С величайшей мудростью Церковь через богопросвещенных Святых
Отцов определила, чтобы каждый год повторялись праздники одних и тех же святых,
дабы приобщаясь их жизни и учению, мы исполнялись таким же благочестием и
добродетелями, как и они, укреплялись в православных догматах и подражали их
святой жизни.
В связи с недавним празднованием памяти преподобного Антония
Великого, в Фессалоникийском храме которого мы служили в течение четверти века
(1993-2017) и из которого были изгнаны, потому что стремились на практике
применить учение преподобного Антония о еретиках, прошлых и нынешних, мы
подумали, что было бы весьма полезно снова обратиться к его учению, а также
вспомнить его позицию по отношению к величайшей ереси — арианству и мелитианскому расколу.
Сейчас это более, чем необходимо, поскольку Церковь страдает
и подвергается расколу не только под влиянием всеереси экуменизма, еще более
страшной, чем арианство, но и по причине украинского раскола, который, словно
по велению волшебной палочки, утвердил и легализовал Вселенский Патриарх
Варфоломей. Действуя подобно монарху и тирану,
как Восточный Папа, он предоставил автокефалию раскольникам, которые не только
далеки от покаяния и смирения, но многие из них вообще не имеют священства: они
являются нерукоположенными или саморукоположенными. Кроме того, он совершил
антиканоническое вторжение в юрисдикцию другой Поместной Церкви, а именно
Русской.
На Критском лжесоборе (2016) никто не осмелился говорить об
опасности ересей, как это всегда делали Святые Отцы на действительно святых
соборах, а особенно — о великой и крайне опасной ереси экуменизма, которая
словно ржавчина разъедает мышление богословов и священнослужителей, и подобно
заразной болезни распространяется через них среди верующих.
В соборных документах понятие «ересь» отсутствует по той
причине, что оно отсутствует и в истлевшей вере тех, кто на протяжении целого
столетия пытается воссоединить разделенные
христианские сообщества, которые, по их мнению, составляют Церковь.
Согласно многовековой вере нашей Церкви, еретические и раскольнические сообщества не являются частью Церкви. Еретики и
раскольники отсекаются от Церковного тела, как больные,
прогнившие члены; при этом целостность Церкви не нарушается, подобно тому, как
остается живым, зеленеющим и продолжает плодоносить дерево, с которого обрезают
сухие ветви.
Согласно новоявленной концепции экуменизма, представляющего
собой экклезиологическую ересь, ни одно отдельно взятое христианское сообщество
не является Церковью (включая и православных). Для экуменистов Церковью
является лишь совокупность всех таких сообществ.
Именно по этой причине на Критском соборе не поднимался
вопрос о ересях: наоборот, его участники согласились с тем, что еретические
сообщества также являются «Церквами», и произошло то, о чем говорил святой Марк
Ефесский, а именно «смешение
несмешиваемого» — совмещение того, что является несовместимым: истины с
ложью, Православия с заблуждением и ересью. Св. Марк говорил эти слова о
злосчастной «унии» между папизмом и Православной Церковью, которая была
заключена на Ферраро-Флорентийском лжесоборе (1438-1439).
2. Никакого
общения с еретиками и раскольниками. Вред и погибель для души.
Давайте рассмотрим, как святой Афанасий Великий, который был
учеником преподобного Антония, излагает его взгляды и отношение к величайшей
ереси — арианству, терзавшему Церковь на протяжении десятилетий, а также к мелитианскому расколу, из-за которого
Александрийскую Церковь лихорадило на протяжении долгих лет.
Мелитианские раскольники получили свое название по имени
епископа Мелития Ликопольского, который
воспользовался отсутствием Патриарха Александрийского и других епископов из-за
гонений и тюремных заключений в период правления Диоклетиана и совершил
вторжение в их епархии, находившиеся за пределами его юрисдикции, где незаконно
рукоположил епископов. Помимо таких раскольнических действий Мелитий проявлял
непомерную строгость к отпавшим от Церкви и налагал на них жесточайшие епитимьи
(как это происходило и у донатистов), в то время как Православная Церковь была
к ним более снисходительной.
Св. Афанасий Великий сообщает нам о том, что преподобный
Антоний был достоин восхищения не только по причине многочисленных аскетических
подвигов и борьбы против демонов, но и по причине его непоколебимой веры и
благочестия: «Великая вера его и
благочестие заслуживали восхищения».
