воскресенье, 19 февраля 2023 г.

«Любовь — да. Но какая любовь?» (протопресвитер Георгий Металлинос)

Протопресвитер Георгий Металлинос

Неделя о Страшном Суде

Мф. 25, 31-46.

Любовь — да. Но какая любовь?

«Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).


1. Сегодняшний отрывок из Евангелия призван напомнить нам о великой истине. В минувшее воскресенье Святое Евангелие говорило о благости Бога-Отца, ожидающего возвращения своего творения. Но это не должно заставить нас забыть о Его справедливости. Бог — не только любящий Отец. Он также является справедливым Судией. «Милость у Него не без суда, суд не без милости», — говорит св. Василий Великий. Он будет судить мир, — говорит нам Евангелие, — и не произвольно, а по делам нашим. Сегодняшний отрывок подводит нас к событию Суда. Мы говорим, что это «событие», потому что Всемирный суд является для нашей веры эсхатологической неизбежностью и реальностью, что исповедуется в нашем Символе как церковная вера: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым...».

Итак, сегодня мы призваны осознать три вещи. Во-первых, что нашим Судией будет Иисус Христос как Бог. Христос — Спаситель, но также и Судия. Если в первый раз Он смиренно пришел на землю, «чтобы спасти мир», то теперь Он придет «во славе Своей», чтобы судить людей. Тот, Кто сделался за нас «проклятием» на Кресте, имеет полное право судить нас, если мы позволим Его Жертве остаться невостребованной в нашем обществе. Во-вторых, Он будет судить не только христиан, и не только язычников, как думали евреи о Божием суде. Он будет судить всех людей, христиан и нехристиан, верующих и неверующих. И, в-третьих, основанием, критерием для суда будет любовь. То есть наше отношение к ближним. Суд будет всеобщим и всемирным, а значит всеобщим и всемирным будет критерий, по которому мы будем судимы. Это всемирный закон человечества, перед которым предстанут все: христиане и нехристиане. И те, кто знал Христа, и те, кто не мог знать Его и поэтому был далеко от Его Евангелия. В этом законе нет места отговоркам и оправданиям. Голод, жажда, нагота, болезни, тюрьма вопиют, они не могут остаться тайными, чтобы кто-то имел право утверждать, что он их не заметил... Нельзя игнорировать их, если ты прежде не перестал испытывать человеческие чувства и если ты не привел в полную негодность, не загубил образ Божий внутри себя.

2. Потрясающее величие и ужас Страшного Суда красочно живописуют песнопения этого дня. «О каковый час тогда…, егда сядет Судия на престоле страшном! Книги разгибаются, и деяния обличаются, и тайная тьмы явлена бывают»! Ужасна даже простая мысль о судном часе, потому что она не только напоминает нам о нашей неготовности предстать перед престолом грозного Судии, но и потому, что она раскрывает трагичность нашей жизни, которую мы тратим в суетных делах, которые не выдерживают света вечности. Мы не сможем оправдаться перед нашим Судией при помощи того, что мир считает великим и важным: знания, положения, звания, должности, богатство, слава. Можно, имея все это, все равно подпасть под осуждение.

Мы будем судимы по тому, насколько мы применяли любовь в своей жизни. Судимы не как индивидуумы, а как члены человеческого общества. Бог не создавал людей автономными и независимыми. Он создал нас, чтобы мы стали личностями и обществом личностей. И если величайшие добродетели останутся просто личными, то это всего лишь деньги, не обеспеченные ничем, перед Великим Судией. Потому что эти добродетели не нашли своей реализации в человеческом обществе. Не были подтверждены служением ближнему. Так, например, знание является Божиим благословением, но когда оно приобретается ради блага ближнего, для служения ближнему. То же касается и воздержания, и благочестия, и поста, и всего нашего подвига. Если же все это делается для личного оправдания, для себя, а не как служение нашим братьям, нашим ближним, то голос Божий порицает нас: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13)! Мне нужна любовь, а не набожность, которая ведет ​к самопревозношению и самохвальству. Которая видит квинтэссенцию благочестия в формальном соблюдении устава.

