пятница, 31 июля 2020 г.

† Архим. Афанасий Митилинеос. Пророк Илия в свою эпоху и в последние времена


«Как прославился ты, Илия, чудесами твоими, и кто может сравниться с тобою в славе! Ты воздвиг мертвого от смерти и из ада словом Всевышнего; ты низводил в погибель царей и знатных с ложа их; ты слышал на Синае обличение на них и на Хориве суды мщения; ты помазал царей на воздаяние и пророков — в преемники себе; ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями; ты предназначен был на обличения в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, — обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова. Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью, — и мы жизнью поживем» 
(Сир. 48, 11).

† Архим. Афанасий Митилинеос

Пророк Илия в свою эпоху и в последние времена

(Расшифровка аудиозаписи)

Пророк Илия — один из величайших пророков
О пророке Илии в Ветхом Завете написано много страниц, и все они преисполнены глубочайшего богословия. Гора Кармил, на которой пророк совершил жертвоприношение чудесным образом, когда с небес сошёл огонь и попалил жертву [1, 2]; гора Синай, на которой этот великий пророк созерцал Бога [3], и гора Фавор, на которой пророк явился Господу и апостолам во время Преображения Господня [4], — это три знаменитые горные вершины, с которыми связано его преславное имя.
Пророк Илия, мои возлюбленные, — это одна из наиболее значительных фигур Ветхого Завета. Он превосходит даже пророка Исайю, которого заслуженно называют «велегласнейшим». Несмотря на то, что пророк Илия не написал ни одного слова, он сам представляет собой удивительное пророчество во плоти. Его деяния, образ его жизни, его вознесение на небо и его явление во время Преображения Господня свидетельствуют о том, что это величайший и воистину уникальнейший святой!
Пророк, неподвластный времени
Пророк Илия присутствует как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Несмотря на многочисленные богословские изыскания, исследователи всё равно никогда не смогут проникнуть в самую суть вещей: личность этого святого пророка Божия столь глубока и многогранна, что просто не может быть изучена досконально. Мы остановимся лишь на одном небольшом, но очень важном событии из его жизни. Ведь это событие имеет еще одно прикровенное значение: оно являет собою прообраз последних времён.
Актуальность книги Откровения
Как вы уже догадались (и в связи с последними событиями, и по образу жизни сегодняшнего міра), мы приближаемся к последним временам. Что бы там ни говорили, но в наши дни Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова та книга Библии, которая изучена меньше всего и которую незаслуженно недооценивают и оттесняют на второй план, снова становится актуальной, и мы все её сегодня изучаем. К сожалению, православные не готовы взяться за эту книгу, они недостаточно с нею знакомы по той причине, что на протяжении целых столетий, в особенности на Востоке, доминировало ошибочное мнение, что она «запечатана семью печатями», то есть является трудной для понимания, и что она полна пророчеств, которые… невозможно расшифровать…, а если кто-то и сможет их растолковать, то неизбежно впадёт в ересь и заблуждение. Существовал такой предрассудок.
Всё это, безусловно, неправильно, а если что-то из этого и является верным, то только в определенной степени. Однако, всё это стало той возможной причиной, по которой православные не приступают к этой Божественной книге, последней из книг Нового Завета, боговдохновенной и замечательной, исполненной не только многочисленных пророчеств, но и духа утешения, предназначенной для того, чтобы укреплять народ Божий на протяжении всей его земной жизни, а в особенности — при наступлении последних времен.
Возвращаясь к теме нашей беседы, должен сказать вам, дорогие мои, что всё услышанное вами сегодня имеет отношение и к последним временам. «Последними» называются времена перед Вторым Пришествием Христовым, когда приближается окончание человеческой истории. В результате, вам станет ясно, что земная жизнь св. пророка Илии прообразует те события, которые ожидают нас перед концом света.
Исторический путь каждого народа. Особенный путь Израиля
Каждый народ на своем историческом пути, конечно же, переживает множество трудных дней, ставящих под вопрос его выживание. Но несмотря на все внешние события и обстоятельства, границы для проживания каждого народа и продолжительность его существования на земле установил никто иной, как Сам Господь. Это созвучно тому, что говорит апостол Павел афинянам: «Бог… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» [5].
Израиль был любимым народом Божиим, избранным народом. Вообще само слово «Израиль» обозначает «избранный» [6]. История изобилует примерами удивительного покровительства Божия этому народу, которое сопровождалось многими чудесами и порой «возмущало» другие племена и языки!
