понедельник, 30 июня 2025 г.

Прп. Никодим Святогорец о святых славных новомучениках (протопресвитер Ангелос Ангелакопулос)


В третью неделю по Пятидесятнице Святая Православная Церковь празднует память святых славных новомучеников. Но что означает слово «новомученик»? Какие именно люди считаются новомучениками?

Согласно преподобному Никодиму Святогорцу, новомучениками называются те, кто принял мученическую смерть за веру Христову после 1453 года по Р. Х. (то есть после взятия Константинополя турками-магометанами), потому что они отказались перейти в ислам (магометанство, мусульманство). Эти мученики были названым «новыми», чтобы отличить их от мучеников первых веков христианства или пострадавших позднее от иконоборцев. В предисловии к своему труду «Новый мартиролог», где собрано большинство житий новомучеников, преподобный Никодим задает следующий очень важный вопрос: «По какой причине Бог дал явиться этим новомученикам в нынешние времена?». И он сам дает нам подробный ответ, перечисляя пять причин, по которым Богу было угодно, чтобы новые мученики являлись в наше время.

1) дабы обновлялась вся Православная вера;

2) дабы иноверцы не имели оправдания в день Суда;

3) дабы мученики служили славой и украшением Церкви Православной, свидетельством против еретиков и их посрамлением;

4) дабы служить примером долготерпения для всех православных христиан, страждущих под тяжким игом тирании;

5) дабы они своим примером вселяли мужество и стойкость в сердца всех христиан, принуждаемых обстоятельствами к принятию мученичества, а особенно тех, которые ранее уже дошли до отречения от Православной веры.

Из пяти вышеперечисленных пунктов отметим толкование и разбор, которые делает преподобный Никодим по второму и третьему пунктам.

В результате подвига святых новомучеников, иноверцы не будут иметь оправдания в день Суда

По словам преподобного Никодима, новомученики соделают иноверцев безответными в день Суда, потому что как малая закваска, смешанная с большим количеством муки, придает ей свою силу и становится цельным тестом, так и Богу было угодно, чтобы малое число верующих, попав в среду многочисленных иноверцев, передали им Православную веру и привели их к познанию истины. В этом убеждает нас божественный Златоуст: «Для того Он и верующих в Него вмешал во множество, чтобы мы передавали другим свое разумение» [1]. И Господь воистину действовал именно таким образом, что особенно видно на примере новомучеников, потому что почти все они родились и выросли в среде иноверцев, чтобы, наконец, предстоя перед правителями и судьями, с величайшим мужеством проповедовать христианскую веру как единственную незаблудную и истинную веру в Бога и громогласно исповедовать Иисуса Христа Сыном Божиим и истинным Богом, а также «Премудростью и Словом Божиим, через Которое все было сотворено» [2]. Это исповедание они подтвердили не только пролитием собственной крови, но и в гораздо большей степени различными чудесами, которые Бог совершил через них, как во время их мученической смерти, так и по окончании мучений.

Многие из этих мучеников, сожалея о погибели иноверцев, шли на страшную смерть и проповедовали им истину, учили их оставить тьму и обратиться ко свету благочестия и веры Христовой, чтобы не быть осужденными на неугасимый адский огонь.

Но эти несчастные, ослепленные князем тьмы века сего и страстями, не могли открыть свои умные очи и увидеть истину Евангелия и веры Христовой, как говорит св. апостол Павел: «бог века сего ослепил умы неверующих, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» [3]. По этой причине они останутся безответными в день суда, ведь хотя они и слышали проповедь этих новомучеников и видели столь многие удивительные свидетельства и чудеса Божии, совершавшиеся через них, но они не уверовали, а по-прежнему оставались во тьме. «Ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих» [4].

Эти новые мученики обвинят и осудят иноверцев, подобно тому как пророк Моисей обвинит иудеев: «Есть на вас обвинитель Моисей» [5], а двенадцать апостолов будут судить двенадцать колен Израилевых[6]. Последнее же слово на том суде останется за Богом, по сказанному пророком Давидом, и Он приведет в подтверждение Своего приговора свидетельство этих мучеников, как написано в Евангелии: «И оправдана премудрость чадами ее» [7]. И Он в том или ином виде напомнит им те слова из Евангелия: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» [8].

 

Святые новомученики — слава и украшение Православной Церкви, но они же и свидетельство против еретиков и их посрамление.

По словам преподобного Никодима, ко всем другим позорным высказываниям, которые извергали из себя противники Церкви, они добавили также и то, — в чем он упрекает особенно еретиков-латинян или т. н. папистов, — что, после раскола 1054 года по Р. Х., Единая, Святая, Соборная и Апостольская Православная Церковь Христова якобы не приобрела ни одного нового святого или мученика, тем самым соделавшись «неплодной» святыми и мучениками. Так пусть же они устыдятся вечным стыдом и позором, видя теперь, благодаря книге «Новый мартиролог», как Восточная Церковь благословляется и наполняется не одним, двумя или тремя новыми мучениками, а великим множеством новомучеников, которые не уступают мученикам первых веков ни в дерзновении перед тиранами, ни в исповедании веры, ни в терпении мучений, ни в знамениях и чудесах, но во всех этих отношениях соответствуют им.

