...Итак, когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание — одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, — это доставит тебе венец мученичества.
И не сомневайся: как
мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и
ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящем от него, и
не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти
продолжительнее, — так что оказываются равны тем, а часто даже и более
сильными. В самом деле, когда горячка внутри мучит и сожигает тебя, а ты,
несмотря на увещания других, отвергнешь заклинание, то не облекаешься ли ты в
венец мученичества?
Когда ты с великим
срамом выгонишь из дома заклинателей, то все, кто услышит, похвалят и удивятся
тебе, и будут говорить между собой: такой-то, страдая болезнью, несмотря на то,
что некоторые много раз убеждали, уговаривали и советовали воспользоваться
чародейными заклинаниями, не допустил этого, а сказал: лучше умереть так,
нежели отречься от благочестия.
Если же здесь бывает
столько похвал, то представь, какие венцы ты получишь там, когда в присутствии
ангелов и архангелов Христос подойдет к тебе и, взяв за руку, выведет на
средину зрелища и вслух всем скажет: «Этот человек, некогда болея горячкой,
невзирая на бесчисленное множество советовавших ему избавиться от горячки, ради
имени Моего и страха ко Мне, чтобы не согрешить, с позором прогнал обещавших
вылечить его таким образом и предпочел лучше умереть от болезни, чем отречься
от служения Мне».
В самом деле, если Он
выводит на средину тех, кто напоил Его, напитал и одел, то гораздо более тех,
кто решился ради Него терпеть горячку. Не одно ведь и то же дать ли хлеб и
одежду, или претерпеть долгую болезнь; последнее гораздо более первого; а
потому и венец будет более блистательным. Об этом будем размышлять и беседовать
друг с другом и будучи здоровы.
Святитель
Иоанн Златоуст.
«Слово
о болезни и врачах» (отрывок).
Возлагающий надежду свою на Ангела Хранителя благоразумнее, нежели тот, кто надеется на князей и сынов человеческих. Кто с верою говорит своему Ангелу: Ты мой покровитель, тому не страшны никакие угрозы людские. Припомни историю еврейских отроков, бывших в плену: Анании, Азарии и Мисаила, служителей истинного Бога. Навуходоносор приказал вылить из золота истукана величины огромной и велел, чтобы по звуку мусикийских органов все придворные чины, вельможи и народ пали на колени перед этим истуканом и поклонились ему. Нечестивые вавилоняне исполнили царское повеление; но Анания, Мисаил и Азария презрели это повеление. Обвиненные перед царем, они были осуждены на сожжение в пещи огненной. Взятые царскою стражею и связанные по рукам и ногам, отроки еврейские брошены были в пещь до такой степени разожженную, что те самые, которые ввергли их в оную, пали мертвые от сильного пламени. Три мученика лежали связанные среди пылающего огня; но Ангел Господень приял их на свои руки, расторг их узы и они свободно ходили в пламени огненном, славя и благословляя Бога. Ангел Божий, находившийся с Ананиею, Мисаилом и Азариею, отклонил от них пламень огненный, веял на них ветром прохладным и окроплял их обильною росою. Огонь не коснулся их и не причинил им никакого вреда. Они славили Бога и благословляли Его едиными устами, вещая: Благословен еси Господи, Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое и превознесено вовеки. Царь со всеми вельможами был свидетелем сего чуда. Он повелел освободить из пламени трех юных мучеников и обнародовал по всему царству своему о победе истинного Бога над суетными идолами земными.
ОтветитьУдалитьПо прошествии нескольких лет пророк Даниил был брошен теми же самыми вавилонянами в ров, в котором семь голодных львов готовы были пожрать его. Но Ангел Хранитель посетил его и сделал этих лютых зверей кроткими и смиренными. Ангел также и питал пророка во все время пребывания его во рве львином.
Опасные и ложные друзья окружили тебя. Они желают, чтобы ты поклонился их идолам: удовольствиям, роскоши, богатству. Злые собеседники, как тигры, жаждущие твоей крови, готовы пожрать тебя. Они окружили тебя огнем, горящим пламенем ада. И какое страшное пламя горит в собственной груди твоей! Похоть, гордость, зависть и многие другие страсти жгут твое сердце. Кто потушит этот огонь? Кто повеет на тебя прохладительным ветром? Кто одождит росу? И что значит этот ветер? Что значит эта роса? Это усладительные мысли о Боге, внушаемые небесным Ангелом; это кровь и вода, истекающая из язв Иисуса Христа; таков ветер, охлаждающий страсти; такова роса, погашающая пыль похоти и оплодотворяющая зерно добродетелей: это пища, насыщающая твою душу. Таковы благодеяния, доставляемые тебе Ангелом. Если же ты знаешь сей дар Божий и знаешь того, кто приносит его тебе, то благослови Господа за Его благость, за Его милосердие беспредельное и молись твоему Ангелу Хранителю: Ангел Милосердого Бога! Под твоим покровом я избавился от опасности, угрожавшей мне неминуемою погибелью. Без тебя, может быть, я уже был бы ввержен в пламень преисподний. По твоему заступлению Господь спасает меня всякую минуту. Ты избавляешь меня от сетей злобного врага, как сердобольный человек освобождает птичку из расставленных ей силков; ты расторгаешь сети – и душа моя делается свободною. С тобою я покоен, как дитя на груди своей матери. Милосердый покровитель, будь благословен вовеки! (размышления христьянина об Ангеле Хранителе на каждый день месяца, день 9)
Думаю о нашем времени Святитель сказал бы:кто естественным образом перенесет язву сотворенную,и не примет уязвление змеи и её укус,тот получит венцы от Господа.
ОтветитьУдалитьвсе же не нам решать, что бы сказал тот или иной человек, если бы существовал сейчас... даже если наши предположения кажутся нам очень точными. 😔
Удалить