воскресенье, 3 октября 2021 г.

Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис): Исповедание Православной веры.

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32).

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

14/27 сентября, дорогие мои, наша святая Церковь праздновала Воздвижение Честнóго и Животворящего Креста Господня. Сегодняшнее воскресенье называется «воскресеньем после Воздвижения» и является продолжением этого великого праздника. Всё богослужение этого дня также связано с Крестом Господним.

Вы слышали Евангелие. Что там говорится? Господь обращает наше внимание на три главные вещи. Первое — это свобода: человек волен выбирать свой собственный путь. Второе — это великая ценность человеческой души. Нет такой ценности в мире, которая была бы дороже нашей души. И третье — это исповедание веры. Те, кто веруют во Христа, то есть признают, что Он — не просто какой-то человек, какой-то философ или социальный реформатор, или лидер, но что Он есть Бог, должны быть смелыми, мужественными, и их долг неуклонно проповедовать свою веру. «Исповедаешь ли ты Меня? спрашивает Христос. Если да, то тогда и Я исповедаю тебя перед святыми ангелами. Отрекаешься от Меня? В этом случает отрекусь от тебя и Я». Исповедание Православной веры — это священный долг каждого христианина.

Возникает вопрос: как же нам исповедовать Христа? Дорогие мои, даже самый простой христианин должен исповедовать Христа. Каким образом?

Во-первых при помощи крестного знамения. Как только ты осеняешь себя крестным знамением, то сразу тем самым выражаешь свою веру и показываешь свое отличие от всех религий и идеологий мира. Ведь и у них тоже есть свои символы: у иудеев — звезда Давида и семисвечник (менора), у масонов — треугольник или три точки; у марксистовсерп и молот или поднятый кулак, у исламистов — полумесяц. А мы, чада Христовы, крестившиеся в священной купели, имеем такой знак и такой символ, который превыше любого другого — честнóй крест. Полагая на себе крестное знамение, ты исповедуешь себя православным христианином.

Но крестное знамение надо совершать правильно, а не так, как некоторые наши современники (некоторые из которых даже имеют высокий священный сан). Они иногда так машут рукой, словно не крестятся, а играют на скрипке. Нет! это издевательство. Ты христианин? Значит полагай на себя крестное знамение так, как положено. А канонический православный крест, как учил святой Косма Этолийский и наши верующие бабушки, делается так: мы соединяем три пальца на правой руке (в отличие от латинян, у которых соединяется пять пальцев) и мысленно говорим: «Святая Троица, помилуй мир!». Подносим руку ко лбу и возлагаем пальцы на лоб: «Господи Иисусе Христе, Ты был на Небесах, превыше звезд». Затем опускаем пальцы с головы на живот: «Благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты низшел на землю и воплотился от пречистых кровей Пресвятой Богородицы». Затем подносим руку к правому плечу: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42). Наконец, переносим руку к левому плечу: «Прошу Тебя, Господи, не учини меня по левую от Тебя сторону вместе с грешниками». Таково наше крестное знамение. Когда вы изображаете его правильно, с верой, любовью, со страхом Божиим и чистою рукою, оно способно совершать чудеса.

На фото: броненосец «Георгий Аверов».


В 1912 году Греция воевала с турками. Наши силы были малы, у нас был всего один корабль «Георгий Авероф», а у них был прекрасно вооружённый флот. Но на этом корабле были настоящие христианские воины, смелые как львы, под командованием отважного Павлоса Кунтуриотиса, который происходил из знаменитого рода. На нем был крест с частицей Животворящего Креста Господня. Он снял этот крест со своей груди, поместил его на капитанском мостике, осенил себя крестным знамением и на этом корабле удивительным образом обошел всю турецкую эскадру в узком и опасном Дарданельском проливе.

Посему никогда не стесняйся и ты совершать крестное знамение или за столом, или в машине, или в самолете, или в поезде. Таким образом ты исповедуешь Христа. А когда ты закроешь глаза, крест, возвышающийся над твоей могилой, будет свидетельствовать о твоей православной вере.

Как ещё мы должны исповедовать веру? Своими устами. Именно для этого Бог даровал нам способность говорить. Оказался ли ты среди неверующих? Отверзи уста и исповедуй свою веру в Христа. Услышал ли ты богохульство? Ты должен выразить свой протест, как если бы кто-то оскорбил твоего отца, твою мать или твою жену. Как-то раз ко мне пришла одна молодая женщина и попросила у меня благословения на развод, потому что в деревенской кофейне её обозвали на глазах у её мужа, а он не сказал на это ни слова. «Не желаю жить с человеком, который не защищает мое доброе имя!», говорила она. И по-своему она была права. А насколько же хуже те, кто молчит, когда при них поносят божественное?

