Старец Анфим Агианнитис:
«Сегодня мы переживаем наихудший кризис после сотворения мира. Посмотрите, что делают люди: хотя Бог даровал им мудрость для совершения добрых дел, они используют её во зло, на дела лукавые. Они превратились в чудовищ и стали хуже диких животных.
Без покаяния мы не сможем сделать ничего хорошего. Давайте
вспомним следующий случай из Ветхого Завета. Пророк Иона сказал: «Через три дня
Ниневия будет разрушена». Что тогда сделали ниневитяне? Все они каялись и
постились, причем постились не только люди, но и животные. Так давайте же и мы
возведем свои мысленные очи к Богу и испросим Его Божественной милости для нас,
для всего нашего народа, для Церкви и для всего мира: «Господи, низпосли милость
Твою на люди Твоя и прости нас, грешных, и весь мир Твой».
В житии преподобного Варсонофия Великого, жившего уже после
Рождества Христова, мы читаем, что однажды он увидел, как за умножение
беззакония весь мир постигает великое бедствие. Но молитвы трех святых мужей,
живших в то время, воспрепятствовали распространению этого зла в мире. Один из
них подвизался в Риме, другой — в Коринфе, а третьим был сам преподобный Варсонофий.
Молитвы этих трёх подвижников отвратили праведный гнев Божий и гнев Великого
Царя Христа.
Верю, что и сегодня есть такие святые, которые молятся за весь
мир. Сатана и его слуги пребывают в великой ярости, они хотят поглотить всех,
кого только возможно. Мы все должны много молиться, потому что пребываем на
грани погибели.
Смирение воскресит нас и освободит нас от всяких тленных и
низменных помыслов, ибо Господь «страждущий и распятый воскрес и прославлен». Смирение
приносит покаяние (греч. μετάνοια), что означает глубокое
сожаление о совершившемся и перемену образа жизни,
чтобы впредь не повторять подобного зла. Если грешник
покается, он освобождается от греха. Пророк Давид сказал: «Согрешил я пред Господом»,
а пророк Нафан на это ответил: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь»
(2 Цар. 16, 20–22).
Давайте все мы приложим старание, чтобы покаянием обрести вечные
блага. Отсюда есть два пути: на Небеса, в жизнь вечную, или в ад, в вечную
погибель. Насколько добродетельны бы мы ни были, ум человека с юности прилежит
злу, и мы согрешаем во всякий час нашей жизни, потому что такими мы стали по
причине неверности прародителей Богу.
Мы должны иметь горячую веру, потому что «верующий в Меня, жив
будет», — говорит нам Господь, — а «любящий Меня,
любит Пославшего Меня Отца».
Если мы не будем исповедовать помыслы духовному отцу, они
превратятся в чудовищ и пожрут нас. Один крестьянин нашел на земле замерзшую змею
и положил её себе за пазуху, чтобы она отогрелась, но как только она ожила, тут
же ужалила его. Так же и мы: если мы не избавимся от помыслов, то они породят
грех, а «сделанный грех, — говорит апостол Иаков, —
рождает смерть» (Иак. 1, 15).
Любовь имеет величайшее значение в нашей жизни, ибо любовь есть
Сам Христос. Христос возлюбил нас настолько, что не пощадил и самой жизни Своей
ради нас, грешных. Так давайте же и мы возлюбим друг друга жертвенной любовию.
Такая любовь требует усилия, понуждения себя — как сказано в Евангелии и о Царстве
Небесном, что «употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). И начало, и продолжение
пути к Богу — это «непрестанное понуждение себя».
Наше спасение — это наиглавнейшее
дело благоволения Божия, потому что Он «всем человеком хощет спастися и в разум
истины приити» (1 Тим. 2, 4). У Бога нет лицеприятия. Он изливает Свои богатые
милости на всех людей, но спасает Он только верных православных христиан,
потому что они имеют истинное крещение и истинную веру. Если мы желаем
спасения, это означает, что мы должны соблюдать заповеди Божии, без которых мы
не можем по-настоящему любить Бога и человека.
Евангелие обращается к нам: «Если ты говоришь, что любишь Бога, Которого
не видишь, и ненавидишь ближнего твоего, которого видишь каждый день, ты — лжец» (ср. 1 Ин. 4, 20). А значит наше спасение
зависит от нашего отношения к другим людям.
Молитва — это наше непосредственное общение с Богом. Царь и псалмопевец
Давид говорит: «Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу» (Пс.
141, 2). Перед молитвой нам нужно сосредоточиться, отогнать все посторонние мысли,
и предстоять перед Богом смиренно, без всякой гордости, как мы поступаем тогда,
когда собираемся просить помощи у кого-то более высокого, чем мы. С помощью
молитвы мы освобождаемся от скверных помыслов и образов.
Мы должны хорошо подготовиться к исходу из временной жизни,
чтобы не погибнуть. Есть такое святоотеческое изречение: «Для тех, кто умер для
міра прежде исхода из сей жизни, смерть уже не страшна». Наша подготовка,
которую следует проводить на протяжении всей жизни, должна заключаться в
следующем:
1) постоянно быть мертвыми для греха;
2) не превозноситься своими добрыми делами и не считать себя
достойными похвалы;
3) не отчаиваться, сколько бы мы ни согрешали, и
4) знать, что Бог попускает нам грешить, чтобы мы смирились,
потому что без смирения мы не можем войти в Царство Небесное.
Иеромонах
Анфим Агианнитис
(†1910–1996)
Из книги монаха Дамаскина Григориатского «Современные старцы Афона»,
иеромонах Анфим Агианнитис, духовник (†1910–1996). Монастырь
Григориат, 2005.
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Прославлен ли в лике святых о.АНФИМ?
ОтветитьУдалить