четверг, 25 июня 2020 г.

Архимандрит Афанасий Анастасиу, проигумен священной обители Большие Метеоры. Я не верую в Бога, я — атеист!


С каждым днем все большее количество людей, даже в нашей стране, имеющей многовековую православную традицию, начинают отрицать веру и Бога, и не принимают участие в жизни и Таинствах нашей Церкви. Многие представители молодого поколения, к сожалению, включая и детей (учащихся гимназий и лицеев), называют себя атеистами и неверующими, и отрицают существование Бога, поскольку их увлекают веяния нашей эпохи и постоянное насаждение атеизма со стороны преподавателей, учителей, социального окружения, СМИ и т. д.
Атеизм представляет собой все более преобладающую в наше время тенденцию. Атеизм мощно продвигается как некое право, как законное требование, как возвращение свободы, как освобождение от предрассудков, как снятие оков. Он продвигается и навязывается при помощи огромного количества коммуникационных технологий, под видом достижения, прогресса, модернизации, и, в итоге, становится доминирующей точкой зрения и идеологией.
Приснопамятный старец Моисей Святогорец отмечал, что «с давних времен пропаганда социального прогресса отождествлялась с ярым безбожием, ненавистью к Церкви, к монашеству и вообще к христианству. В такие периоды усиливается влияние психиатров, психологов, психоаналитиков, а также колдунов, гадалок, спиритов, появляются гороскопы и провидцы будущего» [1].
Извращения, неуравновешенность психики и апостасия дошли до такой степени в наши дни, что неверие и безбожие стали предметами любования и гордости; они неприкрыто предлагаются всем в качестве образца для подражания. Ситуация дошла то того, что ничтожное меньшинство стало навязывать свои предпочтения и взгляды большинству граждан, придерживающихся традиционных ценностей.
Характерным является тот факт, что публичные выступления и вся деятельность атеистов и их организаций в первую очередь сосредоточены именно на борьбе против Православной веры и Православной Церкви, против православного воспитания, и в особенности — против преподавания Закона Божия в школах, но не против других религий. Их цель заключается в том, чтобы привести нашу Родину и наш народ к полному отказу от Православия. На самом деле их интересует не защита прав неверующих и атеистов, но они испытывают горячее желание и стремятся с особой яростью и неукротимой ненавистью стереть с лица земли нашу Православную веру — веру и традицию наших отцов — и уничтожить ее на корню, полностью изгнав из жизни верующих. Устанавливаются на законодательном уровне и входят в повседневную жизнь граждан такие антихристианские и антицерковные практики, как гражданский брак, гражданские похороны, политическая клятва, кремация, перетирание человеческих костей в прах в электрической дробилке и многое-многое другое.
Преосвященнейший митрополит Месогейский Николай очень ясно описывает всю эту ситуацию. В одном из своих окружных посланий он пишет:
«Против веры ополчились наука и технический прогресс; средства массовой информации и средства цифрового контроля, которые отслеживают всю нашу жизнь, вплоть до мельчайших деталей быта; политика и образование, направляемое определенным образом; идеология материализма, формирующая образ жизни, и т.д. Философский рационализм, а также исторические и гуманитарные науки направляют свои усилия на то, чтобы разрушить веру в Бога и оклеветать историческую роль не только Церкви, но и вообще всего христианства, как в прошлом, так и в наши дни.
