Сегодня, мои возлюбленные, мы отмечаем
Вознесение Господне. Этот праздник называется «господским», потому что в этот
день мы с особенной торжественностью прославляем Господа нашего Иисуса Христа.
Святой Косма Этолийский называл Его «сладчайший Господин и Владыка» — какие
прекрасные слова![1]
Он держит в Своих руках ключи жизни и смерти. Это Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 21, 6). Наш Господь Вседержитель, Владыка Христос.
Наступил
господский праздник. После Рождества, Обрезания Господня, Сретения, Распятия и
Воскресения Христова мы встречаем Вознесение.
Что
такое Вознесение? Христос после Своего Воскресения пробыл на земле сорок дней,
а затем вознесся на Небо. Накануне мы празднуем Отдание Пасхи и в последний раз
слышим пасхальный тропарь «Христос Воскресе», которым когда-то христиане
приветствовали друг друга каждый день от Пасхи до Вознесения. Теперь, к
сожалению, прекрасные обычаи наших предков забываются и уходят в прошлое.
По
прошествии сорока дней после Воскресения Христос повелел Своим ученикам взойти
на гору, которую называли Елеонская или Масли́чная гора, потому что вся она
была засажена оливками. Там Он назначил им место для встречи. В этот святой
день на вершине горы собралось сто двадцать верующих. Их было так мало, но
какие это были люди! Каждого из них не стоит сегодня весь мир. Первой среди них была Пресвятая Богородица,
затем — одиннадцать апостолов (Иуда покончил жизнь
самоубийством), потом — жены-мироносицы и, наконец, все остальные, всего сто
двадцать. Это была первая Церковь, дражайшие души, которым нет цены.
Там с
ними встретился Христос. Он сказал им Свои последние напутствия и благословил
их. Если бы вы знали, что представляет собой благословение Христово! Какая это
великая вещь! Никогда не пренебрегайте благословением священника. Во время службы
это уже не просто батюшка Георгий, батюшка Ставрос, батюшка Петр или отец
Августин — все мы тоже грешные люди. Когда священник
служит в храме в богослужебных облачениях, через него действует Сам Христос! Возьми
антидор, получи благословение у священника — и Господь будет с тобою, где бы ты
ни был: на реке, в пустыне, в дремучем лесу, на морях и посреди бескрайнего океана.
Благословение Христа дороже, чем все богатства мира. Всегда старайтесь брать
благословение у священника.
Христос
их благословил. А потом произошло нечто удивительное. Пусть неверующие
сомневаются, это их право, а мы веруем, что всё было именно так. Благословенные
ноги Христа, которыми Он ходил по этой грешной земле целых три года из деревни
в деревню, из города в город, от горы к горе, ноги, которые были, в конце
концов, пригвождены ко Кресту, оторвались от земной поверхности. Скоро они уже
не будут ступать по земле: Христос возносится, восходит на Небо...
Тебе
это кажется странным? Но что здесь такого? Посмотри на орла на скале. Он
внезапно взмахивает крыльями и начинает подниматься в небо; он достигает такой
высоты, что с земли кажется нам маленькой точечкой. Неужели Христу, Сыну Божию,
Который дал орлу силу парить в небесах, трудно Самому подняться на высоту? Если
вы прочитаете Откровение Иоанна Богослова, то увидите, что Христа называют
«великим орлом» (Откр. 12, 14). Итак, Христос оторвался от земли, и
ученики, устремив на Него взгляд, смотрели, как Он возносится на Небо.
Затем
им явились два ангела в белых одеждах, и они им сказали: «Что вы стоите и смотрите
на небо? Не расстраивайтесь. Будьте уверены в том, что точно так же, как
Христос вознесся на Небо, Он вернется на землю вновь». В это верует наша святая
Церковь, и это мы исповедуем в нашем Символе веры: «И возшедшаго на Небеса, и
седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже
Царствию не будет конца».
Такова
история этого святого праздника. Чему мы научаемся из неё? Очень многим вещам.
Прежде
всего, дорогие мои, нам становится ясно, что Земля в масштабе Вселенной — это
не более, чем детская песочница. Если бы вы увидели, как двое человек убивают
друг друга из-за песочницы, что бы вы на это сказали? Как это глупо! Земля не
является нашим постоянным местом жительства. Это наше временное пристанище,
наша «гостиница». Если во время путешествия тебе придется переночевать в
гостинице, ты не захочешь оставаться там навсегда, а будешь с нетерпением ждать
возвращения домой. То же самое касается и этой Земли. Мы на ней всего лишь гости.
И точно так же, как постояльцы в гостинице: сегодня там живёт один, завтра другой.