3. Люди научились покупать все, даже совесть. Однако этот закон не действует в области веры. Личное благочестие не может обеспечить место в Царствии Божием, если оно сначала не станет церковным, то есть если оно не сопровождается делами любви. Поприще христианина — это также и общество, а не только «внутренняя клеть». В своей внутренней клети христианин затворяется для восполнения своих духовных сил. Но его жительство никогда не ограничивается тесным пространством его индивидуальности. Если наша духовность правильна, она приведет к бескорыстной любви. Давайте услышим раз и навсегда: доводы христиан, подобных «обуявшей соли» (Мф. 5:13) о том, что «мы ни за кого не в ответе» и «надо жить незаметно», не имеют силы. «Внимай своей душе» означает не что иное, как малодушие и отступление, если при этом мы не следуем пути: «Подвизайся, чтобы устроить свое христианское общество». В противном случае мы находимся среди христиан по ошибке. Наше место где-нибудь далеко на Востоке, в мертвости нирваны.

4. Но здесь я чувствую необходимость предупредить возникающее недоумение. Если нас будут судить на основании деятельной любви, то куда уходит вопрос веры? Каково значение борьбы за веру и чистоту догмата? Если у нее нет непреходящего измерения, то зачем это делать?

В судный час вера — и как верность, и как учение — не исключается, как ошибочно полагают многие. Она полагается в основу. Наш Судия — это ХРИСТОС. Наше поведение и отношение к Нему спасает нас или осуждает. Потому как Он разъясняет нам, что к Нему обращается любое наше действие по отношению к ближнему, хорошее или плохое. Не бывает безнравственных поступков. Если Он подчеркивает любовь как критерий, это не значит, что Он хочет исключить веру. Он хочет предотвратить понимание веры с нашей стороны как совокупности теоретических истин без принятия и применения в нашей жизни. Подобно тому, как провозгласивший себя атеистом и сознательный отрицатель веры превращает свой атеизм и неверие в богопротивные дела, так и верующий должен сделать свою веру движущей силой своей жизни. Ибо вера без дел любви мертва (Иак. 2, 20). Любовь не исключает веры, поскольку она является условием праведной жизни и спасения. Но это и нечто большее. Не только «неверующий» (во Христа) не спасается, но и тот, кто не уверовал правильно. Бог есть не только Любовь, но еще и Истина (Ин. 14, 6; 1 Ин 4, 8; 4, 16; 5, 6) и конечно же Самоистина. Кто предает истину, тот предает и любовь. Любовь Христова «сорадуется истине» (1 Кор. 13, 6), т. е. живет вместе с истиной и одобряет ее, без нее не существует. Вот как оценивается борьба за чистоту догмата. Потому что это борьба за любовь — это величайшее церковное служение. Это борьба прежде всего общественная, потому что она ведется ради народа Божия, чтобы он не поддался влиянию заблуждения, которое является настоящим самоубийством.

Братья мои!

Христос рассказал нам притчу о Суде, Его слова можно понимать как обращенные не только к Его современникам, но и к тем, кто жил до Него. Те, кто не знали Христа, могут быть судимы только за свою любовь, хотя любовь никогда не может существовать без веры в Бога. Тот, кто искренне любит, «принимает» Бога, даже если не знает Его. У неверующего может быть только кажущаяся любовь. И только там, где есть Крещение и Святой Дух, возможна совершенная любовь, христианская любовь.

Но я думаю, что вопрос нужно ставить по-другому. Когда мы сегодня слышим эту притчу, через две тысячи лет после воплощения Сына Божия, как можно отделить (правильную) веру от нашей любви? В Евангелии четко говорится: «...неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 18). То есть после воплощенного домостроительства суд является следствием отношения каждого человека ко Христу. Критерием остается любовь. Но любовь, которая предполагает веру во Христа. Потому что она единственная истинна. Одна она оправдывает и спасает...

Протопресвитер Георгий Д. Металлинос

 

Источник: ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒΥΤΈΡΟΥ ΓΕΩΡΓΙΟΥ Δ. ΜΕΤΑΛΛΗΝΟΥ. ΦΩΣ ΕΚ ΦΩΤΟΣ. «Κηρύγματικές σκέψεις στα ευαγγελικά αναγνώσματα». Εκδόσεις "Ορθόδοξος Κυψέλη". Θεσσαλονίκη. // Протопресвитер Георгий Д. Металлинос. СВЕТ ОТ СВЕТА. «Проповеднические мысли в евангельских чтениях», изд-во «Ортодоксос Кипсели», Салоники.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

26 комментариев:

  1. К сожалению в умах некоторых христиан завелась мысль что вот они и есть уже спасенные. И Бог обязан их пустить в рай...а иначе зачем они в это веруют? Жаль...рабы Божьи так не думают...они Рабы.