Делается повышенный акцент на так называемые «права человека», и, хотя это понятие кажется весьма привлекательным и играет основополагающую роль в новой человеческой этике, оно вытесняет Бога из нашей жизни, «право» на которую принадлежит Ему Одному! Эта концепция не оставляет места для действия божественной благодати. Некоторые доказывают и убеждают нас в том, что борьба против расизма и толерантность, концепция поликультурного и полирелигиозного общества по своей сути имеют нечто глубоко христианское, но на самом деле они оскорбляют святость человека и существенно искажают лик истинного Бога. Многорелигиозность преобразует веру в Бога в социальное явление. Все это приводит к беспрецедентному смешению, к множеству тупиковых ситуаций, следующих одна за другой; к заблуждениям, ересям, моральному и духовному разложению в глобальных масштабах, к извращению нравственных ценностей, сложившихся на протяжении веков, к наступлению по многим фронтам на бытие и на саму суть человека. Все вышеперечисленные явления ослабляют веру, принижают Церковь, способствуют дехристианизации мира и вытеснению Бога из нашей жизни: слово Божие и даже простое упоминание Его имени сначала становятся необязательными, далее нежелательными, затем постыдными, и наконец — ненавистными и заслуживающими наказания. Таким образом, происходит утверждение современного атеизма и формируются нынешние гонения веры и христианства» [2].
Один из современных святых нашей Церкви, св. праведный Иоанн Кронштадтский, с точностью и удивительной прозорливостью описал основные признаки своей исторической эпохи (1829-1908), продолжением которой является наше нынешнее время: «Характер людей XIX века, второй половины — самообожание, самозаконие (автономия), материализм в жизни и духовный скептицизм (безверие)». Это замечание раскрывает самую сущность атеизма, и всего в нескольких словах св. Иоанн Кронштадтский точным и совершенно исчерпывающим образом объясняет нам основные характеристики, а также внутреннюю, глубинную причину атеизма, который отнюдь не является современной и новой идеей и не имеет научного обоснования, на чем настаивают его сторонники, умышленно сеющие заблуждения.
Атеизм вошел в мышление и в жизнь человека еще с момента первого непослушания наших прародителей воле Божией. Желание достичь равенства Богу, к которому стремились первозданные люди, подстрекаемые диаволом, было первым отрицанием, первым отвержением Бога человеком. «Будете яко бози» [4], прошептал им диавол, вселяя в них помысел о самообожении, возвышении своего «я» на место Бога, о поклонении ему вместо Бога и жизни без Бога. «Люди сегодня сделали самих себя Богом, поэтому-то они и дошли до полного неверия» [5], очень тонко и точно подметил св. Паисий Святогорец.
Философский атеизм
Во второй половине XIX века одним из первопроходцев в области атеистической философии был немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900), который заявил, что «Бог умер». Для Ницше смерть Бога тождественна разрушению и упразднению всех ценностей, идей и идеалов. Единственной и наивысшей ценностью для Ницше был знаменитый «сверхчеловек». Характерно его высказывание: «Где Бог? Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я! Мы все его убийцы!.. Бог умер! Бог не воскреснет!.. Чем же еще являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?» [6].
Полвека спустя Жан Поль Сартр (1905-1980) совершенно бескомпромиссно и в качестве некоего догмата заявит, что для существования свободного и истинного человека не должен существовать Бог. В его работе под названием «Диавол и Господь Бог» главный герой после отчаянного поиска счастья у диавола и у Бога, приходит к следующему выводу: «Все я сам… Я молил, я выпрашивал знака небес. Слал небесам мольбы — ответа нет. Небеса не знают даже моего имени. Я вопрошал себя ежечасно, что я в глазах Господа? Теперь я знаю: ничто. Бог меня не видит, Бог меня не слышит, Бог меня не знает. Ты видишь пустоту над головой: то Бог. Ты видишь щель в двери: то Бог. Ты видишь дыру в земле: то Бог. Бог есть молчание, Бог есть отсутствие. Бог есть одиночество людское. Нет никого, кроме меня, я сам решал, какое зло чинить. Я сам избрал добро. Я жульничал: я творил чудеса. Сегодня я сам обвиняю себя. Один лишь я мог отпустить свои грехи. Я — человек. Если есть Бог, то человек ничто… Бога не существует! Радуйся! Плачь от радости! Аллилуйя! Бога не существует» [7]. А теперь делайте выводы сами!

Научный атеизм.
