Первый Церковный Канал
197374, Санкт-Петербург, а/я 25
г. Санкт-Петербург
Его Преосвященству, Преосвященнейшему Савве (Тутунову),
епископу Зеленоградскому,
викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,
заместителю Управляющего делами Московской Патриархии
115191, г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22.
Ваше Преосвященство, Преосвященнейший
Владыка Савва!
31 января 2020 года Правительство России Постановлением №66
дополнило Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих,
добавив туда, коронавирусную инфекцию (2019-nCov).
01 августа 2020 года были завершены фаза 1 и фаза 2
клинических испытаний вакцины против коронавирусной инфекции «Спутник V».
18 января 2021 года по поручению Президента в России
стартовала массовая вакцинация от коронавируса.
По
состоянию на 17.06.2021 г. в
некоторых регионах России, в том числе в Москве и Московской области, объявлена
обязательная вакцинация для отдельных категорий граждан.
Таким
образом, как минимум, 12 месяцев, с августа 2020 года по август 2021 года, в
обществе активно обсуждается тема вакцин от коронавируса.
За эти 12 месяцев Вы, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Савва, будучи архипастырем Церкви Христовой, и занимая высокие и ответственные должности викария Святейшего патриарха Московского и всея Руси и заместителя Управляющего делами Московской Патриархии, неоднократно публично высказывались на тему вакцинации от коронавирусной инфекции, в том числе отечественной вакциной «Спутник V».
Так, в своем Телеграм-канале 19.01.2021
Вы опубликовали следующее сообщение: «Тема вакцинации вызывает квази-религиозные, а порой и вполне
религиозные диспуты. Глубоко убеждён, что эта тема религиозно-индифферентна. Исключение составляет проблема выращивания
некоторых вакцин (не всех) в среде клеток клеточной линии, восходящей к аборту,
совершенному в 1960-е годы (прим.: клеточная линия — это не клетки самого
убитого ребёнка, но клетки, происходящие от его клеток путём деления). Это
тяжёлая этическая проблема, ответ на которую пыталось найти Общество
православных врачей в 2009 году:
http://www.patriarchia.ru/db/text/964218.html
См. на ту же тему, например, здесь: https://www.miloserdie.ru/article/grehovnye-vakciny-kak-vybrat-menshee-iz-dvuh-zol/.
Если оставить эту проблему в стороне и
рассуждать о вакцинации хотя бы только теми препаратами, к которым упомянутая
клеточная линия не относится, то, повторюсь, в оценке вакцинации нет повода для
религиозной аргументации.<…>.
Лично я прививаться планирую (до или
после того, как потеряю естественно приобретённые антитела, — это уже по совету
врачей). Но это моё решение не обусловлено ни моей верой в Бога, ни недостатком
во мне этой веры»[1].
Также в эфире телеканала «Спас», в
программе «О вакцинации. Авторская колонка епископа Зеленоградского Саввы», опубликованной 12 февраля 2021 г.,
Вы выступали на тему вакцинации[2].
Наконец. 20 мая 2021 г. Вы, наряду с другими высокопоставленными
архиереями и богословами, участвовали в круглом столе «Вакцинация:
этические проблемы в свете православного вероучения», который был проведен по благословению
Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла[3]. По итогам этого круглого стола был
принят Итоговый документ, который был направлен в Священный Синод для
дальнейшего рассмотрения и формирования официального мнения Церкви.
Ваше Преосвященство,
Преосвященнейший Владыка Савва! Ваше мнение относительно вакцинации и вакцины
«Спутник V»
имеет огромное значение и оказывает существенное влияние на формирование мнения
многих православных христиан о вакцинации и о вакцине «Спутник V».
Так, Ваша позиция о
вакцинации, высказанная Вами в вашем телеграмм-канале, цитируется журналом
«ФОМА» при ответе на вопрос читательницы о том, можно ли православному
христианину прививаться конкретно вакциной «Спутник V»,
поскольку эта вакцина создана с использованием эмбриональной клеточной линии HEK293[4].
