пятница, 6 января 2023 г.

Преподобный Никодим Святогорец: О Рождестве Иисуса Христа

 


Своим Рождеством Христос вступил в брань и уврачевал:

1. Любовь к богатству

2. Любовь к удовольствиям.

3. Любовь к славе.

1

Задумайся, возлюбленный, о том, что подобно тому, как существует этот огромный видимый мiр, воспринимаемый нашими чувствами и состоящий из разных творений, так существует еще и иной мiр — невидимый, но созерцаемый умом, состоящий из грешников и имеющий в себе три извращенных вида любви, которые приводит Иоанн Богослов: первая ― это любовь к богатству, вторая ― любовь к удовольствиям, а третья ― любовь к славе: «Яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская» (1 Ин. 2: 16)[1]. Ныне же сей лукавый мiр, целиком противостоящий намерению Божиему и находящийся во власти падшего денницы (который потому и именуется мiродержцем) и есть тот самый великий враг, которого рожденное и воплощенное Слово Божие и Отчее пришло низвергнуть, сначала Своим молчаливым примером, а после этого в надлежащее время Своим словом и учением.

Посему подумай о том, что сначала Он Своей нищетой сокрушает безумную любовь к богатству. Мирской человек обычно думает, что все доброе в жизни обретается во временных благах, и поэтому для стяжания их или во избежание их потери, он тратит почти все свое время, которое Бог дал ему для приобретения благ нетленных. И вот предвечное Слово, Сын Бога и Отца, нисходит с небес, чтобы освободить нас от этой прелести и вырвать из нашего сердца сей проклятый корень всякого зла ― сребролюбие, как его называет божественный Павел: «Корень бо всем злым сребролюбие есть» (1 Тим. 6: 10).

Но посмотри, к какому страданию и унижению низвел Себя по любви к нам Тот, Кто Сам раздает все богатства и сокровища как здешней, так и будущей жизни: «Мое сребро и мое злато, глаголет Господь Вседержитель» (Агг. 2: 9). А теперь подумай: где дворцовые палаты, в которых Он должен был родиться? Где приготовления? Где прислуга при родах? Где царская постель? Где сосуды для омовения? Где сопровождение свиты рабов? Где теплота очага и отдохновение? Где помощь родственников и друзей? Хотя бы отчасти войди умом в эту нищенскую пещеру и посмотри, где Он родился, загляни в эти смиреннейшие ясли, в которых Он возлежит, и тогда не только не найдешь в ней ничего лишнего, но напротив, увидишь крайнюю скудость во всем необходимом, ибо наш сладчайший Иисус рождается почти что под открытым небом, в полночь, в самую средину зимы, в уединении, с одной только Своею Материю и Своим названным отцом, без одеял и горячей пищи, которые обычно бывают при появлении на свет даже у самых бедных младенцев, лишенный даже самых малых утешений, которые Он позже имел в своем бедном доме в Назарете. Более того: кроме вольно избранной Им нищеты Он пожелал еще другую, почти невольную, так как определяет, чтобы в оной пещере Ему не было оказано никакого приема и гостеприимства от какого бы то ни было человека, чтобы отличаться этим от многих остальных своих сродников, которые также шли в Вифлеем для переписи и были хорошо приготовлены к путешествию, находясь в удобстве и найдя ночлег в домах, как об этом свидетельствует евангелист Лука: «Не бе им места во обители» (Лк. 2: 7). И поскольку мiр не только гнушается нищетой и почитает ее великим для себя позором, но и поучает людей притворяться богатыми, будучи бедными, то Иисус Христос не стесняется Своей нищеты, но наоборот ― Он открыто объявляет о ней и призывает ангелов с Небес, а с полей и сел — пастухов, чтобы они пришли и поклонились Ему в том неустроенном и скудном положении, в котором Он находится, где троном для Него служили убогие ясли, а царским двором была беднейшая пещера. О, пребогатейшая нищета, о высочайшее снисхождение!