Величайшее развитие науки и техники, которое достигает своей наивысшей точки после начала XX века, послужило отправной точкой для так называемого «научного атеизма». Появился целый ряд научных теорий, которые с полной уверенностью утверждали, что Бога не существует и все в мире появилось случайным образом.
И вновь Преосвященнейший митрополит Месогейский в этом контексте отмечает, что «теории о «случайном» зарождении материального мира нацелены на то, чтобы уничтожить любую идею о вмешательстве в сотворение мира Творца, а, следовательно, сводят к нулю присутствие Божие и Его божественный Промысел о человеке. Случайность — это и есть имя Бога на языке атеизма! Преждевременные сообщения о создании искусственного генома, искусственной жизни, о клонировании человека и чудесах биотехнологии (DNA editing), а также сообщения о так называемой «теории всего», появившейся в физике, нацелены на то, чтобы заменить Бога человеком и таким образом закрыть для человека путь к обожению и к общению с Богом. Объяснение происходящего на основе «случайности» и восприятие человека как центральной фигуры в мире сводят на нет отношение к Богу как к некоей Личности, и само понятие Бога» [8].
Все это, дорогие мои братья, по сути, являет собой полнейший переворот способности созидать и познавать, дарованной человеку Богом, Который дал науку людям, чтобы они прославляли Его своими чудесными деяниями, однако человек исказил и извратил эту способность и обратил науку против Бога.
Св. Иоанн Златоуст отмечает по этому поводу:
«Нет основания, а как стоит здание? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а как был воздвигнут дом? Нет Создателя, а как красота создания свидетельствует о Творце? Если нет Бога, что ты делаешь в его владениях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его Хозяина? Или заплати за жилище, т. е. будь благодарен, или же выйди из дома, который ты оскверняешь, изрыгая хулу… Нет более безумного человека, чем тот, который утверждает, что все творение в мире возникло без участия Бога» [10]. […]
Человек ищет Бога и пытается открыть Его неправильным способом, используя ошибочные методы. И таким образом он заходит в тупик и доходит до отрицания Бога, полного неверия и открытого богоборчества. Все это вполне объяснимо: Отцы нашей Церкви, в особенности св. Максим Исповедник (580-662), учат нас, что у человека есть два центра познания, т. е. два способа, с помощью которых он может воспринимать различные явления, причем не только природу всех сотворенных вещей, но и самого Бога. Одним таким центром является наш ум, который пребывает в сердце; место его нахождения — это наша «внутренняя клеть», духовное сердце, которое является центром человеческой ипостаси. Второй центр — это рассудок, логическое мышление, которое активизируется и действует при помощи мозга. Наши Отцы называют эти центры познания духовным разумом (греч. νοῦς — ум) и естественным или плотским разумом (греч. λόγος, λογική разум, рассудок, логическое мышление).
Ум и рассудок являются двумя познавательными силами души. Ум — это центр нашей души, поэтому Отцы еще называют его «владычественным началом души» (τό ἡγεμονικόν τῆς ψυχῆς) или «оком души». Ум отвечает за созерцательную деятельность души. Именно посредством ума человек познает Бога, получает опыт богообщения, т. е. приобретает духовное ведение. Рассудок (логическое мышление) отвечает за практическую деятельность души. При помощи рассудка человек познает природу и сотворенный мир. Иными словами, при помощи рассудка мы не можем познать Бога, Который «превыше всякого смысла». Рассудок приводит нас к необходимости веры в Бога. Истинное же познание Бога происходит при помощи ума, через наше сердце, но не при помощи рассудочного, логического мышления.
Профессор Георгий Галитис говорил, что «ни один человек никогда ещё не был убежден в существовании Бога логическими аргументами. Ни один. Бог и всё Божественное не принадлежат к сфере сотворенного; они безначальны и нетварны, они превосходят всякую логику и понимание, поэтому приблизиться к их пониманию можно не с помощью рассудка и логического мышления, а посредством другого центра познания — ума, пребывающего в сердце, где по благодати Святого Духа человек приобретает духовное ведение и опыт общения с Богом».
