пятница, 19 августа 2022 г.

Проповедь на Преображение Спасителя (митрополит Флоринский Августин Кантиотис).

Труды и усталость до изнурения, возлюбленные мои, клевета и гонения, и, наконец, мученическая смерть — так проходила земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа.

То же самое ожидало и апостолов: они тоже будут ходить «тесным путем» (Мф. 7, 14), которым прежде прошёл их Божественный Учитель, поливая его Своей кровью.

Несчастными, самыми жалкими из всех людей могли показаться апостолы перед глазами міра. Ибо мір видел только их путь, а не конец этого пути; он видел только восхождение, острые камни, о которые ноги разбиваются в кровь; колючки, ранящие путников; опасные переходы, устрашающие малодушных; жгучее солнце, опаляющее лицо; скорби, которые заставляют сломаться и свернуть с пути даже самых храбрых; он видел кресты, темницы, мечи, колеса, виселицы, многочисленные и разнообразные муки апостолов и мучеников за веру.

Видя всё это, люди міра сего стали бы осуждать апостолов и порицать их жизненный выбор; называть их несчастными, безрассудными, глупыми. «Зачем они оставили прекрасное озеро, спокойную жизнь, друзей и родных? Чтобы последовать за этим Назарянином и пойти на смерть ради Него?».

Так сказали бы современники апостолов. Но и во все остальные эпохи люди міра сего говорят то же самое о верных и преданных последователях Христа, потому что и они видят только сам путь, а не его завершение.

А если бы Господь удостоил их увидеть очами веры окончание этого скорбного пути, то есть то, что Господь уготовал любящим Его и верно следующим за Ним, то они не думали бы таким образом и рассуждали бы совершенно иначе. Они сказали бы с убежденностью и уверенностью, что нет более счастливых людей, чем эти люди — апостолы и последователи Господа, и что они тоже готовы идти путём Христовым, ведущим к божественной славе и блаженству.

Что это за божественная слава и блаженство? Кто может их описать, явить перед нами? Сообщить хоть какие-то сведения о них мог бы кто-то из тех, кто сподобился пережить их на своем собственном опыте. Одним из них, как известно, был апостол Павел, который однажды «восхищен бысть в рай». Но и он, после этого пребывания в Царстве Небесном, сказал только одну-единственную вещь: что он «слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» (2 Кор. 12, 4) — человек не может пересказать то, что слышал на Небесах. Неужели нет никакой возможности получить представление об этом святом состоянии?

* * *

Преображение Господне, которое мы празднуем сегодня, являет нашему взору картину божественной славы и блаженства. Преображение, история которого известна всем, совершилось для того, чтобы дать апостолам, а через апостолов — и всем христианам каждой эпохи, образ славы Христовой, того блаженства, которым будут наслаждаться праведники возле Него; те, кто в этом міре подвизался, подвизается и будет подвизаться под знаменем Евангелия «добрым подвигом веры» (см. 1 Тим. 6, 12 и 2 Тим. 4, 7) и добродетели.

Обратите внимание, как счастливы трое избранных учеников (Петр, Иаков и Иоанн) в те мгновения славного Преображения Спасителя нашего Иисуса Христа, которые они будут помнить на протяжении всей своей жизни.

Они находятся на вершине горы Фавор. Там они видят славу Христову. Они видят Господа. Они видят, что лицо Его сияет «как солнце», а одежды Его становятся белы «яко свет» (Мф. 17, 2). Они видят Моисея и Илию, двух великих и славных мужей Ветхого Завета, о которых они много слышали с детства. О! когда апостолы были ещё детьми и с восторгом внимали своим родителям и священникам, рассказывающим о славных деяниях этих двух святых мужей, как сильно они восхищались ими, как сильно они желали бы увидеть их своими глазами и услышать своими ушами! И вот перед ними Моисей и Илия, с Иисусом «глаголюща». Они видят «облак светел». И они не только зрят своими очами Иисуса, Моисея, Илию, светлые облака, небесные лица и предметы, но они ещё и слышат божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 3–5).

Какое божественное видение, какое невыразимое блаженство, какие минуты божественного величия! Те радость и счастье, которые переживают ученики в эти несколько мгновений на голой вершине горы, так велики, что самый восторженный из них, Петр, возносит ко Господу горячую молитву о том, чтобы это чудесное видение не кончалось и чтобы они могли там остаться и постоянно видеть его: «Господи, добро есть нам зде быти...» (Мф. 17, 4).

То, чем наслаждались трое учеников в те немногие мгновения славного Преображения Господня, получат в наивысшей степени все живущие и умирающие во Христе Иисусе. Для них Отец Небесный уготовал «Царствие от сложения міра» (Мф. 25, 34), по сравнению с которым Фаворская слава является лишь малым предвкушением будущего блаженства. Кто когда-нибудь сможет описать все богатство божественных наслаждений этого Царства? Там будут эти три вещи: высокое созерцание, сообщество святых, атмосфера света и неувядаемой непорочности, чистоты.

Высокое созерцание! Если на вершине горы Фавор трое учеников видели Иисуса во славе с Моисеем и Илией, то там, в Царстве Небесном, праведники увидят Христа в невыразимой славе, ангелов и архангелов; они будут видеть там Богородицу, апостолов, мучеников и многое, многое другое! С этой неописуемой высоты они будут взирать на бесконечные и удивительные творения Святой Троицы. Какие видения! Но это не всё, что их там ожидает.

Сообщество святых! Если нам на земле приятно общаться с лицами, превосходящими нас, и слушать их речи, то сколько удовольствия и наслаждения получат праведники, общаясь со всеми избранными Божиими! А избранными будут все те, кто находится там. Там будут «собеседовать», будут говорить о небесном; там никогда не иссякнет разговор, возвещающий о величии Божием; там праведники «языки возглаголют новы» (Мк. 16,17). Но и это не всё, что их там ожидает.

Атмосфера света и неувядаемой непорочности, чистоты! Как на вершинах высоких гор воздух чист, свободен от различных микробов, живущих в нижних слоях и в загрязнённых водах или болотах земли, так и в Царствии Божием нравственная и духовная атмосфера, в которой будут жить праведники, будет светлой, ясной, чистой, свободной от всех микробов злобы бесовской и человеческого зла. От края до края Небесного Царства будет царить непоколебимое здравие души. Там праведники будут дышать неосквернённым воздухом Святого Духа. Если здесь сердце человеческое начинает задыхаться, встречаясь с различными «удушающими» искушениями сатаны, там праведники не будут страдать от огорчений, которые производит в чистых душах существование, распространение и передача зла. Там... Но зачем продолжать описания? Все, что находится там, невозможно описать на словах.

* * *

Вывод только один, дорогие мои. Скорби, которые испытывают христиане, идя Господним путем, ничто по сравнению с той небесной славой и блаженством, которые получат они, если останутся верны своему Спасителю, Христу. Трое избранных учеников прочувствовали это сполна и восприняли как очень важный урок в день славного Преображения Господня. Так давайте же и мы запечатлеем это в своих сердцах, чтобы возвещать всем то, что писал апостол Павел: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18).

Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис)

Источник:

https://orthodoxia.online/kirygma/kirygma-sti-metamorfosi-tou-sotiros-mitropolitis-florinis-p-avgoustinos-kantiotis

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

  1. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ.Только там мы осознаем сладость ВОСКРЕСЕНИЯ и радость.но этот праздник тоже учит нас и мы радостно исправляем его.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!