Виноваты те, кто произносит хуления, но лежит вина и на тех, кто их слышит и не защищает свою веру. Если ты христианин, ты не должен молчать. Разъясняй, увещевай, обличай злословящего. Что сказал святой Косма Этолийский? «Если кто оскорбит мою мать или моего отца, я его прощу; если же он похулит Христа и мою Богородицу, то я не желаю больше его видеть» (избранное, с. 199). И если для нас велики и славны имена наших матерей, наших отцов, наших правителей, то нам тем более следует почитать имя Христа и Матери Божией. Вы должны защищать святыни нашей веры, заграждая уста тех, кто их хулит. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если ты услышишь, что кто-нибудь хулит Бога, подойди, сделай ему внушение — один, два или три раза. Если же не послушает тебя, то ударь его рукой. Рука, ударяющая богохульника, освятится». Я знаю одну деревню во Фракии, где раньше все имели привычку произносить богохульства. Но сейчас больше так никто не делает. Как это случилось? Туда пришел один бедный беженец, который не умел ни читать, ни писать, но зато он имел глубокую веру в Бога. Если кто-то начинал богохульствовать, он шёл к такому человеку домой, увещевал его, плакал, молил оставить эту привычку, угрожал наказанием в этой жизни и в вечности. И таким образом всего один человек избавил от этого греха всю деревню.

Так вот, исповедуй свою веру крестным знамением и своими устами. А как ещё мы можем исповедовать Господа? Своими делами, своей христианской жизнью. Когда христианин живёт по Евангелию и по заповедям Божиим, он подобен светильнику и он подтверждает свою веру самой своей жизнью. Напротив, когда так называемый христианин не проявляет сострадания и милости, захватывает чужое и крадет, оскорбляет честь и достоинство других, лжесвидетельствует в суде, возложив руку на Евангелие, ссорится и разводится с женой, не ходит на службы, не исповедуется и не причащается, его жизнь представляет собой одно сплошное хуление; он дает другим повод поносить веру Христову.

Итак, давайте исповедовать Христа крестным знамением, своими устами, своими делами; давайте, наконец, исповедовать Его — что самое трудное — и своею кровию. Я не пророк и не сын пророка, я всего лишь грешный человек и даже ноги ваши недостоин поцеловать. Но я верую в истинность того, что написано в Евангелии и Апокалипсисе, которые говорят, что грядут страшные дни. Бог пошлёт нам испытания. Будет ужасное гонение на нашу святую Церковь, и тогда мы увидим, сколько останется христиан. Давайте будем исповедовать свою веру не только рукою, словами или делами: дай Бог, чтобы мы сподобились и саму свою жизнь отдать за Христа. Как сказал святой Косма Этолийский: «Молю Тебя, Господи: как Ты пролил Свою Кровь за меня, удостой и меня чести пролить свою кровь Тебя ради» (там же). Одного христианина, говорившего о Господе, схватили и отсекли ему язык. Тогда он омочил свой палец в крови, истекавшей из его окровавленного рта, и написал на стене: «Верую во Христа». Дай Бог, чтобы и мы имели такую же ​​веру.

Дорогие мои, вот и всё, что я хотел вам сказать. Наши предки, жившие четыреста лет под властью турок, сохранили православную веру, а многие из них претерпели мучения, исповедуя Христа. Нам, живущим сегодня, нужно быть очень внимательными. Будем хранить веру наших отцов. Не становитесь криптохристианами. Что говорит Святое Евангелие? «Кто исповедает Меня, того исповедую и Я, а кто отречётся от Меня, тот будет отвержен».

Православие отвергает «криптохристианство»: мы должны исповедовать свою веру, а не играть в прятки, как маленькие дети. С мужеством и отвагой, будем исповедовать Православную веру повсюду. И если наступят трудные дни гонений, кровопролития и мученичества, мы должны оставаться преданными Христу. Даже если все преклонят колени пред диаволом, не поступай вслед за ними. Если ты останешься в одиночестве, не сдавайся, но скажи: «Верую, Господи». Сатана не одержит победу. Победителем будет Христос, Егоже вы, братья и сестры, хвалите и превозносите во вся веки. Аминь.

† Митрополит Августин (Кантиотис)

Расшифровка проповеди, которая состоялась в храме Святой Троицы в Птолемаиде 21 сентября 1980 года.

Источник: https://katanixi.gr/orthodoxia/mitr-florinis-aygoystinos-kantiotis-28/

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!