Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк. 18, 14)
***
Сегодня, дорогие мои, начинается Постная Триодь. Она
начинается мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18, 13). Постная
Триодь говорит сегодня нам всем: «Гордые люди, смиритесь». Она напоминает нам притчу
о мытаре и фарисее, которая знакома каждому из нас.
Сегодня, говоря более простыми словами, Триодь
показывает нам два пути и дает нам возможность выбрать. Одна дорога ведет в
пропасть, другая — к небу. Одна дорога — диавольская, другая — Божественная. Какие
же это дороги? Один путь — это путь гордости, а другой — путь смирения.
Гордость и смирение, два жизненных пути. По какому из них нам идти? Первым,
путем гордости, шел фарисей; вторым, путем смирения, шел мытарь.
Сегодня смирение стало редкостью. В міре стало легче найти бриллиант, чем смиренного человека, смиренную женщину, смиренного мужчину и даже смиренного ребенка. Мы живем в век гордыни, поэтому позвольте мне сказать несколько слов о гордости. Я не стану сегодня рассказывать вам о том, что гордость — это главнейший грех, тот самый, который низверг первого архангела с небес и превратил его в диавола. И я не стану вам разъяснять, что гордость есть грех, который навсегда закрывает небесную дверь и что ни один гордый человек не переступит порог Рая. Я буду говорить с вами о несколько более приземленных, о несколько более материальных вещах, на языке современного общества. Я скажу вам, что гордость имеет последствия не только в загробной жизни, в которую мы, христиане, твердо верим, но и в этой земной жизни; что гордость является разрушением; это деструктивный, губительный, разрушительный элемент как для отдельных людей, так и для целых семей и народов.
Мы открываем серьезную тему для разговора, дорогие мои,
это целое море. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми типами гордецов нашего
времени. Гордецов, которые не хвалятся добродетелями, как фарисей, а хвалятся
очень низменными вещами. Что это значит?
o Если вы хотите увидеть гордого человека, вы увидите его сначала в родительском доме ребенком, маленьким фарисеем. Мать и отец одели его в лучшие одежды, дали ему в руки деньги... Но они погубят его; и родители дорого заплатят за гордость, которую они привили ему с малых лет.
o Кто-то другой, приобретший немногие знания и получивший бумажку, диплом, отправляясь в родную деревню, не решается помочь отцу. Он думает, что это унизит его достоинство. Он пребывает в бездействии. В то время как в других странах дети помогают своим родителям, здесь гордый юноша не хочет работать.
o А вот мы видим другого, взрослого человека, который использует любые нечестные средства, чтобы пробиться к власти. Не имея реальных заслуг, он занимает величайшие посты. И когда он становится великим, он не думает о том, как служить народу, а день и ночь выставляет себя напоказ, свое гордое, сатанинское, фарисейское «я».
o Вот девушка, которая считала себя красавицей с исключительным, дивным талантом. Вы видите, как она идет в школу, учится грамоте, поступает в консерваторию, учится играть на скрипке или петь, и сразу же выделяется среди других, и ей кажется, что она стала великой. Молодые люди просят ее выйти за них замуж; молодые люди, достойные создать семью, трудолюбивые, здоровые и крепкие, а она закрывает перед ними дверь и ждет «принца на белом коне». А поскольку принц не приходит, мы видим, как она чахнет и разрушается, и становится несчастной старой девой. Рядом с ней страдает и мать, и отец, вся семья. А скромная дочь их соседей, у которой нет таких гордых идей, выходит замуж за бедного, благословенного, трудолюбивого парня, и они создают счастливую семью, и строят дом, основанный на смирении, и из этого дома выходят дети, которые будут почитать и радовать своих родителей.
Гордость — это не только то, что закрывает райские врата, но и то, что сеет несчастья здесь, на земле. Горе тем домам, где есть гордые родители, гордые сыновья, гордые дщери; но, братья и сестры, гордость живет не только в домах, она пребывает везде. Гордятся рабочие, гордятся владельцы заводов, гордятся капиталисты, гордятся чиновники, гордятся правители и цари, гордятся ученые — как никто другой в наше время; они хвастаются, что при помощи науки достигнут всего.
