среда, 3 августа 2022 г.

Преподобный Никодим Святогорец: «Сегодня из-за дьявольских игрищ и сатанинских зрелищ святая христианская жизнь превратилась в игрища и театр».

 


«Плен, рабство, презрение и бесчестие попускает Бог игрокам, а также запустение городов, которые будут так же забыты, как и пять городов Содома и Гоморры» (прп. Никодим Святогорец).

***

Нет ничего дороже времени, но ничем так не пренебрегают, как временем. Нет ничего дороже, потому что, во-первых, если человек теряет что-либо ценное — золото, серебро, честь, славу или плотские удовольствия, то сможет приобрести их снова. Но только не время. Потерянное время невозможно вернуть назад никогда-никогда. Так же считает и божественный Златоуст: «Всем следует пренебрегать, но только не временем; если истратишь золото, можешь снова приобрести его, если же погубишь время, трудно воротить его» (Беседа 58 на Евангелие от Иоанна).

При всем при том христиане закрывают уши ладонями, как щитом, и не слышат призывы Святого Духа, обращенные к ним, полагая, что им до смерти еще очень далеко и гнев Божий их еще долго не коснется. К тому же они беззаботно убивают свое время на душевредные зрелища, мимов, охоту и тому подобное. То время, которое даровал им Бог, чтобы они покаялись и избавили себя от Божьего гнева. О великое обольщение, которым дьявол высмеивает и обманывает современных христиан и заставляет их вредить своей душе! Вот почему я и решил сегодня обличить такое обольщение и показать все то зло, которое причиняют упомянутые игры их участникам и зевакам, и убедить вас, что христианам не следует ни играть, ни участвовать, ни даже смотреть на них. Итак, я начинаю.

Игры приводят к дракам и убийствам

Игры вызывают злые помыслы, драки и кровопролитие. Из второй главы Второй книги Царств мы узнаем, как однажды встретились у озера в Гаваоне два полководца. Один был Авенир, начальник войска Иевосфея, сына Саула, со своими воинами. Другой — Иоав, начальник войска Давида с Авессой и Асаилом, его братьями, тоже со своими воинами. Когда они сидели вместе, Авенир велел молодым воинам поиграть и позабавить их. «И сказал Авенир Иоаву: пусть встанут юноши и поиграют перед нами» (2 Цар. 2:14). Те встали перед военачальниками и принялись играть. Когда воины начали игру, то помешались умом, и двенадцать юношей Авенира и двенадцать Иоава убили друг друга. Затем между войсками разгорелась настоящая битва, которая приумножила число убитых.

Игры, особенно карты, порождают много зла

Игры приводят к клятвопреступлениям, богохульству, лжи, гневу, убийствам, оскорблениям, сквернословию, превращающихся в запутанный клубок многих зол. Особенно этому способствует проклятая Богом игра в карты… Кто в силах вытерпеть, слыша, как картежники сыплют клятвами, точно семечками? Как они распаляются гневом и приходят в ярость и становятся словно одержимые! Утратив всякий страх Божий, они разевают свои болтливые пасти, изблевывая хулу на Господа, на веру, на святых с большей дерзостью, чем неверующие и бесы. Как они бесчинствуют и орут! Как выходят из себя от злости, особенно когда не выигрывают, а все больше и больше проигрывают. Вот какие печальные последствия игр!

Игроков сравнивают с ворами

Игры, ко всему прочему, всегда становятся причиной того, что государственные должности зачастую занимают злодеи и развратники. Из них один становится правителем, другой – полководцем, третий — еще каким-нибудь важным лицом. А вследствие этого пустеют города и целые области, множество душ гибнет и идет в ад. Вот почему мы находим в истории повесть о том, как английский король Генрих назначал наиболее недостойных людей на государственные должности при одном условии: если они честно играли в карты. Прав был мудрый Аристотель, когда причислял к ворам корыстолюбивых, алчных, картежников и прочих игроков. «А вот, — говорил он, — игрок в кости, вор одежды в бане и разбойник тоже относятся к скупым, ибо их нажива позорна» (Никомахова этика 4, 3).

Позволю себе сказать, что эти дьявольские затеи охлаждают благочестие, убивают страх Божий, лишают божественной любви и опускают несчастных людей до крайней степени религиозного равнодушия и апатии.

Какой вред игры наносят зрителям

Сатанинские игры причиняют одинаковое зло как участникам и устроителям, так и тем, кто с радостью смотрят такие зрелища. Тот, кто следит за игрой, подобным же образом вредит своей душе, ибо видит нечестивые безобразия, похотливые лица, страстные движения, слышит грязную брань, богохульства, ложь, пошлость и насмешки. Проще говоря, зрители этих затей всеми своими чувствами сами вонзают в сердце бесчисленные жала сладострастия и вреда, чем убивают свои несчастные души. Зрители этих затей заражаются ослаблением благочестия, утратой страха Божия, нерадивым отношением к Христовым заповедями и в конце концов опускаются до высшей степени отсутствия страха Божиего и пренебрежения к собственному спасению и забвению Божиего Суда, о котором слышим мы за утреней и Божественной литургией... Так у них весь день проходит без молитвы, без Бога, как у нехристей и нечестивцев.