Мы все покидаем эту временную жизнь. Никто не живет на земле вечно, ибо мы «не
имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14),
мы «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11, 13).
Так
чего же мы ждем? Наш постоянный дом — это Небо. Мы были созданы не для земного
и суетного, малого и незначительного, но для Небес. Доказательством тому
является сам внешний вид человека. Животные ходят на четвереньках, их взгляд
обращен к земле, а человек стоит прямо с высоко поднятой головой. Почему? Чтобы
видеть небо. Прекрасное древнегреческое слово «человек» (др.-греч. ἄνθρωπος) означает: «тот, кто смотрит вверх, на
небо». У одного философа однажды спросили: «Где твоя родина?». Он весь день не
отвечал вопрошавшим и всё время просил их подождать, словно испытывал их
терпение. Но на самом деле он ждал ночи. Когда стемнело и появились звезды, он
показал им на небо и сказал: «Моя Родина — там!». Мы созданы для Неба. Вот
почему человек устроен так, что глаза его смотрят наверх — чтобы он видел
величие Божие и говорил: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его
возвещает твердь» (Пс. 18, 2).
Но
когда мы говорим о «небе», что мы имеем в виду? Небо —
это не только то, что мы видим своими глазами. Есть также «небо небес» (Втор. 10, 14;
Пс. 67, 34; Пс. 112, 24; Сир. 16, 18) или «небеса
небес» (Пс. 148, 4). То прекрасное небо, где днём виднеется солнце, а
ночью — луна и звезды, галактики и кометы, является частью окружающей нас
природы. И когда-то оно исчезнет. Но есть и ещё одно Небо — непреходящее,
вечное, Небо неописуемой красоты. Что это такое? Это духовное Небо или «третье Небо»,
на которое вознесся апостол Павел (2 Кор. 12, 2). И как на нашем
природном, видимом небе есть солнце, луна и звезды, так и на духовном,
невидимом Небе есть Солнце Незаходимое — наш Господь Иисус Христос, луна — Пресвятая
Богородица и сияющие звезды — наши святые. Вот куда мы должны устремляться, братья
мои.
Мои
возлюбленные! Божественная литургия, которую мы совершаем, представляет нашему
мысленному взору всё таинство Божественного домостроительства. Мы вспоминаем Рождество
Христа, Его пришествие в мир как Учителя, Тайную вечерю, Распятие, Воскресение
и, наконец, на каждой Божественной литургии — и Вознесение
Господне. Какие моменты литургии напоминают нам о Вознесении? Когда после Великого
входа и «Верую» иерей возглашает: «Горé имеим сердца!».
Вот что это обозначает: поскольку Христос вознесся на Небо, то и мы с вами должны
обратить сердца к Небесам и всею душой устремиться ко Господу. Представьте, что
горячо любимый и дорогой вам человек находится в Австралии или в Америке, и вы
думаете о нем постоянно, днем и ночью — точно так же все наши мысли должны
быть обращены ко Христу. «Наше бо житие на Небесех есть» (Флп. 3, 20).
Ближе к концу литургии, после Святого Причастия, священник говорит: «Вознесися
на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» (Пс. 56, 6), что тоже подразумевает
Вознесение.
Не
будем прилепляться к земному и тленному. Последуем за Вознесшимся Христом на
орлиных крыльях веры, вознесёмся на духовное Небо, потому что иначе «нас
поглотит болото», как говорит один поэт. Раньше в бедных избушках жили простые и
честные люди словно ангелы земные. А теперь в роскошных особняках живут неразумные
скоты и злобные демоны. Свинья опускает голову вниз: она ищет желуди и,
встретив прекрасный жемчуг, попрет его ногами, как сказал нам Христос (Мф. 7, 6).
Что любит свинья? Валяться в грязи. Точно так же и мы презираем бесценные слова
Господа и, как свиньи, стремимся в болото нравственной скверны и вони. Свинья
видит небо только один раз: когда мясник переворачивает её на спину, чтобы
зарезать. То же самое касается и скотоподобного человека. Когда явится Архангел
с мечом, чтобы изъять его душу из тела, только тогда он впервые возвысит свой
ум и увидит, что за пределами этого суетного мира есть ещё и другая, вечная
жизнь.
Дорогие
братья и сестры! Точно так же, как вы уверены в том, что этот видимый мир
существует в действительности, твёрдо веруйте в то, что есть и другой, пока что
невидимый нами мир. И в этот мир мы идём. «Горé имеем сердца!».
Расшифровка
проповеди, которая состоялась в храме св. Афанасия в селении Аминтэу
(Греция) 12.06.1986 г.
Источник: https://orthodoxia.online/ekklisia/χρειάζεται-απογείωσης-να-υψωθούμε-κ-ε/
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!