Протопресвитер Феодор Зисис, почетный профессор богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля
Прим. ред.: В проповеди протопресвитера Феодора Зисиса такие слова как «варвар» и «варваризация» приводятся в самом широком смысле; не следует относить их к какому-то одному конкретному народу или нации. Главными виновниками «варваризации», по мнению автора, являются те, кто ведет войну против Христа и Его Церкви — современные христоборцы и церквеборцы во власти, политики и интеллигенция, а иногда и высокие церковные чины, ответственные за обмирщение Церкви…
НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ ЕВАНГЕЛИЯ
УДАЛЯЕТ ОТ НАС БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ
И ПРИВОДИТ ВАРВАРОВ В НАШУ СТРАНУ
1. Живя таким образом, наследуем ли мы жизнь вечную?
Мы слышали в евангельском отрывке
минувшего воскресенья [1] рассказ о богатом юноше («некоем из начальствующих»),
который, будучи добродетельным от юности, но сомневаясь, приведут ли его
добродетели к Царствию Божию и к вечной жизни, подошел к проповедовавшему Христу и спросил Его: «Учитель благой, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь»?
Этот вопрос должен занимать и всех нас, так как мы знаем, что наша земная
жизнь — временна, она есть ничто и уходит она очень быстро, поэтому наши мысли,
наши сердца и наши желания должны быть обращены к жизни вечной. Таким образом,
вопрос молодого человека: «что я должен делать, чтобы наследовать вечную
жизнь», — это вопрос, который всегда должен быть в нашем уме и в сердце: нам
необходимо непрестанно иметь попечение о том, как сподобиться Царствия Божия.
Как мы слышали из Евангелия, этот
молодой начальник соблюдал Десять заповедей Ветхого Завета, потому что Христос
сказал ему: «Заповеди ты знаешь: не
прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего
и матерь твою». И юноша, довольный услышанным — тем, что
если он будет соблюдать эти заповеди, то обретет жизнь вечную, — отвечал: «Я соблюл их, все это я сохранил от юности моей».
Однако оказалось, что есть еще нечто большее, чем заповеди Ветхого Завета,
ибо Христос пришел довести закон Ветхого Завета до полноты и совершенства:
многое из Ветхого Завета Он упразднил, многое добавил и усовершил; кроме этих
заповедей Ветхого Завета есть и много других заповедей в Евангелии, в Новом
Завете, которые мы тоже должны соблюдать. Одна заповедь, которую не исполнил
этот молодой человек, полагавший, что будет спасен, так как с юности соблюдал
десять заповедей, — это
заповедь о милосердии. Он был сребролюбив, привязан к богатству. Когда Христос
сказал ему о том, чего ему не достает, повелел пойти и продать свое имущество,
раздать нищим и идти за Ним, юноша, услышав об этом, ушел разочарованный и
опечаленный — «потому что он был очень богат». И
тогда Христос сказал известные слова: «Удобнее
верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Это не значит, что богатым невозможно спастись, но значит, что спастись им трудно,
потому что они должны научиться правильно распоряжаться своим богатством.
2. Без соблюдения заповедей Божественная благодать не действует
Однако мы не будем сейчас касаться темы богатства и того, как мы должны его
использовать, а займемся другим вопросом, вытекающим из евангельского отрывка — вопросом соблюдения
заповедей. «Заповеди ты знаешь», — сказал Христос. Так соблюдай заповеди, и если
будешь их соблюдать, будешь спасен.