«Какая выгода постящимся ходить на зрелища беззакония, посещать общее училище бесстыдства, публичную школу невоздержания, восседать на седалище пагубы? Действительно, дьявол, ввергнув город в театр, как бы в какую печь, затем поджигает снизу», — сказал Иоанн Златоуст.

Кто дает деньги игрокам, тот совершает грех

Дающие деньги тем, кто пляшет и играет в театрах, совершают тяжкий грех, ибо становятся виновниками погибели несчастных артистов. Как говорит божественный Златоуст, «ты подай нуждающемуся, а не давай пляшущему, чтобы с деньгами не погубить тебе и души его. Чрез неуместную щедрость ты становишься виновником его погибели. Если бы плясуны знали, что их искусство останется без прибыли, то они давно перестали бы заниматься им».

Игры — огромное препятствие на пути спасения христиан

Игры и зрелища причиняют не только зло. Они, кроме того, создают огромные препятствия на пути к спасению христиан. Ведь время, которое они могли бы потратить на свое спасение, расходуется на пустые и бесполезные дела. Вы, возлюбленные мои христиане, сотворены Богом в мире вовсе не для того, чтобы играть в игрушки, а чтобы творить добрые дела и благодаря этому унаследовать Царство Небесное. Как говорит Павел, «ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).

Почему же вы делаете все наоборот? Почему считаете, что жизнь дана вам для преуспевания в играх и развлечениях целыми днями? Как говорит Соломон, «они считают жизнь нашу игрою и житие прибыльною торговлею» (Прем. 15:12). Почему вы, дав обещание Богу при святом Крещении ненавидеть шествие сатаны, теперь преступаете свой обет, устраивая и снова проявляя любовь к сатанинским церемониям, которые, по словам божественного Златоуста, суть игрища и зрелища? Неужели вы, несчастные, не понимаете, что своими делами уподобляетесь псу, пожирающему свою блевотину, и свинье, что снова и снова возвращается в грязь? Как говорит апостол Петр, пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья валяться в грязи (2 Пет. 2:22). Ох! Боюсь, что и к вам относятся слова первоверховного Петра, которые он в свое время сказал о некоторых подобных грешниках, нарушающих свои обещания Богу, а именно: лучше бы вы вовсе не знали пути праведности и христианства, чем, узнав, презреть и возвратиться к прежним вашим злодеяниям. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2 Пет. 2:21).

Игры — занятие для детей, а не для взрослых

Воистину, ничего нет отвратительней, безобразней и омерзительней христианина, мужа в совершенных летах и убеленного сединой старца, который на глазах у всех сидит весь день на улице или в кабаке и играет в шашки, кости, мяч, карты и другие детские забавы, который гордится и радуется, как ребенок. Он то кричит, то орет (во все горло), подобно коту, то бегает и прыгает, как пантера, то затихает, точно змей, прикидывая про себя, как бы ему облапошить других игроков. Он обижается на оскорбления и сам оскорбляет других, подобно рабу. Такие люди к жизни относятся равнодушно, как нечестивцы. Какое вопиющее безобразие! Какой невыносимый позор для христианства! Как смеют такие ничтожества еще давать юношам советы не играть и не безобразничать, когда сами, будучи в преклонном возрасте, своими делами подают дурной пример? Да будет милостив к нам Бог! Ибо сегодня из-за дьявольских игрищ и сатанинских зрелищ святая христианская жизнь превратилась в игрища и театр.

Итак, современные христиане стоят перед необходимостью выбрать одно из двух: либо прекратить в дальнейшем заниматься играми и не посещать зрелища, либо, если они не остановятся, то будут недостойны носить свое славное имя. Ибо тот, кто хочет называться именем Христовым и быть христианином, должен держаться подальше от всякой неправды, греха, от всяких игрищ и зрелищ. Как говорит апостол Павел, «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19).

