О подлинном содержании текста Завещания прп. Сергия Радонежского.
Неуклонное пребывание в Православии как основа монашеского спасительного жительства.
К 600-летию обретения святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.
Подвиг как форма и образ жизни инока, христианина является продолжением апостольского жития в непрестанных злостраданиях, о чем недвусмысленно говорит апостол Павел: «Мы в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте...» (2 Кор. 11, 27) Вынужденные злострадания сочетались и с добровольным подвигом и страданиями за паству. Эти добровольные страдания и попечения о пастве Апостолов были естественным следствием подражания жизни самого Богочеловека Христа. Христос, будучи Богом Словом Своим образом земной жизни «давал пример» (свт. Иоанн Златоуст), а апостолы, следуя образу жительства Христа, подвергаясь злостраданиям и ведя жизнь в разнообразного рода подвиге, стремились к тому, чтобы в них «возобразился Христос» (Гал. 4, 19). Этот образ жизни в непрестанном подвиге, трезвении стал образом и для иноческого жительства. Хорошо известная фраза «отдай плоть и прими Дух» стала важным ориентиром для монашеского жительства. Поэтому у всех родоначальников иноческого жития (прп. Павел Фивейский, прп. Антоний Великий, прп. Феодосий Великий и др.) мы всегда будем находить наставления о «постническом жительстве» и разного рода «жительстве в злостраданиях» ради Христа. [1]
В житии прп. Сергия мы
находим все те же хорошо известные виды апостольского и монашеского подвига,
разнообразных злостраданий, которые увенчиваются от Бога многочисленными
духовными дарами. И в этом образе жизни прп. Сергий пребывал вплоть до
последних дней своей жизни.
«Живъ же святый лета довольна. Въ добромъ воздержании трудяся и неисповедима
и несказанна чудеса отъ делъ показа… И елико состарешеся возрастомъ, толико
паче крепляшеся и растяше усердием, и божественных подвигъ мужественнее и тепле
касашеся, никакоже старостью побеждаемъ».
Такое, воистину,
бесценное свидетельство об образе жизни прп. Сергия в подвигах, превозмогающих
телесную немощь и возраст в последние годы его земного жития мы находим в
тексте Пространного жития прп. Сергия, составленного прп. Епифанием Премудрым,
свидетелем жизни великого светильника Земли Русския. [2]
Плодом жительства прп.
Сергия в подвижничестве сообразно святоотеческой традиции было его великое
дерзновение к Богу, многочисленные дары Святого Духа, явленные в течение его
земной жизни. Именно об этом говорится во многих частях составленной прп.
Сергию службы:
«Преподо́бне о́тче, тѣле́сныя стра́сти зѣ́льнымъ воздержа́ніемъ и
ча́стыми моли́твами, по́томъ же воздержа́нія угаси́лъ еси́ у́гліе страсте́й;
того́ ра́ди чудесы́ сла́вна тя́ Россíйскимъ страна́мъ, сла́вне Се́ргіе,
показа́, украси́въ небе́сными дарми́, Христо́съ. Того́ моли́, Тому́ помоли́ся,
преподо́бне, дарова́ти ми́ръ мíру и душа́мъ на́шимъ ве́лію ми́лость». [3]
«Преподо́бне о́тче, кто́ исповѣ́сть труды́ твоя́ и болѣ́зни? или́
кíй язы́къ изрече́тъ жесто́кое твое́ житіе́, бдѣ́ніе же и сухояде́ніе, и е́же
на земли́ лега́ніе, чистоту́ душе́вную и тѣле́сную, устна́ми и умо́мъ
соверше́нное безмо́лвіе, смире́ніе же нелицемѣ́рное, моли́твы непреста́нныя и
разсужде́ніе доброразсу́дное, ху́дость ри́зную и па́мять сме́ртную? Се́ргіе, о́тче
на́шъ, моли́ спасти́ся душа́мъ на́шимъ». [4]
«Преподобный Сергий в
стяжании добродетелей прошел горнило борьбы со страстями, вражескими кознями и
наветами. Дивный подвижник уже при жизни творил чудеса: он извел источник
ключевой воды, исцелял больных. Ему самому были чудесные явления. Однажды он
видел множество птиц и невидимый голос возвестил ему, что так умножится число
его учеников. Он удостоился явления Пречистой Девы с Апостолами Петром и
Иоанном». [5]
Текст Завещания прп. Сергия и его содержание
Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития
преподобного Сергия Радонежского». XVI век. Епифаний Премудрый изображён слева,
он уже начертал первые слова «Жития»
Преподобный Сергий при
своей жизни не писал каких-либо трудов. Его собственная жизнь была прекрасной и
живой книгой жительства по Евангельским заповедям. Текст Завещания, о котором
мы говорим, является записью учеников прп. Сергия его предсмертных слов.