Если бы мы оказались на территории проживания богоизбранного народа в 8-м веке до Рождества Христова, то мы бы увидели, что в то время сложилась крайне тяжелая ситуация: Северное царство отступило от Бога. Должен вам сказать, что после смерти Соломона израильский народ разделился на два царства — Северное царство, которое населяло десять колен, и Южное царство с двумя коленами: Иудиным и Вениаминовым. Столицей Южного царства был город Иерусалим, а Северного — Самария. Итак, Северное царство отпало от Бога. К сожалению, ими правили цари, которые очень легко впадали в идолопоклонство.
Ахав - Иезавель
В Северном царстве в 8-м веке правил царь Ахав. Он был безвольным, слабохарактерным, не дорожил верой в истинного Бога и при случае мог принести поклонение идолам. Ахав находился под влиянием своей жены, царицы Иезавели, которая была намного хуже его и принесла много зла народу Божию. Будучи не иудейкой, а сирофиникиянкой по происхождению, она грубо и фанатично насаждала в стране идолопоклонство! Из-за этой ужасной женщины служение истинному Богу очень скоро было запрещено и начало подвергаться преследованиям. Было узаконено поклонение Ваалу и демонической Астарте, которая чем-то напоминала древнегреческую Афродиту.
Явление пророка Илии: неожиданное, как молния!
В этот переломный момент для народа израильского, который в дни правления Ахава как никогда отступил от Бога, из его среды исшел пламенный подвижник и ревнитель благочестия, пророк Илия, которого называли Фесвитянином, т. к. он был родом из города Фесвы. Илия появляется внезапно, обратите на это внимание. Внезапно, как молния, и словно гром среди ясного неба! Он от лица Божия сообщает нечестивому царю страшную весть о длительной засухе как наказании Божием за отступление народа и его правителей от Бога.
«И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» [7]. Сказал это пророк и исчез из вида Ахава.
Суд Божий в истории различных народов
Эти его слова, дорогие мои, являют собой суд Божий над народом, отступившим от Бога.
Что могут возразить на это те, кто считает, что они могут распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению и что Бог не играет никакой роли в историческом пути народов и в жизни каждого отдельно взятого человека? Где те, которые так говорят? Пусть они рассмотрят этот пример. И чтобы некоторые не думали, что это касается только Израиля, скажу вам, что Бог промыслительно заботится обо всех народах и определяет исторический путь всех наций [8].
Суд Божий в истории народа израильского
Кратко скажу вам следующее. На земле Ханаанской проживало много народов. И сказал Господь Аврааму: «Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» [9]. Знаете, через сколько лет исполнилось это обетование Божие? Через четыреста тридцать лет! [10] Разве это не удивительно? Долготерпеливый Господь очень долго ждет покаяния грешников — до тех пор, пока не переполнится чаша беззаконий. Только в случае крайнего развращения какого-то народа и его непоколебимого упорства во грехе Бог говорит о его уничтожении.
И когда наступает время, чтобы Иисус Навин вошел в землю Ханаанскую, снова возвещает ему Господь: «Этим народам, погрязшим в магии, колдовстве и растлении, пришёл час быть уничтоженными, поэтому вы завладеете этой землёй очень легко. Но смотрите, как бы и вам не впасть в те же самые беззакония, потому что тогда придёт час и для вашего наказания и вас постигнет такая же участь» [11].
Итак, мы видим, что Бог никогда не искоренял какие-то народы просто ради того, чтобы заселить на их территорию Свой любимый народ, но они подвергались истреблению только за многие и страшные прегрешения.
Суд Божий в истории других народов и эллинов
Хотите услышать ещё кое-что поразительное? Откройте книгу пророка Исайи. Дорогие мои, прочтите: Исайя пророчествует о разных народах, не только об Израиле, так же, как и пророк Иеремия, Иезекииль и Даниил: «О, Вавилон, говорят, пришёл твой конец! О, Сирия!.. О, Египет!.. О, моавитяне!..» [12]. Скажите мне, разве Даниил не пророчествовал об эллинах и персах? Не пророчествовал о вавилонянах? Разве он не говорил, что эллины победят персов в том божественном пророчестве, где идет речь о козле (вам известно, что Александр Македонский на монетах изображается с рогами), который быстро бежит со стороны Запада и сталкивается с овном (символ персов). Этого овна козёл растоптал, и не было никого, кто бы мог спасти овна от него [13].
Обратите внимание (это очень важно): Бог говорит не только об Израиле, но и о других народах, населяющих землю, и управляет судьбою всех их.
