Архимандрит Георгий Капсанис
В Неделю Торжества Православия
Святой Бог сподобил нас
провести первую седмицу Великого поста и праздновать сегодня святой праздник
Православия, восстановление почитания святых икон. Гонения на православных за
то, что они поклонялись святым иконам, продолжались сто двадцать лет. И
императоры, и патриархи, и прочие официальные лица были на стороне иконоборцев.
Однако были и исповедники — православные, сохранившие веру, заключенные в тюрьмы,
подвергаемые мучениям, предаваемые смерти. Мы чтим этих исповедников веры
сегодня и разделяем ту радость, которую испытала Церковь тогда, в 843 году,
когда, наконец, произошло окончательное восстановление почитания святых икон.
Много боли было в ту
пору: храмы пустовали без икон, разрешался только Крест, больше ничего. Христиане
не могли входить в эти храмы, потому что они не были похожи на православные. С
великой болью они смотрели на то, как иконоборцы сжигали иконы, выбрасывали их
и делали много других нечестивых вещей. Поэтому, когда блаженной царицей
Феодорой было восстановлено почитание икон, весь народ почувствовал огромное облегчение
и устроил великий праздник. Эта радость, которую испытывал тогда народ,
отражена и в тексте сегодняшнего богослужения, которое, если вы заметили, носит
славословный, благодарственный, радостный характер.
Поэтому сегодня, когда мы празднуем победу Православия над иконоборцами и всеми еретиками, я хотел бы напомнить вам о трех вещах.
Во-первых, мы,
православные, имеем великое счастье и благословение Божие, потому что по благодати
Божией мы имеем Православную веру. И мы должны хранить Православную веру как
зеницу ока, потому что есть опасность потерять ее сегодня не из-за каких-то иконоборцев,
а из-за духа равнодушия к вере и догматам Церкви. Многие люди, даже
православные, придерживаются мнения, что неважно, православный ты или католик, протестант,
пятидесятник, буддист или йогин; они просто считают за благо верить в какого-то
бога и для них не имеет большого значения, являются ли они православными. Однако
же, это является неверием. Православным христианам не подобает иметь этот дух
компромисса, смешения, заблуждения. Есть только один Спаситель, Господь наш Иисус
Христос (ср. Деян. 4, 10-12), и только одна истинная Церковь — наша Православная
Церковь. Второе, на что мы, православные, должны обратить внимание — это то,
что мало просто верить православно и исповедовать догматы Православия, нужно
еще и жить по-православному. Потому что мы можем сказать, что веруем
православно, но наша жизнь может быть при этом далека от Бога. Вот почему Святые
Отцы много раз подчеркивали, что Православие (гр. Ορθοδοξία) немыслимо без праводеяния (гр. Ορθοπραξία).
Поэтому, если нам случится пусть даже на короткое время нарушить заповеди Божии
и отойти от христианской жизни, мы не должны коснеть во грехе; нужно покаяться
и исповедоваться в содеянном, чтобы снова обрести православную христианскую
жизнь. Эти два понятия дополняют друг друга.
И третье, что мы должны
иметь в виду — это то, что мы обязаны приносить эту Православную веру тем, кому
неизвестно о ней и кто далек от Церкви, будь то наши друзья, наши знакомые или наши
родственники. На нас лежит обязанность рассказать таким нашим братьям, по-доброму
и с рассуждением, что Христос — это истинная жизнь.
Вы слышали сегодня в
Святом Евангелии, что Апостол Андрей возвестил своему брату Петру: «Обретохом
Мессию» (Ин. 1, 41), иди и узнаешь его. Затем апостол Филипп сказал своему
другу Нафанаилу: «Прииди и виждь» (Ин. 1, 46), то есть «иди и увидишь, что мы
нашли Христа». Поэтому и мы сегодня можем сказать своим ближним, а особенно когда
мы видим их доброе расположение: «Иди и смотри», «Иди и увидишь, что Христос
есть истина». И, конечно, мы должны это делать. во-первых, у себя на родине, по
отношению к своим родственникам и знакомым, то есть мы должны стать чем-то
вроде миссионеров в своем близком окружении. Об этом же говорил в своих
проповедях и святой Иоанн Златоуст: то, что вы слышите здесь, на проповеди в церкви,
вы должны рассказать в своих мастерских и в своих домах, чтобы и другие люди
могли получить от этого пользу и познать Христа (см. Св. Иоанн Златоуст на Книгу
Бытия, слово 8, PG 54, 619-620).
Однако и этого
недостаточно. Мы обязаны донести нашу Православную веру до народов, несведущих
о Христе, через зарубежные миссии, а также до так называемых «цивилизованных»
народов Европы и Америки. Особенно теперь, когда мы присоединились к
Европейскому Союзу, многие думают, что мы выиграем от этого в финансовом плане,
но на самом деле мы, православные, должны выполнить духовную миссию. Нам нужно
подумать о том, как мы можем рассказать этим людям истину: о нашей вере и о
Христе. А ведь многие из них хотят узнать истину и ищут ее, поэтому если мы им расскажем
о ней, они станут православными. В нашем монастыре, по милости Божией, мы уже
крестили около двадцати европейцев и американцев, которые имели доброе
расположение и хотели познать Свет Православия. Вот те мысли, которыми я был обязан
поделиться с вами сегодня. И повторюсь: во-первых, давайте хранить нашу Православную
веру, во-вторых, пусть будет православной и наша жизнь, и в-третьих, мы все
должны стать свидетелями и исповедниками нашей веры, с молитвой и рассуждением,
каждый, где может, и прежде всего — в своем окружении.
Источник: Архимандрит Георгий Капсанис, Проповеди на праздники Постной Триоди (2006-2014). Изд-во монастыря Преподобного Григория, Святая Гора Афон, 2022. - с. 74-80.
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
В исповедании Православной веры имейте более страх пред Богом. Чем пред земной жизнью. Что делает человека Мужественым. Слава Богу за все времена от начала и до конца.
ОтветитьУдалить