Он никогда не имел общения с раскольниками-мелитианами, зная
их давнее лукавство и отступничество от веры, не беседовал дружески с манихеями
или с другими еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к
благочестию. Он считал, что общение и дружба с ними разрушительны и пагубны для
души: «И сам так думал, и другим внушал,
что дружба и беседа с еретиками — вред и погибель для души».
Преподобный Антоний отвращался от ереси арианства и
настоятельно просил всех даже не приближаться к еретикам, чтобы не заразиться их
заблуждениями: «Гнушался также и
арианской ересью, и всякому давал заповедь не сближаться с арианами и не иметь
их зловерия». Однажды, когда его посетили некие ариане, упорствовавшие в
своём заблуждении, он после беседы с ними, убедившись в их нечестии, прогнал их
с горы, на которой подвизался, «говоря, что речи их хуже змеиного яда».
Поскольку ариане бессовестным образом распространяли слухи,
что святой разделяет их взгляды, он вознегодовал против них и по просьбе
епископов и верующих спустился с горы; затем он направился в Александрию, где
разоблачил ариан и назвал их учение «чудовищной
ересью и провозвестником антихриста».
Что касается ереси арианства, то однажды преподобному
Антонию было страшное видение, после которого его видели горько стенающим и проливающим
слезы. По словам самого святого, это видение означало, что в Церкви настанут
ужасные времена, когда Она будет в руках у людей, подобных неразумным животным:
«Гнев постигнет Церковь, и будет Она
предана людям, которые подобны неразумным скотам».
Святой Антоний видел, как Святой Престол в храме окружили
мулы, которые яростно пинали и лягали его своими копытами: «Видел я алтарь храма Господня и в нем множество мулов, которые,
окружив Святой Престол, яростно ниспровергают все, что стоит на нем, и, рассыпав
по полу, топчут ногами». В это время он
услышал с небес глас Божий, который говорил, что жертвенник будет предан
осквернению: «Осквернен будет жертвенник
Мой!». Через несколько дней страшное видение подтвердилось, потому
что произошло вторжение ариан в православные храмы, захват, осквернение
священных сосудов и другие кощунственные действия.
После того, как преподобному Антонию было это видение, он
сказал слова, весьма утешительные для всех, кто переживал из-за господства
ереси арианства, а также и для всех нас, кто испытывает беспокойство из-за
распространения всеереси экуменизма в нынешнее время:
«Не унывайте, дети:
как разгневался Господь, так и умилосердится Он потом. Церкви опять будет
возвращена Её лучезарная красота и сила, и сохранившие непоколебимо среди
гонений веру Христову будут сиять светом благодати. Змеи возвратятся в свои
норы, и благочестие еще более умножится. Наблюдайте лишь за собой, чтобы не
иметь гибельного общения с арианами, потому что учение их — не апостольское, но
диавольское и отца их сатаны; по этой именно причине они и были обозначены в
видении под образом неразумных животных».
У ариан на тот момент было довольно много соратников и
приверженцев, политиков и военных, так же как происходит и сегодня в случае с
экуменизмом, имеющим поддержку со стороны масонов. Среди приверженцев арианства
был один военачальник по имени Валакий, который преследовал православных. Он
был настолько жесток, что на площади обнажал и бил даже юных дев и иноков.
Преподобный Антоний послал письмо, в котором просил его
остановить жестокие гонения и говорил, что видит грядущий на него гнев Божий.
Когда Валакий получил это письмо, то надменно рассмеялся,
бросил его на землю, оплевал и растоптал, а тех, кто его доставил, обругал последними
словами. Он велел им передать святому Антонию следующее: «Поскольку ты
защищаешь и отстаиваешь монахов, теперь я буду преследовать и тебя». Но не
прошло и пяти дней, как на него обрушился гнев Божий.
Вместе с правителем Египта Несторием он отправился посетить
некоторые монастыри. Они выехали верхом на конях Валакия, которые были самыми
спокойными в его конюшне.
Но не успели они добраться до цели, как тот конь, на котором
сидел Несторий, внезапно схватил зубами Валакия, сбросил его на землю и начал
грызть мягкие части его тела. Валакия срочно отвезли в город, но на третий день
он скончался. Все удивились, как скоро исполнилось предсказание святого
Антония.
Некоторые епископы сейчас злоупотребляют своими полномочиями
и скачут на своих епископских жезлах, словно на конях Валакия; они вызывают в
церковный суд и изгоняют из храмов тех, кто борется против старых и новых ересей.