Святые Апостолы и всё Евангелие, а также Отцы Церкви придают большое
значение этой великой добродетели: соблюдению заповедей. Сам Господь наш Иисус
Христос в Нагорной проповеди, и в другие периоды Своего земного служения учил и
давал заповеди о том, как должно жить людям, в первую очередь в Заповедях
блаженства: блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны миротворцы,
блаженны милостивые, блаженны алчущие и жаждущие правды и многие другие. Он
прежде всего преподал заповедь о любви к Богу и к ближнему, заповеди о
кротости, мире, смирении, посте, безгневии, целомудрии и другие евангельские
заповеди, многих из которых некоторые из нас не знают. Мы думаем, что раз мы
крещеные христиане, то благодати Крещения достаточно: мы уверены, что можем
спастись без соблюдения заповедей, без исполнения воли Божией. Однако Христос в Нагорной проповеди среди многого другого ясно сказал: «Кто
нарушит одну из заповедей сих малейших, тот малейшим наречется в Царстве
Небесном». В конце же Своей земной жизни, незадолго до страданий, Он
обратился с такими словами к Своим ученикам и ко всем нам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
Если вы любите Меня, и если вы любите также себя, потому что, по сути, заповеди
Божии являются для нас благодеянием, они указывают нам путь, как нам обрести
Царствие Небесное, то «соблюдите Мои
заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». Кто из нас может утверждать, что соблюдает слово
Евангелия во всех его деталях? Но даже такое несовершенное исполнение заповедей
позволяет нам говорить, что мы любим Христа, потому что мы приняли сей дар
Божий — заповеди, путеводители ко спасению — чтобы не сбиться с пути и
достигнуть вечности, достигнуть Царствия Божия, которого так горячо желал
богатый юноша: «Нелюбящий Меня, не соблюдает слов Моих».
И в другом месте, в Евангелии от Иоанна, Он говорит следующее: «Если
заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца
Моего и пребываю в Его любви».
Евангелие изобилует этим увещанием о соблюдении заповедей Божиих. Хочу лишь
добавить, что, когда Господь наш воскрес, в одно из Своих явлений двенадцати
ученикам на горе Галилейской, Он сказал им: «Итак
идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их
соблюдать всё, что Я повелел вам»[2]. Видите, последние слова, скажем так, задание,
которое Христос дал Своим ученикам, уходя, незадолго до Своего вознесения,
заключает в себе две вещи: крестите их и научите соблюдать все заповеди. Итак,
сначала нам необходимо возродиться и принять благодать Святого Духа в купели,
являющейся, как мы сказали, утробой, в которой мы возрождаемся. Но этого мало:
мы должны также соблюдать все заповеди евангельские.
3. Учение Святых Отцов
Святые Отцы, особенно те, писания которых собраны в Добротолюбии и которых
называют трезвомудрцами, потому что они следовали путем духовного трезвения и
внимательной умной молитвы, оставили нам великое учение о соблюдении заповедей.
И среди всего прочего они предостерегают тех людей, которые думают, что
спасутся и что в них действует благодать Святого Духа только потому, что они
крещены. При Крещении Бог действительно дает нам благодать Святого Духа, но эта
благодать со временем — из-за наших грехов, безразличия, пороков, страстей — скрывается
и перестает действовать. Следовательно, какую пользу принесло нам Крещение,
если благодать Святого Духа, которую мы получили, остается недейственной в нас?
Святые Отцы учат, что прежде действия Святого Духа должно быть соблюдение
заповедей. Если мы не соблюдаем заповеди, не будет и опытного переживания
благодати. Поэтому Благодать Божия действует в святых. Поэтому и ныне можно
увидеть святых мужей, преподобных старцев, имеющих явленную благодать Святаго
Духа, дары Святаго Духа, прозорливость, чудеса и т. д, поскольку они не
довольствовались только Крещением, но по принятии таинства и в дальнейшем
тщательно соблюдали заповеди Божии.