Предсмертное Завещание прп. Сергия помещается в Пространном житии прп. Сергия. [6]
И оно, безусловно, составляет несомненную ценность. Ибо это Завещание не
обычного человека, а святого, достигшего просвещения от Бога и обожения. Уста
его были движимы Святым Духом. Посему каждое слово этого Завещания является
выстраданным и вымоленным, проверенным собственным опытом, оно является
благодатным небесным даром, дыханием Святого Духа, заповедью и правилом для
правильного, богоугодного и спасительного жительства иноков в обители Святой
Троицы на все века и все времена. Мы обращаемся к этому священному тексту
Завещания по той причине, что его некоторые части не цитируются и не отражаются
даже в иконографии прп. Сергия. То есть в подавляющем большинстве случаев нам
приходится сталкиваться с фактом приведения какого-то сокращенного текста,
урезанного Завещания, а потому и ущербного по содержанию.
Ниже мы приведем текст Завещания прп. Сергия на
церковно-славянском и русском литературном языках.
«И месяца септевриа в недугъ убо в телесный впаде, и видѣ убо
конечнѣ свое к Богу отхожение естества отдати долгъ, духъ же к желанному Исусу
предати, призывает священно исплънение и новоизбранное стадо. И бесѣду простеръ
подобающую, и пользе поучивъ, непреткновенно въ Православии пребывати рече, и
единомыслие другъ къ другу хранити завѣща, имѣти же чистоту душевну и телесну и
любовь нелицемѣрну, от злых же и скверных похотей отлучитися, пищу же и питие
имѣти не мятежно, наипаче смирениемъ украшатися, страннолюбия не забывати,
съпротивословия удалятися, и ничтоже вмѣняти жития сего честь же и славу, но
вмѣсто сих еже от Бога мъздовъздания ожидати, небесных вѣчных благъ
наслажение». [7]
Русский текст Завещания:
«В
сентябре он заболел, и, зная, что скоро отойдет к Богу, чтобы отдать долг
природе и соединиться с желанным ему Иисусом, он призвал священное братство,
новоизбранное стадо, и произнес пред ними подобающее поучение о душевной
пользе, в котором заповедовал непреткновенно пребывать в Православии, хранить
единомыслие друг с другом, блюсти душевную и телесную чистоту и нелицемерную
любовь, остерегаться злых и нечистых желаний, с умеренностью вкушать пищу и
питие и превыше всего украшать себя смирением, не оставлять страннолюбия,
уклоняться от споров и ни во что вменять почести и славу земной жизни, но
вместо них ожидать воздаяния от Бога — наслаждения небесных благ». [8]
В тексте Завещания прп.
Сергия четко и ясна выстроена иерархия добродетелей, которые вытекают одна из
другой и оказываются связанные в одну единую и неразрывную цепь. первой. Эта
золотая цепь спасительных добродетелей начинается с обязательного хранения Православной
веры и завершается заповедью о хранении страннолюбия, то есть попечении и заботе
обо всех, приходящих во святую обитель. Более схематично и подробно эти
добродетели можно представить так: пребывание в Православии - хранение
единомыслия - сохранение душевной и телесной чистоты, то есть целомудрия -
хранение любви - удаление от похоти и вожделений - соблюдение умеренности в
пище - украшение смирением - соблюдение страннолюбия. Говоря о страннолюбии, преподобный
цитирует здесь святого апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через
него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2).
По-видимому, преподобный Сергий любил эти слова и часто повторял их. В
перечисленных в Завещании заповедях несложно заметить сочетанием
общехристианских добродетелей и сугубо монашеских добродетелей, которые по
своей сути являются возделыванием и проявлением любви к Богу и ближним. Но
почему прп. Сергий свое Завещание начинает не с хранения душевной и телесной
чистоты, а с «неуклонного пребывания в Православии»? Этот вопрос мы постараемся
раскрыть далее, не останавливаясь на остальных добродетелях Завещания.
Первая заповедь
Завещания — неуклонное (непреткновенное) пребывание в Православии
Икона
прп. Сергия Радонежского письма Симона Ушакова, 1673 г. На ней царский
изограф пишет прп. Сергия со свитком, в котором начертано Завещание прп. Сергия
, но также в сокращенном виде.
