Автор: протопресвитер Антоний Христу
Как известно, праздником Вознесения Господня запечатлевается первое во плоти пришествие Христа, завершая план Божественного домостроительства, по которому совершилось воплощение ипостаси Сына-Слова. Рождество, Учение, Чудеса, Страдания, Распятие, Погребение и Воскресение Христово — Божественные события, касающиеся присутствия Христа на земле. А благодаря Вознесению исцеление рода человеческого посредством всех этих событий и дел запечатлевается и становится общим для всего человеческого рода, потому что Господь не просто вознесся на небо во славе, но и воссел одесную Отца, как мы исповедуем в 6-м члене Символа Веры: «И возшедшаго на Небеса и сидяща одесную Отца». То есть обоженная человеческая природа вместе с Божественной ныне пребывает на престоле Божием, и следовательно для каждого, кто причастен человеческой природе, теперь открыт путь к обожению по благодати и, следовательно, спасению! До Вознесения это было невозможно. Осознайте благословенность, важность и значимость этого праздника.
Мы хотели бы еще раз повторить и подчеркнуть то, что мы вынесли в заголовок этой статьи, — Вознесение не означает оставления и отсутствия Христа в міре, поскольку Он сам уверяет Своих учеников: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20). Поэтому, когда мы молимся Господу, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, когда мы очищаем наши сердца и заключаем в них нашего Спасителя, мы становимся христоносцами и богоносцами! А от Церкви и от каждого верующего Христос, Жених Церкви, ждет и желает, чтобы мы возлюбили Его, ставили Его на первое место в своей жизни, соблюдали Его заповеди и искали Его либо прямо, либо косвенно через Его видимый образ, каждого человека, с которым нам доводится иметь общение.
Благодаря празднику Вознесения, помимо объективного спасения человеческого рода (и теперь вопрос в том, станет ли оно личностно-субъективным для каждого отдельного человека, созданного по образу Божию, чтобы в дальнейшей своей жизни он смог достичь богоподобия), открываются две великие перспективы:
а) Первая, которая одновременно является и последней (в том смысле, что она связана с последними событиями мировой истории), — это ожидание Его второго славного Пришествия, времени и момента которого мы не знаем, но мы знаем, что оно непременно произойдет, и исповедуем это в Символе Веры: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Таким образом, мы понимаем, что ничто из того, что мы делаем, говорим и думаем, не останется без воздаяния — как положительного, так и отрицательного, — во время Второго Пришествия, поскольку Господь придет тогда уже как Судия. Также, поскольку мы не знаем времени и момента, когда произойдет Второе Пришествие или наша собственная биологическая смерть, мы осознаем, что для благоприятного исхода из этой временной жизни нам крайне нужны духовное бодрствование и умное трезвение. Память о грядущем Суде не должна вызывать у нас патологический страх и тревогу, но в то же самое время мы не должны предаваться самоуспокоению и духовной лености.
б)
Вторая перспектива — это открытие пути для пришествия Утешителя, третьего
Лица Святой Троицы, Святого Духа, необходимого для всякого богопознания, а
также для участия во всех священнодействиях таинственной жизни и священных
служб нашей Церкви. Об этом сказал Сам Христос: «И Я умолю Отца, и даст вам
другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может
принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами
пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14, 16-18).
И в другом месте из того же Евангелия: «Еще многое имею сказать вам; но вы
теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на
всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и
будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и
возвестит вам» (Ин. 16, 12-15).
Следовательно,
в Церкви все происходит «От Отца через Сына в Духе Святом», потому что мы верим
в единого Бога-Троицу; три Его Ипостаси имеют одну общую природу, но и свои
отдельные ипостасные свойства, действуют сообща и по отдельности всегда из
любви и всегда последовательно ради спасения человека. К сожалению, человек не
всегда последователен и постоянен в своих отношениях с Богом. Однако у Бога нет
никакой нужды и необходимости в нас, Он бесстрастен, а мы, как Его творения,
нуждаемся в Боге, и по своему устроению должны жить в общении с Ним. Все то,
что уводит нас от этого общения, называется грехом и страстью, и выводит нас за
рамки положенного, когда мы не выполняем свое высокое предназначение и, по
сути, движемся к саморазрушению.
Завершая
нашу статью, давайте отметим этот великий праздник церковно и по-христиански,
всегда воскресая от страстей и грехов, и таким образом через Вознесение и
грядущую Пятидесятницу станем сосудами Божественной благодати и верными членами
Церкви. Приобщаясь к Божественному, каждый из нас может стать настоящим человеком,
а имея человечность — обрести богоподобие и действительно стать богами
по благодати! Если же не хватает одного из этих двух, мы становимся образцом
западного сверхчеловека, который не считается с Богом и постепенно теряет свою
человечность из-за цифровизации и роботизации. Не дай Бог, чтобы нечто подобное
случилось и с нами в нашей жизни! Аминь!
Протопресвитер Антоний Христу, магистр богословия,
Греческий открытый университет
Источник:
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!