Рассудок, несомненно, — это великий дар Божий и важнейшее качество человека как существа разумного, и этим качеством ни в коем случае не пренебрегает Святая Православная Церковь и Глава нашей Церкви Христос, Который освящает и обогащает разум человека Своей нетварной благодатью и направляет его служить воле Божией. Отказаться от падшего человеческого разума не означает стать безрассудным или безумным. Вера не является нелогичной, она превыше логики. Веру нельзя понять, ею нужно жить. Вера не означает понимание, а означает доверие. Вера не противостоит здравому смыслу, она превосходит его. Превосходящее разум духовное ведение (τό πέρλογο[1]) в Православии — это не упразднение разума, а наполнение разума новым содержанием и его возвышение до принятия опыта божественного Откровения. Познание Господа Духом Святым происходит тогда, когда человек полностью отрекается от своего «я» и предает себя в Божию волю и Божию милость. Рационалистическое мышление «сужает» Божественное и «умаляет» Его в угоду нашим личным нуждам и требования, нашей эгоистической воле. Человек сподобляется видения Бога, превосходящего всякий разум, когда он отворяет для Бога дверь своего сердца, чтобы Бог пришел и открылся ему, и действовал в его сердце, как Ему угодно, Одному лишь Ему ведомым образом — не в рамках разума и не вопреки разуму, но превыше всякого разума, ибо такова предвечная Истина Божия, это источник и путь нашего спасения.
Очень точно и образно высказывался на эту тему св. Паисий Святогорец: «Всю духовную работу делает разум вместе с сердцем. Разум — передатчик, а сердце — приемник». Если провести аналогию с нашим временем, жесткий диск в какой-то степени соответствует уму ( νοῦς) человека, где запечатлен образ Божий. Когда ум обогащается нетварной божественной благодатью, человек приобретает способность видеть славу Божию. В то же самое время обогащаются (просвещаются) и способности человеческого разума и его способность рассуждать ( λογική), которая никоим образом не превосходит его ум. Только ум способен видеть нетварную славу Божию и общаться — непосредственно и лично — с Самим Богом. Несомненно, это происходит только в том случае, когда человек сохраняет свой ум и свое сердце в чистоте. Но когда ум человека нечист и помрачен страстями и грехами, он отождествляется с рассудком, и, пребывая в таком виде, не может узреть и познать Бога. Только ум, очищенный от греха, освободившееся от страстей сердце способно познать Бога и обрести опыт богообщения.
Здесь мы хотели бы особенно подчеркнуть ценность и значимость священного Таинства Исповеди, которому так сильно, как ни чему иному, завидует диавол; он ополчается против исповеди с такой яростью, что многие христиане затрудняются приступить к этому таинству. Если продолжить нашу параллель с миром программирования, исповедь чем-то напоминает функцию delete (удаление) или, даже лучше сказать, функцию format (форматирование) для жесткого диска на компьютере, когда удаляются все данные, которые в дальнейшем компьютер восстановить уже не может. Аналогичным образом исповедь стирает и полностью удаляет, изглаживает, в онтологической перспективе, каждый грех из ума, из памяти и из сердца человека. Какими бы ни были эти грехи — большими или многочисленными — после исповеди они больше не потревожат нас никогда в течение всей нашей жизни, и мы больше никогда не встретимся с ними в жизни будущей, на Страшном Суде Божием. Как духовник и как тот, кто исповедовался сам, заверяю вас с полной уверенностью, что священное Таинство Исповеди является поистине спасительным. Это величайшее таинство прощения, которое успокаивает, умиряет и вновь окрыляет душу верующего, исцеляет его ум и сердце. [Сердечная и братская просьба: давайте не станем пренебрегать этим спасительным таинством и будем участвовать в нем!].