Итак, в тексте Завещания
прп. Сергия на первом месте стоит заповедь о неуклонном пребывании в
Православии. Именно эта заповедь, которая, мы это еще раз подчеркнем, является
в Завещании прп. Сергии первой, как это ни странно, всегда опускается. Вероятно,
она рассматривается или рассматривалась, как что-то вполне очевидное. И даже в
статьях некоторых современных исследователей жизни прп. Сергия, началом и
первой заповедью Завещания пренебрегают, упускают его из вида, сосредотачивая
внимание на заповеди о «хранении чистоты душевной и телесной». [9] Такое
сосредоточение внимания именно на чистоте душевной и телесной становится
понятным, когда мы знакомимся с основными обетами монашества. Именно целомудрие
(ἡ σωφροσύνη)
— это основная заповедь монашеского жительства, которую должен всеми силами исполнить инок, является наиважнейшим
свидетельством об образе жизни будущего века и подражании Христу и Богоматери. [10]
Однако же именно такой
иерархический порядок выстраивания заповедей в тексте Завещания прп. Сергия был
вызван многими причинами. Несомненно, что на текст Завещания прп. Сергия
оказала влияние восточно-православная традиция иночества, которая была
зафиксирована в таком наиважнейшем и фундаментальном источнике для монашества
как Лествица прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайской обители. Этот труд был
всегда читаем и изучаем во всех монастырях Православного Востока. [11] Рукопись
славянского перевода, вероятно сделанного прп. Афанасием в Константинополе,
находилась и в «библиотеке» Троицкой обители времен прп. Сергия и прп. Никона. [12]
Прп. Иоанн Лествичник в
Послании (Слове ) к пастырю (Λόγος
ἐτέρος τοῦ αὐτοῦ εἰς τὸν ποιμένα)
вменяет игумену монастыре заботиться о том, чтобы «прежде всего, оставлять сынам твоим в наследие непорочную веру и святые догматы». [13]
Преп. Харитон Исповедник
говорил в частности следующее: «Первым же делом имейте здравую веру и не
подвергайте, конечно же, ее опасности. После же сего и жизнь чистую имейте». [14]
Преп. Феодор Студит
называет монахов «нервами Церкви» и определяет, что «дело монахов — не
допустить ни малейшего нововведения в Евангелии, чтобы подав мирянам пример
ереси и общения с еретиками, не подвергнуться ответственности за их погибель». [15]
В этом своем особом служении хранения и защиты Православной веры монахи были
для епископата опорой, побудителями к ревностному служению «право править слово
истины». [16]
Церковная история нам
преподает многочисленные примеры того, как монахи проявляли свою заботу о
сохранении в чистоте и неповрежденности Православной веры. [17] Достаточно
вспомнить о прп. Феодосии Великом, основателе киновийного жития в Палестине,
прп. Евфимии Великом [18], прп. Савве Освященном [19], которые проявляли
невероятную ревность о Православии и в защите IV Вселенского собора, ведя
непрерывную борьбу с монофизитством, несторианством и оригенизмом. Прп. Максим
Исповедник, образованнейший представитель византийского общества, вел
бескопромиссную борьбу с монофизитством. [20] Прп. Иоанн Дамаскин вел активную
борьбу с иконоборчеством будучи еще министром при дворе Дамасского халифа, а
позднее, став величайшим гимнотворцем Православной Церкви в период своего
монашеского жительства в монастыре прп. Саввы Освященного, он пишет
обличительные трактаты против неторианства, монофизитства. [21]
В Завещании прп.
Афанасия Афонского[22], память которого промыслительно празднуется в день
обретения мощей прп. Сергия 5/18 июля, хранение Православной веры приобретает
иную, более обширную формулировку, которая может расцениваться, как
«приобретение и хранение Православного сознания»:
«При сем завещаваю всем отцам и братиям и моим духовным чадам, всех
прошу ради любви во Христе и всех заклинаю именем Бога и Пресвятой нашей
Богородицы повиноваться и покоряться игумену, моему преемнику, как и моему
смирению, и жить друг с другом в любви и единомыслии — сильным носить тяготы
немощных, всеми силами и всем расположением подвизаясь каждый, кто получил
Божественную благодать, и делом и словом править душами, утверждая братий и
увещаниями, и просьбами, и наставлениями, — соблюдать же и в св. церкви Божией,
и в трапезе, и во всех других службах уставы, как письменно изложенные, так и
неписанно переданные, которые уложили святые и богоносные отцы, а мы,
недостойные, из их писания и предания по частям заимствовали и передали в
правило и образец нашей Лавре». [23]
Кроме того, одним из
важных исторически памятников из жанра завещания является Завещание,
составленное прп. Феодосием, игуменом Киево-Печерским, хотя последнее было
адресовано князю Изяславу. [24] В тексте Завещания прп. Феодосия первым
наказом–заповедью является ни что иное, как сохранение Православной веры и уклонение
от латинства:
«Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не
придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их
гнушайтесь.
Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля
наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной
вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная.
Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но
и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А
живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской — не
увидят жизни вечной.
Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру,
все равно, что свою хулит».
После окончательного
отпадения Римской Церкви от Вселенского Православия, которое началось с 1009 [25]
года и завершилось т. н. Великой Схизмой 1054г., Киевская Русь, а затем и
Московская Русь оказались в окружении латинского Запада. И прп. Феодосий счел
необходимым и важным обратить внимание и князя и, безусловно, самих русских
иноков на необходимость сохранения верности спасительному апостольскому
Православию. Сознание того, что римо-католическая вера, латинство является
пагубной ересью, было присуще уже первым русским святым. Как и весь
Православный Восток, Киевская Русь в лице прп. Феодосия духовно и мистически
ощущала и знала о гибельности латинства, о его чуждости апостольской вере. В
русской литературе киевского периода сохранились полемические и обличительны
трактаты о новшествах и заблуждениях латинства. О чуждости Православию и
враждебности ему Римской Церкви прекрасно знал защитник отеческого Православия
святой благоверный великий князь Александр Невский. Именно ему пришлось
отстаивать независимость от Ватикана Православной Руси, которая в 13 столетии
была ослаблена, политически обескровлена и разбита монголо-татарским
нашествием.
Ко времени прп. Сергия,
времени становления Московского государства и постепенного расцвета духовной
жизни, отношение к латинскому западу не изменилось. Кроме того, в ходе
современных прп. Сергию т. н. Паламитских споров о природе Фаворского
Света, и проведения выдающихся Константинопольских соборов 1347–1351, была
вновь обнаружена великая богословская и духовная пропасть, разделявшая
Православную Восточную Церковь с Римо-Католической Церковью. Тексты Синодика
Православия и Святогорского Томоса, куда были включены положения, осуждавшие
западную схоластику, философию и воззрения Варлаама и Акиндина о созданности
божественной благодати, были принесены и в Россию, и, мы более чем в этом
уверены, в обитель Святой Троицы к прп. Сергию [26]. Существовавшая
богословская, а не только политическая, угроза и опасность со стороны
латинского Запада, прекрасно осознавалась и понималась прп. Сергием. И именно
поэтому, как мы полагаем, прп. Сергий, хотя и следует традиции прп. Феодосия
Киево-Печерского, но еще и еще раз повторяет о первостепенной важности
«сохранения неуклонным Православия». Для прп. Сергия невозможность
богословского компромисса с латинским Западом была очевидной. И эта
бескомпромиссность в богословии по отношению к латинству прп. Сергия была очень
хорошо подтверждена важным фактом, имеющим свою фиксацию в авторитетном
памятнике 16 столетия. Речь идет о посмертном явлении прп. Сергия двум
пресвитерам Русской Церкви, которые тайком покинули Ферраро-Флорентийский собор
1437–38 гг.
Этот факт описан в т. н.
Новых чудесах прп. Сергия, составленных Авраамием Палициным в 47 главе под
названием «О пресвитере и мужах бывших в латинских землях» [27]. Во время
своего явлению пресвитеру в сонном видении прп. Сергий дал важную оценку и свт.
Марку Эфесскому, и латинству: «И вот видит пресвитер, что стоит над ним честной
старец и, взяв его за правую руку, говорит: «Получил ли ты благословение у
ефесского епископа Марка, последовавшего стопам апостольским?». Он же отвечал:
«Да, господин, я видел этого чудного и крепкого мужа и взял у него
благословение».
Старец продолжал: «Человек
этот угоден Богу, ибо никто из сего суетного латинского сборища не смог его
одолеть ни богатством, ни лестью, ни угрозами мучений. Ты сам видел это и в
прелесть не уклонился, оттого и пострадал. Поучение, данное тебе святым Марком,
проповедуй везде, куда придешь, всем православным, хранящим предания святых
апостолов и заповеди святых отцов семи Соборов. Имеющий разум истинный да не
соблазнится об этом». [28]
Заключение
Итак, подлинный текст
Завещания прп. Сергия, бережно сохраненный «учеником» прп. Сергия прп.