Повторю вам слова апостола Павла, сказанные афинянам, которые я уже цитировал прежде. Бог «определяет времена и пределы проживания» для всех наций, всех народов нашей земли. Все это касается и нас, греков. А значит, мои дорогие, и мы с вами «находимся в планах Творца», тем более, что греки приняли Евангелие одними из первых, когда апостолы проповедовали благовестие Христово по всему миру.
Греция идет по следам древнего Израиля и, возможно, понесёт такие же наказания
А сейчас нам пора задаться вопросом: может быть, и наша родина живёт и поступает словно древний Израиль? Следует ли нам удивляться тем бедствиям, которые находят на нашу страну и недоуменно качать головой со словами «почему»? Кто знает: может случиться так, что мы станем свидетелями сокращения наших границ? Наша страна может вновь потерять территорию… А если это случится, то по какой причине? И если вдруг наш народ будет переживать экономический кризис или произойдет общественный переворот, что будет виной ухудшения ситуации в стране? Безусловно, отступление нашего народа от Бога и его обращение в идолопоклонство.
Дорогие мои, наш народ отступает от Бога каждый день. Такое явление как «атеизм» было раньше неизвестно у нас на родине. А теперь атеизм становится действительностью. И где? В этом месте святом, на нашей греческой земле, которая дала миру столько святых и где происходило становление нашего дорогого Православия! Это вызывает глубочайший трепет и ужас. Мы вновь возвращаемся назад, к идолопоклонству!
Понимаем ли мы, что наше время является судьбоносным не только для нашего народа, но и для всего мира?
Для чего пророк сказал Ахаву о засухе? Чтобы привести весь народ к покаянию. Покаялся ли Ахав? Нет. Ни Ахав, ни народ. Покаемся ли мы с вами? Сегодня, когда звучит проповедь, призыв к покаянию, и говорится всё то, что вы сейчас слышите, как вы думаете, с какой это целью? Для чего я стою сейчас перед вами? Может быть, всё это лишь красивые обороты речи, филологические изыскания и всего лишь пустые слова? Нет, это проповедь покаяния, это призыв, чтобы вы проснулись и бодрствовали духовно! Одно дело — когда человек спит, у него закрыты глаза и он не в состоянии следить за докладчиком, и совсем другое дело — когда он нарочно отвращает свой слух от сказанного... Ситуация в нашей стране напоминает Северное царство, отпавшее от Бога во времена Ветхого Завета. Пророк строго обличает своих современников; он громогласно обращается к ним и употребляет, если можно так выразиться, «крайние меры», которые поражают народ и устрашают. Понимаем ли мы, что живем в критические дни не только для нашего народа, но и для всего мира? А если не понимаем теперь, то как скоро поймем?.. То, что вы сейчас слышите, это призыв к покаянию. Мы должны непременно покаяться за то положение дел, которое сложилось у нас в стране. Ситуация просто ужасна.
Последствия отступления древнего Израиля от Бога
После того, как пророк передал Ахаву послание свыше, он ушел, скрылся от лица его. С этого момента в Северном царстве начинаются тяжелые времена. Если хотите, почитайте четыре Книги Царств, в особенности, конец второй, третью и четвертую книгу — и тогда вы узнаете, каким страданиям и бедствиям подвергалось Северное царство. Дошло даже до того, что его взяли в плен ассирийцы, приблизительно за сто лет до уничтожения Южного царства. А конец Южного царства наступил в результате его пленения вавилонянами.
Предупреждал и пророк Исайя: «Дочери Сиона… вы носите прекрасные одежды, золотые пояса, и расшитые золотом, шелковые одежды… Пыль будет вокруг вас, и будете скитаться босые по земле вашей, взятой в плен!»[14]
Если мы не понимаем всей тяжести ситуации сейчас, то наступят неизбежные последствия совершаемых беззаконий, и тогда нам с вами всё станет ясно…
Бог защищает Своего пророка
Бог, дорогие мои, защитил Своего пророка от царского гнева. Когда нечестивый царь Ахав услышал пророчество, то его поразил страх. Не успел он опомниться, как пророк Илия исчез. Он появился неожиданно, как молния, и так же неожиданно скрылся, как исчезает звук прогремевшего грома. Вскоре Ахав спохватился и велел преследовать его. Но Бог сохраняет Своего пророка не только от гнева Ахавова, но и от страшного голода, который начался вскоре.
«И было к нему слово Господне: пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там» [15].
Повеление Господа Илии относится и ко всему народу Божию
Обратите на это внимание, мои возлюбленные. Эти слова Божии содержат великий смысл. Они относятся не только к пророку Илии, но и к нам тоже! Господь велел Своему пророку скрыться. Это «скройся» будет иметь большое значение в трудные дни и для всего народа Божия.
