Обычно наша душевная боль прямо пропорциональна
нашему самолюбию.
Большинство болезненных чувств (если не все) произрастают
на почве нашего сердца.
Мы чувствуем себя преданными, обиженными, не оцененными
по достоинству.
Можем быть, так оно и есть...
Но на самом деле боль причиняет наш эгоизм,
который не позволяет нам смириться с несправедливостью к своей дражайшей
персоне, к отказу поклоняться нашему «я» и во всеуслышание признать его величайшую
ценность.
Человек должен понять, что через эту боль
проявляется его нарциссизм, его страстность и чрезмерная привязанность к
земному.
Мы не можем примириться с отказом, с «изменением
наших планов», мы мятемся, испытываем скорбь и впадаем в ропот.
По словам св. Силуана Афонского, страдания такого рода свойственны гордым. Тем, кто не принимает испытания и искушения как благословение, как очищение, как откровение Жизни.
На словах мы очень любим других, но на деле страдаем
от чрезмерной любви к своему ветхому «я».
Не обманывайтесь, думая, что такие страдания и
боль ведут к нашему «освящению». Боль действует благотворно тогда, когда её
рассматривают как проявление жизни, а не смерти, как открытие нового пути, а
не как тупик, как познание своего истинного «я», а не как комплекс
неполноценности, от которого нужно поскорее избавиться.
Душевная боль — это следствие нашего изгнания.
Экзистенциальное отчуждение от других.
Мы живем рядом с другими, но мы одиноки.
Нет человека, который бы не испытал душевную боль, она
коснулась каждого из нас в той или иной степени.
Некоторые использовали её во благо, чтобы
увидеть свою неправоту, свою страстность, свою гордость. Их боль стала
источником молитвы, терпения и смирения.
А другие отвергли своих ближних, заперлись в
скорлупе своего самооправдания, отчаялись, умертвили счастье и радость, и
использовали эту боль как предлог, чтобы еще больше укрепить свой эгоизм.
Страждущие соделывают богословием саму свою жизнь,
воспринимая боль как посещение Божие.
Всякая скорбь связана с открытиями: иногда мы находим нечто доброе, истинное, а иногда — нечто злое, фальшивое. Одних боль ведет к развенчанию своего мнимого совершенства, а других — к обожествлению своего падшего «я».
Главный вопрос заключается не в том, насколько болит душа,
а в том, ПОЧЕМУ она мучится от боли?
Архимандрит
Павел Пападопулос
Источник: https://www.instagram.com/p/CA0yi7lnQBW/?igshid=v5l8zmk0jhxg
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!