Видео-ролик вашей
программы «О вакцинации. Авторская колонка
епископа Зеленоградского Саввы» на телеканале «Спас» по состоянию на 22.08.2021 г.
набрал более 45 000 просмотров.
Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете
православного вероучения», в составлении которого Вы принимали непосредственное
участие, был направлен в Священный Синод и будет использован для формирования
официальной позиции Церкви.
В связи со всем
вышесказанным, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Савва, позвольте
задать Вам несколько вопросов:
Первый вопрос: По
какой причине в своем сообщении Вашего Телеграм-канала, говоря о проблеме
«выращивания некоторых вакцин (не всех) в среде клеток клеточной линии,
восходящей к аборту, совершенному в 1960-е годы» Вы указываете, что ответ на
эту проблему «пыталось найти Общество православных врачей в 2009 году» и при
этом умалчиваете о решениях по этой теме двух Архиерейских соборов Русской
Православной Церкви Московского Патриархата и решении Поместного собора Русской
Православной Церкви Московского Патриархата?
Приведу Ваше Преосвященство, Преосвященнейший
Владыка Савва официальную позицию Русской Православной Церкви Московского
Патриархата по вопросу вакцин, созданных с использованием эмбриональных
клеточных линий.
Официальная позиция Русской
Православной Церкви Московского Патриархата состоит в категорическом запрете на
создание и применение вакцин, сделанных с использованием эмбриональных
клеточных линий. В первую очередь, этот запрет Церкви распространяется на вакцину
против коронавируса «Спутник V», которая создавалась с использованием
эмбриональной клеточной линии HEK293.
Эта
официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата
формировалась не один год и оформлялась не случайными документами, а решениями
Архиерейских соборов 2000 г., 2008 г. и Поместного собора 2009 года.
В документе «Основы
социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г.
утверждается безусловная недопустимость использования тканей и органов
человеческих зародышей:
«Безусловно недопустимым Церковь считает
употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой
лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей,
абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний
и «омоложения» организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может
найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой
жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно
способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов,
такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая,
была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит
преступный характер» (Основы социальной концепции РПЦ,
раздел XII.7)[5].
В документе «Основы
учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»,
принятом Архиерейским Собором 26 июня 2008 г. еще раз подчеркивается
недопустимость использования человеческих эмбрионов в медицине:
«Недопустимо возведение в норму безнравственных
и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование
человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека,
и тому подобного» (Основы учения Русской
Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, раздел III.3)[6].
Пояснение Пресс-службы Архиерейского Собора Русской Православной
Церкви 2008 г.:
«Документ «Основы учения Русской Православной
Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» был принят Архиерейским
Собором 2008 года в развитие основ ее социальной концепции. Каноническим структурам,
священнослужителям и мирянам нашей Церкви надлежит руководствоваться данным
документом в своих общественно значимых выступлениях и действиях; он
подлежит изучению в духовных школах Московского Патриархата. Документ
предлагается братскому вниманию Поместных Православных Церквей с надеждой на
то, что он послужит возрастанию в единомыслии и поможет координации
практических действий.»[7].
Поместный Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата 2009 года дополнительно одобрил
определения Архиерейских Соборов 2000 и 2008 годов о недопустимости
использования человеческих эмбрионов. Это было сделано Определением Поместного Собора Русской Православной Церкви от 28 января
2009 года «О жизни и трудах Русской Православной Церкви». Пункт 4
указанного Определения содержит следующее решение Поместного Собора:
«4. Участники
Собора одобряют деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви,
состоявшихся в период между Поместными Соборами» (Определение Поместного
Собора Русской Православной Церкви 2009 года)[8].