Что же скажешь ты теперь, поучаясь в этих истинах? Как ты думаешь, кто из этих двоих, состоящих в великой вражде друг ко другу, имеет больше власти победить и возобладать тобой ― мiр или Христос, Который победил мiр? Мiр поощряет тебя искать прежде всего благ земных и внушает тебе считать их за некое великое добро. Христос же Своим примером и учением увещевает тебя искать прежде всего Царствия Небесного и пренебрегать всеми благами земли, как брением: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6: 33). А еще Он советует тебе хотя бы отчасти пребывать в лишении земных благ, подавая милостыню бедным, или же полностью освободить себя от них, отрекшись от всего в монашеском житии и выкупая себе этим нетленное сокровище в Раю: «Иди, продаждь имение твое и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси» (Мф. 19: 21), и еще: «Всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» (Лк. 14: 33). Поэтому тебе, если ты являешься учеником Христа и человеком благоразумным и рассудительным, следует решиться слушать то, что говорит тебе Христос, а не то, что нашептывает тебе мiр, и не просто слушать, но и исполнять это на деле, «не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся» (Рим. 2: 13).

Это правда, что, если ты мирянин, тебе не вменяется в обязанность подвизаться в полном нестяжании и нищете. Однако тебе непременно подобает придавать такое малое значение богатству и деньгам, чтобы даже все сокровища мiра не смогли побудить тебя нарушить хотя бы одну из заповедей Божиих, и вовсе не прилепляться к ним сердцем; обладать ими так беспристрастно, будто совсем не имея их, и свободно употреблять и расточать их направо и налево, как говорит Павел: «Время уже коротко, так что… пользующиеся мiром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ міра сего» (1 Кор. 7: 29−31).

А главное во всем этом деле ― взыщи совета у пресвятого Младенца Иисуса и устыдись той жизни, которую ты вел до сих пор, ибо доныне ты так дорожил и любил те богатства, которые столь презренны Ему, и напротив, так сильно ненавидел и презирал нищету и скудость, которые столь возлюблены Им. Попроси же у Него прощение за все содеянное тобой зло, то есть за то, что ты стремился к богатству, земным благам и наслаждению ими. И попроси Его послать тебе благодати, чтобы, взирая на то, как Он, будучи богат, обнищал по любви к тебе, так и ты тоже, по любви к Нему, смог обратиться к бедности и обогатиться от Его божества: «Весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетой Его обогатитеся» (2 Кор. 8: 9). И вдобавок к тому попроси Его никогда более не позволять тебе увлекаться прелестью мiра, но, имея у себя некое состояние, или пребывая в нужде по любви ко Господу, ― не пользоваться им для другой какой цели, но исключительно ради того, чтобы выкупить им для себя богатство вечное, согласно Писанию: «Богатством своим человек выкупает жизнь свою» (Притч. 13: 8).

2

Подумай, брат, о том, что родившийся Христос пришел для того, чтобы Своими страданиями и болью уничтожить безумную любовь к чувственным удовольствиям. Так, плотской человек не верит в то, что могут существовать какие-либо другие удовольствия кроме тех, которые воспринимаются внешними чувствами, и поэтому не хранит свои чувства, что свойственно всякому человеку, наделенному разумом, но позволяет себе увлекаться и прельщаться ими как некое неразумное животное, и для получения радости необузданно устремляется к любому беззаконию. Такой человек до конца ищет чувственных наслаждений и считает их достойными уважения, несмотря на то, что находит их в самых постыдных и нечистых делах. Но Сын Божий, сострадая такому ослеплению человека, приходит на землю, чтобы победить и уврачевать эту великую рану. И поэтому, несмотря на то, что Христос имел возможность появиться на свет сразу в окрепшем, закалившемся и взрослом теле, Он возжелал воплотиться в нежном теле младенца, более чувствительном к внешним ограничениям и неудобствам, и, следовательно, пострадать еще сильнее. И после того, как Спаситель претерпел девять месяцев изнурительного пребывания в темнице девственного материнского чрева, Господь захотел претерпеть все муки и страдания младенческого естества, став похожим на не имущего разума.

С самого начала Ему подобало принять такое тело, которые было бы не только совершеннее тела Адама, но тело бесстрастное, безболезненное, блаженное и во всем достойное для вселения Его блаженной души[2]. Однако вместо него Он облекается в тело крайне чувствительное, весьма слабое и нежное, восприимчивое ко всякой боли и соделанное таким, чтобы со стороны всех чувств быть способным принимать всякое страдание, по подобию моря, в которое впадают все реки. Посему Он и сравнивает себя с червем — не только по причине своего бессменного рождения, какое бывает у червей, но и из-за того, что Его плоть обладала такой чувствительностью и нежностью, какая свойственна этим животным: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людий» (Пс. 21: 7). Поэтому с первых минут своего рождения через осязание Он ощущает прикосновение ледяного зимнего воздуха и сырость пещеры, а Своим голосом издаёт жалобный плач, Своим обонянием вдыхает зловоние от яслей и неразумных животных, Своим зрением видит мрачную, безобразную и безутешную пещеру, Своим слухом не слышит ничего другого, кроме пронзительного воя диких животных. И вообще, как только Иисус появился на свет, самые первые начатки Его жизни связаны с великой нуждой и лишением всякого удобства, и с всевозможными скорбями и испытаниями, какие только могло воспринять Его тело в том возрасте.

