Есть много людей, дорогие мои, которые говорят, что человек не может побеждать грех, отсекать свои недостатки, искоренять свои страсти, изменять свою жизнь и жить так, как хочет Евангелие. Невозможно, говорят они, изменить человека. Человек находится под властью природы, которая и определяет его поведение. Кошка всегда будет охотиться на мышей, ястреб — на голубей, волк — на овец; никаким мылом не отмоешь того, кто родился с темной кожей. Так же невозможно, утверждают они, человеку победить зло, изменить свою извращенную природу и стать добродетельным и добрым, как невозможно хищным животным стать травоядными, а темнокожему сделаться белым.
Но то, что не происходит
в царстве природы, происходит в Царстве благодати. А что такое Царство
благодати? Царство благодати — это Церковь, основанная Христом. В Церкви
человек, каким бы грешным и развращенным он ни был, если он верит в Распятого
Искупителя мира, то он может найти в себе силы сбросить с себя тяжкое бремя
грехов и стать святым: волк может стать агнцем, ворон — стать голубем, черное
станет белым, как снег, а ночной мрак просветится как солнце.
Есть ли такие примеры
нравственно изменяющихся людей? Да, безусловно! Есть не один и не два, а много
примеров из прошлого и настоящего, которые показывают огромное влияние силы
Христовой на развращенную природу человека. Только Христос может изменить
человека коренным образом. И одним из самых замечательных примеров радикального
изменения нравственности является жизнь преподобной Марии Египетской. Наша
Церковь празднует память этой великой святой в 5-ю неделю Великого поста и 1-го
(14) апреля. В этой проповеди мы постараемся в нескольких словах рассказать о
жизни преподобной Марии.
Мария Египетская жила в
V веке после Р. Х., во время правления императора Юстиниана, построившего собор
Святой Софии. Она родилась в Александрии (Египет). Этот город в то время был
одним из самых богатых, но и самых порочных городов мира. Где
богатство, там разврат и растление. В этой неблагоприятной среде вскоре испортилась и Мария. Ей было 12 лет, когда она вступила на путь греха. Если девушка не ведет
внимательную жизнь, но подчиняется велениям плоти и впадает в грех, то в
дальнейшем сдержать себя становится сложно. За первым падением следует второе,
за вторым — третье и так далее. Человек подобен мячу, который, если уронить его
с вершины холма, начнет скатываться вниз и не остановится, пока не достигнет
подножия. Мария погрузилась в греховную жизнь. Она упала слишком низко. Развратилась
до невообразимой степени. Как рассказать о греховной жизни, которую она
проводила? Ее жизнь была оргией. Она подпала под власть диавола и стала страшным
крючком, с помощью которого он уловлял души и подвергал их растлению. Мария
Египетская стала широко известна и востребована в нечестивом обществе
Александрии. Она стала королевой разгульной жизни и разврата. Беспутные
юноши говорили о ней и жертвовали всем, чтобы добиться ее внимания.
Но вдруг Мария
Египетская, та грешная женщина, которая скандалила и будоражила город и ввела в
грех тысячи молодых людей, изменилась. Как это произошло? Послушай. Из порта
Александрии отходил корабль, чтобы доставить паломников в Иерусалим. Мария
Египетская также села на этот корабль. Несмотря на всю ее греховность, в
глубине ее сердца была искра и было нечто, беспокоившее ее. Мария достигла
Святой Земли, она отправилась в Иерусалим. Наступило 14 (27) сентября — тот
день, когда наша Церковь празднует Воздвижение Честного Креста. Тысячи людей приходили
на поклонение в тот храм, который святая Елена построила на месте обретения Честного
Креста. Все благоговейно вошли в храм, подошли к Кресту, преклонили колени и
поклонились ему. Мария, смешавшись с другими христианами, подошла к дверям
храма. Но как только она двинулась вперед, невидимая сила остановила ее. Она не
могла продвинуться вперед ни на шаг. Она поняла, что такая грешница недостойна
войти в храм и поклониться Кресту. Ей мешают грехи. Она стала плакать, каяться
в своей греховной жизни и умолять Пресвятую Богородицу ходатайствовать перед Своим
Божественным Сыном о прощении ее грехов. Просьба Марии была услышана. Она
больше не чувствовала перед собой препятствия. Она вошла в храм, прошла вперед,
поклонилась Честному Кресту и пообещала, что начнет новую жизнь. Затем она
услышала голос, говорящий ей: «Мария, если ты перейдешь реку Иордан, ты обрящешь
покой».
Она покинула Иерусалим и
пошла к реке Иордан. Там она нашла духовника, исповедалась в своих грехах и по благословению
духовника перешла Иордан и ушла в пустыню. Она прожила в этой пустыне целых 47
лет. Она жила очень строгой аскетической жизнью. Та, что в Александрии
пребывала в роскоши, ела и пила самую изысканную пищу и питье, спала на мягких
кроватях, имела всевозможные удобства и плотские удовольствия; та, что
одевалась в шелка и украшалась дорогими браслетами и серьгами, подарками от
любовников, теперь живет совершенно иначе. Ее пищей становятся травы. Она пьет
воду из Иордана. Ее постелью становится твердая земля пустыни. Покровом — звезды
небесные. Компанию ей составляют дикие звери. Разве не удивительно, что такая изнеженная
женщина смогла жить в пустыне? Силой Христовой она вела духовную брань, победила
демона плоти и, наконец, удостоилась причаститься от преподобного Зосимы Святых
Христовых Таин и быть погребенной в пустыне.
Дорогие мои! В 5-ю
неделю Святой Четыредесятницы, в самом конце Великого поста и 1/14 апреля наша
Церковь представляет нашему вниманию жизнь Марии Египетской как чудесный пример
покаяния. Ни мужчина, ни женщина, какие бы грехи они ни совершили, не должны
отчаиваться и говорить: нет мне спасения. Это не так! Путь спасения открыт для
всякого грешника; это путь, ведущий на Голгофу, ко Кресту Господню. Одной капли
Его крови достаточно, чтобы изгладить и стереть все наши грехи. Если бы Крест
не устоял, то нам, грешникам, было бы от чего впасть в отчаяние. Но только не
теперь. Давайте подойдем поближе к Распятому. Давайте облобызаем Его пречистые ноги.
Давайте омоем их своими слезами, как Мария Египетская. Суть нашей веры состоит в
том, о чем говорит Евангелие: Христос пришел в мир, чтобы пожертвовать Собой ради
нас и Своей честной Кровью очистить мир от греха (1 Ин. 1, 7). Благодать
побеждает грех.
Епископ
Августин Кантиотис, митрополит Флоринский
Проповедь была опубликована
Православным миссионерским братством «Крест», Афины, 1974 г.
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!