Прошу Вас обратить внимание на то, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Савва, что выше указанная официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата по вопросу недопустимости таких вакцин, как вакцина «Спутник V» [9], оформленная решениями Архиерейских соборов 2000 г. и 2008 г. одобрена Поместным собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата в 2009 году и поэтому не может быть изменена ни Патриархом, ни Архиерейским собором с формальной точки зрения.
При этом, конечно, главную причину невозможности изменения официальной позиции Русской Православной Церкви Московского Патриархата по этому вопросу составляет не формальная необходимость созыва Поместного собора по этому вопросу, а противоречие такого рода препаратов как вакцина «Спутник V» требованиям Евангелия и Преданию Православной Церкви.
Второй вопрос: В видео-ролике вашей программы «О
вакцинации. Авторская колонка епископа Зеленоградского Саввы» на телеканале
«Спас», опубликованном 12.02.2021 г., Вы сказали, что «в самой вакцине нет клеток
убиенного в ходе аборта младенца». Если это действительно так, как Вы говорите,
и действительно «в самой вакцине нет
клеток убиенного в ходе аборта младенца», то по какой причине на Ваш взгляд, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Савва, создатель вакцины
«Спутник V» НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи на своем официальном
сайте https://sputnikvaccine.com, посвященном созданию и применению вакцины «Спутник V», делает следующее
заявление:
«Для производства вакцины
«Спутник V» используется клеточная линия HEK293, которая уже давно применяется
для производства биотехнологических продуктов. <…> Высочайшее качество и
безопасность вакцины «Cпутник V» в том числе обеспечивается тем, что при производстве «Спутник V» в отличие
от других вакцин используется технология 4-стадийной очистки, включающей две
стадии хроматографической очистки и две стадии тангенциальной фильтрации.
Такая технология позволяет получать высокоочищенный препарат, который проходит
обязательный контроль на содержание остаточной ДНК в препарате. <…> В исследовании,
опубликованном в The New England Journal of Medicine 9 апреля 2021 года,
обсуждается, что возможным триггером тромбозов у других препаратов может
являться недостаточная очистка препаратов, вследствие чего в них может
содержаться большое количество остаточной ДНК. При недостаточной очистке или использовании очень высоких
доз целевой РНК/ДНК у других
препаратов может происходить нежелательное взаимодействие антител пациента,
активирующих тромбоциты, с элементами самой вакцины и/или остаточной ДНК/РНК, которые
могут образовывать комплекс с фактором PF4.
https://www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMoa2104840?query=featured_home
НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи
готов поделиться своими технологиями очистки с другими производителями вакцин для
минимизации побочных эффектов при их применении» [10].
В связи с этим, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Савва, прошу Вас ответить и на следующий вопрос: гарантируете ли Вы полное отсутствие частиц остаточной ДНК убитого во чреве матери младенца, в том числе единичных ДНК, в вакцине «Спутник V» после применения НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи их технологий очистки? Обращаю Ваше внимание, что независимый от производителей анализ вакцины «Спутник V» на предмет загрязнения ДНК и РНК плода человека из клеточной линии, насколько мне известно, не проводился.
Третий вопрос: Также в этом видео, Вы говорите, что «не было такого, чтобы для создания этой вакцины специально совершался аборт». Как было уже сказано выше, Церковью осуждается любой факт использования человеческих эмбрионов в лечебных целях, в целях производства лекарств. В связи с этим прошу Вас, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Савва ответить на вопрос: какой смысл Вы вкладывали в тезис о том, что «не было такого, чтобы для создания этой вакцины специально совершался аборт», каково значение этих ваших слов, если факт состоит в том, что независимо от того, совершался ли аборт плода с намерением создания вакцины или без такового, эта линия клеток HEK293 сделана из органов человеческого эмбриона?