Епифанием Премудрым в составленном им Житии, имеет свою закономерную духовную
последовательность. Эта последовательность выстраивается согласно той иерархии
заповедей, согласно которой Православная вера и её сохранение является
первоочередной заповедью. Это определяло и весь строй жизни монастырей, который
был направлен не на дисциплину в ее светском понимании, а на воспитание в
монашествующих православного сознания, этоса. Этой цели были подчинены и
внешние, и внутренние подвиги. Именно поэтому в Завещании прп. Сергия заповедь
о «неуклонном пребывании в Православии» ставится на первое место. Именно
бережное хранение веры предопределяет единомыслие и обязывает к воспитанию в
себе страха Божия через приобретение телесной и душевной чистоты. Эта лествица
добродетелей от исповедания веры (ὁρθοδοξία και ὁμολογία τῆς πίστεως)
и до делания ( ἡ
ὀρθοπραξία) всегда составляли основу спасительного пути, жительства, устройства монастыря и монашества. Этим объясняется и тот исторический факт, являющийся неоспоримым,
что монашество в период вероучительных волнений в Церкви оказывалось в
передовых рядах борьбы и защиты Православия. [29]
Необходимо также
подчеркнуть, что Православие в эпоху прп. Сергия понималось не как нечто
абстрактное. Судя по той глубокой связи между Святой Горой Афон, Вселенским
Патриархатом, которая наблюдалась в эпоху прп. Сергия, мы можем вполне
определенно говорить о Православии, которое получило свое завершающее
исповедание в дополненном Синодике Православия. То есть в Синодике Православия,
который включал в себя не только анафемы против иконоборчества,
сформулированные VII Вселенским Собором, но и другие анафемы, которые
прозвучали, в частности и на Великих Константинопольских Соборах против
Варлаама Калабрийского, Акиндина и Григоры. [30]
Многие гражданские и
политические войны, которые охватывали Россию, имели вероисповедный характер.
При жизни прп. Сергия такой войной за веру Православную против «поганых» была
война св. благоверного князя Димитрия Донского с Мамаем и в его лице — с
католическим Западом.
Опасностью для
современного монашества является распространение безразличия к вере, хранению
чистоты православия и увлечение исключительно и только молитвой, не говоря уже
об актином использовании интернет и современных технологий, погружающих инока в
виртуальный мир, мистически отрывающий его от Бога. Это ошибочное направление,
поскольку монашеская жизнь охватывает все стороны жизни человека — и физическую,
и мыслительную. Для монашества вероучение и делание составляли всегда две
стороны спасительного жительства, одного пути. Прп. Симеон Новый Богослов
подчеркивает, что «похвалу и ублажение святых составляют двоя сия — Православная
вера и добродетельное житие, а третье — дары Всесвятого Духа. Первым двум —
вере и делам, следует третье — дары. Когда кто поживет богоугодно при
православном мудровании, и облагодатствуется и прославится Богом благодатию
Святого Духа, тогда ему бывает похвала и ублажение от всей Церкви верных и от
всех учителей ея. Но если кто не имеет непогрешительной веры и добрых дел, на
того никак невозможно низойти благодати Святого и поклоняемого Духа. Если же не
внидет в какого человека благодать Святого Духа, чтобы обитать в нем явно и
заведомо, то такого никак не следует именовать духовным человеком» (Слово 55).
То есть забота о чистоте веры, о Православии, и притом не формальном и внешнем,
составляет важную фундаментальную часть монашеского жительства. Без этого
фундамента чисто внешний подвиг, как впрочем, и молитва, оказываются
бессмысленными. Следовательно, безразличное отношение к вере и ее догматам
ведет к серьезному и опасному духовному охлаждению. Оно, как правило,
порождается, прекращением внутреннего делания, состоящего не только в молитве,
молитве Иисусовой, но и в регулярном исповедании помыслов духовнику, чтении
святоотеческой литературы, постижении всей культуры православного жительства —
и теоретически, и практически.
И. С., кандидат богословия,
2022 г.
Полный текст статьи см. на портале «Православный Апологет».
[1] См. последование
пострига в малую и великую схимы.
[2] Пахомий Логофет, или
серб, добавивший пространное житие прп. Сергия называет прп. Епифания
Премудрого «учеником его», т. е прп. Сергия. См. Прохоров. Епифаний Премудрый//
электронные публикации Института Русской Литературы (Пушкинский Дом) Ран. https://web.archive.org/web/20100326220532/http://www.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=3853
[3] Стихира на Господи
воззвахъ Малой вечерни Бденной службы прп. Сергию 25 сентября.
[4] Стихира на Господи
воззвахъ Велицей вечерни бденной службы 25 сентября. Служба со Акафистом
преподобному отцу нашему Сергию игумену Радонежскому чудотворцу. М. В
Синодальной типографии. 1892.
[5] Архимандрит Макарий
(Веретенников). Преподобный Сергий, игумен Радонежский и созданный им Троицкий
монастырь (История, традиции и современность
[6] Вопрос о
принадлежности частей Пространного Жития не является предметом внимания нашей
статьи. Этот вопрос исчерпывающе исследован Б. М. Клосс. Избранные труды, том. 1,
Житие Сергия Радонежского. М. Языки русской культуры. 1998.