О, позвольте же мне пойти и припасть к яслями и сказать моему Иисусу: «Какое же это непостижимое снисхождение, сладчайший мой Иисусе! Ты есть тот самый желанный всеми народами Мессия, и сразу после Своего рождения погружаешься в такие страдания? Да, ― отвечает мне Он, ― ибо такова была от начала воля небесного Моего Отца, чтобы страданиями упразднить плотское вожделение, и сию волю Отчую пришел Я исполнить, как только родился в мiр, о чем от Моего лица пророчествовал Давид и Апостол: «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду… еже сотворити волю Твою, Боже» (Пс. 39: 7, Евр. 10: 5−7).

А теперь, возлюбленный, рассуди и реши, кто должен владычествовать над тобой: Христос или мiр? За кем последовать тебе: за Тем, Кто путем страданий хочет привести тебя к спасению, или за тем, кто через услаждения направляет тебя к погибели? Очевидно, что за Первым: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1 Пет. 2: 21). А если не сделаешь этого, то по необходимости должен признать одно из двух: что ты либо не христианин, либо что ты не имеешь разума; но в любом случае жалок ты и несчастен. Хотя мiр настолько слеп, что он не только не ведает истины, но и не способен познать ее, как говорит сама Истина: «Дух истины, Егоже мiръ не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его» (Ин. 14: 17). И все же, если ты захочешь довериться этому слепцу и позволить ему управлять твоей жизнью по его повелениям, которые, естественно, лживы, ― то нет человека несчастнее тебя! Ибо ты по собственной воле предаешь себя в руки лютейшего врага, как и Самсон добровольно отдал себя в руки иноплеменников (ср. Суд. 15: 13), ты становишься явным отступником от Господа, Который есть твой высочайший Благодетель, желая насытить свои чувства удовольствиями и предпочитая жизнь изнеженную, легкую и полную наслаждений, которую так возненавидел Иисус от самого Своего рождения, но которая у людей несмысленных считается безгрешной и невинной.

Ах, брат, поверишь ли ты когда-нибудь в то, что бесконечная Премудрость Божия пожелала предать Свое Пресвятое Тело на такие великие страдания не только при Своем рождестве, но и на протяжении всей Своей земной жизни и смерти, потому что и тебе тоже необходимо избегать удовольствий и обуздывать свое тело? И чем поможет тебе такое пустое оправдание, что, дескать, Христос Своими заповедями не давал повеление удаляться от наслаждений и упокоения чувств и тела, но только увещевает, говоря: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8: 34). Как можешь ты подвергать своему собственному суду наставления нетварной Премудрости, измышлять оправдания своим грехам и стремиться без Бога управлять своей сладострастной жизнью? Знай же, что, если ты хочешь быть достойным Царствия Небесного, тебе подобает подражать Иисусу Христу, ибо жизнь, полная наслаждений, нисколько не соответствует страдальческой жизни Искупителя, Который подал нам пример. И послушай оные страшные определения, которые громогласно произносит младенец Иисус прямо из яслей: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк. 6: 24-26).

Что можешь ответить на это ты, который желает проводить жизнь в комфорте и, к тому же, стремится найти тому оправдания? Ты считаешь, что сказанное Господом суть пустые слова и что Бог оставит их без исполнения? Выбрось это из головы! «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24: 35).