Имеется много святоотеческих
изречений о соблюдении заповедей. Но я приведу вам лишь некоторые, чтобы вы
увидели, насколько мудро и необходимо для нас, непросвещенных людей, учение
Святых Отцов и как неправы те, кто в наше время советует нам оставить,
отказаться от Святых Отцов, как это сделали протестанты. Св. Василий Великий
среди много другого говорит, приводя в пример бессловесных животных, которые
строго соблюдают установленные Богом законы, что мы, люди, преступающие и
восстающие против Божественных заповедей, «неразумнее» неразумных тварей [3]. Соблюдение заповедей не выше
наших сил, потому что вместе со всеми заповедями Бог дал нам и необходимые
силы, чтобы невозможно было и негодовать на то, будто бы от нас требуется
что-то необыкновенное, и превозноситься тем, будто мы от себя привносим нечто
сверх данного[4]. Святой Марк Подвижник говорит то
же, что было сказано мною прежде: что мы не должны ожидать действия в себе
Святого Духа «прежде делания заповедей»[5], и что в заповедях сокрыт Сам
Христос, поэтому, чем усерднее мы соблюдаем заповеди, тем ближе мы ко Христу: «Господь сокровен в заповедях Своих и ищущими
Его обретается по мере (исполнения их)»[6]. Преподобный Петр Дамаскин часто
обращается к теме соблюдения заповедей, совершенно опровергая внушенное сатаной
мнение о том, что для нашего спасения достаточно только веры и крещения,
поскольку в Евангелии сказано: «Иже веру
имет и крестится, спасен будет»[7]. Если мы послушаемся этого учения, то будем пусты и
лишены благодати Святого Духа, «не
разумея, что уверовавший и крестившийся должен соблюдать все заповеди Христовы;
и когда все исполнит, говорит: я раб непотребный»[8], как Господь сказал Апостолам, «учаще их блюсти
вся, елика заповедах вам»[9]. Поскольку крестящийся отрекается от сатаны и всех
его дел и соединяется со Христом, он должен показать это отречение и сочетание
любовью со Христом через соблюдение Его заповедей [10]. О том, что благодать Божия не
действует в человеке без соблюдения заповедей, прекрасно говорит святой
Григорий Синаит[11], а также святые Каллист и Игнатий
Ксанфопулы[12]. Также наглядно излагает учение о
соработничестве человека и Божественной благодати святой Симеон Новый Богослов,
говоря нам, что в духовном здании нашего спасения кровлей является благодать
Божия, а основанием — соблюдение заповедей. Может ли
существовать кровля благодати Божией без основания в виде соблюдения заповедей?
«Ни кровля обыкновенно не устрояется без
основания (с прочим зданием), ни основание (с прочим зданием) без кровли не
составляет жилища пригодного для жизни: так и в душе благодать Святого Духа
блюдется исполнением заповедей»[13].
4. Наша страна приходит в запустение. Ее заполоняют варвары с Востока и
Запада.
Соблюдение или несоблюдение
заповедей Божиих влияет не только на наше личное духовное преуспеяние, но и на
благополучие целых народов и стран; с этим всегда было непосредственно
связано величие или упадок греческого народа, а теперь, в нынешней духовной
ситуации, и само существование нашей страны, Греции. В подтверждение этой мысли
я приведу два замечательных рассказа из «Отечника», весьма поучительных, из
которых следует, что там, где не подражают Святым Отцам и не соблюдают заповеди
Христовы, опустошаются не только души, но и земли разоряются варварами, будь то
на войне или в мирное время. Это делает
исторически виновными и ответственными тех, кто хочет разными способами дехристианизировать
нашу страну, изгнав Евангелие и Святых Отцов из прежде святородной и
богохранимой Греции. Так вот, в «Отечнике» говорится, что, когда авва Исаак был
при смерти, собрались вокруг него другие старцы и сказали ему: «Авва! как проводить нам жительство по
отшествии твоем?». И он ответил им, что они должны следовать его пути и
пути отцов, которые были до него, чтобы спасти себя и то место, где они живут:
«Вы видели, как я жил. Если хотите, то
подражайте мне: храните заповеди Божии, и Бог пошлет вам благодать Свою, а
место это сохранит. Если же не будете соблюдать заповедей Божиих, то не
пребудете и на месте этом. И мы скорбели, когда умирали отцы наши. Но, соблюдая
заповеди Божии и завещания отцов наших, прожили так, как бы в сожительстве с
ними. И вы поступайте так, и спасетесь». Отцы не ушли в прошлое, но
присутствуют во все времена как образцы исполнения Евангелия.
