Проповедь в Неделю Сыропустную.
(Мф. 6, 14–21)
Оружие христианина
«Поприще добродетелей отверзеся…»
1. Мы находимся в конце первой части Триоди и с завтрашнего дня вступаем во вторую её часть, Великий пост. В Неделю о мытаре и фарисее наша Церковь преподала нам урок добродетели смирения — главнейшего условия для истинного покаяния. В Неделю о блудном сыне Церковь заверила нас в том, что при искреннем покаянии мы, конечно, не лишимся спасения. И, наконец, в Неделю о Страшном Суде она начертала пред нашим мысленным взором ту причину, по которой нам нужно покаяние и обращение к Богу — ожидающий нас всемирный Суд. Поскольку Великий пост — это период духовной и телесной подготовки и приобщения к Страданиям Христовым, Церковь напоминает нам сегодня об очень важном и печальном событии, которое послужило причиной того, что Христос пришел в мир и пострадал на Кресте. Она напоминает нам об изгнании человека из Рая.
2.
Когда современный человек
слышит об изгнании из Рая, ему почему-то становится смешно. Эти слова кажутся
ему «пустой болтовней». Говоря на эту тему на проповеди, некоторые «либеральные»
и «прогрессивные» богословы изображают изгнание из Рая как аллегорию, образ, и толкуют
его в переносном значении.
Уже было замечено, что, когда мы читаем в Священном Писании
какой-то отрывок, «выгодный» для нас, мы воспринимаем его дословно, буквально. А
отрывки, которые нас задевают и которые мы не готовы принять, мы обычно толкуем
«в обход», наделяя их аллегорическим смыслом. Что касается изгнания из Рая, это
одно из тех событий, которым нельзя давать иносказательное толкование, потому
что это событие произошло на самом деле, это не притча. Изгнание из Рая — это
свидетельство о духовной смерти человека, о его разлучении с Богом по причине греха.
Самым трагическим моментом этого известного библейского повествования (Бытие,
глава 3) является то, что, хотя Бог дал человеку возможность покаяния в Раю,
человек все же не захотел признать своего падения. Адам переложил
ответственность на жену, а Ева — на змея. Таким образом, следует понимать, что
грехопадение человека не было неизбежностью, не произошло по причине
«строгости» Бога (это ошибочное впечатление современного человека!), но
случилось оно по свободному выбору человека, без какого-либо «влияния непреодолимого
характера», если можно так выразиться. Человек пал не только потому, что согрешил, но и
потому, что он не раскаялся. Он не признал своего греха. Да, братья мои! Так
называемая наука отчаянно и неистово кричит, желая нас убедить, что человек
произошел от обезьяны, имея своей конечной целью оспорить то, что мы созданы
Богом. Но на самом деле очень легко и просто найти подтверждения того, что
грехопадение первых людей действительно было. Для этого будет довольно всего
одного доказательства. Спросите у провинившегося ребенка: зачем ты это сделал?
И вы получите ответ: это сделал не я, а сделал такой-то... Даже дети сваливают вину
на других. Разве это не подтверждает наше происхождение от Первозданных и
истинность библейского повествования?
3. Грехопадение первого человека, а через него и
всего человечества, было причиной пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа.
Чтобы снова привести нас «от смерти к жизни». Но при этом Спаситель поступает с
человеком как никто другой: Он ведёт его по пути покаяния и всецелой
преданности Богу. Вот почему призыв к покаянию в Великий пост звучит с такой
силой: без осознания своего падения и искреннего обращения к Богу человек не может
достичь освящения, своего единения с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
Его истинного Сына и второго Лица Святой Троицы.