При этом обращаю Ваше внимание, на то, что
использование тканей и органов человеческого эмбриона не может считаться
законной и нравственно приемлемой трансплантологией в соответствии с учением
Церкви. В Разделе XII.7 «Трансплантология» Основ социальной концепции
Русской Православной Церкви указано следующее:
«Однако
посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви,
простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не
может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием
правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если
волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить
волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его
родственникам. Так называемую
презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела,
закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым
нарушением свободы человека».
Таким образом,
существует критерий нравственной
приемлемости пересадки органов от человека к человеку, который
установлен Русской Православной Церковью и в зависимости от наличия которого,
трансплантология может быть нравственно приемлемой или нравственно недопустимой
(греховной).
Очевидно, что в
случае изъятия органов у убиваемого в утробе матери ребенка, в соответствии с
учением Православной Церкви, выраженным в Решении Архиерейского Собора 2000 г.
в этом случае невозможно выполнить критерий нравственной приемлемости такой
трансплантологии. Убиваемый в утробе матери младенец не может дать добровольное
прижизненное согласие донора на посмертную трансплантологию своих органов.
Четвертый вопрос: прошу Вас, Ваше Преосвященство,
Преосвященнейший Владыка Савва ответить на следующий вопрос: по какой причине, будучи одним из
создателей Итогового документа круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в
свете православного вероучения», Вы умолчали в тексте этого документа об официальной позиции Церкви,
запрещающей создание и применение лекарств (в том числе вакцин), созданных с
использованием человеческих эмбрионов, и включили в текст документа следующую
фразу: «…православный человек, использующий вакцину от этой болезни,
созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной
культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта
клеточная культура»?
Обращаю Ваше внимание, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка
Савва, что эта фраза итогового документа круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете
православного вероучения» является чудовищной, прямо греховной и откровенно
противоречит решениям двух Архиерейских соборов Русской Православной Церкви
Московского Патриархата (2000 г. и 2008 г.) и одного Поместного собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата (2009 г.).
Соответствующие тексты решений Церкви на эту тему были приведены мной выше.
Также просим Вас, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший
Владыка Савва дополнительно к вышеуказанным вопросам ответить на следующий
вопрос.
19 июля 2021 года РИА
Новости сообщает следующее: «Священнослужителям
во время проповеди нельзя высказываться публично о сложных научных сферах
знания, не имея соответствующего образования, заявил замуправделами Московской Патриархии епископ
Зеленоградский Савва (Тутунов), комментируя слова наместника Соловецкого
монастыря о прививках от COVID-19».
Далее РИА Новости цитируют Ваш телеграмм-канал: "По
поводу вакцинации могут быть, и есть, разные мнения: обязательно, добровольно,
ни в коем случае. Большинство из нас может обосновать эти мнения социальными,
социально-политическими и этическими аргументами. Но нельзя высказываться публично в сложных естественнонаучных (да и
гуманитарных тоже) сферах знания, не имея соответствующего образования.
Тем более нельзя это делать с амвона, придавая священный авторитет антинаучным
ошибкам», — написал епископ в своем Telegram-канале»[11].
Итак, вопрос следующий к Вам, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Савва: почему вы публично не сказали подобных слов митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву), викарию патриарха Московского и всея Руси, который также высказывается на тему вакцинации, не имея соответствующего образования? Так в интервью каналу «Россия 24» он утверждал, что выступает за вакцинацию от ковид-19. Он также обвинил людей, отказывающихся вакцинироваться, в том, что они совершают грех». «О вине верующих, которые по неосторожности заразили вирусом своих близких, митрополит сказал: «Всю жизнь вы будете замаливать свой грех»[11]. Это новость от 14 июля 2021 года.
Также вопрос к Вам, Ваше Преосвященство, Преосвященнейший
Владыка Савва: почему Вы публично те же самые слова, которые сказали епископу
Порфирию, не сказали митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону (Шевкунову)
после его публичного Обращения к Псковской пастве по поводу вакцинации от 02
июля 2021 года?
