственные или нет?» А услышавшая их разговор
похитительница уже выскользнула из дома с детьми и укрылась теперь у Игоря.
Из дома Игоря были видны, как на ладони, пост у реки и автомобиль
за рекой. И помню, как чернявая гостья нервно поглядывала в ту сторону,
дожидаясь сумерек, когда уйдут постовые. Ждать оставалось недолго. А потом все
свершилось бы просто. Стоит махнуть с крыльца рукой, как вмиг подъедет машина и
исчезнет вместе с детьми.
Позже мне рассказывали, что в ту страшную минуту, когда я выгоняла
из дома детей, старец сказал родителям: «Скорей на дорогу в Эстонию!» Дальше
было вот что. Преступница, раздраженно волоча за собой малышей, вышла на
дорогу. А наперерез ей уже мчалась патрульная машина, из которой выскочили
разом милиционеры с родителями. Мать с отцом плача бежали к детям, а
милиционеры бросились к похитительнице.
Мне же в этой истории отводилась роль
соучастницы преступления, спрятавшей по преслушанию похитительницу у себя. Если
бы это случилось, дети были бы обречены. Но, видно, дошел до Неба слезный вопль
родителей. А будущий священник отец Игорь сказал об этой истории просто:
«Батюшка помолился».
Нина
ПАВЛОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!