Таким образом, нашей главной заботой должно быть исцеление ума и сердца, что достигается путем применения на практике терапевтического воспитания, которое предлагает нам наша Святая Церковь. Согласно учению Святых Отцов, это терапевтическое воспитание, которое рекомендует наша Церковь, имеет три стадии: первая — это очищение сердца от страстей, вторая — просвещение ума Духом Святым, а третья — славословие или обожение, когда мы становимся способными узреть славу Божию: Нетварный Свет.
Именно об этом говорил великий учитель Православной веры, приснопамятный о. Георгий Металлинос: христианство — это не религия, но наоборот, это «исцеление от религиозной болезни», а «Православие в истории — это открытая лечебница (или «духовная лечебница», согласно св. Иоанну Златоусту), предлагающая исцеление сердца (очищение), чтобы мы могли в дальнейшем перейти на более высокую ступень — божественное просвещение, и, наконец, достичь обожения, единственного предназначения человека» [11].
Это значит, что христианство не является религией; это не философская система и не система ценностей, не общественная система и не свод канонов, указаний и правил, соблюдение которых «гарантирует» нам место в Раю. Церковь не является объединением добродетельных и высоконравственных людей, которые совершают добрые дела, чтобы получить за них вознаграждение в будущей жизни. Христианство — это откровение, это открытая Истина Божия, это явление Бога в жизни Церкви и в жизни верующих. Бога нельзя найти, Он открывается Сам — и не только в будущей жизни, но и здесь, сейчас, в этой жизни — людям с чистым, простым и смиренным сердцем.
И вот это обретение Бога в уме и сердце человеческом является тем духовным знанием, которое доступно не только образованным, интеллигентным и ученым. Оно не предполагает сложного мышления, глубокого анализа или размышлений. Духовное знание — это дар Божий, который предлагается всем: образованным и необразованным, эрудированным и невежественным, ученым и простецам. Благодаря священному Таинству Миропомазания мы все получили одинаковые дарования, одинаковые дары Святого Духа, каждый в равной степени — не больше и не меньше. Эти дары могут действовать и приносить плоды в чистых, смиренных и простых душах, привлекая к ним еще бóльшую благодать Божию и приводя их к еще более глубокому опыту познания Бога и Его нетварной славы. 
Христианский атеизм
К сожалению, рационализм, преобладающее логическое мышление, самодостаточность, самоуверенность, себялюбие, гордость и индивидуализм, доверие к своему личному «падшему разуму» оказали влияние не только на атеистов, но и на самих же христиан. Так, мы осознаём, что есть православные христиане, которые считают «богом» некую высшую безличную силу и не признают Иисуса Христа Богочеловеком, одной из Ипостасей Святой Троицы, воплотившимся Сыном и Словом Божиим — совершенным Богом и совершенным Человеком. Они воспринимают Христа только лишь как мыслителя или общественного реформатора, или философа, и не применяют в своей жизни Евангелие, Слово Божие. Не признают догматы нашей Православной веры, не соблюдают заповеди Божии, подвергают сомнению или не веруют в бессмертие души, в существование жизни будущего века, в воскресение мертвых, в существование рая и ада. Отрицают существование диавола, извечного врага рода человеческого. Не признают того факта, что диавол является существом, которое обладает разумом и волей, и что именно он — это причина и источник всякого зла. Вместо этого они признают, что существуют только некие «силы зла», неопределенного и общего характера. Подвергают сомнению Таинства нашей Церкви, отрицают Воскресение Христово, величайшее чудо из чудес, поскольку не могут его объяснить при помощи разума и логического мышления. Они довольствуются примитивными и элементарными знаниями о религии, полученными в семье, в начальной школе или в гимназии, и в дальнейшем преобразуют их на свой собственный лад, но при этом только омрачают свой ум, рассудок и сердце, создавая свою собственную «персональную» веру и религиозность. Таким образом, они не только не привлекают к себе нетварную благодать Божию, но и препятствуют действию даров Святого Духа, полученных ими безвозмездно во время Таинства Миропомазания, и, как следствие, совершенно не способны к познанию Бога.