[7] По тексту рукописи
Жития, составленного прп. Епифанием Премудрым, опубликованном архимандритом
Леонидом Кавелиным. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия
Чудотворца и похвальное слово ему, написанные учеником его Епифанием Премудрым
. Репринт. СТСЛ. 2005, — с. 173
[8] 32 из Жития,
написанного прп. Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом.
https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/#0_4
[9] Архимандрит Никодим
(Деев). «Внимайте себе, братие…». Беседа с монахами о заповедях преподобного
Сергия// https://pravoslavie.ru/132689.htm; иеромонах Гурий (Гусев). Духовное
завещание преподобного Сергия Радонежского. //http://helpprison.ru/2017/07/18/duhovnoe-zaveshhanie-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/)/.
[10] Г. Мантзаридис.
Девство, целомудрие, нестяжание: основопологающие добродетели монашеского
жития. // Γεώργιος
Ι. Μαντζαρίδη ς, Ομότιμος Καθηγητής Θεολογικής Σχολής Α.Π.Θ. Παρθενία, σωφροσύνη, ακτημοσύνη: οι βασικές αρετές της μοναχικής ζωής. //https://www.pemptousia.gr/2017/11/parthenia-sofrosini-aktimosini-i-vasikes-aretes-tis-monachikis-zois/
)
[11] B. N. Τατάκη Ο Βυζαντινός Μυστικισμός (Κυριώτερα Ρεύματα) Ιωάννης ο Κλίμαξ.
http://www.myriobiblos.gr/texts/greek/tatakis/tatakis_ch1.htm
Η
Κλίμαξ ήταν το προσφιλέστερο
ανάγνωσμα των Βυζαντινών μοναχών, αλλά και των λαϊκών. Λίγα βιβλία διαβάστηκαν περισσότερο
από αυτό. Πλήθος είναι τα χειρόγραφα που
μας σώζονται. Οι πολλές
έπειτα μεταφράσεις του στη Συριακή, τη Λατινική, την Ισπανική, τη Γαλλική και τις Σλαβικές, γλώσσες μαρτυρούν την εξάπλωση και την ακτινοβολία του στο εξωτερικό.
См также Χρήστου
Παναγιωτης/ Преподобный Иоанн Лествичник Синаит//
https://web.archive.org/web/20090401082318/http://www.bogoslov.ru/text/394583.html
«Лествица» прп. Иоанна
стала любимейшим чтением на монастырских трапезах, как видно помимо прочего и
из множества рукописей, которые ее содержат. Согласно указаниям Типикона, она
должна читаться в течение Великого Поста — с понедельника по четверг на утрени
и на 3, 6 и 9 часах, а по пятницам — на 3 и 9 часе. Существует много рукописей
«Лествицы» с выразительной иконографией, которая часто встречаются и в
нартексах монастырских соборов, и в монастырских трапезных
[12] Τοῦ ὁσίου Πατρός ἡμῶν Ἰωάννου τοῦ Σιναί του Κλῖμας. ΕΙΣΑΓΩΓΗ–ΚΕΙΜΕΝΟΝ-ΜΕΤΑΦΡΑΣΙΣ- ΣΧΟΛΙΑ-ΠΙΝΑΚΕΣ. ὑπὸ
Ἀρχιμ. ΙΓΝΑΤΙΟΥ. ΕΚΔΟΣΙΣ ΔΕΚΑΤΗ ΠΡΩΤΗ.. ΙΕΡΑ ΜΟΝΗ ΠΑΡΑΚΛΗΤΟΥ ΩΡΩΠΟΣ ΑΤΤΙΚΗΣ 2009, σελ. 402 «Πίστεως
ἀπαθοῦς καί δογμάτῶν εὐσευῶν πρὸ
πάντων κληρονομίαν τοῖς υἱούς καταλίμπανε΄
ῖνα μὴ μόνον τοὺς υἱούς, ἁλλά καὶ τά ἔγκονα σου Κυρίῳ δι᾿ὁδοῦ ὀρθοδοξίας προσαγάγῃς»
(Λόγος ἐτέρος τοῦ αὐτοῦ εἰς τὸν ποιμένα.
97)
[13] Преподобный Иоанн
Синайский. Лествица. СТСЛ. 2007. Слово к пастырю, гл. 14,
9, с. 339
[14] См. Архим. Георгий
Капсанис. Характеристика православного монашества (Χαρακτηρισμός τοῦ ὀρθoδόξου μοναχισμοῦ) //
Роль православного монашества в истории Церкви // Ὅσιος Γρηγόριος. 1998, ἀριθμ. 23; Ὅσιος Γρηγόριος, περίοδος
Β, ἔτος 2001, αριθμ. 26, σέλ. 33–50
[15] См. статьи архим.