Эти слова созвучны с пророком Исайей: «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» [16].
Осознаем ли мы, что являемся народом Божиим?
Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы спросить вас, дорогие мои: осознаёте ли вы, что являетесь народом Божиим? Мы непременно должны понимать, что мы — народ Божий. Почему это так? Сознаёте ли вы свое отличие от тех, кого обычно называют словом «мір»? Народ Божий отличается от міра сего по своей сути. Если вы не считаете себя народом Божиим, то тогда закройте уши и не слушайте продолжение нашей беседы… Если вы причисляете себя к міру, значит проповедь, предназначенная народу Божию, адресована не вам, потому что сыны и дщери міра сего движутся другими путями — путями погибели. Но если вы — народ Божий и осознаёте это, тогда слушайте внимательно. Напрягите ваш слух, чтобы услышать, что говорит нам Господь.
Он говорит, что мы должны скрыться. Но где укрыться народу Божию?
Случаи бегства и спасения в истории Церкви
Чтобы понять это повеление Божие и найти себе убежище, следует рассматривать слова пророка Илии в эсхатологической перспективе, как исторический прообраз последних времён. Когда мы говорим «исторический прообраз», то подразумеваем какое-либо историческое событие, которое предвозвещает другое событие, но только в будущем.
Рассмотрим такой пример: Израиль покидает Египет, переходит через Красное море и приходит в землю Ханаанскую. Его переход через Красное море был реальным событием и одновременно — историческим прообразом. Какого рода? Египет был прообразом ада, преисподней, и считался страной, находящейся под властью сатаны, а земля обетованная была прообразом Царствия Божия.
Народ Божий совершил переход через Красное море (слово «Пасха» означает «переход»). Там, в Красном море, Бог потопил фараона и его воинов, и народ Божий совершил этот переход благополучно, без потерь. Все эти события прообразовали вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа, посредством которого Бог выводит нас из земли смерти и греха, из міра сего, который во зле лежит и находится под властью сатаны, и приводит в Своё Царство через воды Крещения. Таким образом, исход Израиля из Египта и его переход через Красное море в землю Ханаанскую является историческим прообразом крещения и спасения человека.
Другой пример — это разрушение Иерусалима, произошедшее в 70 г. после Р. Х. Это историческое событие одновременно является историческим прообразом. Какого события? Конца света, когда будет уничтожен сей мір.
Пророк Илия в прошлом и в последние времена как историческая личность и прообраз одновременно!
Точно так же и здесь: то, что произошло между пророком Илией и царём Ахавом, безусловно, является историческим событием и одновременно прообразом последних времён. Ахав прообразует собою антихриста. А знаете, что является самым удивительным? Самое удивительное заключается в том, что житие св. пророка Илии — это единственный случай в истории, когда исторический персонаж является прообразом самого себя! Потому что не какое-то другое лицо, а сам пророк Илия снова явится на землю во дни правления антихриста! [17]

Как вы знаете, пророк Илия не умер, а вознесся «яко на небо» [18]. И он вернётся! Он будет обличать антихриста, пришедшего к власти, точно так же, как он обличал нечестивого Ахава. Просто поразительно: три с половиной года засухи предрёк пророк Илия Ахаву, и три с половиной года засухи он возвестит и антихристу!
А если, дорогие мои, во дни земной жизни ваших детей снова придёт пророк Илия, т. к. настанет время правления антихриста, или если он придет даже раньше, так что вы увидите его своими глазами, то скажите мне, пожалуйста: можем ли мы сейчас жить бездумно и беспечно? Или настало время для усиленной молитвы и трезвения?.. Ответ вы дадите себе сами.
Что написано о пророке Илии в книге Откровения
Послушайте сейчас, что пишется в книге Откровения (глава 11) о том, как пророк Илия будет обличать антихриста и что произойдёт дальше: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней… Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их… и зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» [19]. Я опускаю некоторые строки для сокращения. Они называются «свидетелями», так как будут свидетельствовать об Истине Божией; и называются «пророками», потому что будут предвозвещать будущие события.
Сколько времени они будут пророчествовать? Тысяча двести шестьдесят дней, что составляет три с половиной года. Сколько дней продлилась засуха, которая по слову пророка началась на земле во время правления Ахава? Три с половиной года. То же самое явление, от того же лица!
Послушайте, как об этом сказано в Новом Завете: «У них будет власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю в дни пророчествования их»! Таким образом, проповедь покаяния будет длиться три с половиной года, столько, сколько и период засухи.