Последствия атеизма
Такая избирательная вера есть не что иное, как одна из форм атеизма: это не что иное, как отвержение Бога и Его вытеснение из нашей жизни, из нашего общества, из нашего мира. Это своеобразное безбожие ведет нас к упадку и разложению нравственности. «Если Бога нет, всё позволено», — говорил Достоевский [12]. А Паскаль с величайшей искренностью и ясностью признавал: «Нам не хватает чистоты сердец. Наши страсти ведут нас к безбожию» [13].
Великий святой и богослов нашего времени, св. Иустин Попович отмечал, что причиной отрицания Бога являются страсти и грехи человеческие. Он весьма показательно говорил:
«Грехи нас делают врагами Богу и делают горьким все Божие. Грех есть вражда против Бога, но и более того: грех есть ненависть к Богу. Пребывая в грехолюбии, люди любят грехи и похоти свои и, следовательно, ненавидят Бога и «святая Его». Кто любит грех, не может любить Бога, поскольку грех по природе своей есть богопротивная и богоборческая сила. Делая грехи по своей воле, люди воспринимают с ними и ту силу, которая непрерывно борется с Богом, является враждебной Богу, ненавидит Бога. Одновременно эта сила расслабляет человеческую душу, так что она не чувствует Божественного, не разумеет его, и, когда приходит в такое состояние, начинает утверждать, что Бога не существует. Грехолюбие всегда в конечном счете приводит к идолопоклонству, к нечестию и к богоборчеству, отрицает Бога и восстает на Него, и обращается против всего Божьего» [14].
Именно это, по сути, и есть главная причина безбожия: выбор греха и желание человека жить в удовлетворении своих страстей, не быть при этом подконтрольным кому-либо, ни своей собственной совести, ни Богу, не подлежать никакому суду и не иметь обязанности давать ответ и отчитываться о своих деяниях ни в этой жизни, ни в жизни будущей. По этой причине большинство людей выбирают абсолютный отказ от Бога и веры и предпочитают веру в некую «высшую силу», неведомую и безличную, которая бы не присутствовала и не играла никакой роли в нашей жизни.
Кроме того, современный человек таким образом организовал свою жизнь и свои будни, чтобы они были максимально заполнены всевозможными заботами, видами деятельности, многочисленными занятиями и развлечениями, которые поглощают все наше время, не оставляя ни малейшей возможности для того, чтобы заняться своим духовным состоянием и устремить взгляд на путь своего спасения
Св. Паисий Святогорец очень точно говорил по этому поводу: «От многой заботы и попечений человек забывает Бога. Батюшка Тихон, бывало, говаривал: «Фараон давал израильтянам много работы и много еды, чтобы они забыли Бога». В нашу эпоху диавол всецело увлек людей материей, земными хлопотами. [Он учит людей] много работать, много кушать — чтобы они забывали Бога и, таким образом, не могли или, точнее сказать, не хотели извлечь пользу из той свободы, которая дана им для освящения души» [15].
Братья, давайте же перестанем отдавать предпочтение материальному в ущерб духовному и прилагать излишнее попечение о земных и повседневных делах, забывая о стяжании небесных благ и спасении нашем. Дадим больше места Христу в нашем сердце и во всей нашей жизни. Безбожие, атеизм, антихристианские настроения и апостасия нашего времени — это не что иное, как последствие нашего отдаления от Бога. Давайте перестанем стремиться только к усовершенствованию своего интеллекта и логики, и подарим Христу наше чистое сердце и ум, очищенный от страстей — чтобы открылся в нас Христос, чтобы и мы смогли познать Его истинно, сочетаться с Ним неизреченным соединением и вкусить ещё в этой жизни, а затем и в жизни будущей блага вечного Царствия Его!