У митрополита Илариона (Алфеева) и
митрополита Тихона (Шевкунова) тоже нет профильного образования по обсуждаемой
теме, однако подобной критики от Вас эти митрополиты не получили.
Ваше Преосвященство,
Преосвященнейший Владыка Савва, я заранее благодарен Вам за Ваши ответы на
вопросы, заданные в настоящем письме.
Ваши ответы на
вопросы будут максимально оперативно и точно доведены до зрителей Первого
Церковного Канала (Ютуб-канал),
а также распространены в православных средствах массовой информации
(медиа-ресурсах) Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Если Бог благословит,
Ваши ответы на вопросы, озвученные в настоящем письме, будут переведены на
английский и греческий языки и распространены в православных средствах массовой
информации (медиа-ресурсах) других поместных православных Церквей.
Испрашивая Вашего
святительского благословения,
Руководитель
Первого
Церковного Канала
(Ютуб-канал)
Дмитрий Константинович Малышев
https://www.youtube.com/channel/UCwjxffSIJNaj8EkHMeictkQ
https://t.me/first_church_channel
Апостола Матфия;
Собор Соловецких святых;
Свт. Филарета, архиеп. Черниговского;
22.08.2021 г.
[1]Сообщение Телеграм-канала епископа Саввы (Тутунова) https://t.me/kartezianec/1714
[2] Телеканал «Спас». «О вакцинации. Авторская колонка епископа
Зеленоградского Саввы». https://www.youtube.com/watch?v=bEAzGlDYQag
[3] В СДА прошел круглый стол «Вакцинация: этические аспекты в
свете православного вероучения». https://sdamp.ru/news/n9397/
[4] Журнал «ФОМА». Можно ли прививаться от ковида? https://foma.ru/mozhno-li-privivatsja-ot-kovida.html
[5] Основы социальной концепции Русской
Православной Церкви Московского Патриархата, принятые Архиерейским собором 2000
г.
[6] Основы учения Русской Православной Церкви о
достоинстве, свободе и правах человека. http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html
[7] Там же.
[8] Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27–28
января 2009 года). http://www.patriarchia.ru/db/text/543669.html
[9] Доказательств того, что вакцина против коронавируса «Спутник V» создана с использованием эмбриональной клеточной линии HEK293 огромное множество. Среди них: 1) официальное заявление НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи об использовании HEK293 https://sputnikvaccine.com/rus/newsroom/pressreleases/zayavlenie-nitsem-im-n-f-gamalei/ 2) патент на изобретение № 2731342 «Фармацевтическое средство и способ его использования для индукции специфического иммунитета против вируса тяжелого острого респираторного синдрома SARS-CoV-2 (варианты)»; 3) патент на изобретение №2731356 «Экспрессионный вектор для создания иммунобиологического средства для индукции специфического иммунитета против вируса тяжелого острого респираторного синдрома SARS-CoV-2 (варианты)». (см. открытые реестры https://new.fips.ru/); 4) исследование от сентября 2020 г. Института Шарлотты Лозье (США), специализирующегося на исследованиях абортов и индустрии абортивных материалов (доступно по ссылке, обновленной 2 июня 2021 г.: https://lozierinstitute.org/update-covid-19-vaccine-candidates-and-abortion-derived-cell-lines/?fbclid=IwAR1dysft0B0y_qKjArHB4CAHuOmmsAxUSPMlzpKnY7ys0Z66zVe7hErHeTQ
[10] ЗАЯВЛЕНИЕ НИЦЭМ ИМ. Н. Ф. ГАМАЛЕИ.
https://sputnikvaccine.com/rus/newsroom/pressreleases/zayavlenie-nitsem-im-n-f-gamalei/
[11] Духовенство
РПЦ предостерегли от «антинаучных ошибок» в проповедях. https://ria.ru/20210719/propoved-1741889351.html
[12] https://inosmi.ru/social/20210714/250114963.html
@«Трость Скорописца», 2021 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!