Древние мученики приняли мученическую смерть за веру в Святую Троицу? Также и они. Те проливали свою кровь за имя и за Божество Господа нашего Иисуса Христа? Также и они. Но, по словам преподобного Никодима, они (новомученики) имеют нечто большее, чем мученики первых веков. Те боролись против многобожия и идолопоклонства, которое является явным безбожием, едва ли способным обмануть здравый ум, а эти боролись против монотеизма иноверцев, их веры в единоличного «Единого Бога» вместо Святой Троицы, что является скрытым нечестием и может легко ввести в заблуждение.

Посему, хотя эти мученики пострадали в недавние времена, они ничем не уступают древним. Хотя они и последние в череде мучеников, но по венцам они вместе с первыми. Ибо Иисус Христос, Владыка умного виноградника Восточной Церкви, призывал в Свой виноградник работников как в первый час, так и в последний [9]. Это касается как древних, так и новых мучеников, И всех, от первых до последних, Он соделал равными, дав всем один и тот же динарий, который есть венец мученичества и наслаждение Царством Небесным.

Бог дал благословение древнему Израилю: «И будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового» [10]. И Он обещает благословение всякому боящемуся и почитающему Его, что он «увидит сыновей у сыновей своих» [11]. Обоими этими благословениями Святая Восточная Церковь Христова наслаждается ныне духовно, ибо она насыщается и умно питается не только плодами подвига древних мучеников, но и плодами подвига новых своих подвижников и борцов. И она видит, как от нее родились духовно как ее первые сыновья, древние мученики, так и сыновья ее сыновей, то есть новые преемники ее подвижников, святые мощи которых она с радостию принимает в свои объятия и святой кровию которых она украшается как Невеста, ибо они являются похвалой, славой и убранством Церкви. И она радуется обо всех своих сыновьях как добрая и любящая мать, взывая к своему жениху Христу с неизреченным и преславным ликованием: «Это сберегла я для тебя, мой возлюбленный! Я родилась новой для старого, брат мой» [12].

И ее радость непрестанно возрастает, ибо она видит, что чем больше проходит времени, тем больше увеличивается число ее новых сыновей. На ней подтверждаются слова Священного Писания о том, что та, которую обвиняли в бесплодии и запустении, теперь породила семерых, как святая Анна, и дети ее умножились, пополнившись новыми святыми и мучениками: «Бесплодная родила семь раз, а многочадная изнемогает» [13] и «у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» [14].

«Но почему я говорю «родила» в прошедшем времени? — вопрошает преподобный Никодим. — Она до скончания века будет рождать новых сыновей и новомучеников, и этому поколению новых святых, конечно же, никогда не настанет конец: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет» [15]. И причина этого очевидна. Ибо если Жених Восточной Церкви, Христос, всегда пребывает и находится со своей Невестой в духовном единении, по Своему обетованию: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» [16], если ее невестоводитель, Дух Святый, пребывает с ней вечно: «И даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» [17], кто может усомниться в том, что от нее будут духовно рождаться такие чада до скончания века?

Все эти новомученики по своему исповеданию веры воистину святы, они угодили Богу и были прославлены Им многочисленными чудесами, совершающимися по Божественной благодати, и даже явлением Божественного света; все они — чада Восточной Церкви, хранящие ее догматы, ее учение. Отсюда даже малым детям понятно: как они сами святы и угодны Богу, так и Восточная Церковь, давшая им духовное рождение, свята и благоугодна Богу и является вместилищем благодати Святого Духа. Столь же истинно и благочестиво ее вероучение. Ибо каковы сыновья, такова и мать. Всякое древо познается по плоду своему. Какова причина, такое и следствие.

Так давайте же помолимся сегодня ко святым славным новомученикам, чтобы они от всей души ходатайствовали о нас ко Святому Богу, дабы Он был милостив к нам, грешным, и избавил нас от Своего праведного прещения, презирая яко Многомилостив вся прегрешения наша — делом, словом и помышлением, которыми мы каждый день огорчаем Его. Напомните Ему, о новомученики, те страдания, которые вы претерпели за имя святое Его, и тем самым утолите Его гнев, ибо мы воистину обнищали и сильно злостраждем, и умалихомся паче всех язык за долгие годы пленения. И в сей нынешней жизни избавьте нас от всякого зла душевного и телесного, укрепляя нас твердо и непоколебимо хранить все, что вы заповедали нам. А в будущей жизни удостойте нас Небесного Царства во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пирей, 28.06.2014 г.


[1] Беседа 16-я на Евангелие от Матфея.
[2] Ин. 1, 1-3; 1 Кор. 22-24.
[3] 2 Кор. 4, 4.
[4] Прем. 2, 21-22.
[5] Ин. 5, 45.
[6] Мф. 19, 28.
[7] Мф. 11, 19. Толкование блж. Феофилакта Болгарского: «И наконец мудрость Божия оправдалась, то есть почтена не фарисеями, но ее чадами, то есть принявшими учение Иоанново и Иисусово».
[8] Ин. 15, 22.
[9] Мф. 20, 1.
[10] Лев. 26, 10.
[11] Пс. 127, 6.
[12] Песн. 7, 14.
[13] 1 Цар. 2:5.
[14] Ис. 54:1.
[15] Мф. 24, 34.
[16] Мф. 28, 20.
[17] Ин. 14, 16.

Источник: https://www.impantokratoros.gr/3D92F01D.el.aspx

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!