В такие сложные моменты для нашей Церкви и для нашего Отечества, когда мы остались одни, без друзей и без союзников, среди врагов и опасностей, внешних и внутренних, помолитесь, Ваше Преосвященство, чтобы все, живущие в этом благословенном и священном месте, сохранили свою веру, принесли искреннее и чистосердечное покаяние — с горячим сердцем, и не на словах, а на деле — и доказали свою преданность Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Давайте же прекратим прогневлять Бога и испытывать Его долготерпение, да не отвратит Он от нас Свою любовь и Свое милосердие — чтобы и мы смогли стяжать благодать и милость Божию, и чтобы Защитником нашим был Сам Господь. Только Его крепкая защита — наша единственная надежда, которая поможет выстоять нашим душам и не даст сломиться нашей Родине, сохранит её свободной и избавит от всякого врага и супостата. Аминь. Да будет так!

…………………………………………………………………….
[1] http://synodoiporia.blogspot.com/2011/02/blog-post_9401.html
[2] Μητροπολίτου Μεσογαίας καί Λαυρεωτικῆς κ. Νικολάου, Μήνυμα πί τῷ Νέῳ Ἐκκλησιαστικῷ Ἐτει (1 Σεπτ. 2016) / Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай. Окружное послание на начало нового индикта (1.09.2016).
[3] Ἁγίου Ἰωάννη τῆς Κροστάνδης,  ἐν Χριστῷ ζωή μου, τόμος Γ΄, σελ. 225 // Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, том III, стр. 225.
[4] Быт. 3, 5.
[5] Γέροντος Παϊσίου Ἁγιορείτου, Πνευματικοί Λόγοι Β΄. // Старец Паисий Святогорец. Духовное пробуждение, т. II.
[6] Παναγιώτη Νέλλα, Κοινωνία, Σεπτέμβριος-Δεκέμβριος 1974, σελ. 350-363 // Панайотис Неллас. Общество. Сентябрь-декабрь 1974, стр. 350-363.
[7] Там же.
[8] Μητροπολίτου Μεσογαίας καί Λαυρεωτικῆς κ. Νικολάου, .π. // Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, там же.
[9] Сирах 38, 6.
[10]https://oikohouse.wordpress.com/2016/01/15/%E1%BC%A1%E1%BC%80%CF%80%CE%B9%CF%83%CF%84%CE%AF%CE%B1-%CE%B5%E1%BC%B6%CE%BD%CE%B1%CE%B9-%CF%84%CF%81%CE%AD%CE%BB%CE%B1/
[11] Πρωτ. Γεωργίου Μεταλληνοῦ, Παράδεισος και Κόλαση στήν Ὀρθόδοξη Παράδοση // Прот. Георгий Металлинос. Рай и ад в Православном Предании.
[12] Φιόντορ Ντοστογιέφσκι, Ἀδερφοί Καραμαζόφ, ἐκδ. Γκοβόστη, Ἀθήνα, 1991, τομ.4ος, σ.66 // Федор Достоевский. Братья Карамазовы, изд-во Говости, Афины, 1991.
[13] http://intelhealthphysicslab.gr/el/apopseis-theseis/101-2013-07-12-21-14-29.html
[14] Ἰουστίνου Πόποβιτς, Ἑρμηνεία τῶν πιστολῶν τοῦ Ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Θεολόγου, ἐκδ.ἐν Πλῷ // Иустин Попович. Толкование па Послания св. Иоанна Богослова.
[15] Γέροντος Παϊσίου Ἁγιορείτου, Λόγοι Α΄, Μέ πόνο καί ἀγάπη γιά τόν σύγχρονο ἄνθρωπο, σελ. 195 // Старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке, с. 195.

Проповедь, произнесенная на мероприятии в честь разрезания василопиты (новогоднего пирога), организованном объединением «Метеорон Лифополис», зал «Ница Лиапи», в воскресенье 26 января 2020 года.

Источник:

 @Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.





[1] У прп. Исаака Сирина – «духовное ведение», у свт. Григория Паламы – «умное и превосходящее рассудок зрение», у прп. Силуана Афонского – «познание Господа Духом Святым», - прим. переводчика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!