Второй отрывок более сильный,
бьющий тревогу, ясно говорит о том, что отказ
от евангельских заповедей, а по сути — война против Христа и Церкви со стороны правящих
христоборцев и церквеборцев, политиков и интеллигенции, и иногда даже церковных
чинов, что мы переживаем в наши дни, — ведет нашу страну к запустению и варваризации: «Авва Моисей говорил в Скиту: если мы будем
исполнять заповеди отцов наших, то ручаюсь вам пред Богом, что варвары не
придут сюда; а ежели не станем исполнять, то место сие опустошено будет»
Пришли варвары и опустошили христианский Восток, первое по Божественному
смотрению основанное христианское государство Византию. Египет, Палестина,
Малая Азия, где по заповедям Божиим веками жили монахи и миряне и Бог
прославлялся миллионами людей, ныне исламизированы, за исключением небольших
островков благочестия вокруг четырех древнейших патриархатов —
Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Похоже,
пророчества старцев сейчас полностью сбываются: Запад также был
дехристианизирован, варваризирован гордыней Просвещения и Рационализма, волнами
обмирщения, захлестнувшими и тамошние христианские конфессии — папство и
протестантизм. Православная Греция до сих пор противостояла западным влияниям и
хранила Православную веру и жизнь, поэтому благодать Божия покрывала и защищала
ее. Но
теперь и на уровне правителей, политических и церковных, и на уровне простого
народа попирается Евангелие и изгоняются Святые Отцы. В результате, даже без
военного завоевания, по сатанинскому замыслу врагов Креста, наша страна
опустошается натиском западных крестоносцев и нашествием мигрантов-мусульман. Евангелие хулится, а на его место
поставляется Коран. Всенародное обещание построить храм Христу-Спасителю
почти забыто, в то время как в Афинах за государственный счет построена
мусульманская мечеть и множество мечетей действуют по всей Греции. Варвары пришли как с Востока, так и с Запада.
Мы должны сегодня осознать две вещи. Во-первых, что для нашего личного
духовного преуспеяния недостаточно того, чтобы мы были крещены. Если в жизни
своей мы не соблюдаем заповедей Божиих, то благодать Святого Духа остается бездействующей, и
пороки и страсти опустошают наши души. Но этим дело не ограничивается:
запустевает и наша страна, наша родина, так как в воспитании, в семье, в
обществе, а часто и в Церкви мы удаляемся от Христа и не соблюдаем заповедей
Его. Очень своевременны слова аввы Моисея: «Если
мы будем исполнять заповеди отцов наших, то ручаюсь вам пред Богом, что варвары
не придут сюда; а ежели не станем исполнять, то место сие опустошено будет».
Пожелаем же, приближаясь к празднованию Рождества Богочеловека Христа, важнейшему
событию всемирной истории, которое «из
всего нового — самое новое и
единственно новое под солнцем», по словам прп. Иоанна Дамаскина[14], чтобы не опустели ни наши души, ни наш край, но чтобы с большим рвением и
усердием мы прилежали к соблюдению евангельских заповедей и учения Святых Отцов.
11 декабря 2020 г.
[1]. Лк. 18, 18-27.
[2]. Мф. 28, 19-20.
[3]. Беседы на Шестоднев 7, ΕΠΕ 4, 280-282, PG 29, 157.
[4]. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах 2, ΕΠΕ 8, 186. PG 31, 909A.
[5]. О думающих оправдаться делами 64 Добротолюбие «Астерос» 1, 113.
[6]. О духовном законе 98 (190), Добротолюбие 1, 107.
[7]. Мк. 16, 16.
[8]. Лк. 17, 10.
[9]. Мф. 28, 20.
[10]. Добротолюбие 3 (5), 11-12.
[11]. Добротолюбие 4 (5), с. 67.
[12]. Добротолюбие 4 (5), с. 199, 201,
203.
[13]. Деятельные и богословские главы (83) (95), Добротолюбие 3 (5), 252.
[14]. Точное изложение Православной Веры, 45 ΕΠΕ 1, 282.
Источник: https://aktines.blogspot.com/2020/12/blog-post_78.html
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Господи Иисусе Хрите спаси и сохрани. Соблюдайте заповеди в Глазах Господа. Проявляете доброделание с молитвой в Глазах Господа. Ищите Воли Его в себе самом.
ОтветитьУдалить