Устыдись, устыдись же всех твоих плотских похотей, и считай себя недостойным носить имя христианина, ибо своею жизнью и своими делами ты оставил великое пятно позора на своем звании христианина и столько раз помышлял, что лучше угождать плоти, чем Богу. Твое поведение стало поводом к тому, чтобы христианство и всехвальное имя Божие хулилось среди язычников, как Он Сам сетует, говоря: «Вас ради присно имя Мое хулится во языцех» (Ис. 52: 5, ср. Рим. 2: 24). Поэтому прими твердое решение отречься сначала от всех удовольствий, которые явно не являются необходимыми в твоем положении, а потом с благодарением принять всякий крест и всякую скорбь, которые пошлет тебе Бог. Добровольно возлюби злострадание, в котором содержится истинное покаяние, не желая иного повода для него, кроме той любви, которую Христос явил Своим Рождеством. Возблагодари Господа, Который по любви к тебе захотел родиться с такими лишениями, и, наконец, попроси Его послать тебе благодать, чтобы по Его примеру твердо усвоить следующую истину: нынешняя жизнь есть время для плача и скорбей, а не для смеха и развлечений, как говорит Екклесиаст: «Время плакать» (Еккл. 3: 4), а вместе с ним и апостол Павел: «Время уже коротко, так что… радующиеся [должны быть] как не радующиеся… ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7: 29−31).

3

Поразмысли о том, что родившись, Христос оружием Своего смирения пришел в мiр, чтобы умертвить безумную любовь к славе. Так, мiрской человек обычно хочет быть выше других, чтобы его почитали и прославляли; желает казаться отличным от прочих людей, повелевать со властью, говорить свысока, пользоваться авторитетом среди других. И если когда-нибудь он столкнется с соперничеством между его личной славой и славой Божией, он пренебрегает последней и избирает свою собственную. Все это — нелепые уроки мiра, которые он дает своим ученикам. От этого пагубного заблуждения Искупитель пришел исцелить нас с самого начала Своей жизни на земле.

Он мог, будучи еще Младенцем, сразу же приняться за дела, подобающие взрослым, то есть Он мог сразу после Своего рождения начать произносить слова чисто и внятно; Он мог начать разговаривать на языках всех народов земли; Он мог окружить Себя тысячами и миллионами прекрасных светлых ангелов, которые воочию предстояли бы пред Ним для служения, не только как Богу, но и как человеку. С самых первых мгновений Своей земной жизни Он мог, не теряя времени, устремиться в мiр и наполнять его величием Своих чудес, просвещать его блеском Своего учения, наставлять его святостью Своих примеров и силой Своей проповеди обращать людей к истине.

Всем этим Он мог прославить Свое имя больше чем все честолюбцы, жившие когда-то на земле, и цари земные, и вельможи, и начальники и все народы с четырех концов вселенной тронулись бы со своих мест, чтобы прийти в Иерусалим и услышать небесную премудрость, которую проповедует Младенец, как поступила некогда царица Савская, которая устремилась из благоденствующей Аравии послушать мудрость двенадцатилетнего отрока Соломона (ср. 3 Цар. 10: 1). И все бы видели, как этот Младенец дарует зрение слепым, очищает прокаженных, исправляет хромых, воскрешает мертвых, исцеляет больных, и совершает прочие ошеломляющие и восхитительные чудеса, и все бы восхваляли, прославляли и возвеличивали Его. Но Иисус не захотел такой суетной человеческой славы, нет, но «Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек» (Фил. 2: 7), и после Своего пришествия Он утаивается в одном из самых неизвестных мест Иудеи, в пристанище для диких животных, скрывает все сокровища Своей премудрости под облачением бренной плоти и под неразумием никем не известного и безгласного Младенца, «в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол. 2: 3). Поэтому и пророк Исаия о младенческом неведении этого ребенка сказал следующие слова: «Зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь» (Ис. 8: 4). И в то время, когда цари земные, разумею Кесаря Августа, через перепись управляют царствами, дают народам законы и пред всеми кажутся могущественными, Тот, кто есть Царь царствующих, рождается и живет в совершенной безвестности и почитается всеми за ничто. О, как непостижимо Твое смирение, Иисусе ― Боже сладчайший и по существу, и по имени! Оно привело пророка Аввакума почти что к исступлению, так что он воскликнул: «Господи, разумех дела твоя и ужасохся: посреде двою животну познан будеши» (Авв. 3: 2). Это же смирение побудило преподобного Исаака сказать следующие возвышенные слова: «Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем… чтобы тварь не была попалена видением сего»[3].