    ОтветитьУдалить
  2. Не " успокоение "ли совести происходит сейчас в храмах? Под видом "благочестивых" дел в Очах Бога... а кому тогда слова " бежать от будущего века." Сказаны. Нам всем- сказаные. Господь Иисус Христос Венец терновый предлогает каждому христианину...но комфортная среда обитания ближе сердцу. И личность подменили денежными наручниками. Оценили себя сами своими доходами. Забывая по какому образу созданые и Кто в этом Образе Явился 2023 года назад. И ЯВИТСЯ ЕЩЁ. Кто душу свою теряет, а кто её сберегает. ? А что мы с душой делаем в храмах? Теряем или сберегаем? А слова ,,всякий человек - ложь, не к нам? Может смирится и признать это- ложь я, ты, он она... а Пример только Господь Иисус Христос.! Он Истина и слова сказаные Им - законы самой жизни земной , а тем более в вечной.и овцы Мои слышат Глас Мой...но не наемников.

    ОтветитьУдалить
  3. Совершенно антипаламитская проповедь...
    «Милости хочу, а не жертвы» - не нравственный критерий, а христологический. Милость - это в первую очередь имя Божие, а не нравственное качество человека. Другими словами, Бог желает не прообразовательных ветхозаветных жертв, а подлинной Жертвы - Христа - Милости! Это не нравственный момент, а догматический.
    Поэтому спастись надо сначала самому (стяжать благодать), а потом уже «спасать» других. «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», как отцы говорили. Отчего монахи и уходили в пустыни и затворы, чтобы в себе самих побороть греховные страсти и стяжать божественную благодать. И к восточной нирване православный исихазм не имеет ни малейшего отношения. В нирване происходит растворение личности в абсолюте, по сути дела аннигиляция - стремление к небытию. Православные же исихасты наоборот восстанавливают в себе падший образ Божий в единении со Христом.
    Что касается Страшного Суда, то действительно это касается только православных христиан, принадлежащих Церкви Христовой. Вне Церкви - всё и так удел ада, «…неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напрасно Вы навешиваете на прот. Георгия Металлиноса обвинение в "антипаламизме". Он любил святителя Григория Паламу и посвящал ему свои труды. Что касается этой статьи, то она написана против экуменистов, которые говорят, что не важно, какая вера у человека, главное - любовь.
      Православный исихазм и стяжание благодати никоим образом не исключает милостыни, не исключает любви к другим людям, в том числе и деятельной при возможности, и вообще к творению Божию.
      Ключевая мысль статьи заключена в ее последнем абзаце: после воплощенного домостроительства (Рождества Христова) суд является следствием отношения каждого человека ко Христу. Критерием остается любовь. Но любовь, которая предполагает веру во Христа.
      Ваше последнее утверждение (Что касается Страшного Суда, то действительно это касается только православных христиан, принадлежащих Церкви Христовой) ошибочно. На Страшный суд явятся все, есть много свидетельств тому в Священном Писании, в богослужебных текстах и у Святых Отцов.

      Удалить
    2. Я исхожу из слов Евангелия: «Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». Конечно, Суд будет и для них, но не такой как для православных христиан. Язычники не проходят мытарств, но сразу идут в ад. Вот, что я имел в виду.

      Удалить
    3. А почему я назвал проповедь антипаламитской, так потому, что это римо-католики считают, что внутренние очищение от грехов, страстей и похотей - не главное, а главное - социальное служение. Если о.Георгий считает не так, то надо лучше подбирать выражения, чтобы не возникало превратного понимания его слов.

      Удалить
    4. Язычники в ад...? Тогда ответе Православная вера - сколько ей лет.. а что будет с пигмеями или туземцами... которые в силу обстоятельств родились до Рождества Христова. По Вашим убеждениям Бог их создал сразу для ада? Тогда где место той милости о которой Вы пишите? Может Вы их уже осудили ?
      Как такие мысли можно допускать в слух. От кого они (мысли) в головах . Бог хочет чтоб люди в ад попали? ЛЮБОВЬ превыше Ваших мыслей....и статья правильно изложенная. Православная Вера это прежде всего Любовь Отца через Сына по действию Святаго Духа плюс Зерно из притчи. Виноградник Возведенный Самим Богом.... и все Действующие Лица созданные по образу Божьему с теми первоначальными качествами души от Адама. Оставте СУД СУДИТЬ Иисусу Христу... или вы свидетели о которых Он ни чего ни сказал? Да любите друг друга...это избирательно? Не нам избирать.

      Удалить
    5. Любовь без истины - это ложь, а не любовь. Сатанинская подделка.

      Удалить
    6. Не может быть в принципе объективной возможно не познать Христа, так как Христос «везде Сый и вся исполняяй».
      И к тому же это противоречит 5-й заповеди блаженства: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Есть примеры — вмч. Варвара, которая была воспитана язычницей, но по чистоте сердца познала Христа. Св. Корнилий сотник и др.

