Подобно тому, как раздел
медицины под названием «терапия» рассматривает лечение многочисленных болезней человеческого
тела, Священные Каноны предназначены для врачевания многочисленных
страстей и пороков человеческой души. Как правило, Священные Каноны соблюдаются
неукоснительно и строго (по акривии), но иногда допускаются некоторые уступки,
и Священные Каноны применяются со снисхождением (по икономии).
Так же происходит и в
медицине: врач может следовать определенной схеме лечения, но иногда, в
зависимости от особенностей течения болезни, намерений больного и причин
возникновения заболевания, в лечение вносятся коррективы. Например, двое
человек могут быть больны раком. Но если это заболевание вызвано разными
причинами и находится на разных стадиях, каждому из них назначается именно то
лечение, которое больше подходит для его организма. И в нашей Церкви, которая
является духовной Врачебницей, применяются такие же методы. Никто не может
оспаривать Священные Каноны, поскольку они богодухновенны. Но при их
применении, с одной стороны, используется акривия, т. е. точное и
безукоризненное соблюдение Правил, а с другой стороны, Церковь в лице епископов
и духовных отцов применяет и метод икономии, действуя со снисхождением.
Обратите внимание на одну
очень важную вещь: не может быть сделано никакого снисхождения к совершению греха.
Мы не можем сказать духовному чаду: «Раньше ты грешил десять раз в месяц, а
теперь греши хотя бы пять». Понимать икономию таким образом будет ошибочно.
Икономия — это способ врачевания, то КАКИМ ОБРАЗОМ ты будешь лечиться, и она
совершенно не подразумевает снисхождения к греховности и допущения прегрешений,
только в меньшем объеме.
Икономия не может
применяться и к догматам Церкви. Мы не имеем права искажать догматы и правила,
которые установили Святые Отцы под водительством Святого Духа. Разве я имею
право сказать: «Ничего страшного не произойдет, если все «церкви» объединятся с
нами сейчас, без покаяния и без возвращения заблудших в Православие. Пусть себе
объединяются, а мы посмотрим, что из этого выйдет». Мы не можем допустить
умаления догматов Церкви и пренебрежения к Истине во имя какого-то
псевдоединства. Икономия в догматах не допустима.
Отрывок из 1-й проповеди на тему
«10-е правило Св. Апостолов»,
цикл бесед о воспитании (16.10.2004).
Источник:
@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!