Причиной падения как ангелов на небе, так и людей на земле явилось ошибочное разделение вещей на большее и на меньшее, поэтому Ты, Слово Божие, Своим рождением устраняешь из мiра сей великий соблазн, ведущий его к погибели. И Ты, Который больше и превыше всего сущего, становясь меньшим и последним во всем, Своим примером наделяешь равной честью все Свои творения, как великие и горние, так и малые и низшие, и показываешь нам путь к высочайшему вознесению, которое есть смирение, как богословствует Твой святой Григорий Солунский: «Чудесным же образом Он устраняет повод для падений, бывший от начала; повод же этот был: наблюдаемые в существах превосходство и принижение, и вследствие этого зависть и коварство, а также явная и скрытая враждебность… Итак, соблаговолив ныне упразднить основание для гордыни, которая губит Его разумную тварь, Бог совершенно уподобляется ей: и так как по Своему естеству Он равен Самому Себе и неизменен, то делает, чтобы и тварь была бы по своему естеству равной самой себе и неизменной. И каким образом совершает это? ― Тем, что Самое от Бога Бог Слово, неизреченно истощив Себя и снисшед с высоты Своей до последней глубины человеческого естества, и соединив ее неразрывно с Собою, и смирившись, и обнищав по нашему образу, сущее долу соделал горним. Лучше же сказать: свел и то и другое во едино, Божество сочетав с человеческим естеством. Таким образом Он всем показал путь, ведущий к горнему ― смирение, Самого Себя предложив днесь в пример людям и святым Ангелам»[4].

Ныне же, возлюбленный, можешь ли ты найти большую противоположность между Богом и мiром, чем эта? Посему кто из этих двух, по справедливости, должен властвовать тобой ― Христос или мiр? Конечно же Христос. Ибо Христос не прельщает и не прельщается Сам, а мiр не знает ничего другого, как только прельщать и прельщаться. Подумай, далее, о том, что Христос не удовлетворился лишь тем, что родился под властью кесаря Августа, но захотел еще появиться на свет в то время, когда по всей вселенной подчинение кесарю исполнялось на деле: «Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную» (Лк. 2: 1), и пожелал нарушить весь привычный порядок вещей, только чтобы преклониться под игом этого подчинения: «Взыде же и Иосиф от Галилеи, из града Назарета, во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеемнаписатися с Мариею обрученою ему женою, сущею непраздною» (Лк. 2: 4-5). Но тебе, брат, похоже больше нравится перевернуть все вверх дном и привести весь мiр в смятение, только бы исполнить свою волю, только бы подчинить всех своему мнению, только бы казаться сильным и прославляться мiром. Создается впечатление, что всем этим ты говоришь: «Я хочу лучше последовать примеру мiра, чем примеру Христа, я лучше предпочту славу мiра, чем славу Христа». Но, увы, каким тяжким покажется тебе это безумное предпочтение, когда во свете Божественного суда ты увидишь все вещи такими, как они есть на самом деле, а не такими, как они сейчас кажутся тебе, и когда сей Младенец, которого ты видишь ныне в яслях в бесславии и смирении, придет как великий Царь с великой силой и славой, чтобы судить весь мiр.

Что ты ответишь на это?

― Да, я должен пренебречь своей честью и смиряться ради Христа, но невежественный мiр начинает презирать меня и считать за ничто.

― Молодец, правильно ты ответил. Но лучше пусть твоя честь и жизнь останется скрытой от мiра и будет в пренебрежении, чтобы, когда явится Христос, явился и ты, в почете и в славе: «Егда [же] Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе» (Кол. 3: 4). Пусть мiр говорит свое. Что тебе до него? Ты же следуй руководству премудрости Иисуса, а не безумию мiра, который есть твой личный враг и враг твоего Искупителя — настолько непримиримый, что, когда Христос во время Своих страданий молил небесного Отца даже о своих распинателях, Он не захотел просить о мiре: «Аз о сих молю: не о [всем] мiре молю» (Ин. 17: 9). Поэтому возможно только одно из двух: если ты друг Иисуса, то ты должен быть врагом мiра; а если, наоборот, ты хочешь стать другом мiра, то ты непременно будешь врагом Иисуса: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). Тебе неприятно, что мiр презирает и ненавидит тебя? Неразумный ты человек! Эта ненависть и это презрение служит добрым знаком того, что ты ученик не мiра, а Христа: «Аще от мiра бысте были, мiр убо свое любил бы: якоже от мiра несте, но Аз избрах вы от мiра, сего ради ненавидит вас мiр» (Ин. 15: 19).