Но когда окончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны (антихрист), не переносящий присутствия и обличения двух пророков, убьёт их и оставит их тела непогребенными на площади в Иерусалиме [20].
Святой Иоанн Дамаскин в своём толковании говорит: «Будут же посланы Енох и Илия Фесвитянин… и они будут умерщвлены им» [21].
Об этих двух пророках нам повествует книга Откровения — что их увидит весь мир и что они будут умерщвлены на площади в Иерусалиме. Конечно, это указывает на то, что антихрист, которого они обличат, будет править именно там. И именно эти два пророка раскроют его истинную сущность. Антихрист их убьёт, говорится в книге Откровения, и их смерть увидят многие из «народов и колен, и языков и племен». Эта фраза не раз используется в Откровении евангелистом Иоанном Богословом [22], и её также использует пророк Даниил [23].
Каким образом эти «народы, колена, племена и языки» увидят убиение и смерть этих двух пророков? Конечно же, по телевизору!
Могли ли все народы земли в прошлом одновременно увидеть одно и то же событие?.. А сегодня это возможно. Может быть, уже действительно близок конец света, и изобретение телевизора — это еще одно свидетельство о нем?.. Может быть, и он тоже послужит целям антихриста?.. Он уже давно вошел в быт людей, и многое из того, что показывают сегодня по телевизору, готовит людей к пришествию антихриста.
Народ Божий должен скрыться
Во время тиранического правления антихриста Божий народ должен будет скрыться. Это время продлится «немного, очень немного» [24]. Прятаться придется три с половиной года! Обратите на это внимание.
Почему придется спрятаться?
Чтобы спастись.
Чтобы избежать смерти?
Не столько смерти телесной, сколько разрушительного влияния тех трёх с половиной лет.
Очень страшно, дорогие мои, видеть христиан, подпадающих под влияние современной культуры, которая находится на службе у антихриста (следует отметить и этот момент тоже). Дети говорят своим верующим родителям, что они ничего не понимают в жизни, что они безнадежно устарели… Да и взрослые тоже стали в высшей степени легкомысленны и подверглись обмирщению. А ведь антихрист ещё не пришёл… Что же будет, когда он придёт и наступит голод, экономическая блокада?
Ценность книги Откровения заключается в том, что она готовит нас к грядущим событиям. Сначала мы получаем некое послание, а затем нам придется пережить это на своем опыте. Мы должны это понять...
Народ Божий скроется в пустыне
Куда должен будет бежать народ Божий (то есть те, кто не поклонится антихристу)?
В пустыню, подобно пророку Илии! Точно так же поступали и сыны пророков во дни земной жизни Илии (отметьте, что их было много в то время) [25]. Они прятались в пустыне. Именно пустыня в последние времена станет прибежищем для Церкви Божией.
Что сообщается в книге Откровения о пустыне
Давайте посмотрим, что говорится в книге Откровения (12 глава, начиная со стиха 14):
«И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась…». Кто эта жена? Это Церковь.
И даны были жене два крыла большого орла… В Ветхом Завете эта картина повторяется много раз — во Второзаконии и в других местах Священного Писания [26]. Эти два орлиных крыла знаменуют собою защиту Божию. Слова «даны были жене два крыла большого орла» обозначают, что Бог будет защищать Церковь.
А дальше написано: «чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась…». То есть убежищем для Церкви станет пустыня? Да, Церковь будет спасаться в далеких от городов безлюдных местах!
Монастыри являются началом исхода народа Божия в пустыню
Указание на бегство Церкви в пустыню — это всего лишь одна небольшая фраза, но она являет собой послание, адресованное на много столетий вперед. Знаете ли вы, что Церковь, уходящая в пустыню — это монастыри? Многие говорят: «Почему вы, монахи, живете в безлюдных местах, в монастырях?». Для того, чтобы напоминать вам о том, что Церковь вновь вернётся в пустыню. Тем более, что Её начало было именно там. Вы не согласны? Прочитайте 2-ю главу Евангелия от Марка и вы увидите это: «глас вопиющаго в пустыне» [27]. Иоанн Предтеча возвещает и глаголет, что идет Мессия. Где он показал Мессию своим ученикам? Это было в пустыне. Именно в пустыне лежит основание Церкви. И Она вернется туда, когда настанут гонения.
Змий пытается «утопить Жену»
А далее говорится: «И испусти змий за женою из уст своих воду яко реку, да ю в реце потопит» [28]. Диавол или антихрист, за которым стоит диавол, будет преследовать Церковь, будет гнать Церковь, поэтому Она убежит в пустыню. И тогда он испустит воду из уст своих, «дабы увлечь ее рекою».