Георгия Капсаниса, проигумена монастыря прп. Григория на Святой
Горе Афон: Евангельское монашество. Ὅσιος Γρηγόριος. 1976; Характеристика православного монашества (Χαρακτηρισμός τοῦ ὀρθoδόξου μοναχισμοῦ)
// Роль православного монашества в истории Церкви // Ὅσιος Γρηγόριος. 1998, ἀριθμ. 23; Ὅσιος Γρηγόριος, περίοδος
Β, ἔτος 2001, αριθμ. 26, σέλ. 33–50
[16] См. Божественная
Литургия святаго Иоанна Златоуста. Служебник. М. 2019, с. 110–111: «В первыхъ
помяни, Господи, великаго господина и отца нашего… ихже даруй святымъ твоимъ
церквамъ…право правящихъ слово Твоея истины».
[17] См. статью архим.
Георгия (Капсанис). Роль православного монашества в истории Церкви // Ὅσιος Γρηγόριος, περίοδος
Β, ἔτος 2001, αριθμ. 26, σέλ. 33–50
[18] См. Λάμπρος Σκόντζος, Θεολόγος. Άγιος Ευθύμιος ο Μέγας //https://www.pemptousia.gr/2022/01/agios-efthimios-o-megas/
«Святость Евфимия наиболее проявилась в обращении многих еретиков к
спасительной истине истинной Православной веры, поскольку во многих областях
существовали многочисленные общины еретиков, манихеев, несториан и евтихиан
(монофизитов), которые отвергли III и IV Вселенские соборы. Слушая проповеди
святого Евфимия и ощущая его святость, они оставили свои заблуждения и
вернулись в Православие».
[19] См. статью о Савве
Освященном https://el.wikipedia.org/wiki/wiki/Άγιος_Σάββας_ο_Ηγιασμένος «Святой Савва энергично вмешивался в богословские споры того времени и поддерживал решения IV Вселенского Собора против монофизитов и оригенистов. В действительности же он дважды посещал столицу Византии с той целью, чтобы
отстаивать церковные вопросы: первый раз в 501 году, когда он встречался с
императором Анастасием, а во второй раз — в 531 году с императором
Юстинианом…».
А также краткое
жизнеописание: Συνοπτικός
βίος Ἁγιου Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου https://jerusalem-patriarchate.info/πατριαρχεῖον/συνοπτικός-βίος-ἁγιου-σάββα-τοῦ-ἡγια/
[20] Поспелов. Максим
Исповедник и христологические споры VII столетия //https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/maksim-ispovednik-i-hristologicheskie-spory-vii-stoletija/
[21] См. Иоанн Дамаскин //
ПЭ. https://www.pravenc.ru/text/471131.html См. раздел статьи «Полемические
сочинения»: «К ним прежде всего относятся 8 трактатов, посвященных в основном
вопросам христологии. Из них 2 направлены против несторианского учения: «Слово
о вере, против несториан» и «Слово против несториан»; 3 - против монофизитства:
«Против яковитов», «Послание о Трисвятой песни»; «О сложной природе против
акефалов»; и по одному против монофелитства, манихейства и ислама: «О двух
волях во Христе»; «Против манихеев» и «Спор христианина и сарацина». К
полемическим сочинениям также можно отнести 3 слова «Против порицающих святые
иконы», хотя 3-е почти лишено признаков полемики и более напоминает
догматический трактат».
[22] Преподобный
Афанасий Афонский Завещание 1 // Афонский патерик или жизнеописание святых, на
Святой Афонской горе просиявших. [В 2-х част.] - Издание седьмое, исправленное
и переработанное, иждивением Русскаго Пантелеимонова монастыря на Афоне. -
Москва: Типо-литография И. Ефимова, 1897. / Ч. 2: Июль-декабрь. – 486, X с. /
Завещание преподобного Афанасия. С. 50–58
[23] Афонский патерик
или жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. Часть II-я. -
Издание седьмое, исправленное и переработанное, иждивением Русскаго
Пантелеимонова монастыря на Афоне. - М.: Типо-литография И. Ефимова, 1897. - С.
50–58. https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Afonskij/zaveshanie/
[24] Завещание
преподобного Феодосия Киево-Печерского Киевскому Князю Изяславу о Православной
христианской вере.
https://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Pecherskij/zaveshhanie-kievskomu-knjazju-izjaslavu-o-pravoslavnoj-khristianskoj-vere/
[25] В этом году было
вычеркнуто из диптихов Восточных патриархов имя вступившего на Римскую кафедру
нового папы Сергия, поскольку в своей окружной грамоте он исповедовал filioque.