Какие епитимии налагают на игроков

Побойтесь страшных епитимий и канонов, принятых святыми апостолами, святыми Вселенскими Соборами, богоносными отцами нашей Церкви против тех, кто играют и ходят в театры, чтобы посмотреть на творящиеся в них безобразия. Что это за епитимии? Отлучение от Церкви, от Божественных таинств, запрет входить в церковь и удаление от христианского общения. Устрашитесь и других страшных наказаний, которые Бог посылает участникам всяких игрищ. Ибо святые апостолы в своем 43-м правиле отлучают мирян, занимающихся игрой в кости и прочими затеями. В их постановлениях говорится, что если эллин, который придет к вере Христовой, вдруг увлечется играми и зрелищами, да прекратит он свои забавы, иначе будет изгнан и не принят в веру Христову: «Кто предан бывающему на зрелище неистовству, или ловлям, или скачкам на лошадях, или боям на играх, тот или да отстанет от того, или да будет отринут» (Постановления святых апостолов. Кн. 2, гл. 32).

Итак, если божественные апостолы отлучают от веры Христовой язычников, которые ходят в театры, то тем более они так поступают и в отношении христиан, охотников до игр и зрелищ. Святой VI Вселенский Собор в 51-м каноне, на который мы уже ссылались ранее, отлучает мирян, любителей зрелищ, мимов, плясок и охоты на зверей. В конце канона говорится: «Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного». Божественный Златоуст в своем «Слове против зрелищ» запрещает христианам даже приближаться к театрам и предписывает отлучать от Церкви тех, кто вместо храма ходит только на увеселения. Он призывает так же отлучать от веры нарушителей церковных запретов и в «Беседе об оставивших Церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища».

Божественный Златоуст сам ходил на игры и зрелища и разгонял их

В Константинополе было место, где в воскресные и праздничные дни собирались христиане и устраивали игры, привлекавшие толпы зевак. Отец Иоанн не раз призывал верующих прекратить это безобразие, но тщетно. Его не слушались. В одно воскресенье отец Иоанн увидел, что в храме мало народу и большинство ушло на игрища, воспылал в душе ревностью, взял с собой всех священников и клириков. С крестами в руках они вышли из церкви и отправились прямо к злополучному месту, где Златоуст принялся так обличать народ в утрате страха Божия и участии в бесчинстве, что христиане, увидев его и услышав его мудрые и доброжелательные слова, весьма устыдились и разошлись и с того момента никогда больше там не собирались. Но стали ходить в церковь каяться и просить у святого отца прощения: «Покаянием наипаче очистившись, приближаться к Божиим церквам и испрашивать у Него прощения прегрешений».

Детям священников тоже не подобает устраивать и смотреть зрелища

Вот почему святые апостолы в своих священных канонах предписывают лишать сана священников и клириков, которые играют в кости и другие подобные игры. В 42-м правиле записано: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен». В 43-м правиле установлено: «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен». Святой VI Вселенский Собор в 24-м каноне запрещает посвященным и клирикам посещать театры и ипподромы и присутствовать и наблюдать на играх, а в 51-м каноне повелевает лишать сана тех клириков, которые играют или смотрят представления мимов или наблюдают за охотой. Не только священникам, но и их детям непростительно участвовать в подобных делах. Поэтому святой Поместный собор в Карфагене в 17-м каноне запрещает детям священников устраивать зрелища и смотреть на них. А царские и гражданские законы еще строже наказывают посвященных, которые участвуют в играх или только смотрят на них. Ибо в номоканоне Фотия в 27-й главе IX титула говорится, что 34-е постановление 4-го титула 1-й книги Кодекса [1] определяет, что если архиерей или клирик играет в кости или другие подобные игры, или общается с теми, кто играет, или сидит рядом и смотрит, как другие играют, отрешается от всякой священной степени и лишается кормления, которое он получал от епископии или клира, покуда не покается в определенный срок; если же пребудет во зле своем и по истечении времени, данного для покаяния, да будет совершенно изгнан из клира вместе со своим имуществом и станет куриалом [2], то есть светским чиновником той области, где он был клириком. Тому же самому подвергаются и те клирики, которые смотрят бои животных и прочие зрелища. 123-я новелла Юстиниана, согласно Арменопулу [3] предписывает низлагать клириков, которые согрешают игрой в кости или в другие забавы, и заключать таковых в монастырь. О монахах отдельно пишет святой Феодор Студит в Огласительном поучении в сырный пяток, что если какой монах много ест и много пьет или скачет и забавляется метанием диска или другими играми на сырной седмице, то по закону такой монах лишается причастия в пасхальный день. Ибо дело монахов — не игры, плясания или какое-либо иное нечестие, а непрестанно славословить Бога песнями и установленным последованием и чином, который передали нам святые отцы наши, и преуспевать, переходя от псалмопения к псалмопению, от чтения к чтению священных книг, от молитвы к молитве, как земные ангелы. Поэтому и образ монашеский называется ангельским за ангельскую жизнь, подобающую монахам. И как ангелы на небесах никакого иного дела не знают, кроме славословия Бога, так же и монахи должны вменять себе в непрестанное занятие молитву и славословие Бога. Итак, если святой Феодор запрещает монахам играть в игры на сырной седмице, то тем более он не разрешает играть в другое время. И если святой определяет, чтобы те, кто играют на Масленицу, не причащались на Пасху, это тем более касается играющих в остальные дни. Обрати внимание, святой говорит, что есть закон не причащаться на Пасху играющим монахам, то есть он хочет сказать, что не он сам так постановил, но что таков закон и решение святых отцов.