Что же это за вода, которую испускает диавол и антихрист из своих уст? Это различные социальные и философские системы, которые стремятся «утопить» современного христианина. Это когда кто-то даёт тебе тарелку еды и говорит: «Если последуешь той или иной социально-экономической системе, будешь кушать досыта». Вам не кажется, что мы иногда немного похожи на Исава, который продал своё первородство (т. е. величайшую честь и право на родство с Мессией) за тарелку чечевичной похлёбки? Точно так же и мы продаём Христа, чтобы получить выгоду… И это очень печально!.. Церковь будут всячески угнетать и притеснять, и постараются довести Её до полного уничтожения.
Мы должны понять: если нам будет навязан дух антихриста, то мы погибнем!
В Священном Писании говорится, что многие христиане погибнут [29]. Об этом написано и в книге Откровения, когда ангел призывает Иоанна измерить только храм Божий и жертвенник, без внешнего двора. Это указывает на то, что спасётся только остаток [30], небольшая часть христиан. Ангел говорит Иоанну: «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» [31]. То есть антихрист будет править христианами три с половиной года. Неужели христианами? Да. Потому что согласно Святым Отцам, храм и его двор, город Иерусалим и город Сион всегда символизируют Церковь. Кто же войдет в число спасаемых? Только храм и жертвенник, то есть какая-то малая часть.
Нам необходимо знать, что мы можем погибнуть и что дух антихриста может быть насильно навязан и нам! Мы должны иметь это в виду!.. Вот что обозначает дракон, пытающийся «утопить» Церковь или «увлечь её рекой». Что символизирует вода, я уже объяснял вам раньше.
Бог помогает Своему народу, используя при этом природу
«Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» [32].
Природные стихии приходят на помощь верующим. Земля, говорит св. апостол и евангелист Иоанн, поглотила воду.
Это событие подобно переходу через Красное море. Где-то за полночь начал дуть восточный ветер, такой сильный, что воды моря расступились на две части. Евреи перешли на другую сторону, и когда уже взошло солнце, подошли египтяне, чтобы тоже перейти море вслед за ними. Тогда ветер прекратился, воды сошлись и потопили их всех [33].
Здесь, в книге Откровения, мы видим силы природы. Несмотря на то, что на первом плане изображается действие — то, что происходит, мы все равно знаем, что природой, конечно, управляет Сам Бог.
Природные стихии приходят верующим на помощь или чтобы уничтожить нечестивого, или чтобы помочь благочестивым. Вы помните, что было с пророком Ионой, как ему стало жарко, когда он ожидал гибели Ниневии [34]. И вдруг за несколько минут вырастает тыква с большими листьями и дает ему тень! Природа приходит на помощь верующим и Церкви.
Антихрист в ярости из-за тех, кто скрылся в пустыне, и начинает войну против остальных христиан в городах
«И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» [35].
Антихрист не смог уничтожить Церковь — Она скрылась в пустыне.
Но если подумать, как всё это будет происходить в реальности, возникает вопрос: все ли смогут скрыться? Сколько истинных христиан, например, в Фессалии? Пятьдесят? Сто? Пятьсот? Тысяча?.. Смогут ли все они уйти в горы, спрятаться в пещерах и ущельях земли? Нет. А что же остальные? Остальные живут в городах. Неужели благочестивы только те, которые ушли в горы? Конечно же, нет. Есть благочестивые, верующие люди и среди жителей городов. Что же будет с ними? «Придет диавол, — говорится в книге Откровения, — чтобы вступить в брань с прочими». Увы! Им придется познать все ужасы тирании антихриста!
Как Бог посылал пищу пророку Илии на протяжении трёх с половиной лет, так будет питать Он и народ Свой в пустыне на протяжении такого же времени
Как смог выжить в пустыне пророк Божий Илия, чем он утолял голод и жажду?
«И во́роны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» [36].
Почему вороны? Вы знаете, что вороны являются плотоядными. Они едят мясо и охотно питаются падалью. И то, что Господь посылает еду святому пророку Божию Илии через этих птиц, еще больше подчеркивает совершающееся чудо, необыкновенный образ его пропитания, потому что вороны, которые едят мясо, сами не трогают его, а приносят пророку, да еще и в такое тяжелое голодное время. Это помогает нам понять величайшее чудо защиты пророка Богом. Подобным образом будет питаться и Церковь в пустыне в последние времена.
Давайте опять вернемся к книге Откровения: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» [37]. «Время» обозначает год, «времена» — это два года, а «полвремени» — это полгода, то есть в общей сложности три с половиной года придется скрываться Церкви «от лица змия» во время правления диавола и антихриста в міре сем.