Но разве многие люди смотрят сегодня на Великий пост таким образом? У большинства из нас нет ни малейшего желания к духовному росту. А самое ужасное то, что христианство нашего времени (которое лишь по имени является таковым) не ограничилось только распутными делами, но имеет дерзость требовать, чтобы деяния тьмы признала и Церковь, и Сам Христос, и чтобы Евангелие было приспособлено к духу мира сего и перекроено по-новому. Вот почему в этом «христианском мире», потерявшем устремление к Небу, хорошим пастырем считается тот, кто признает, хотя бы в философском ключе, карнавал и распутство, а не тот, кто в духе евангельской истины укажет на неисчислимый ущерб для души от участия в этих римских оргиях, которые под видом простого развлечения сохраняются до сих пор.
Покаяние человека, о котором с сегодняшнего дня будет много говориться в песнопениях и молитвах, — это не сиюминутное
изменение состояния души. Не так-то просто перейти от деяний тьмы к деяниям
света. Покаяние — это непрерывный процесс, который можно наглядно представить в
виде ряда колеблющихся кривых. Это поле битвы с врагом, которое с момента грехопадения
разворачивается в душе человека. Это неустанные усилия по искоренению скверных желаний,
которые являются корнем греха. Согрешает не тело. И мы постимся не для того,
чтобы умертвить его. Тело было сотворено добрым и святым. Виновата душа, потому
что именно в ней укоренилось скверное желание, похоть. Мы воздерживаемся в
пище для того, чтобы умертвить вожделение греха.
4. Духовная брань — самая молниеносная и решительная,
потому что она простирается в вечность, и для неё, как и для любой другой
борьбы, нужно иметь правильное оружие. Об этом оружии говорит нам сегодня и
апостольское, и евангельское чтение. Апостол Павел называет его «оружием света»
(Рим. 13, 12). И он указывает на него. Оружие, предлагаемое Апостолом,
в основном оборонительное. Искоренение страстей. Умерщвление тех темных супостатов,
которые способствуют нашему отчуждению от Бога. Наше наступательное вооружение
более подробно описано в евангельском отрывке. Мы должны прощать своих ближних
и быть снисходительными к ним. Соблюдать истинный пост, то есть не только телесное
воздержание от пищи, но и духовное воздержание от страстей. И, наконец, прилепляться
к Богу — нашему единственному сокровищу. Без этого оружия наша духовная брань
невозможна. Без него неосуществим подвиг и проникновение в истинный смысл Великого
поста. Церковь настойчиво обращает к нам свой призыв и сегодня, как это непрерывно
происходит вот уже две тысячи лет. Потому что дела света или тьмы определяются не
исторической эпохой, а состоянием человеческой души, которая во все эпохи та же.
Хотите приведу вам один пример, подтверждающий истинность этого утверждения?
Жил один молодой человек по имени Августин: он имел
прекрасное образование и вел светский образ жизни (в худшем смысле этого слова);
можно сказать, что это был вполне «современный» юноша, хотя нас отделяет от его
эпохи временной промежуток в 1500 лет. Он тратил все свои наилучшие качества на
служение тьме. И вот однажды в момент сильной внутренней брани он услышал
детский голос, зовущий его: «Возьми и прочти». Полный удивления, он вошел в свою
комнату и увидел на полу какие-то рукописи. Он взял их в руки и прочел первые
слова, на которых остановился его взгляд. Это были слова апостола Павла,
которые мы услышали сегодня во время Божественной литургии: «И так отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света... не
предаваясь пированиям и пьянству, сладострастию и распутству, распрям и зависти...»
(Рим. 13, 12–13). Это послужило толчком к обращению Августина.
Братья и сестры!
Бог призвал святого Августина, чтобы он из чада тьмы
соделался чадом света. По такой же самой причине наша Церковь призывает сегодня
и нас к покаянию и к обращению ко Господу… «Поприще добродетелей отверзеся,
хотящии подвизатися внидите…».
Протопресвитер Георгий Д. Металлинос
СВЕТ ОТ СВЕТА
«Проповеднические мысли в евангельских чтениях»
Изд-во «Ортодоксос Кипсели»
Салоники
Источник: https://www.impantokratoros.gr/metallhos_kyriakh_tyrofagou.el.aspx
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!