Какие наказания получают от Бога игроки

Плен, рабство, презрение и бесчестие попускает Бог игрокам, а также запустение городов, которые будут так же забыты, как и пять городов Содома и Гоморры. Так Бог грозит поступить с ними через пророка Иеремию: «Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. Играние твое обольстило тебя... И будет Идумея в запустении; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города» (Иер. 49:15–18).

Послесловие

Братья, если случится, что кто-либо из игроков или иных людей скажет вам: «Пойдем поиграем немного и посмотрим зрелище», то не слушайте его, будь он посвященным, клириком, начальником или даже правителем, и ответьте ему: «Мы до сих пор не знали, какое зло представляют игры и зрелища, но теперь нам известно, к каким великим бедствиям приводят они. сколько еще других несчастий влекут за собой, и потому оставьте нас в покое. Мы не пойдем с вами, ибо тогда нас отлучат от святых апостолов, поскольку мы подпадем под епитимии святых соборов, прогневим Бога и вынудим Его ниспослать на нас наказания, плен, бесчестие и много других бедствий. И хотим убедить вас, как наших собратьев, не ходить на всякие игрища и зрелища, дабы не видеть, какие безобразия и грехи творятся там сегодня. Если вы так будете поступать, возлюбленные мои христиане, то избавитесь от грехов, епитимий, божественных канонов и помешаете другим творить зло и тем самым подвигнете их на добрые дела. Как говорит Павел, «будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24).

Повторяю, так поступая и помогая друг другу добрым словом и примером, все вы положите начало святой, добропорядочной и благочестивой жизни, как и подобает христианам. За это, несомненно, вы удостоитесь Царства Небесного, которого да сподобимся все мы благодатию сладчайшего Иисуса Христа, Сына Божия, Которому слава и держава с Отцом и Духом во веки веков. Аминь.

 


[1] Имеется в виду Кодекс императора Юстиниана (529 г.). — Примеч. пер.

[2] Во времена поздней Римской империи должность куриала, то есть члена городского правительства, окончательно утратила свой былой престиж и превратилась в обременительную повинность, которую государство возлагало на плечи граждан в качестве наказания: все свои должностные обязанности куриал выполнял за счет собственного имущества. Среди тех, кто не мог привлекаться к службе в городских куриях, были клирики, поэтому те из них, кто лишались сана, закономерно становились пожизненными куриалами. — Примеч. пер.

[3] Имеется в виду «Шестикнижие Арменопула» — частная кодификация византийского права, созданная верховным судьей г. Фессалоники К. Арменопулом около 1345 г. – Примеч. пер.

 

Отрывок из книги прп. Никодима Святогорца «Благонравие христиан или о том, как подобает и как не подобает поступать христианам». // Слово VI, в котором говорится о том, что христианам негоже играть в шашки, карты, камешки, салочки, участвовать в состязаниях и тому подобных затеях и даже смотреть такие зрелища. Полный текст см. здесь

4 комментария:

  1. Спасибо за эту статью. Знаю, что многие пренебрегают этим, как чем-то маловажным. Даже т дети священнослужителей играют в видео игры. И очень тяжело объяснять своим детям, что это не богоугодно, когда они ставят в пример сыновей наших батюшек, кто во всю играют и на т4лефоне и в другие игры... Тяжело найти пример и показать его детям на их ровестниках... Спаси Господи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А еще в голове не укладывается Господь на ослике и священослужители на крутых машинах ...даже с охраной. От кого охрана? Или Господь не всемогущий?

      Удалить
  2. Все дети сейчас играют. Что с этим делать? Христианские дети играют, и попробуй своим запрети, если их друзья из церкви играют!

    ОтветитьУдалить
  3. И карточки и лазерная печать на лоб, вся Система "Зверя"(спутники, вышки, компьютеры, коллайдеры, видеокамеры, сканеры и нано-чипы в людях(с вакцинацией) - все готово, антихрист идет в мир, на фоне спланированной войны и искусственно создаваемого голода и заражений, объявится для коронования, как миротворец, "мессия" и гений-политик...(Апокалипсис гл.12-16 и т.д.) Включат поле и все чипированные вакцинами, увидят его в своем воображении и по команде, послушно придут от него в восторг... и примут его. Кого-то зачистят в лагерях; будем молиться Богу, друзья, о укреплении, пока есть время и успеть покаяться в грехах за всю жизнь.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!