Случаи необыкновенного пропитания народа Божия в прошлом прообразуют его пропитание в последние времена
Господь никогда не оставит народ Свой без пропитания. Но каким же образом Он пошлет пищу в последние времена?
Нам известно, что древний Израиль питался в пустыне чудесным образом целых сорок лет [38]. Мы также знаем, что христиане в пустыне, где они укрывались от гонений, никогда не были оставляемы Промыслом Божиим. Что ожидает в последние времена тех христиан, которые убегут в пустыню?
Это известно Одному Богу, и Он покажет нам это в свое время. Он не говорил евреям в Египте заранее, что будет питать их в пустыне манной небесной, но когда народ оказался в пустыне и стал вопрошать «Что мы будем есть?», вот тогда-то Бог и послал им манну небесную [39]. Когда христиане окажутся в пустыне, Бог непременно пошлет им пропитание и не оставит их мольбы без ответа; сейчас же нам ещё не открыто, как именно это будет происходить.

Изображение пророка с вороном, который его кормит, подчеркивает исторический характер его личности и является прообразом последних времен
Дорогие мои, великий и преславный пророк Илия является историческим прообразом последних времён, как я уже объяснял вам раньше со многими примерами, его житие показывает нам то, что ожидает всю Церковь.
Из многотрудного жития св. пророка Илии в иконописной традиции нашей Церкви принято изображать только один характерный эпизод: когда пророк Илия сидит возле пещеры и видит ворона, приносящего ему мясо или хлеб. Вы не встретите на иконах ни изображения чудесной жертвы, принесенной пророком на вершине горы Кармил, ни богосозерцания, которого он удостоился на горе Хорив (то есть на Синае), ни многих других его чудес, но только это событие. Знаете почему? Потому, что наша Церковь хочет подчеркнуть, что жизнь пророка в его историческую эпоху прообразует последние времена, и подготовить нас к тому, что ожидает верующих перед кончиной міра.
Как обличил Ахава, так обличит и антихриста
Дорогие мои, пророк Илия, как я вам уже сказал прежде, не только покажет нам, кто есть антихрист, но будет и грозно обличать его, как обличал он и Ахава.
Знаете, что он сказал Ахаву? «Твою кровь будут лизать свиньи и псы»! А ведь так и случилось, дорогие мои. Ахав был смертельно ранен на войне, и его привезли и похоронили в Самарии. И обмыли окровавленную колесницу его на источнике Самарийском, и пришли туда псы и свиньи, и лизали кровь его… И блудницы купались в источнике, где еще была кровь Ахава… И исполнилось слово, изреченное Господом! [40]
О Иезавели пророк Илия сказал: «На поле Изреельском съедят псы тело Иезавели»! И это пророчество тоже в точности сбылось, дорогие мои. Если говорить вкратце, буквально в двух словах: те, которые свергли семью Ахава, выбросили Иезавель из окна, где её растоптали кони, а потом пришли псы и начали рвать её зубами! И в какой-то момент те, которые ворвались во дворец, говорят: «Давайте пойдем, глянем, что с нею стало?». И спустились они вниз, и увидели только обглоданные кости… Её съели собаки! [41]
Грозно обличает пророк врагов Божиих. Так же обличит он и антихриста.
Для неверующих его приход будет страшен, а для верующих станет настоящим благословением
Явление пророка Божия Илии вызовет страх и у неверующих.
В книге Откровения говорится, что когда антихрист убьёт его вместе с другим пророком, Енохом, то люди настолько обрадуются (подумайте только!), что даже будут обмениваться друг с другом подарками, потому что они наконец-то «освободились» от проповедника, мучившего их своими проповедями… [42] Грешники сначала возрадуются… Но пророк Илия через три с половиной дня чудесным образом воскреснет и они увидят его возносящимся на небо. И тогда ими овладеет трепет и ужас! [43]
Но если для неверующих Илия будет страшен, то для верующих его пришествие будет поистине благословением. Поэтому и в «гимне Праотцам» (книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 48 глава, Ветхий Завет) строки, посвященные пророку Илии, заканчиваются следующим образом: «Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью, — и мы жизнью поживем» [44]. Это означает: счастливы те, украшенные добродетелями, которые тебя увидят, и мы живы будем и увидим тя [во время Второго Пришествия Христова]. Сирах жил приблизительно через шестьсот лет после пророка Илии. Но он говорит о встрече с пророком Илией в будущем времени!