Так начни же, брат, открывать, наконец, глаза ради пользы души своей и прими решение перестать отныне верить этому мiру, который есть лжец и предатель, как советует тебе премудрый Сирах: «Не верь врагу твоему вовек» (Сир. 12: 10). Прими твердое решение всегда поучаться и следовать свету под руководством и на примере Иисуса Христа, Который из младенческих пелен Своим лепечущим языком громогласно сообщает тебе оное страшное обличение: «Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете?» (Ин. 5: 44). И поскольку Он претерпел так много страданий для наставления тебя в истине, попроси Его просветить тебя благодатью, чтобы ты глубоко осознал и усвоил Его пример и Его учение; чтобы ты, с одной стороны, любил Его смирение, которое исполнено истинной высоты и славы, а с другой — ненавидел и отвращался от славы и почестей мiра, которые в действительности суть бесчестие и бесславие. Не только потому, что они лишают тебя славы истинной, но и потому, что в конце всегда обращаются в прах и помет, согласно произнесенному Давидом проклятию: «Да поженет убо враг душу мою, и да постигнети славу мою в персть вселит» (Пс. 7: 5).




[1] Когда Господь взошел на гору и был искушаем дьяволом, то сразился с этими тремя похотениями падшего человеческого естества. Вожделение удовольствий Он победил тем, что не захотел претворять камни в хлеба и насытиться, говоря: «Яко не о хлебе единем жив будет человек, но о всяком словеси исходящемъ из уст Божиих» (Втор. 8: 3); славолюбие Он попрал тем, что не захотел повергнуть себя вниз с высоты храма, чтобы не прославиться как не получивший никакого увечья, говоря: «Да не искусиши Господа Бога твоего» (Втор. 6: 16); а сребролюбие тем, что не захотел поклониться дьяволу, который показал Ему все царствия мiра, сказав: «Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши» (Втор. 6: 13). Читай об этом также в 3-й части Поучения: «О жизни Господа, рассматриваемой в целом».

[2] Некоторые богословствующие утверждают, что Телу Господа во время Его земной жизни не было присуще блаженство, но Тело Его стало таким впоследствии, как это происходило и у святых, поскольку Он был подвержен естественным страстям и смерти, чтобы через них возмочь пострадать и исполнить домостроительство нашего спасения. По душе же Он был блаженным во всем, ибо обладал не только естественным ведением и любомудрием, но и боговдохновенным и блаженным видением Божественного Лица, благодаря чему Он еще в этой жизни наслаждался созерцанием Бога, которого святые сподобляются только после смерти). Поэтому и священный Августин в книге о согласии Евангелистов говорит, что этим Христос отличался от остальных людей, ибо никому в этой жизни не дано было видеть Бога, как Ему. Это подтверждают и следующие слова Евангелия: «Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» (Ин. 1: 18), и еще: «И никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси» (Ин. 3: 13). Из этого явно, что Христос этим блаженным видением пребывал на небесах. См. также слово на Благовещение святителя Афанасия Александрийского.

[3] Исаак Сирин 2008. С. 283−284.

[4] Свт. Григорий Палама. Слово на Рождество Христово.


Источник: ΓΥΜΝΑΣΜΑΤΑ ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΑ. ΑΓΙΟΥ ΝΙΚΟΔΗΜΟΥ ΤΟΥ ΑΓΙΟΡΕΙΤΟΥΈΚΔΟΣΙΣ ΕΚΤΗ. ΕΚΔΟΤΙΚΟΣ ΟΙΚΟΣ ΒΑΣ. ΡΗΓΟΠΟΥΛΟΥ. ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1971. - σ. 149-157.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

2 комментария:

  1. Где написано, что Соломону было 12 лет, когда царица Савская посетила его?

    ОтветитьУдалить
  2. Прекрасная статья. Так называемый прогресс человечества это и есть слепота и глухота пред Богом. А деньги которые человек придумал сам по хитрости и тунеядству своего характера являются инструментом удалящющим человека от Бога. Посмотрите разве можно сейчас прожить без них? Можно...но трудно так как теряем свободу Истиную. Ненасытность во всем...Бог точно нас милует и терпит. В городах звезд не видно...и так же светло....люди уже точно не опомнятся для чего живут. Смысл жизни сами себе установили по своим потребностям. И я такой же...но видит Бог мне тесно не от людей ,а от суеты мира. Спешка во всем...и душно мне от эти ветров " вечных" перемен. До какого состояния еще менятся? Я хочу быть Адамом...пусть даже в том состоянии когда был изгнан, но помнящим Бога и деяния Его. Хочу постучатся в дверь обратно и просить Бога о прощении за непослушание...то самое и малое . Но так стыдно наверное Адаму было... но прощения он попросил? ...думаю нет, сославшись на Еву. Прости Боже... каждый стоит пред такой дверью.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!