      У нас есть в святцах святые, которые перешли в Православие из латинской ереси, например, прп. Антоний Римлянин. Так что по существу оправдаться неведением не удастся никому. Конечно, Господь всё учтёт и условия воспитания в том числе. По разному, например (из Предания известно), будут судится две сестры, одну которую воспитывала монахиня, а другую блудница.

      Но однозначно и непреложно: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

      Удалить
    7. А кто здесь кого судить? Здесь православное вероучение. Без Спасителя спасения не бывает. Ваши либеральные идеи давно Церковью соборно осуждены. Бог - не только любовь, но и справедливость. Да и не бывает любви без справедливости… Ваше «всеспасение» оставьте для Осипова и подобных ему.

      Удалить
    8. А где ваша либеральность? В чем она проявляется? Так тогда почему Вера угасает... и в конечном итоге апокалипсис. Это потому что ученики хотят превзойти Учителя... судьбу каждого Он предопределил. иуда избран был на то что он сделал? Или кто за иуду должен был это сделать. Тогда миссия Господа моего Исуса Христа как закончилась? Для чего эти в нашем понимании отрицательные персоны ... или Отец Бог не знал что Христа распнут? Где истина в вашем понимании -против понимания Истины ...если это вообще нужно понимать. О детях вспомните...о труждающиеся и обремененных... и примените это к себе. и назовите это свободой . Кто утруждает и обременяет человека... только такой же человек. ставя границы поведения и мыслия. Только последнее ( мыслие) не всегда можно ограничить. Нельзя служить Богу не видя в человеке образ Бога в котором Сын Божий и Явился... омовение ног учеников Господом вам в пример... Кого учил тому и ноги омыл...а вы- вероучение...! В чем служение к Богу? Не в пастве ли Овец Христовых... Из 100 одну хоть пойдите и приведите... Порадуйтесь с Господом. Явите действие к народу, а не к отдельным лицам (богатым). Они отойдут от вас как от Христа из за очень большого имения. Проповедуйте везде где находитесь и будте примером во всем что наследовали от Иисуса Христа как учиники Его. Сколько Господа хотели побить камнями и погубить? И сколько Вас? Простите... но буквы к сожалению не передают чувств, а только размышление.

      Удалить
    9. «судьбу каждого Он предопределил»…
      Это что за ересь гностическая? Господь судьбу каждого предвидит, но не предопределяет! У каждого человека свободная воля.

      Удалить
    10. Свободная воля говорите? Пример вам святой который грудь не брал младенцем у матери. Обладал Свободной волей... ? По вашему мнению - это осознанный поступок младенца. Слова Господа моего Иисуса Христа - будьте как дети для чего сказанные. И чем отличается воля ребенка , от воли взрослого Вам это должно быть известно...Вы это сами пережили...и в памяти это. Не ко всем применим принцип - разделяй и властвуй... и что еретического я в буквах изложил ? То что не имею духовных семинарий и мышление не как у Вас. Множество Святых подвижников не имели духовных семинарий , но Исполненные Духа Святого... ( ко мне это не относите _ как в прелесте) Пророк Илий и пророк Енох сойдут для чего в последнее время...
      кто их бить будет? Бог избирает Себе , а не свободная воля человека. Человек земля и Зерна Святаго Духа от Бога. Какая земля такой и Урожай. Приготовление почвы есть Православная Вера... но Сеятель Один... проповедуйте в живую , будьте примером Вашего подражания О Ревности ко Христу....Приносите жизнь данную Богом как самое Драгоценное жертвоприношение во служение не только в Храмах но и в окружающем Вас мире. Идите впереди Стада Христового, а не подгоняйте сзади. Сказать большего не могу... бит буду словесно... а мне этого не надо. Другая награда у меня - это жизнь дарованная Богом . Ему Слава во все времена .

      Удалить
    11. Свободная воля- от чего свобода.? Либо Раб от Бога как Его Творение... либо узник дьявола. О какой свободе речь идет? Во Христе? Так и Ему мы рабы. Воля свободная не бывает- выбор за вами ( избирательная) . Свободен Бог....а мы подвластные ...у человека волеизьявление к Свету или во тьму.

      Удалить
    12. Это благодатный поступок младенца. Но благодать Божия не нарушает человеческой воли. Учите православную догматику.