Сегодняшние люди похожи на тех, которые после потопа пытались построить высокую башню и вдруг прервали работу. Башня так и осталась стоять, потому что произошло смешение языков и они рассеялись. Наше поколение сильно возгордилось и удалилось от Бога, оно стало отступником, поэтому существует боязнь, что его башня, цивилизация нашего времени, будет разрушена, и еще раз подтвердятся слова: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).
Слова нашего Господа пребывают вовек. Скажи мне, прошу: богат ли ты, как Авраам; славен ли ты, как Давид; мудр ли ты, как Соломон? Послушай-ка лучше, как они, достигшие великих высот, высказываются о скудости и убогости человеческой жизни. Авраам говорит: «Аз же есмь земля и пепел», называя себя прахом земным и горсточкой пепла (Быт. 18, 27). Царь и псалмопевец Давид изрекает то, что из псалмов перешло и в другие песнопения Церкви: «Яко цвет увядает, и яко сень мимо грядет, и разрушается всякий человек»: каждый человек увядает как цветок и угасает как сон (ср. Пс. 89, 6 и Пс. 102, 15-16)[1]. А Соломон в конце своей жизни написал то, что подводит итог всего человеческого жизненного опыта: «Суета сует, все суета» (Еккл. 1, 2).
Так вот что ты есть, человек: червь,
пресмыкающийся по земле. Но я, скажешь ты, не хвалюсь богатством; я хвалюсь
своими добродетелями, своими молитвами, своими милостынями, своим благочестием,
своей святостью. Подойди-ка сюда, чтобы я посмотрел на тебя поближе. На какую
высоту бы ты не поднялся, тебе никогда не достичь Пресвятой Богородицы, Которая
стала «высшей небес». И при этом Дева Мария имела смиренный дух и говорила: «Яко
призре (Господь) на смирение Рабы Своея» (Лк. 1, 48). Каким бы святым и
чудотворцем ты не был, ты никогда не сможешь сравниться с апостолом Павлом,
который достиг третьего неба. И все же апостол Павел, который жил во Христе и
говорил: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20), в то же самое
время сказал, что «Христос Иисус прииде в мір грешники спасти, от нихже первый есмь аз» (1 Тим. 1, 15).
Братья мои, вывод таков: не путем гордости, которым пошел
падший денница, которым пошли фарисеи и погибли, но давайте все мы будем идти путем
смирения; тем путем, по которому шел мытарь со словами: «Боже, милостив буди
мне, грешному» (Лк. 18, 13); тем путем, по
которому шел кроткий и смиренный Иисус. Этим путем должны идти и мы. Поэтому
давайте сегодня все воззовем о помиловании. А в следующее
воскресенье, вместе с вернувшимся блудным сыном, воскликнем: «Согреших!» (Лк. 15, 21). И, пройдя все ступени Постной Триоди и
Великого поста, дойдем до Великой пятницы и вместе с благоразумным разбойником скажем: «Помяни мя, Господи,
егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42).
Чтобы, наконец, достичь славного воскресения Господня и сказать: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Расшифровка проповеди, произнесенной в церкви святого Афанасия в Фисио (Афины) 29 января 1961 года.
Источник: http://aktines.blogspot.com/2013/02/blog-post_402.html
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Глаза наполняются слезами... прости Сыне Божий ... дальше падать только в ад... люцифер с неба свергнут по милости Божей к нему как к Творению Божьему на землю. Не смиримся и не покаемся пред Богом- в ад спадем ...возможно даже при жизни...
ОтветитьУдалитьОчень хорошая проповедь, Спасибо большое!!! Поздравляю всех с Удивительной Неделей о Мытаре и фарисее
ОтветитьУдалитьНУ ДА. ТОЛЬКО МНОГИЕ СЕЙЧАС В УМЕ ДУМАЮТ СЛАВА БОГУ Я НЕ ТАКОЙ КАК НЕКОТОРЫЕ. А ЯЗЫКАМИ ГЛАГОЛЯТ -БОЖЕ МИЛОСТИВ БУДЕ МНЕ грешному......
Удалить