См. Γεώργιος Δ. Παναγοπουλος. Εισαφωγή στην Ιστορία της Δυτικής Θεολογίας. Πρόσωπα, διδασκαλία,κριτική θεώριση από την άποψη της Ορθόδοξης Παράδοσης. Αθήνα., σελ. 303. Παράρτημα Ορθοδοξία και Рωμαικαθολικισμός.
«Однако же эта точка
зрения (о начале Схизмы в 1054 г.) весьма мало соответствует исторической
реальности, поскольку Схизма как разрыв церковного общения между Восточной Церковью
и Римской Патриархией, уже произошла в 1009 г., то есть на почти что на
сорок лет раньше, когда Константинопольская Церковь вычеркнула из своего
Диптиха для литургического поминовения папу Сергия IV, поскольку последний в
свое исповедание веры, которое включалось в послание его, направленное
Вселенской Патриархии после его интронизации, включил хорошо известное
filioque».
[26] Фактологически это доказуемо тем, что сам
прп. Сергий посылал своих учеников в Константинополь. Одним из таких ярких
примеров является ученик прп. Сергия прп. Афанасий Высоцкий (Старший),
основатель монастыря в Серпухове. Им были переведены с греческого языка многие
святые отцы, составлены сборники для иноков, которые отсылались в Серпухов и в
Троицкий монастырь. Одним из важных его деяний был перевод Иерусалимского
Типика (Устава) – «Око церковное», который был введен в Русской Митрополии свт.
Киприаном, митрополитом Киевским и Московским. Сам свт. Киприан был афонит и
последователь свт. Григория Паламы (См. Афанасий Высоцкий https://www.pravenc.ru/text/афанасий%20высоцкий%20старший.html)
Сам прп. Афанасий завершил свою жизнь в Студийском монастыре в Константинополе
в 1414 г. См. о. «Русской колонии» у И. М. Концевич. Стяжание Духа Святого на
путях Древней Руси. Часть. 3 «Связь с Востоком. Южнославянское литературное
влияние», а также о митрополите Киевском Феогносте, оказавшего огромное влияние
на создание и благоустроение Троицкой обители прп. Сергием. См. раздел:
Московские митрополиты - паламисты. Также Вздорнов Г. И. Роль славянских
монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания
и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв.// Труды
Отдела древнерусской литературы. Т. 23: Литературные связи древних славян/ Л.:
Наука, 1968. — 343 с.
В. Н. Лазарев . Новые
памятники византийской живописи XIV века. I. Высоцкий чин. — Византийский
временник, т. IV. М.—Л., 1951, стр. 122—131).
[27]
https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/#0_49
[28] Там же.
[29] См. Архим. Георгий
Капсанис, игумен монастыря прп. Григория. Роль православного монашества в
истории Церкви (Ὅσιος
Γρηγόριος, περίοδος
Β, ἔτος 2001, αριθμ. 26, σέλ. 33–50) //
https://apologet.spb.ru/ru/духовная-жизнь/25-православное-монашество/688-роль-православного-монашества-в-истории-церкви.html
«Монахи, имея опыт
общения с живым и истинным Богом, были и являются таковыми, которые чутки ко
всяким усилиям исказить веру. Несомненно, учителями веры являются епископы и
мирские пастыри. Монахи приобрели знаменитость тем, что всякий раз, когда вера
находится в опасности, они становятся ее исповедниками. Исповедовать веру
призваны все верующие: «Всякъ иже исповесть Мя предъ человеки и Азъ того
исповемъ пред Отцемъ Моимъ Небеснымъ» (Мф. 10: 32). Вклад в монашество великих
отцов пустынников состоит, во-первых, в том, что они в точности сохраняют и
исповедуют Православную веру».
[30] См. митрополит
Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос). Синодик Православия. THE MIND
OF THE ORTHODOX CHURCH. «The "Synodikon of Orthodoxy» http://www.pelagia.org/htm/b12.en.the_mind_of_the_orthodox_church.09.htm
https://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/15-хранение-догмата-в-церкви
/850-sinodik-pravoslaviya-mitropolit-ierofej.html (полная версия на англ. яз.).
https://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/15-хранение-догмата-в-церкви
/4342-mitropolit-navpaktskij-i-sv-vlasiya-ierofej-vlakhos-sh-ix-the-synodikon-of-orthodoxy-sinodik-pravoslaviya-povtornaya-publikatsiya.html)
(перевод на русский язык).
прп. Сергий Радонежский моли Бога о нас!
ОтветитьУдалитьНа земле начинаются засухи и голод. Нааерное пророк Илий скоро прийдет
ОтветитьУдалитьА А почему наши старцы такие как Кирилл Павлов ,Николай Гурьянов так не отстаивали чистоту веры православной когда в их время разцвела буйным цаетом ересь экуменизма ,сборник всех н
ОтветитьУдалитьересей.?