      Удалить
    13. Вы ученый изучивший Православную догматику ... почему не поступили как этот благодатью одаренный младенец ? А сейчас - советуете учить . Почему не проявили волю с младенства? Полное противоречие самому себе. Исключая Волю Божию избирать тех кого Он как вы говорите - провидел... получается что не до конца провидение Божие? Ваш пример как раз в этом и заключается. Работайте больше с паствой дарованную Вам с Выше. Без Этого Вам дарованного Стада Овец Ваша Богу угодная жизнь потеряет смысл Вашего Служения. Будьте Пастырем Добрым... и Овцы не побегут от Вас. Овец не учить нужно , а заботится о Них.
      как мы знаем из Святаго Евангелия Сын Божий не только в храмах учил... а более на Природе Созданной Отцом. Думается что Ему было комфортней на Природе . Постоянно с народом Божьим ... лисы имеют норы и птицы гнезда. Голову негде преклонить....в такой окружающей обстановке Господь Проповедовал Царствие Отца Небесного. и не было над Ним власти земной. Пророк Иоанн даже обличал беззаконие мироправителей .
      А Вам даже слова против вашего учения нельзя сказать. Какой властью запрещаете ? Будучи сами под Властию. Когда Ученики Его вернулись сказав Учитель - мы видели человека ходившего не с Нами ...что Он ответил Им? Вот и ответ Вам от Самого Господа в мой адрес...не усложняйте Простоту . Не всем учение дается... Вера в большей степени. Ей и спасение.

      Удалить
  4. Слава Богу за все

    ОтветитьУдалить
  5. В общем понятии любовь - это когда в твоём сердце живёт милосердие, когда ты прощаешь того кто тебе делает зло и сам просишь прощение против того которого согрешил. Когда на зло отвечаешь добром.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зло разное бывает. Есть относительное зло: скорби, болезни, войны, эпидемии, стихийные бедствия; а есть абсолютное зло - это грех!

      Удалить
    2. нет человека без греха от рождения до смерти... нет. Один Безгрешен...Он Один! Значит мы все зло в Образе Создателя. Грех это порок качеств души- тех качеств заложенных Самим Богом при создании всего и вся. Адам до изгнания был греховным? Адам ослушался Бога ... нарушил тот ЗАПРЕТ ...просто ЗАПРЕТ. если этого нельзя делать значит нельзя. При любых обстоятельствах. а что за обстоятельства побудили к нарушению. Только глубокая уверенность в себе - что тебе ни чего не будет. И змий и Ева только ,,подогрели,, это чувство. Вот это и было своеволие, превыше Воли Божьей. Выше написано о свободе, но какой... Свобода от всего и вся? Тогда где - раб Божий. Раб Божий не имеет свободы. Он РАБ. ОДНОМУ раб... и другому не подвластен. Какою властью властвуете? Будучи Рабами Божьими...вы только держатели талантов от Бога. Употребляйте их...но Эти таланты Вам не дают права быть рабовладельцами над Рабами Божьими. Кому прощаете - тому простится. А на ком оставите - на Вас самих и останется. Прощайте до семидеждысеми раз. Не этому ли учил Сын Божий.? Деньги зло изобретенное человеком- оправданное человеком зло. Но не Творцом...уж точно Он их не Творил. Он дал человеку землю как средство к пропитанию и сбережению. Но не деньги... деньги придумал хитрый человек . Чтоб самому не трудится физически...а иметь на ровне с трудящимся . Дальше больше...и мы видим большую несправедливость в распределении земных ресурсов... и осуждены богатые и оправданы нищие... а много сейчас нищих? И в чем Нищета и в чем Богатство от Бога известно.

      Удалить
    3. Вы святых отцов Церкви читайте, а не самочинным плотским мудрованием руководствуйтесь.

      Удалить
    4. Будь по Вашему.

      Удалить
  6. Очень много толкователей на Святые Сцены из Святого Евангелия стало.... в уме не прилогается у меня толкование Истиных Слов. Может вы премудрей самой Истины? Даже страшно такое представить.. сам же Господь притчами говорил для сообразительных и толковал если не понимали смысла. Зачем из Простого написания понятному к восприятию человека замудрять все? Где занавеса разодравшиеся на две части?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Только Церковь в лице Святых Отцов толкует Священное Писание. Причем тем же Святым Духом, что и само Писание написано. Не имея благодати Святого Духа невозможно правильно толковать и понимать Священное Писание. Отсюда и такое количество протестантских сект.

      Удалить
    2. Принимаю Ваш совет. Спаси Боже. Помолитесь за меня. Заблудившегося ...отбившегося от Стада. По не радению пастуха.

      Удалить
  7. Суди Господи православных по милости, а остальных по справедливости.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!