Пусть все они ради своего же блага запомнят этот случай и не
направляют угрозы в наш адрес. У Бога уготована плеть, чтобы усмирить всех
еретиков и их приверженцев, всех раскольников и их соратников, а страждущих
православных бич гнева Божия не коснется.
В последние дни своего жизненного пути преподобный Антоний
дал много духовных советов и наставлений монашеской братии. При этом он не
переставал предупреждать монахов, чтобы они следовали примерам святых и не
сближались с раскольниками и еретиками; чтобы они держались как можно дальше от
раскольников-мелитиан, намерения которых губительны и лукавы, и не имели
общения с арианами, нечестие которых очевидно для всех.
Не стоит переживать даже в том случае, если еретиков и
раскольников поддерживают судьи, потому что и власть, и надменность судебных
чиновников временны и имеют преходящий характер. Главное —
сохранить нашу Церковь от ересей и расколов, следовать преданию Святых Отцов и
их благочестивой вере в Господа нашего Иисуса Христа, которой они научились из
Священного Писания, а также наставлениям преподобного Антония Великого.
Незадолго до того, как закрылись его святые очи и он узрел
невечерний свет Царствия Божия и приложился святым отцам, преподобный Антоний
еще раз повторил двум иноками, своим ученикам, которые за ним ухаживали, а
через них — и всем верующим на все времена:
«Избегайте всякого общения с раскольниками, еретиками и
арианами; вам известно, что я ни разу дружески не беседовал с ними по причине
их дурных замыслов и христоборческой ереси. Больше же всего старайтесь
исполнять заповеди Господни и следовать учению святых, чтобы святые приняли вас
после вашей смерти в вечные обители как сродников и друзей».
Эпилог в
современных условиях
Тринадцать лет назад, в 2007 году, мы изложили взгляды
святого Антония Великого в статье под названием «Антоний Великий и современный
экуменизм». Статья была опубликована в журнале «Теодромия», издаваемом «Ассоциацией
православных исследований».
Затем мы переиздали эту статью в качестве приложения к нашей
новой книге «Святой Антоний Великий. Житие и учение. Двенадцать проповедей в
Фессалоникийском храме св. Антония».
Следует сказать, что на тот момент еще не произошло двух
величайших экклесиологических отклонений от веры: еретического лжесобора в
Колимбари на Крите (2016) и предоставления лжеавтокефалии еретикам и
раскольникам из ПЦУ. Оба эти события были порождены Константинополем, который
взял курс на учения еретиков и создание расколов.
Все, что было тогда написано нами в заключении, мы повторим
сейчас снова, так как эти слова стали теперь даже еще более актуальными:
Вот уже многие
десятилетия гнев Божий бичует Церковь. Папизм и экуменизм торжествуют.
В те времена Афанасий
Великий и другие Отцы осознали опасность, на которую указывало видение
преподобного Антония.
А ныне на наших
глазах оскверняются храмы и алтари совместными молитвами и литургиями с
еретиками, которых прообразовали в видении «неразумные
животные». Поддерживая и
одобряя это кощунство, мы тоже попираем святыню вместе с ними, находясь во Святая Святых.
Происходящее во время
совместных экуменических сослужений и совместных молений —
то, что творилось, например, в Канберре на Ассамблее Всемирного Совета «Церквей», или сослужение со «священниками»-гомосексуалистами,
дерзающими брать в руки священные сосуды, с женщинами-«епископами» и «священницами», и прочая подобная
мерзость — всё сие являет собой зрелище ещё более ужасное, чем то, которое
предстало некогда духовным очам Антония Великого.
Церковь сможет
обрести свою былую красоту только в одном случае — если будет
неукоснительно следовать завету преподобного Антония: «Только не оскверняйте себя с арианами».
Только в том случае,
если мы не замараем себя церковным общением с папизмом и экуменизмом, с
филокатоликами и «православными» экуменистами.
Из-за того, что мы до
сих пор не проявляли должной самоотверженности и решительности, Бог продолжает
изливать на нас Свой гнев — продолжается пленение православных всеересью
экуменизма.
До каких пор все мы,
епископы, иереи, монахи и миряне, будем позволять неразумным животным, т. е. еретикам, попирать и осквернять православные святыни?
Пока мы бездействуем
и находим себе оправдания, мерзость запустения будет пребывать на месте святом.
@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Источник:
https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/35168-o-megas-antonios-gia-tis-aireseis-kai-ta-sxismata
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!