Пророк Илия — это радость и упование не только для праведников своего времени, но и для верующих последних времён и для всех, кто воскреснет
Дорогие мои, первыми, кто увидел святого пророка Илию с радостью и надеждой, были те семь тысяч мужей, которые тайно веровали в истинного Бога и не поклонялись идолам. Помните, когда пророк, сетуя, взмолился Богу: «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут», то Господь ответил ему: «Я соблюл Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом». И когда те семь тысяч мужей увидели, что пророк обличает Ахава, то они возрадовались радостию великою. Они ликовали!
Точно так же те верующие, праведные люди, которые будут жить в последние времена, будут смотреть на него с упованием и радостью. Когда он будет проповедовать в Иерусалиме, все благочестивые, праведные воскликнут: «Илия пришёл! Пришел Илия! Он обличает антихриста. Илия уже здесь!.. Значит уже заканчиваются наши мучения! Се грядет Христос!». Он будет воистину упованием для праведников последних времен.
Святого пророка Илию увидят все праведные, которые воскреснут во время Второго Пришествия Христова («и мы жизнью поживем»), как увидели его трое апостолов на горе Фавор — Петр, Иаков и Иоанн [45]. И, как было написано в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в 200 до Р. Х., есть надежда увидеть его и у нас с вами!
Дорогие мои, удивительная личность святого пророка Илии не может не вызывать восхищения. Что ещё мы можем сказать, завершая этот неполный рассказ? Святый и славный пророче Божий Илие, моли Бога о нас!
20.07.1986

@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации. 


---------------------------------
[1] 3 Цар. 18, 17-40.
[2] 3 Цар. 19, 8-18; Сир. 48, 7.
[3] Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30.
[4] Деян. 17, 26.
[5] Втор. 32, 15; Ис. 5, 7; 44, 2.
[6] 3 Цар. 17, 1.
[7] Быт. 15, 14; 23, 18; Исх. 23, 18-33; 34, 24; Лев. 26, 42-46; Втор. 2, 10-25; 4, 27; Иис. Нав. 23, 9 и др.
[8] Быт. 15, 13-16.
[9] Исх. 12, 40.
[10] Втор. 31, 1-23.
[11] Ис. 9, 11-12; 13, 1-22; 14, 22-23; Иез. 32, 1-16; Иер. 31, 1-44 и др.
[12] Дан. 8, 3-8.
[13] Ис. 3, 16-26.
[14] 3 Цар. 17, 3-4.
[15] Ис. 26, 20.
[16] Мал. 4, 4-5.
[17] 4 Цар. 2, 1.
[18] Откр. 11, 3-7.
[19] Откр. 11, 8.
[20] Св. Иоанн Дамаскин об антихристе, книга 4, 99:44. Прор. Св. Иоанн Златоуст, Слово о видениях Даниила, 37:32-38:11: «Будут же посланы Енох и Илия Фесвитянин и обратят сердца отцов к детям, т. е. синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов, и будут убиты антихристом». Святой Ипполит Римский в «Слове о кончине мира», 21:28-30: «Зверь, иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет я, потому что они не хотели дать славы антихристу».
[21] Откр. 10, 9-11; 17, 15 и др.
[22] Дан. 3, 4; 8, 31; 5, 19; 6, 25 и др.
[23] Ис. 26, 20, Евр. 10, 37, 24.
[24] 3 Цар. 21, 35; 4 Цар. 2, 3, 5, 7, 15; 4, 1, 38; 5, 22; 6, 1.
[25] Втор. 32, 11; Исх. 19, 4; Πритч. 23, 5; Иер. 29, 22; Иез. 17, 3-7, и др.
[26] Мк. 1, 3; Мф. 3, 3; Лк. 3, 4; Ин. 1, 23.
[27] Откр. 12, 15.
[28] Мф. 24, 24; Мк. 13, 22 и др.
[29] Ис. 10, 22; Рим. 9, 27; 11, 5.
[30] Откр. 11, 1-2.
[31] Откр. 12, 16.
[32] Исх. 14, 21-29.
[33] Ион. 4, 1-6.
[34] Откр. 12, 17.
[35] 3 Цар. 17, 6.
[36] Откр. 12, 14.
[37] Исх. 16, 35.
[38] Исх. 16, 2-14.
[39] 3 Цар. 21, 19; 22, 30-38.
[40] 3 Цар. 20, 23; 4 Цар. 9, 1-37.
[41] Откр. 11, 10.
[42] Откр. 11, 11-13.
[43] Сир. 48, 11.
[44] 3 Цар. 19, 14-18; Рим. 11, 3-4.
[45] Мф. 17, 1-6; Мк. 8, 2-9.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!